МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психолого-педагогическое консультирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной психологии и педагогического образования
Направление подготовки37.04.01. Психология
ПрофильПсихологическое консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_04_01_Психология_ПК-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 108
индивидуальные консультации 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 32 32 32 32
Сам. работа 108 108 108 108
Консультации 60 60 60 60
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
доцент, Дынникова Е.С.

Рецензент(ы):
д-р психол.н., Зав. кафедрой, Ральникова И.А.

Рабочая программа дисциплины
Психолого-педагогическое консультирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 37.04.01 Психология (приказ Минобрнауки России от 29.07.2020 г. № 841)

составлена на основании учебного плана:
37.04.01 Психология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной психологии и педагогического образования

Протокол от 09.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Ирина Александровна Ральникова, д.психол.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель: углубление представлений о психологическом консультировании в образовательной сфере

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач в области психологического консультирования
ПК-1.1 Знает методологические и теоретические основы научно-исследовательской деятельности, методы оценки и тестирования в науке и образовании
ПК-1.2 Умеет проектировать дизайн научного исследования
ПК-1.3 Владеет навыками использования математических методов верификации научных гипотез
ПК-2Способен осуществлять разные виды психологического консультирования участников образовательного процесса
ПК-2.1 Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы
ПК-2.2 Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам участников образовательного процесса (клиентов)
ПК-3Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в образовательной практике
ПК-3.1 Знает принципы анализа процесса психологической консультации
ПК-3.2 Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из образовательной практики
ПК-4Способен осуществлять разные виды психологического консультирования в сфере социального обслуживания
ПК-4.1 Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы
ПК-4.2 Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам клиентов сферы социального обслуживания
ПК-5Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в сфере социального обслуживания
ПК-5.1 Знает принципы анализа процесса психологической консультации
ПК-5.2 Владеет навыками анализа и оценки работы с консультативным случаем из социальной практики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает понятие, этику, виды, формы, психологического консультирования, этапы консультативной беседы; принципы анализа процесса психологической консультации
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет проектировать дизайн научного исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками проведения консультативной беседы по психологическим проблемам клиентов сферы социального обслуживания; анализа и оценки работы с консультативным случаем из образовательной практики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общие вопросы психолого-педагогического консультирования
1.1. Понятие психолого-педагогического консультирования Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л1.4, Л1.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Современные технологии в психолого-педагогическом консультировании Лекции 3 6 ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.4, Л2.1, Л1.4, Л1.1
1.3. Процесс консультативной беседы в пространстве "психолог-педагог" Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л2.3, Л1.3, Л2.2
Раздел 2. Специальные проблемы индивидуального психологического консультирования
2.1. Консультирование педагогов по вопросам разработки образовательных программ Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л1.3, Л2.2
2.2. Консультирование педагогов по вопросам обещения детей с особыми образовательными потребностями Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л1.3, Л2.2
2.3. Консультативная встреча с педагогами по вопросам трудностей психологического характера при организации и выполнении педагогической деятельности. Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-5.1, ПК-2.1, ПК-3.1, ПК-4.1 Л1.3, Л2.2
2.4. Консультрование педагогов по особенностям взаимодействия с обучающимися в случае нарушения их социализации и адаптации Практические 3 2 ПК-1.2, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л1.3, Л2.2
2.5. Консультрование педагоков по вопросам предотвращения буллинга или совладания с его проявлениями Практические 3 2 ПК-1.2, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л1.3, Л2.2
2.6. Консультирование педагогов по вопросам безопасности школьной среды Практические 3 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л2.3, Л1.3, Л2.2
2.7. Консультирование педагогв в случае эмоционального выгорания в профессиональной деятельности. Практические 3 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л1.4, Л1.3, Л2.2
2.8. Консультирование педагогов по вопросам нарушения дисциплины в школьном коллективе Практические 3 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л1.3, Л2.2
2.9. Консультирование педагогв по вопросам личностного и профессионального развития Практические 3 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л2.3, Л1.4, Л1.3, Л2.2
2.10. Консультрование педагогов по вопросам взаимодейсвия с обучающимися, имеющими трудности в общении Практические 3 2 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л2.3, Л1.3, Л2.2
2.11. Технология психолого-педагогического консультрования Сам. работа 3 108 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-3.1, ПК-3.2 Л1.3, Л2.2
Раздел 3. Супервизия в сфере психолого-педагогического консультирования
3.1. Супервизионный практикум Практические 3 18 ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-5.2, ПК-2.2, ПК-3.2, ПК-4.2 Л1.2, Л2.5
3.2. Консультации 3 60 ПК-5.1, ПК-5.2, ПК-4.1, ПК-4.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10368

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1
Способен осуществлять научно-исследовательскую деятельность для решения профессиональных задач в области психологического консультирования

1. Что составляет основу психического здоровья ребенка? (один ответ)
А.полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах онтогенеза
Б.состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов
В.естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений
Г.состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта, наличие предпосылок и условий его всесторонней и долговременной активности в сферах социальной практики
ОТВЕТ: А

2. В практике психологического консультирования используются различные модели, объясняющие причины трудностей развития ребенка-это: (один ответ)
А. социально-психологическая (интеракционистская) модель
Б.верны все варианты
В.педагогическая модель
Г.медицинская модель
ОТВЕТ: Б

3. Психологическим механизмом психокоррекции является: (один ответ)
А. стимуляция
Б.интериоризация
В.интеграция
Г.дезадаптация
Д.фасилитация
ОТВЕТ: Б

4. Завершением кризиса подросткового возраста является. (один ответ)
А.обретение идентичности
Б.предрешенность
В.инфантильность
Г.инфантильная идентичность
ОТВЕТ: А

5.Одним из механизмов психологической защиты является... (один ответ)
А.интеграция
Б.реинкарнация
В.сублимация
Г.агглютинация
ОТВЕТ: В

6. Развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек в юности называется (один ответ)
А.половой дифференциацией
Б.направленностью личности
В.лидерским отличием
Г.ролевой структурой
ОТВЕТ: А

7. По мнению Э.Эриксона, период от 12 до19 характеризуется психосоциальным кризисом… (один ответ)
А. «автономия против стыда, сомнение»
Б.«инициативность против вины»
В.«интимность против изоляции»
Г.«эго-идентичность против ролевого смешения»
ОТВЕТ:Г

8. Изменения чувствительности, зависящие от условий среды, носят название: (один ответ)
А. адаптации
Б.приспособления
В.синтезии
Г.рецепции
ОТВЕТ:А

9. Становление личности в ранней юности в решающей мере обуславливается.... (один ответ)
А. социальными условиями
Б.эмоциональной сферой
В.психическим развитием
Г.физическим развитием
ОТВЕТ:В

10. Какое некорректное поведение свойственно консультанту, когда он «сходит» с партнерской позиции и предстает перед клиентом в роли «всеведающего гуру», дарующего просветление «заблудшей овце». (один ответ)
А. морализирование
Б.самолюбование
В.контрперенос
Г.демонстрация негативных реакций
ОТВЕТ:А

11. Психолого-педагогическое консультирование решает следующие задачи:
а) Разработка методов диагностического изучения.
б) Уточнение проблемы, с которой столкнулся клиент.
в) Оказание помощи родителям (супругам) в выявлении их психогенных отклонений, других причин дезорганизованного поведения и выборе адекватной нормы действий в воспитательной ситуации.
ОТВЕТ: в

12. Контингенты психолого-педагогического консультирования:
а) Неблагополучные семьи
б) Подростки с девиантным поведением
в) Классные руководители
г) Все ответы верные
ОТВЕТ: г

13 Выделите различия между психотерапией и консультацией:
а) Являются видами психологической помощи клиенту (предполагают помощь клиенту в решении проблем, с которыми он самостоятельно не может справиться)
б) Помогают клиенту посмотреть на себя с новой точки зрения, осознать истинные мотивы своего поведения и неконструктивные способы их реализации
в) Помогают получить новый опыт преодоления проблемной ситуации
г) Охватывают преимущественно ситуационные проблемы, решаемые на уровне сознания.
ОТВЕТ: г

14. Осознание «там, где было «Оно» должно быть «Я» является целью
а) Гуманистического консультирования
б) Психоаналитического консультирования
в) Бихевиориального консультирования
ОТВЕТ: б

15. Установите соответствие между теоретическим направлением в консультировании и авторами-основателями
А. Психоаналитическое
Б.Гуманистическое
В.Экзистенциальное
Г. Бихевиористкое
1) Р. Мэй
2) З. Фрейд
3) К. Роджерс
4) И. Павлов
ОТВЕТ: а-2, б-3, в-1, г-4

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Возрастной кризис, связанный с первым опытом обучения и приобретением ребенком чувства автономности, самоутверждения, называется: •
ОТВЕТ: кризисом 3 лет

2. Возрастной кризис, связанный с перестройкой познавательных процессов, с формированием у ребенка произвольности, расширением сферы его общения, установлением отношений в новом коллективе, называется: •
ОТВЕТ: кризисом 7 лет

3. Возрастной кризис, связанный с формированием у ребенка чувства доверия или недоверия к миру, называется: •
ОТВЕТ: кризисом 1 года

4. Выход из конфликтной ситуации с помощью третьей стороны, не вовлеченной в конфликт, — это: •
ОТВЕТ: посредничество

5. Выход из конфликтной ситуации, предполагающий прямолинейное навязывание определенного решения ситуации, — это: •
ОТВЕТ: принуждение

6. Выход из конфликтной ситуации, предполагающий, что никто из участников не принимает мнения другого и ситуация доходит до взаимных оскорблений, — это: •
ОТВЕТ: конфронтация

7. Выход из конфликтной ситуации, предполагающий, что одна из сторон соглашается с претензиями другой в данный момент, чтобы снять эмоциональное напряжение, — это: •
ОТВЕТ: сглаживание

8. Выход из конфликтной ситуации, сопровождающийся открытым обсуждением мнения сторон и принятием решения, приемлемого для всех, — это: •
ОТВЕТ: компромисс

9. Групповая форма работы психолога с педагогами, учащимися, родителями, являющаяся эффективным методом обучения и коррекции профессиональных навыков, — это: •
ОТВЕТ: тренинг

10. Действия, не соответствующие официально установленным и фактически сложившимся в данном обществе нормам и приводящие нарушителя к изоляции, исправлению или наказанию, — это: •
ОТВЕТ: девиантное поведение

11. Дети и подростки, подвергающиеся в повседневной жизни воздействию различных факторов риска, — это: •
ОТВЕТ: дети «группы риска»

12. Дефицит общения, недостаточное по количеству и качеству общение ребенка с окружающими людьми — это: •
ОТВЕТ: депривация

13. Деятельность, типичная для определенного возрастного этапа, с которой связано возникновение важнейших психологических новообразований — это: •
ОТВЕТ: ведущая деятельность

14. Диагностический метод оценки результатов детских продуктивных видов деятельности — это: •
ОТВЕТ: анализ продуктов детского творчества

15. Диагностический метод получения информации на основе вербальной коммуникации психолога с испытуемым — это: •
ОТВЕТ: беседа

16. Диагностический метод получения психологом информации на основе вербальной и невербальной коммуникации с испытуемым — это: •
ОТВЕТ: анкетирование

17. Готовность ребенка к обучению в школе, включающая в себя интеллектуальную, эмоциональноволевую, личностную и социально-психологическую готовность, называется ____________________ готовностью. •
ОТВЕТ: психологической

18. Готовность ребенка к школе, включающая состояние здоровья, физическое развитие, развитие анализаторных систем, мелких групп мышц и основных движений, называется ____________________ готовностью. •
ОТВЕТ: физической

19. Готовность ребенка к школе, включающая умение читать, писать и считать, называется ____________________ готовностью. •
ОТВЕТ: специальной

20. Готовность ребенка к школе, предполагающая запас знаний, ориентировку в окружающем мире, определенный уровень развития мышления, памяти, речи, воображения, называется ____________________ готовностью. •
ОТВЕТ: интеллектуальной

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Способен осуществлять разные виды психологического консультирования участников образовательного процесса.

1. Ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», родителям «не до него», за воспитание ребенка родители берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное - это нарушение воспитания называется: (один ответ)
А. гиперпротекция
Б. гипопротекция
В. потворствование
Г. игнорирование потребностей ребенка
ОТВЕТ: Б

2. Стремление игнорировать взросление детей, стимулировать сохранение у них таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость - это нарушение воспитания называется: (один ответ)
А. гиперпротекция
Б. гипопротекция
В. потворствование
Г. потворствующая гиперпротекция
ОТВЕТ: Г.

3. Какой метод воздействия на сознание клиента в психологии понимается как целенаправленный процесс и результат изменения консультантом поведения, установок, намерений, представлений, клиента в ходе взаимодействия с ним: (один ответ)
А. влияние
Б. убеждение
В. персуазия
Г. внушение
ОТВЕТ: А

4. Какой целенаправленный процесс прямого или косвенного воздействия на психическую сферу клиента, осуществляетсяся через восприятие специально организованной информации без критической оценки и логической переработки объекта воздействия и оказывает влияние на течение нервно-психических и соматических процессов: (один ответ)
А. влияние
Б. убеждение
В. персуазия
Г. внушение
ОТВЕТ: Г.

5. Выберите правильный вариант ответа. К какому виду влияния относятся Сократовский диалог и прямые предписания: (один ответ)
А. направленного влияния
Б. ненаправленного влияния
В. прямого влияния
Г. косвенного влияния
ОТВЕТ: В

6. Выберите правильный вариант ответа. Какое нарушение воспитания обусловливает расширение сферы родительских чувств: (один ответ)
А.эмоциональное отвержение
Б.гиперпротекция подростка
В.жестокое обращение
Г.нет правильного варианта ответа
ОТВЕТ: Б

7. Кто из ученых считал, что самосознание не первичный, а производный факт в психологии подростка и возникает оно не путем открытия, а путем длительного развития (один ответ)
А.Выготский Л.С.
Б.Бодалев А.А.
В.Эльконин Д.Б.
Г.Давыдов В.В.
ОТВЕТ: А

8. Что является объектом воздействия в гуманистическом направлении консультирования: (один ответ)
А. поведение
Б.бессознательными психические процессы
В.становление личности
Г.активная позиция клиента
ОТВЕТ: В.


9. Подход к проблеме психологического здоровья с точки зрения полноты, богатства развития личности, развития своего потенциала через самоактуализацию рассматривается в работах (один ответ)
А. Э. Фромма
Б.А. Маслоу
В.З. Фрейда
Г.К. Юнга
ОТВЕТ: Б

10. Специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства. (один ответ)
А. психопрофилактика
Б. психокоррекция
В. психологическое консультирование
ОТВЕТ: А

11. Особенности и сложности психического и личностного развития в подростковом и раннем юношеском возрасте во многом обусловлены (один ответ)
А. половым созреванием
Б. активным формированием индивидуальных особенностей
В. психоэмоциональным развитием
Г. формированием самосознания и идентичности
ОТВЕТ: А

12. Вид деятельности психолога по выявлению особенностей психического развития ребёнка, сформированности у него определённых психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний и навыков - это: (один ответ)
А.психологическая культура
Б.психологическая коррекция
В.психологическая атака
Г.психологическое просвещение
Д.психологическая диагностика
ОТВЕТ: Д

13. Особенности и сложности психического и личностного развития в подростковом и раннем юношеском возрасте во многом обусловлены (один ответ)
А.половым созреванием
Б.активным формированием индивидуальных особенностей
В.психоэмоциональным развитием
Г.формированием самосознания и идентичности
ОТВЕТ: А

14. Какая из нижеперечисленных концепций консультирования акцентирует внимание на сильном влиянии окружающей среды, которая формирует и сохраняет поведение человека
а) Гуманистическая
б) Бихевиористическая
в) Психоаналитическая
г) Экзистенциальная
ОТВЕТ: б

15. Общая подготовка к проведению консультирования включает в себя:
а) Оборудование места проведения консультации
б) Получение из различных доступных источников дополнительной информации о клиенте
в) Личное знакомство с клиентом, его семьей
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Готовность ребенка к школе, предполагающая принятие ребенком позиции школьника и его положительное отношение к школе, называется ____________________ готовностью. •
ОТВЕТ: личностной

2. Игровая терапия, предполагающая активное участие взрослого с целью организации игры и интерпретации ребенку ее символического значения, называется: •
ОТВЕТ: направленной

3. Игровая терапия, предполагающая свободную игру ребенка и участие взрослого на правах равноправного партнера, называется: •
ОТВЕТ: ненаправленной

4. Индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения, — это: •
ОТВЕТ: тревожность

5. Квалификационные требования конкретной профессии или специальности — это: •
ОТВЕТ: профессиограмма

6. Комплекс методов, направленных на формирование адекватных внутренних средств деятельности человека по управлению собственным состоянием, — это методы ... •
ОТВЕТ: саморегуляции

7. Комплексное лечебное воздействие на человека при некоторых психических, нервных, психосоматических заболеваниях — это: •
ОТВЕТ: психотерапия

8. Компонент психологического здоровья, определяющий наличие у человека потребности в саморазвитии, называется: •
ОТВЕТ: потребностно-мотивационным

9. Компонент психологического здоровья, предполагающий владение человеком рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать свое сознание на себе, своем внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими, называется: •
инструментальным

10. Компонент психологического здоровья, представленный ценностями собственного «я» человека и ценностями «я» других людей, называется: •
ОТВЕТ: аксиологическим

11. Кризисный период в жизни семьи, связанный с тем, что супруги узнают недостатки друг друга, происходит изменение их образа жизни, психологического статуса, — это: •
ОТВЕТ: кризис 5-7 лет

12. Кризисный период в жизни семьи, характеризующийся появлением психологической усталости друг от друга, стремлением к новизне в отношениях, — это: •
ОТВЕТ: кризис 13-18 лет

13. Людей, страдающих психическими заболеваниями или расстройствами, обращающихся за помощью к психотерапевту, называют: •
ОТВЕТ: пациентами

14. Метод психодиагностики, предполагающий использование стандартизированных вопросов и задач с определенной шкалой значений, — это: •
ОТВЕТ: тестирование

15. Метод психологической диагностики, состоящий в преднамеренном и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений при определенных условиях, — это: •
ОТВЕТ: наблюдение

16. Метод психотерапевтических воздействий на детей и взрослых с помощью специальных психологических сказок или литературных произведений, называется: •
ОТВЕТ: сказкотерапией

17. Метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игровых действий и сюжетов называется: •
ОТВЕТ: игротерапией

18. Метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием средств искусства называется: •
ОТВЕТ: арттерапией

19. Методы психологического исследования на основе механизма проекции, защиты и переноса личностных особенностей в конкретную ситуацию обследования называются: •
ОТВЕТ: проективными

20. Модель поведения, основанная на сокращении дистанции между людьми, самораскрытии личности в процессе общения, — это: •
ОТВЕТ: контактное взаимодействие


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в образовательной практике.

1. … - это специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования (один ответ)
А. техники
Б.программы
В.методики
ОТВЕТ: А

2. Подготовительный этап психологического консультирования длится … (один ответ)
А. 20-30 минут
Б.40-60 минут
В.7-10 минут
ОТВЕТ: А

3. Настроечный этап психологического консультирования длится … (один ответ)
А.5-7 минут
Б.40-60 минут
В.20-30 минут
ОТВЕТ: А

4. Помочь учителям с разных сторон подойти к оценке интеллектуального развития ребенка, основных качеств его личности, показать сложность и неоднозначность проявлений его поведения, отношений, вскрыть проблемы самооценки, мотивации, особенностей познавательных и иных интересов, эмоционального настроения. (один ответ)
А.задача психолога в педагогическом консилиуме
Б.задача психолога на индивидуальной консультации
В.задача психолога на педсовете
ОТВЕТ: А

5. Психологическая помощь оказывается: (один ответ)
А. специалистом имеющим соответствующую квалификацию
Б.психоаналитиком
В.врачом психотерапевтом
ОТВЕТ: А

6. Для определения уровня тревожности необходимо использовать: (один ответ)
А. опросник Спилберга
Б.опросник Шмишека
В.опросник Айзенга
ОТВЕТ: А

7. Для определения степени выраженности агрессивности необходимо применять: (один ответ)
А.тест Розенцвейга
Б.опросник Айзенга.
В.личностный тест Р. Кэттела
ОТВЕТ: А

8. Кем было представлено гуманистическое направление в психологии: (один ответ)
А.К. Роджерс, А. Маслоу
Б.А. Адлер
В.Э. Гуссель
ОТВЕТ: А

9. При разработке необходимых для развития ребенка условий следует опираться на обоснованный … принцип «зоны ближайшего развития». (один ответ)
А.Л. С Выготским
Б.Л.И. Божович
В.А.Н. Леонтьевым
Г.В.В. Давыдовым
ОТВЕТ: А

10. Вид деятельности психолога по выявлениюособенностей психического развития ребёнка, сформированности у него определённых психологических новообразований, соответствия уровня развития умений,знаний и навыков - это: (один ответ)
А. психологическая культура
Б.психологическая коррекция
В.психологическая атака
Г.психологическое просвещение
Д.психологическая диагностика
ОТВЕТ: Д

11. Под процедурами консультирования понимается
а) Совокупность психологических приемов
б) Комплекс применения медицинских мер
в) Группы, объединенных по целевому назначению приемов ведения психологического консультирования
ОТВЕТ: в

12. Расположите в правильном порядке этапы консультирования
а) Настроечный
б) Диагностический
в) Рекомендательный
г) Подготовительный
д) Контрольный
ОТВЕТ: г, а, б, в, д

13. Что из перечисленного не является техникой консультирования
а) Конфронтация
б) Перефразирование
б) Интерпретация
г) Постановка вопросов
д) Рекомендация
е) Отрицание
ОТВЕТ: е

14. Целью какого этапа консультирования является, когда консультант выслушивает исповедь клиента и на основе ее анализа проясняет, уточняет проблему клиента?
а) Диагностический
б) Настроечный
в) Подготовительный
г) Контрольный
ОТВЕТ: а

15. Не является малоформилизированной методикой
а) наблюдение
б) беседа
в) тест
г) анализ продуктов деятельности
ОТВЕТ: в

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1.Модель помощи семье, когда в основе семейных трудностей лежат болезни и задача консультирования — диагноз, лечение и адаптация членов семьи, называется: •
ОТВЕТ: медицинской

2. Модель помощи семье, когда консультант вместе с родителями анализирует ситуацию и намечает программу действий, ориентируясь на универсальные способы воспитания, называется: •
ОТВЕТ: педагогической

3. Модель помощи семье, когда причины трудностей лежат в области общения или личностных особенностях членов семьи, называется: •
ОТВЕТ: психологической

4. Мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт, — это: •
ОТВЕТ: агрессия

5. Наблюдение за естественным развитием ребенка с целью предупреждения различных психологических трудностей и проблем — это: •
ОТВЕТ: психологическое сопровождение

6. Направление деятельности психолога, предполагающее исправление недостатков психического развития у детей, называется: •
ОТВЕТ: психокоррекция

7. Направление деятельности психолога, предполагающее проведение системы мероприятий с целью своевременного предупреждения психологических проблем, — это:
ОТВЕТ: психопрофилактика

8. Направление деятельности психолога, предполагающее систему мероприятий по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях, — это: •
психологическое просвещение

9. Направление практической психологии, основанное на системе психологических воздействий с целью исправления отклонений и нарушений в психическом развитии, — это: •
ОТВЕТ: психокоррекция

10. Наука, изучающая методы и средства сохранения, укрепления и развития здоровья человека — это: •
ОТВЕТ: психология здоровья

11. Наука, изучающая требования, предъявляемые профессиями к личностным качествам, психологическим и физическим способностям и возможностям человека, — это: •
ОТВЕТ: профессиография

12. Научно организованное информирование о профессиях, учебных заведениях, возможностях профессиональной карьеры — это: •
ОТВЕТ: профессиональное просвещение

13. Невербальное средство, позволяющее клиенту чувствовать внимание психолога к его личности и проблеме, — это: •
ОТВЕТ: пассивное слушание

14. Необходимое условие полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности, адекватного выполнения возрастных, социальных и культурных ролей — это: •
ОТВЕТ: психологическое здоровье

15. Неосознаваемое образование, обусловливающее структуру и направленность сознания, феномен душевной жизни человека, называется: •
ОТВЕТ: комплексом

16. Неосознаваемый или частично осознаваемый настрой, готовность субъекта к определенному восприятию, переживанию, поведению — это: •
ОТВЕТ: установка

17. Несбалансированность психических процессов, свойств, качеств и состояний, обусловливающих неустойчивость и противоречивость личности и нарушающих ее социализацию и индивидуализацию, — это: •
ОТВЕТ: дисгармония развития

18. Низший уровень психологического здоровья, к которому относятся дети с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, использующие для разрешения внутренних конфликтов ассимилятивные или аккомодативные средства, называется: •
ОТВЕТ: дезадаптивным

19. Нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера, — это: •
ОТВЕТ: клиент

20. Прием активного слушания, суть которого — возвращение смысла высказывания клиента при помощи использования других слов, — это: •
ОТВЕТ: переформулирование

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-4
Способен осуществлять разные виды психологического консультирования в сфере социального обслуживания.


1. Напряженнон состояние, вызванное трудностями, экстремальными ситуациями это... (один ответ)
А. стресс
Б.конфликт
В.кризис
Г.фрустрация
ОТВЕТ: А.

2. Весьма условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на несколько этапов. Назовите лишнее: (один ответ)
А. знакомство с клиентом и начало беседы
Б.коррекционное воздействие;
В.расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез
Г.завершение беседы, консультативное воздействие
ОТВЕТ: Г

3. Переживание удовлетворения потребности в чем-либо называется: (один ответ)
А. интересом
Б.удивлением
В.радостью
Г.недоумением
ОТВЕТ: В

4. Переживание утраты, невозможность удовлетворить потребность и чем-либо - это: (один ответ)
А. горе
Б.гнев
В.стыд
Г.страх
ОТВЕТ: А

5. Сильное, стойкое, длительное чувство, которое захватывает человека и владеет им, называется: (один ответ)
А.аффектом
Б.настроением
В.страстью
Г.чувством
ОТВЕТ: В

6. Онтогенетическое развитие человека можно охарактеризовать следующей последовательностью понятий: (один ответ)
А. индивид, личность, субъект деятельности, индивидуальность
Б.индивид, субъект деятельности, индивидуальность, личность
В.индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность
Г.субъект деятельности, индивид, личность, индивидуальность
ОТВЕТ: В

7. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью либо преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется: (один ответ)
А.интроспекцией
Б.инверсией
В.локусом контроля
Г.паттерном
ОТВЕТ: В

8. Высшая ступень развития творческих способностей называется: (один ответ)
А. одаренностью
Б.талантом
В.гениальностью
Г.задатками
ОТВЕТ: А

9. Тип темперамента, отличающийся подвижностью, склонностью к частой смене впечатлений, отзывчивостью и общительностью, характерен для: (один ответ)
А. холерика
Б.флегматика
В.сангвиника
Г.меланхолика
ОТВЕТ: В.

10. Дильтей предложил разделить психологию на ___________ и понимающую. (один ответ)
А. объяснительную
Б.эмпирическую
В.гуманитарную
Г.идиографическую
ОТВЕТ: А

11. Биографические, обсервационные, проектные, праксиметрические методы относятся к методам … (один ответ)
А. сбора данных
Б.обработки материалов
В.организации исследования
Г.оценки данных
ОТВЕТ: А

12. Специальные приемы, применяемые консультантом для решения задач процедур на каждом из этапов психологического консультирования: (один ответ)
А.процедуры
Б.методики
В.техники
Г.разработки
ОТВЕТ: В

13. Выберите правильный вариант ответа. Кто первый охарактеризовал психику как поле боя между инстинктом, рассудком, сознанием: (один ответ)
А. Адлер
Б.Фрейд
В.Хорни
Г.Ранк
ОТВЕТ: Б

14. .… - это определение основного смысла или причины события. (один ответ)
А.конфронтация
Б.прояснение
В.интерпретация
Г.прорабатывание
ОТВЕТ: В

15. … - это помещение обнаруженных явлений в «резкий фокус» для отделения важных моментов от незначительных. (один ответ)
А.конфронтация
Б.прояснение
В.интерпретация
Г.прорабатывание
ОТВЕТ: Б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Область практического применения психологии, ориентированная на повышение социальнопсихологической компетенции людей, преодоление различных психологических проблем и формирование психологического здоровья каждого человека, — это: •
ОТВЕТ: психологическая помощь

2. Область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении, — это: ОТВЕТ: социально-психологический тренинг

3. Область психологической науки, направленная на разработку и использование методов выявления и измерения индивидуальных особенностей и психологических качеств человека, — это: •
ОТВЕТ: психодиагностика

4. Оборот речи, заключающийся в употреблении слов или выражений в переносном смысле на основе какой-либо аналогии, сходства, сравнения, — это: •
ОТВЕТ: метафора

5. Образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебной деятельности и поведения, конфликтных отношений, повышения уровня тревожности, искажений в личностном развитии — это: •
ОТВЕТ: дезадаптация

6. Общие жизненные убеждения и взгляды человека, которые служат ориентирами его деятельности, — это: •
ОТВЕТ: ценностные ориентации

7. Ограничение психологических возможностей человека, обусловленное функциональной недостаточностью, грубым дефектом или распадом психологических функций, — это: •
ОТВЕТ: аномалии развития

8. Определенная защищенность сознания от воздействий, способных против воли человека изменять его психические состояния, психологические характеристики и поведение, — это: •
ОТВЕТ: психологическая безопасность личности

9. Основная форма проведения психологического консультирования — это: •
ОТВЕТ: индивидуальная консультация

10. Основной документ, отражающий перспективное планирование деятельности психолога в образовательном учреждении — это: •
ОТВЕТ: годовой план

11. Основной метод психологического консультирования — это: •
ОТВЕТ: беседа

12. Особые периоды в жизни человека, относительно непродолжительные по времени, характеризующиеся резкими психологическими изменениями, — это: •
ОТВЕТ: возрастные кризисы

13. Осознанное устранение из жизни, совершаемое человеком в состоянии сильного душевного расстройства под воздействием острых психотравмирующих ситуаций или психического заболевания, — это: •
ОТВЕТ: суицид

14. Педагоги с преобладанием вербального интеллекта, эмоционального отчуждения, педантичной холодности, больших социальных претензий, — это педагоги ... •
ОТВЕТ: ценностного склада

15. Педагоги с преобладанием гибкости, активности, требовательности к себе, имеющие высокие интеллектуальные притязания, склонные к эмоциональному сотрудничеству, — это педагоги ... •
ОТВЕТ: творческого склада

16. Педагоги с преобладанием общего интеллекта, принятием ответственности на себя, эмоционального отчуждения, интеллектуальной инертности, — это педагоги ... •
ОТВЕТ: гедонистического склада

17. Педагоги с преобладанием общей активности, развитого вербального интеллекта, часто испытывающие отчуждение и эмоциональный дискомфорт, — это педагоги ... •
ОТВЕТ: реалистического склада

18. Переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности, — это:
ОТВЕТ: тревога

19. Переход представления о движении в реальное выполнение, появление нервных импульсов, обеспечивающих движение, как только у человека возникает представление о нем, называется:
ОТВЕТ: идеомоторный акт

20. Перечень психологических качеств, необходимых человеку для овладения той или иной профессией, — это:
ОТВЕТ: психограмма

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5
Способен проводить анализ работы с консультативным случаем в сфере социального обслуживания.

1. Ж.Пиаже в качестве критерия периодизации психического развития выбрал... (один ответ)
А. Развитие эмоциональной сферы
Б.развитие интеллекта
В.развитие памяти
Г.развитие воображения
ОТВЕТ: Б.

2. Педагогическая психология имеет наиболее тесную связь с ______________психологией. (один ответ)
А. специальной
Б.общей
В.социальной
Г.возрастной
ОТВЕТ: Г

3. Длительное и систематическое наблюдение, изучение одних и тех же людей, называется..... (один ответ)
А.пилотажным
Б.сравнительным
В.лонгитюдным
Г.комплексным
ОТВЕТ: В

4. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность педагога составляют суть... (один ответ)
А. дидактических способностей
Б.коммуникативных способностей
В.организаторских способностей
Г.гностических способностей
ОТВЕТ: Г

5. Какая функция семьи связанна с наследованием статуса, фамилии, имущества? (один ответ)
А.регенеративная
Б.репродуктивная
В.рекреативная
Г.психотерапевтическая
ОТВЕТ: А

6. Изучение структуры семьи возможно через: (один ответ)
А. выявление статуса составляющих ее индивидов
Б.выявление количественного состава группы
В.анализ межличностных отношений в семье
Г.определение индивидуального состава группы
ОТВЕТ: В

7. Напряженнон состояние, вызванное трудностями, экстремальными ситуациями это... (один ответ)
А. стресс
Б.конфликт
В.кризис
Г.фрустрация
ОТВЕТ: А

8. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление оценивается с помощью
а) вербальных тестов интеллекта
б) проективных техник
в) психофизиологических методик
г) невербальных тестов интеллекта
ОТВЕТ: г

9. В консультировании акцентируется
а) независимость клиента
б) спонтанность клиента
в) ответственность клиента
г) ассертивность клиента
ОТВЕТ: в

10. В консультировании самым лучшим экспертом личных проблем является
а) консультант
б) психотерапевт
в) клиент
г) психиатр
ОТВЕТ: в

11. Психологическая проблема это
а) феномен субъективного мировоззрения
б) следствие психического заболевания
в) объективное явление
г) артефакт жизни человека
ОТВЕТ: а

12. Психологическое заключение консультанта должно в первую очередь содержать
а) эмоции консультанта
б) характеристики обследуемого
в) суждения о клиенте
г) сопоставление характеристик клиента с нормой
ОТВЕТ: г

13. Для клиента результатом работы консультанта по его пониманию не становится
а) разрушение психологических защит
б) переживание инсайтов
в) новое знание о себе
г) возможность самопонимания
ОТВЕТ: а

14. Ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителей, до него «не доходят руки», родителям «не до него», за воспитание ребенка родители берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное - это нарушение воспитания называется: (один ответ)
А.гиперпротекция
Б.гипопротекция
В.потворствование
Г.игнорирование потребностей ребенка
ОТВЕТ: Б

15. Стремление игнорировать взросление детей, стимулировать сохранение у них таких детских качеств, как непосредственность, наивность, игривость - это нарушение воспитания называется: (один ответ)
А.гиперпротекция
Б.гипопротекция
В.потворствование
Г.потворствующая гиперпротекция
ОТВЕТ: Г

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Податливость человека реальному или воображаемому давлению группы — это: •
ОТВЕТ: конформность

2 . Показатель уровня развития большой группы психически и физически здоровых детей, отобранных на случайной основе, — это: •
ОТВЕТ: возрастная норма развития

3. Психологическое консультирование педагогов по проблемам воспитания и обучения детей, вопросам профессионального роста и повышения педагогического мастерства называется: •
ОТВЕТ: психолого-педагогическим

4. Помощь в выборе профессии, планировании профессиональной карьеры в соответствии с индивидуальными качествами личности и возможностями, предоставленными обществом, — это: •
ОТВЕТ: профессиональная консультация

5. Потребность человека в общении, в эмоциональных контактах, дружбе, любви — это: •
ОТВЕТ: аффилиация

6. Предположение о возможных линиях развития ребенка, вероятном ходе развития с учетом благоприятных или неблагоприятных факторов и условий — это: •
ОТВЕТ: условно-вариативный прогноз

7. Прием активного слушания, предполагающий повторение высказывания клиента в вопросительной форме, — это: •
ОТВЕТ: вопрос-эхо

8. Прием активного слушания, предполагающий прямое описание психологом переживаний клиента, называется: •
ОТВЕТ: отражением эмоций

9. Прием консультирования, когда психолог объясняет клиенту последствия его действий и поведения, способствует развитию его рефлексии — это: •
ОТВЕТ: логическая последовательность

10. Прием консультирования, когда психолог явно показывает клиенту, какое действие он считает для него желательным, — это: •
ОТВЕТ: директива

12. Прием консультирования, построенный на специальных вопросах, поощряющих высказывания ребенка и позволяющих ему быть максимально открытым, — это: •
ОТВЕТ: открывание дверей

13. Прием консультирования, предполагающий ситуацию, когда психолог делится с клиентом своим личным опытом и переживаниями, — это: •
ОТВЕТ: самораскрытие

14. Прием, в результате которого клиент получает новое видение проблемы, альтернативное видение ситуации и общей картины случившегося, — это: •
ОТВЕТ: интерпретация

15. Прием, включающий реакции признания услышанного, вербальные и невербальные реплики психолога, — это: •
ОТВЕТ: реакции подтверждения

16. Прием, основанный на повторении психологом сущности ситуации и мыслей клиента, — это: •
ОТВЕТ: пересказ

17. Прием, с помощью которого психолог путем перефразирования услышанного уточняет свои гипотезы и декодирует информацию клиента, — это: •
ОТВЕТ: активное слушание

18. Приспособление человека к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества, собственными мотивами и интересами — это: •
ОТВЕТ: адаптация

19. Процесс воздействия на психическую сферу человека с целью направленного изменения его эмоционального состояния, мотивации, убеждений — это: •
ОТВЕТ: внушение

20. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний — это: •
ОТВЕТ: рефлексия

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предсмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера. На подготовку к ответу на вопросы и выполнение практического задания студенту отводится 40 минут.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Психологическое консультирование родителей дошкольников.
2. Проблемы связанные с посещением детского сада.
3. Работа с дошкольниками средствами психологического консультирования.
4. Психологическая готовность детей к школе.
5. Психологическое консультирование родителей младших школьников.
6. Психологическое консультирование младших школьников.
7. Психологическое консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с подростками.
8. Психологическое консультирование подростков и старшеклассников.
9. Психологическое консультирование по проблемам юношеского возраста.
10. Психологическое консультирование родителей по проблемам взаимоотношений с их детьми юношеского возраста.
11. Психологическое консультирование по проблемам взаимоотношений детей со своими родителями.
12. Психологическое консультирование членов педагогического коллектива.
13. Проблематика и специфика психологического консультирования в вузе.
14. Психологическое консультирование членов семей, где имеются инвалиды.
15. Психологическое консультирование родителей, имеющих детей-инвалидов.
16. Психологическое консультирование по проблемам гиперактивного поведения детей.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Раскройте варианты проблем, особенности консультативной работы и рекомендации для родителей детей-младших школьников.
2. В чем заключается решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста.
3. Раскройте варианты проблем, особенности консультативной работы и рекомендации для родителей юношей и девушек.
4. Охарактеризуйте типичные случаи и ситуации обращения в консультацию педагогов.
5. Раскройте варианты проблем, особенности консультативной работы и рекомендации для родителей детей-дошкольников.
6. Проанализируйте и сравните коррекционные мероприятия (поощрение и поддержка, семейный совет, обучение).
7. Разработайте рекомендации родителям по преодолению отдельных проблем (ложь, воровство, медлительность и нерасторопность, приготовление уроков).
8. Охарактеризуйте коррекционные мероприятия по подготовке детей к школе. Разработайте рекомендации родителям для подготовки ребенка к школе.
9. Опишите этапы психологической помощи семье при локализации проблемы в области детско-родительских отношений.
10. Назовите основные правила, которых должен придерживаться консультант на первом этапе алгоритма?
11. Опишите технологии психологической коррекции детско-родительских отношений в семьях подростков (по Р.В. Овчаровой).
12. Назовите основные методы, используемые в технологии коррекции детско-родительских отношений.
13. Приведите рекомендации детям и родителям, столкнувшихся с ситуацией буллинга в школе.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколова Е.Т. ПСИХОТЕРАПИЯ 5-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата, специалитета и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Винер Дж. Винер Дж. Супервизия супервизора: Когито-Центр, 2006
Л1.3 Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е. Профессиональное психологическое консультирование: учебное пособие М.: Юнити-Дана, 2015 // ЭБС "Университетская библиотека online",20 biblioclub.ru
Л1.4 Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция : учебник для бакалавров : студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям : : учебное пособие для вузов М. : Юрайт, , 2013
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ф.Д. Карделл Психотерапия и лидерство. : СПб.: Речь, 2008
Л2.2 Л.Ю. Шавшаева, Л.С. Самсоненко Психологическое сопровождение деятельности педагога в дополнительном профессиональном образовании: учебно-методическое пособие Флинта // ЭБС "Университетская библиотека online", 2014 biblioclub.ru
Л2.3 Гулевский В.Я. Индивидуальная психотерапия: практикум М.: Аспект Пресс, 2008
Л2.4 Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия. Психологические модели: [учеб. для вузов] СПб.[и др.]: Питер, 2007
Л2.5 Страбахина Т. Н., Зеленевский В. В. Супервизия в профессиональной подготовке и повышении квалификации практического психолога: статья Психология обучения № 7, 2008, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС «Университетская библиотека online» www.biblioclub.ru
Э2 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э3 курс в Moodle "Психолого-педагогическое консультирование" portal.edu.asu.ru
Э4 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
Э5 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов,персоналии,уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу.Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных