МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Клиническая психодиагностика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и когнитивно-поведенческая психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_Клиническая психология_ПДиКПП-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 36
индивидуальные консультации 20
контроль 54
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 28 28 42 42 70 70
Сам. работа 17 17 19 19 36 36
Консультации 0 0 20 20 20 20
Часы на контроль 27 27 27 27 54 54
Итого 72 72 108 108 180 180

Программу составил(и):
Препод., Кислых Анна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол.н., доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Клиническая психодиагностика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.01 Клиническая психология (приказ Минобрнауки России от 26.05.2020 г. № 683)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд.психол.н., доцент Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью данного курса является:
Теоретическое и практическое знакомство с методами, используемыми в практике клинического психолога
задачи курса:
1. Получение студентами знаний о методологии использования тестов и методик в клинической психологии.
2. Формирование навыков применения клиникопсихологических методов в работе психолога.
3. Отработать технику применения каждого метода и сформировать навыки сравнительного анализа полученных результатов.
4. Способствовать развитию навыков наблюдательности, коммуникативной грамотности, самопонимания, самопознания и прочих рефлексивных способностей как профессионально важных качеств.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 Способен применять надежные и валидные способы количественной и качественной психологической оценки при решении научных, прикладных и экспертных задач, связанных со здоровьем человека, в том числе с учетом принципов персонализированной медицины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- Иметь представление о существующих методах и методиках сбора информации о симптомах пациента
- Знать о способах анализа данных и результатов клиникопсихологического исследования
3.2.Уметь:
3.2.1.- Уметь оценить психологическое состояние пациента на основании использования клиникопсихологических методик и методов
- Уметь написать заключение на основе данных применения клиникопсихологических методик
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- Владеть средствами составления отчета по результатам клиникопсихологического исследования
- Владеть способами оценки психологического состояния пациента

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основания использования методов сбора данных в психологическом исследовании.
1.1. Общая система методов исследования психологии. Лабораторные 5 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Алгоритм формирования исходного множества признаков, способы их эмпирического описания, типы шкал. Лабораторные 5 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Сравнительная характеристика качественного и количественного подхода в психологическом исследовании. Лабораторные 5 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Алгоритм формирования исходного множества признаков, способы их эмпирического описания, типы шкал. Лабораторные 5 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Алгоритм формирования исходного множества признаков, способы их эмпирического описания, типы шкал. Лабораторные 5 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Формулировка атрибутов научного исследования Лабораторные 5 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Формулировка гипотез клиникопсихологического исследования Лабораторные 5 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Формулировка гипотез клиникопсихологического исследования Сам. работа 5 6 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Методики клиникопсихологического исследования Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Методы наблюдения в клинико психологическом исследовании Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Использование метода наблюдения в психологическом исследовании.
2.1. Общая характеристика метода наблюдения Лабораторные 5 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Методы наблюдения в клинико психологическом исследовании Лабораторные 5 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Исследовательские планы клиникопсихологического исследования Лабораторные 5 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Клинический метод в работе психолога Лабораторные 5 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Методы наблюдения в клинико психологическом исследовании Сам. работа 5 3 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Составление клиникопсихологического отчета
3.1. Исследовательские планы клиникопсихологического исследования Лабораторные 6 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Методики исследования эмоциональных состояний Сам. работа 6 3 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Исследовательские планы клиникопсихологического исследования Лабораторные 6 5 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Методики исследования когнитивных способностей Сам. работа 6 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.5. Составление отчета по результатам проведения клиникопсихологического обследования Лабораторные 6 5 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.6. Метод изучение алекситимии Лабораторные 6 5 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.7. Планирование клиникопсихологического исследования Сам. работа 6 7 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.8. Методики исследования эмоциональных состояний Лабораторные 6 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.9. онсультация Консультации 6 10 ОПК-3
3.10. Методы изучения тревожности Лабораторные 6 4 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.11. Методики исследования когнитивных способностей Сам. работа 6 2 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.12. Методы изучения аффективных реакций и симптоматики Лабораторные 6 5 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.13. Метод изучение алекситимии Лабораторные 6 5 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.14. Методы изучения тревожности Сам. работа 6 3 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.15. Методы изучения аффективных реакций и симптоматики Лабораторные 6 5 ОПК-3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.16. Консультация Консультации 6 10 ОПК-3
3.17. Экзамен Экзамен 5 27 ОПК-3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Какие методы клиникопсихологического исследования вам известны?
2. Сформулируйте смысл качественных и количественных методов клиникопсихологического исследования.
3. Какие способы формулировки атрибутов научного исследования вам известны?
4. Какие способы формулировки гипотез клиникопсихологического исследования вам известны?
5. Каково предназначение методов наблюдения в клиникопсихологическом исследовании?
6. Какие методы исследования эмоциональных состояний вам известны?
7. Какие методы изучения когнитивных способностей вам известны?
8. Что такое алекситимия?
9. Какие методы изучения и оценки алекситимического статуса вам известны?
10. Какие методики изучения тревожных состояний вам известны?
11. Какие методики изучения депрессивных состояний вам известны?
12. Какие личностные опросники вам известны?
13. Какие типы измерительных шкал в психологическом исследовании вам известны?
14. Объясните понятие выборки в психологическом исследовании.
15. Как вы понимаете понятие репрезентативность выборки исследования?
16. Назовите предпосылки возникновения психодиагностической науки.
17. В каком диагностическом направлении считалось возможным изучать индивидуальные особеннсоти по форме черепа?
18. Сформулируйте вклад Дж. Кеттела в развитие психодиагностики.
19. На измерение чего направлена шкала Бине - симона?
20. Объясните причины, по которым в 40 х годах 20 го века стала понятной недостаточность сугубо умственных, интеллектуальных тестов для индивидуальной диагностики.
21. Объясните предназначение проективных методик в психологической практике.
22. Объясните понятие тестовой надежности
23. Объясните понятие тестовой валидности.
24. Объясните понятие ретестовой надежности.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кошелева А.Н. - Отв. ред., Хороших В.В. - Отв. ред. ПСИХОДИАГНОСТИКА. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Носс И.Н. ПСИХОДИАГНОСТИКА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н. Г. Янова Психодиагностика [Электронный ресурс]: (учеб. прогр. и метод. рекомендации) АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Клиническая психодиагностика portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. Microsoft Office
2. Acrobat Reader
3. Microsoft Windows
4. 7-Zip
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В рамках дисциплины «Клиническая психодиагностика» на практические занятия выносятся следующие темы:
Создание интерфейса психологического тесте/ методики с помощью сервиса google forms;
Создание ключевого файла в Excel книге для обработки данных психологической методики;
Поиск и освоение написания макросов в Excel книге для автоматизации обработки результатов методики;
Интерпретация результатов психологической методики;
Знакомство с методиками оценки клинико-психологической симптоматики;
Знакомство с личностными методиками и опросниками;
Освоение способов анализа и интерпретации данных личностных опросников;
Знакомство с диагностическими методиками оценки аффективных состояний
Знакомство с диагностическими методиками оценки тревожных состояний

Практическая работа студентов по курсу «Клиническая психодиагностика» на занятиях направлена на развитие самостоятельности, приобретение и закрепление умений и навыков анализу существующих методов, методик диагностики, применяемых в практической и исследовательской работе психолога. Поэтому при подготовке к практическим занятиям студенту рекомендуется составлять конспект создания интерфейсов психологических методик, индивидуально проходить методики, анализировать результаты и сохранять в групповой сводной таблице данных.
В случае пропуска занятий студент может сделать доклад по предложенным темам. На самом занятии они должны слушать и анализировать доклады сокурсников для участия в последующем обсуждении проблемы.
По итогам заслушанных выступлений студентам выставляются баллы, которые при необходимости трансформируются в оценки. Так за качественный и полный ответ, с примерами, выделением четких особенностей концепций выставляется 75 – 100 баллов (оценка «отлично»).
При достаточно содержательном ответе, но без примеров, либо с присутствием путаницы при дифференцировании основных понятий и принципов выставляется от 50 до 74 баллов (оценка «хорошо»).
А при плохом знакомстве с материалом предложенных тестов, при некачественно подготовленном выступлении, не выделении четких принципов той или иной концепции идентичности, а также неумении сформулировать вывод по содержанию своего выступления - выставляется от 25 до 49 баллов (оценка «удовлетворительно»).

При подготовке к прохождению практической части экзамена студентам рекомендуется качественно и осмысленно разобраться с выполнением психологических практических работ – осуществление, анализ, интерпретация и составление психологических выводов по методикам, изучаемым в ходе курса. При возникновении вопросов, их необходимо своевременно задавать на практических занятиях по соответствующей теме, или на индивидуальной консультации с преподавателем. На экзамене студентам будут предложены практические задания по результатам методик с конкретным индивидуальным заданием для решения в аудитории.

Методические указания для подготовки к экзамену
При подготовке к прохождению экзаменационного контроля студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, выполнить индивидуальное контрольное задание.
При выборе письменного индивидуального контрольного задания сдать его преподавателю заранее до экзамена, при выполнении устного индивидуального контрольного задания студенту рекомендуется сделать выступление на практическом занятии по соответствующей работе теме.

Критерии получения оценки на экзамене:
Оценка «отлично» - высокая посещаемость лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 75% до 100%.
Оценка «хорошо» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, наличие индивидуальных конспектов лекций, законспектированных материалов для подготовки к практическим занятиям, успешно и своевременное выполнение индивидуального контрольного задания, решение тестовых заданий от 51% до 74%.
Оценка «удовлетворительно» - посещаемость двух третей лекционных и практических занятий, законспектированных материалов для подготовки к содержанию лекционных и практических занятий, предоставление законспектированных материалов по выполнению индивидуального контрольного задания на экзамене преподавателю, решение тестовых заданий от 30% до 50%.