МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектирование и менеджмент программ психологического вмешательства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихология безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Психология_ПБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 34
индивидуальные консультации 42
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 34 34 34 34
Консультации 42 42 42 42
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к. психол.н., Доцент, Волкова Т.Г.

Рецензент(ы):
к.психол.н., доцент, Любимова О.М.

Рабочая программа дисциплины
Проектирование и менеджмент программ психологического вмешательства

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Срок действия программы: 2021-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: углубление представлений о психологическом консультировании по проблемам здоровья и самочувствия

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5Способен разрабатывать и реализовывать научно обоснованные программы вмешательства профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, групп и (или) организаций
ОПК-5.1 Знает основные подходы к разработке научно обоснованных программ вмешательства профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, групп и (или) организаций
ОПК-5.2 Умеет разрабатывать научно обоснованные программы вмешательства профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, групп и (или) организаций
ОПК-5.3 Владеет навыками реализации программ вмешательства профилактического, развивающего, коррекционного или реабилитационного характера для решения конкретной психологической проблемы отдельных лиц, групп и (или) организаций
ОПК-7Способен вести просветительскую и психолого-профилактическую деятельность среди различных категорий населения с целью повышения психологической культуры общества и понимания роли психологии в решении социально- и индивидуально значимых задач в сфере охраны здоровья и смежных с ней областей
ОПК-7.1 Знает существующие подходы к просветительской деятельности среди различных категорий населения с целью повышения психологической культуры общества
ОПК-7.2 Умеет вести просветительскую деятельность по психологическим проблемам среди различных групп населения
ОПК-7.3 Владеет приемами и средствами просветительской деятельности с целью повышения психологической культуры общества
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.понятие психологического консультирования, его цели, задачи; принципы, приемы психологического консультирования по вопросам здоровья и самочувствия.
3.2.Уметь:
3.2.1.консультировать клиентов разного возраста по проблемам, связанным со здоровьем и самочувствием.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.техническими приемами, опытом консультирования клиентов разного возраста по проблемам, связанным со здоровьем и самочувствием.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Психология здоровья. Психологическое здоровье личности. Лекции 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Психологическое консультирование по вопросам здоровья и самочувствия. Лекции 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Специфика раскрытия понятий: личность, здоровье, психологическое здоровье личности, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического и др. направлений. Практические 2 6 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Фазы консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы, сбор информации о проблеме клиента, работа с проблемой, поиск способов решения проблемы, завершение беседы. Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Специфика раскрытия понятий: личность, здоровье, психологическое здоровье личности, психологическая проблема, цель помощи с позиций бихевиорально-когнитивного, экзистенциально-гуманистического, психоаналитического и др. направлений. Сам. работа 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Фазы консультативной беседы: знакомство с клиентом и начало беседы, сбор информации о проблеме клиента, работа с проблемой, поиск способов решения проблемы, завершение беседы. Сам. работа 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2.
2.1. Психологическое консультирование клиентов в случае неизлечимой болезни. Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Психологическое консультирование клиентов в случае хронических заболеваний. Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Психосаматические вопросы психологии здоровья. Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Консультирование клиентов, переживающими тревогу, агрессию, вину, стыд, страх. Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Техники работы с клиентом, переживающим утрату. Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Консультирование в случае эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Практические 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Особенности консультирования клиентов, испытывающих трудности в социализации и адаптации. Лекции 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Тревога в структуре невротической личности.Тревога с точки зрения различных психотерапевтических подходов. Основные отличия тревоги и страха.Уровни физиологического и психологического проявления тревоги. Механизм возникновения тревоги. Стратегии работы с клиентом, проявляющим тревогу. Сам. работа 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.9. Понятие внутрипсихического конфликта. Модель внутрипсихического конфликта: источник, типология. Полярность как универсальный невротический механизм внутрипсихического конфликта. Стратегии работы с внутрипсихическими конфликтами. Сам. работа 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.10. Страх: понятие, виды, природа, индикаторы. Выявление социальных страхов при взаимодействии с социумом. Техника работы с проективными и конфлюэнтными страхами. Работа со страхом, как обучение клиента поддерживать самого себя и опираться на собственную силу. Сам. работа 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.11. Вина: понятие, механизм формирования. Виды вины. Невротическая вина.Стратегии работы с человеком, испытывающим истинную, невротическую, экзистенциальную вину. Сам. работа 2 4 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.12. Стыд как аффект принадлежности и зависимости.Опыт стыда. Стратегии и издержки его преодоления. Работа со стыдом в психотерапевтической практике. Сам. работа 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.13. Агрессия: понятие, природа, способы психологического воздейсвия в индивидуальной психологической беседе. Сам. работа 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.14. Консультирование по поводу психологических трудностей в планировании, выполнении различных видов деятельности, осуществлении выбора, постановке целей, поиске способов реализации целей, урегулировании конфликтов. Сам. работа 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.15. Особенности психологического консультирования клиентов с синдромом эмоционального выгорания. Сам. работа 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.16. Технические приемы, позволяющие консультанту оптимизировать процесс социализации и адаптации клиента. Сам. работа 2 2 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3 Л1.1, Л2.1
2.17. Консультации 2 42 ОПК-5.1, ОПК-5.2, ОПК-5.3, ОПК-7.1, ОПК-7.2, ОПК-7.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

Вопрос 1
Укажите какие бывают виды психологических программ? (а.все ответы верны,б.развивающие, в.коррекционно-развивающие, г.просветительские, д.образовательные)
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.



ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Укажите какие виды психологических программ направлены на просвещение?
ОТВЕТ: просветительские


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотренно
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

Примерный перечень теоретических вопросов к экзамену\зачету
1. Понятие «психологическое проектирование программ».
2. Специфика психологических программ консультирования по проблемам здоровья и самочувствия.
3. Этические принципы психологической работы.
4 . Гнев: понятие, природа возникновения. Стратегии психотерапевтического воздействия в программах вмешательства.

Примерные практические вопросы к экзамену\зачету
1. Придумайте и напишите пример обращения (жалобы) клиента и запроса на консультативную помощь по вопросам здоровья и самочувствия.
2. Примените технику «Парадоксальных вопросов» на следующие слова клиента: «У меня никогда ничего не получится».
3. Какие вопросы можно задать ребенку 7 лет при работе со страхом темноты.
9. Придумайте и сформулируйте один вопрос, помогающий узнать чувства клиента, и один вопрос, позволяющий узнать мысли.
4. Сформулируйте вопросы, помогающие ассимилировать интроект.
5. Сформулируйте вопросы, направленные на обращение ретрофиксии.
6. Сформулируйте вопросы, направленные на присвоение проекции.
7. Сформулируйте вопросы, направленные на работу с конфлюенцией.
8. Сформулируйте вопросы, помогающие клиенту осознать границы собственной ригидности.
9. Какие бы психологические интервенции Вы применили в случае работы с клиентом с дистимным типом акцентуаций характера.
10. Какие бы психологические интервенции Вы применили в случае обращения за помощью клиента с неизлечимой болезнью.
11. Напишите, какие технические приемы психологического консультирования Вы бы посчитали нужными использовать в случае переживания родителями инвалидности их ребенка.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учебно-методическое пособие Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Мicrosoft Office Excel, Microsoft Office Word, MS PowerPoint
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации студенту

Для полноценного успешного освоения материала студентам рекомендуется:
1. Обязательное посещение лекционных занятий, ведение конспектов лекций, применение информации, полученной на лекциях при подготовке домашних заданий, творческих заданий, прохождения тестов по предмету, сдачи экзамена.
2. Обязательное посещение практических занятий, выступление на практических занятиях; при подготовке к практическим занятиям необходимо вдумчивое знакомство с обязательной и дополнительной литературой, указанной в рабочей программе дисциплины.
3. Активное участие в различных формах проведения практических занятий, а именно: обсуждение домашних заданий; дискуссиях, выполнении индивидуальных практических заданий, творческих заданиий и др.
4. При подготовке доклада студенту рекомендуется:
1. Составить план выступления;
2. При изложении материала стремиться воспроизвести содержание в доступной для слушателей форме;
3. Обозначать авторов научных подходов (идей, положений, взглядов и др.)
4. Подготовить примеры для иллюстрации ключевых положений доклада;
5. Время доклада 10 минут;
6. После доклада выступающий отвечает на вопросы аудитории;
7. Приветствуется использование электронной презентации;
8. Предварительно, в письменном виде (не более 1-2 стр.) по материалу доклада составляется краткое резюме, которое может быть использовано другими слушателями в процессе подготовки к экзамену.