Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.04.01. Психология |
Профиль | Психология безопасности |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 37_04_01_Психология_ПБ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 12,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 |
Сам. работа | 25 | 25 | 25 | 25 |
Консультации | 50 | 50 | 50 | 50 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г.
1.1. | Курс направлен на формирование цифровой культуры в области прикладной тестологии для решения задач, связанных с измерением и прогнозированием в управлении и бизнесе. Курс ориентирован на базовые компетентности в области компьютерного софтинга с применением экспертных систем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03 |
ПК-6 | Способен осуществлять психологическую экспертно-диагностическую деятельность по оценке психологической безопасности образовательной среды образовательной организации. |
ПК-7 | Способен осуществлять экспертно-диагностическую деятельность оценки психологической безопасности среды в социальной практике |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основы разработки и применения экспертных систем в психологии, иметь представление о месте психологического инжиниринга в секторе R&D и перспективах развития компьютерного софтинга в прикладной тестологии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ориентироваться в когнитивной инженерии и компьютерной психодиагностике для решения прикладных задач в области психологии управления и психологии бизнеса |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | элементарными навыками пользователя экспертных систем с интерфейсом математического моделирования |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Прикладной статус инженерной психологии. | ||||||
1.1. | Проблемы использования математики и компьютерного софта в психологии. | Лекции | 4 | 2 | Л1.3 | |
1.2. | Развитие инжиниринга в тестологии и психометрике | Лекции | 4 | 2 | Л3.1, Л1.3 | |
1.3. | Экспертные системы в психологии и когнитивных науках. | Консультации | 4 | 50 | Л1.2 | |
Раздел 2. Анализ обратной связи: когнитивная теория и инженерия. | ||||||
2.1. | Понятие «обратной связи». Когнитивные и инженерные науки в изучении обратной связи. | Лекции | 4 | 2 | Л1.2 | |
2.2. | Вычислительная парадигма в когнитивном анализе. Идеи «новой арифметики» (теория нечеткой логики, мягких вычислений, вербальных вычислений и представлений). | Лекции | 4 | 2 | Л2.4, Л1.2 | |
2.3. | Теория и методы измерения ментального отклика. | Лекции | 4 | 2 | Л1.1 | |
Раздел 3. Новые методы обработки информации в психологии | ||||||
3.1. | Задачи и методы измерения и прогнозирования в психологии | Лекции | 4 | 2 | Л3.3, Л1.1 | |
3.2. | Измерение комплиментарности, партиципации и других эффектов группового поведения и взаимодействия | Практические | 4 | 4 | Л3.2, Л2.3, Л2.1 | |
3.3. | Исследования скрытой социальной когниции и мотивации. | Практические | 4 | 2 | Л2.3, Л2.1 | |
3.4. | Исследования потребительских ожиданий и прогноз поведения. | Практические | 4 | 2 | Л2.3, Л2.1 | |
3.5. | Исследования схем принятия решений. | Практические | 4 | 2 | Л2.2 | |
3.6. | Исследования ментального отклика и ментальных рисков. | Практические | 4 | 2 | Л1.4 | |
Раздел 4. Компьютерные системы для диагностики, анализа и прогнозирования. | ||||||
4.1. | Проблемно-ориентированные системы в психологии | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.1 | |
4.2. | Прецедентные системы. | Сам. работа | 4 | 2 | Л1.1 | |
4.3. | Системы семантического моделирования | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.1 | |
4.4. | Тестовые экспертные системы. | Лекции | 4 | 2 | Л2.5 | |
Раздел 5. Экспертные системы в психологии: области приложений. | ||||||
5.1. | Концепция «извлечения экспертных знаний» в инженерной психологии. | Лекции | 4 | 2 | ||
5.2. | Тестовые экспертные системы в маркетинге и рекламе. | Практические | 4 | 4 | Л1.4 | |
5.3. | Тестовые экспертные системы в маркетинге и рекламе. | Сам. работа | 4 | 2 | ||
5.4. | Тестовые экспертные системы в менеджменте и управлении персоналом. | Практические | 4 | 4 | Л1.4 | |
5.5. | Тестовые экспертные системы в менеджменте и управлении персоналом. | Сам. работа | 4 | 7 | ||
5.6. | Экспертные системы в спортивной психологии. | Практические | 4 | 2 | Л1.4 | |
5.7. | Экспертные системы в спортивной психологии. | Сам. работа | 4 | 2 | ||
5.8. | Экспертные системы в педагогике и образовании. | Практические | 4 | 2 | Л2.4 | |
5.9. | Экспертные системы в педагогике и образовании. | Сам. работа | 4 | 2 | Л2.4 | |
5.10. | Тестовые экспертные системы анализа языка и речи. | Практические | 4 | 2 | Л1.4 | |
5.11. | Тестовые экспертные системы анализа языка и речи. | Сам. работа | 4 | 2 | Л1.4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену. 1. Проблемы использования математики и компьютерного софта в психологии. 2. Развитие инжиниринга в тестологии и психометрике. 3. Экспертные системы в психологии и когнитивных науках. 4. Когнитивные и инженерные науки в изучении обратной связи. 5. Вычислительная парадигма в когнитивном анализе. 6. Идеи «новой арифметики» (нечеткой логики, мягких вычислений, вербальных вычислений и представлений). 7. Теория и методы измерения ментального отклика. 8. Задачи и методы измерения и прогнозирования в психологии. 9. Измерение эффектов группового поведения и взаимодействия. 10. Исследования скрытой социальной когниции и мотивации. 11. Исследования потребительских ожиданий и поведения. 12. Исследования схем принятия решений. 13. Исследования ментального отклика и ментальных рисков. 14. Проблемно-ориентированные системы в психологии. 15. Прецедентные системы. 16. Системы семантического анализа и моделирования. 17. Тестовые и экспертные системы. 18. Системы оценки и принятия решений. 19. Концепция «извлечения экспертных знаний» в инженерной психологии. 20. Экспертные системы в маркетинге. 21. Экспертные системы в рекламе. 22. Экспертные системы в инновационном менеджменте. 23. Экспертные системы в спортивной психологии. 24. Экспертные системы в педагогике и образовании. 25. Экспертные системы анализа языка и речи. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Темы рефератов. 1. Современный статус инженерной психологии. 2. Компьютерная психодиагностика и тестология. 3. Когнитивные науки в изучении обратной связи. 4. Инженерные науки в изучении человеческого фактора и обратной связи. 5. Вычислительная парадигма в когнитивном анализе. 6. Проблема измерения и прогнозирования в экспертных системах. 7. Виды экспертных систем и их приложения. 8. Новые методы обработки информации в психологии. 9. Исследования механизмов группового взаимодействия. 10. Исследования механизмов группового решения. 11. Исследования скрытой социальной когниции и мотивации. 12. Исследования потребительских ожиданий и поведения. 13. Исследования схем принятия решений. 14. Исследования ментального отклика и ментальных рисков. 15. Тестовые и экспертные системы в психодиагностике. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.Приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_ТЭС в управлении и бизнесе.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Станкевич, Л. А. | Интеллектуальные системы и технологии: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/76803B26-53CE-4A3F-8311-93B0E8340C6B |
Л1.2 | Загорулько, Ю. А. | Искусственный интеллект. Инженерия знаний : учеб. пособие для вузов | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/3276B4D4-A6AE-4996-8A2D-986F8A3C4CA6 |
Л1.3 | Гасанов, Э. Э. | Интеллектуальные системы. Теория хранения и поиска информации : учебник для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/35674954-F426-48AD-BCFA-AE66941B0251 |
Л1.4 | А.П.Супрун, Н.Г.Янова, К.А.Носов | Метапсихология: релятивистская психология, квантоваяпсихология и психология креативности: монография | URSS, 2019 | |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Болотова, Л. С. | Системы поддержки принятия решений в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/95EA8519-7EAA-40E4-BE76-7E54E460DA29 |
Л2.2 | Кравченко, Т. К. | Системы поддержки принятия решений : учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/27131BA4-DD20-48BA-B309-C1223F080912 |
Л2.3 | Болотова, Л. С. | Системы поддержки принятия решений в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/C90DDED3-403C-4BD2-9DBF-CB02D82E39AF |
Л2.4 | Маслак, А. А. | Теория и практика измерения латентных переменных в образовании : монография | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/7A5BDE15-AE64-4648-9A31-B515BF15A37A |
Л2.5 | В. Г. Халин | Системы поддержки принятия решений : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru/book/377F62B1-1901-42C4-BE63-AA4E9A8EAEFB |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Янова Н.Г. | Психометрика: учеб. программа и методические рекомендации: учебно-метод.пособие (электронный ресурс) | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л3.2 | Янова Н.Г. | Психодиагностика: учеб. программа и методические рекомендации: электронный ресурс | АлтГУ, 2017 | elibrary.asu.ru |
Л3.3 | Янова н.Г. | Измерение и прогнозирование в психологии: учеб.-метод. пособие | Азбука, 2017 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Место прецедентных экспертных систем в общей структуре инновационного менеджмента | www.begin.ru | ||
Э2 | Roy Lachman Expert systems: A cognitive science perspective | link.springer.com | ||
Э3 | Yanova N.G. Relativistic psychometrics in subjective scaling..// Elsevier Procedia Computer Science. 2016 | www.sciencedirect.com | ||
Э4 | Yanova N.G. Decision support systems for teambuilding.// Elsevier Procedia Computer Science. 2017. | www.sciencedirect.com | ||
Э5 | portal.edu.asu.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Экспертные системы: Phonolog.doc, Marketing Power, Staff Expert - разработки базовой кафедры психометрики и педагогической квалиметрии Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. ПЕДАГОГИКА Экспертная система для выработки рекомендаций по улучшению качества педагогических и психологических тестов http://vestnik.tspu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1397&Itemid=276 Построение экспертной системы выбора рациональной стратегии на рынке труда Для выпускника вуза http://www.ipdn.ru/rics/vk/_private/vk8/122-131.pdf Выбор критериев эффективности для педагогической экспертной системы, осуществляющей оценку качества обучающих тестов // Кокшарова Е.А. » http://elibrary.ru/contents.asp?Issueid=648056 2. ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Модель экспертной системы диагностики знаний студентов по психологии http://www.dissercat.com/content/model-ekspertnoi-sistemy-diagnostiki-znanii-studentov-po-psikhologii Экспертный анализ организационно-психологической реальности системы образования // Хребина С.В. » Http://elibrary.ru/contents.asp?Issueid=539366 http://www.uni-altai.ru/Journal/pedagog/pedagog_4/articl_18.html 3. ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ http://www.bizeducation.ru/library/management/innov/10/zalubovsky.htm Экспертные системы - «за» и «против» http://www.npo-etalon.ru/sup03.htm 4. ПСИХОДИАГНОСТИКА Методологические положения и специфика конструирования экспертных психодиагностических систем (часть i) // Червинская К.Р. » http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=942676 Экспертные психодиагностические системы как инструмент решения задач экспресс психологической диагностики // Червинская К.Р. » http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=647322 К вопросу о формализации знаний и опыта медицинских психологов по интерпретации результатов тестирования испытуемых// Червинская К.Р. http://www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2011_1_6/nomer/nomer19.php Экспертные системы в компьютерной психодиагностике http://www.library.mephi.ru/data/scientific-sessions/2002/3/137.html Компьютерные инструментальные системы для диагностики, анализа и прогнозирования http://www.ht.ru/cms/component/content/article/101087 http://teletesting.ru/modules/articles/index.php?op=viewarticle&artid=12 (Профэксперт) http://www.psychometrica.ru/index.php/program-about/programm-about (ПсихометрикЭксперт) 5. ИНЖЕНЕРНАЯ ПАРАДИГМА Методологический анализ формальных оснований экспертных систем // Резников В.М. » Http://elibrary.ru/contents.asp?Issueid=642896 http://siberia-soft.ru/es (примеры экспертных АБД) http://ai.obrazec.ru/aiexpert.htm (Методика построения ЭС) Д.И. Муромцев. Введение в технологию экспертных систем. – СПб: Спб ГУ ИТМО, 2005. – 93 с. http://www.insycom.ru/html/metodmat/pz/ExpertSystems.pdf http://www.isa.ru/aidt/images/documents/2010-02/26_35.pdf |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) 6.1. Рекомендуемая литература 6.1.1. Основная литература Л1.1 Сойер Б., Фостер Д. Программирование экспертных систем. Пер. с англ.: монография М «Финансы и статистика», 2010 Л1.2 Левин Р., Дранг Д., Эделсон Б. Практическое введение в технологию искусственного интеллекта и экспертных систем Пер. с англ: монография. М., Мир, 2011 Л1.3 Муромцев Д.И. Введение в технологию экспертных систем: монография.СПб: Спб ГУ ИТМО, 2005 Л1.4 Таунсенд К., Фохт Д. Проектирование и программная реализация экспертных систем на персональных ЭВМ.Пер. с нем: монография М, Авт. и выч. техн., 2005 Л1.5 Decker, H., Lhotska, L., Link, S., Spies, M., Wagner, R.R. (Eds.):Database and Expert Systems: 25th International Conference, DEXA 2014, Munich, Germany, 2014 Springer International, 2014 6.1.2. Дополнительная литература Л2.1 Червинская К.Р. Концепция «извлечения экспертных знаний» в инженерно -психологическом контексте : Вестник Санкт- Петербургского университета.Серия 12. – Вып. 3.СПбГУ,2008 Л2.2 Anderson, J.R The architecture of cognition : учебник (Cambridge) MA: Harvard University Press, Л2.3 Резников В.М. Методологический анализ формальных оснований экспертных систем: Сибирский философский журнал т.7 №3, 2009 Л2.4 Резников В.М. Экспертная система шестого поколения: монография. М, УП, 2015 Л2.5 Залюбовский И. Компьютерный инструментарий инновационного менеджмента: монография М, УП, 2008 Л2.6 Маликова С. Экспертные системы в кадровой деятельности: монография М., Служба кадров и персонал, 2007 6.1.3. Дополнительные источники Л3.1 Янова н.Г. Измерение и прогнозирование в психологии: учеб.-метод. пособие Азбука, 2017 http://elibrary. asu.ru/handle/ asu/4193 Л3.2 Янова Н.Г. Психометрика: учеб. программа и методические рекомендации: учебно-метод.пособие (электронный ресурс) АлтГУ, 2017 http://elibrary. asu.ru/handle/ asu/4191 Л3.3 Янова Н.Г. Психодиагностика: учеб. программа и методические рекомендации: электронный ресурс АлтГУ, 2017 http://elibrary. asu.ru/handle/ asu/4188 Статьи НИР/НИОКР с использованием ТЭС кафедры Психометрики и педагогической квалиметрии: Янова Н.Г. Оценка удовлетворенности качеством образования: модели измерения и системы обратной связи. В сборнике: Евразийское образовательное пространств: новые вызовы и лучшие практики.Межд. образ. форум Алтай — Азия 2014: Барнаул: Изд-во Алт.Ун-та 2014.—с.227-233 Янова Н.Г. Роль образовательных медиа-продуктов в развитии познавательной мотивации: тестирование обратной связи // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы. Материалы XV Международных чтений памяти Л.С. Выготского. РГГУ/МГУ –Москва, 2014. Янова Н.Г. Тестовые экспертные системы в психодиагностике: новые подходы в психометрике // Современная психодиагностика России. Преодоление кризиса. Сборник материалов III Всероссийской конференции по психодиагностике / под ред. А.Н.Батурина. – Челябинск, 2015. Янова Н.Г. Тестовые экспертные системы моделирования ментального отклика // Фундаментальные проблемы психологии. Материалы межд. науч. конф. / под ред. В.М. Аллахвердова. – СПбГУ, 2015. Янова Н.Г. Тестовые экспертные системы в диагностике внутренней речи // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского, Москва, / под ред. В.Т. Кудрявцева: В 2 ч. Ч.1. – Москва, 2015. Янова Н.Г. Тестовая экспертная система фонетического анализа текста 'PHONOLOG.DOC' /Процедуры и методы экспериментально-психологических исследований. Сер. Интеграция академической и университетской психологии. Москва, 2016 Изд-во: Институт психологии РАН |