МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теории и практики современной психологиии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихология безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Психология_ПБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 9
индивидуальные консультации 40
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 9 9 9 9
Консультации 40 40 40 40
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат наук, доцент, Волкова Т.Г.

Рецензент(ы):
кандидат наук, доцент, Шамардина М.В.

Рабочая программа дисциплины
Теории и практики современной психологиии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.07.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г.,канд.психол.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.07.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г.,канд.психол.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – ознакомление студентов с ведущими концепциями и методами психотерапии.
Задачи:
1.Изучение основных понятий, категорий, принципов, моделей человека в фундаментальных направлениях психотерапии.
2.Сравнительный анализ представлений об источниках возникновения психологических проблем, стратегий оказания помощи в их решении, методах практической работы в различных психотерапевтических подходах.
3.Углубление знаний студентов о специфике психотерапевтического процесса в рамках психоаналитического, бихевиорального, когнитивно-бихевиорального, гуманистического, экзистенциального направлений.
4.Организация условий для активного присвоения знаний студентами по курсу с помощью элементов обучающего тренинга базовым психотерапевтическим умениям.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 Способен организовывать научное исследование в сфере профессиональной деятельности на основе современной методологии
ОПК-2 Способен планировать, разрабатывать и реализовывать программы научного исследования для решения теоретических и практических задач в сфере профессиональной деятельности, применять обоснованные методы оценки исследовательских и прикладных программ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о специфике встречи клиента и психотерапевта, толерантно воспринимая социальные, культурные, этнические, конфессиональные различия.
- основные понятия психотерапии, базовые теории и методы оказания психотерапевтической помощи.
- цели, задачи, принципы, приемы оказания стандартной психотерапевтической помощи в индивидуальном и групповом контексте с точки зрения традиционных психотерапевтических методов и технологий.
3.2.Уметь:
3.2.1.- толерантно относиться к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям клиентов в психотерапевтической практике.
- применять на практике знания о направлениях психотерапии в различных областях профессиональной деятельности.
- применять на практике стандартные базовые процедуры психологической помощи в индивидуальном и групповом контексте с использованием традиционных методов и технологий.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- толерантного отношения к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям клиентов в психотерапевтической практике.
- предоставления информации о психотерапии как методе оказания помощи клиенту в решении личностных сложностей.
- осуществления стандартных базовых процедур психологической помощи в индивидуальном и групповом контексте с использованием традиционных методов и технологий.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теории и практики как направления современной работы психолога
1.1. Понятие «теории» и "Практики" в контексте психологического знания. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Современные классификации направлений в психологической теории Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Психоанализ как метод психотерапии
2.1. Психоанализ как особое направление в психотерапии. Теория объектных отношений Лекции 1 2 Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.2. Классический психоанализ Практические 1 1 Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.3. Классический и современный психоанализ Сам. работа 1 1 Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
2.4. Современный психоанализ Практические 1 1 Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 3. Бихевиоральная психотерапия
3.1. Бихевиоральное направление в психологии и психотерапии. Лекции 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.2. Бихевиоральная психотерапия Сам. работа 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
3.3. Бихевиоральная психотерапия Практические 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 4. Когнитивно-бихевиоральное и когнитивное направление в психотерапии
4.1. Когнитивное и когнитивно-бихевиоральное направление в психотерапии Лекции 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.2. Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе Практические 1 2 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.3. Когнитивно-бихевиоральное направление в терапевтической работе Сам. работа 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
4.4. Феномен выученной беспомощности. Самоэффективность. Терапия реальностью. Лекции 1 1 Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 5. Гуманистическая психотерапия
5.1. Гуманистический подход в психотерапии Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3
5.2. Гуманистическое направление в психотерапии Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3
5.3. Гуманистическое направление в психотерапии Сам. работа 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3
5.4. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3
5.5. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3
5.6. Теория и практика клиент-центрированной психотерапии Сам. работа 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3
5.7. Гештальттерапия Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3
5.8. Гештальттерапия Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3
5.9. Гештальттерапия Сам. работа 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3
5.10. Транзактный анализ как психотерапевтическое направление Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
5.11. Транзактный анализ как психотерапевтическое направление Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
5.12. Транзактный анализ как психотерапевтическое направление Сам. работа 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
Раздел 6. Экзистенциальный подход в психотерапии
6.1. Теория и методология экзистенциальной психотерапии Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3
6.2. Экзистенциальные проблемы личности Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3
6.3. Экзистенциальные проблемы личности Сам. работа 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3
Раздел 7. Телесно-ориентированная психотерапия.
7.1. Общее представление о телесно-ориентированной психотерапии Лекции 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
7.2. Категоризация проблематики и диагностика в психотерапевтической работе с телом. Практические 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
7.3. Метафорический подход к классификации личностных проблем Практические 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
7.4. Метафорический подход к классификации личностных проблем Сам. работа 1 1 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
7.5. Терапевтические подходы в современной телесно-ориентированной психотерапии Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.3
7.6. Консультации 1 40
7.7. Экзамен 1 27 Л2.5, Л2.1, Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.4, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Филиппова Е.В. - Отв. ред. ДЕТСКАЯ И ПОДРОСТКОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Ромек В.Г. ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Фанталова Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта: Научные монографии Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л2.4 Шумский В.Б. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОТЕРАПИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.5 ред. Д. Циантис ; пер. В.И. Белопольский Работа с родителями: Психоаналитическая психотерапия с детьми и подростками: Москва : Когито-Центр, 2006 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 университетская библиотека on-line www.biblioclub.ru
Э2 электронно-библиотечная система издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1.Windows 7 Professional;
2.Office 2010 Professional
3.7-Zip
4.AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В ходе освоения дисциплины необходимо посетить 90% аудиторных занятий, активно участвовать в обсуждении вопросов практических занятий и ответить на вопросы экзамена.

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме;
изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к экзамену.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовке к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Дя подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.