Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и когнитивно-поведенческая психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_Клиническая психология_ПДиКПП-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 6 (11) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 42 | 42 | 42 | 42 |
Сам. работа | 6 | 6 | 6 | 6 |
Консультации | 60 | 60 | 60 | 60 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Кузьмина Анна Сергеевна
1.1. | Цель: формирование и отработка навыков разбора реальных случаев терапии, структурирование практической работы, формирование профессионального аналитического подхода в русле когнитивно-бихевиоральной модели психических расстройств. Задачи: - Формирование и отработка навыков разбора реальных случаев терапии, техник КБТ в примннении в реальных клинических случаях. - Структурирование практической работы. Профилактика срывов и прекращения терапии. Прогнозирование эффективности (рецидивы и ремиссии). Создание плана терапевтической работы. - Обеспечить условия для формирования профессионального аналитического подхода в русле когнитивно-бихевиоральной модели психических расстройств. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ПК-4 | Способен применять методы когнитивно-поведенческой психотерапии для оптимизации качества жизни лиц с трудностями адаптации и находящихся в кризисных ситуациях, больных с психическими и поведенческими расстройствами, соматическими заболеваниями разного возраста |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - сформировать представление о профессиональных особенностях осуществления психологической помощи в рамках когнитивно-поведенческой модели психотерапии при разных психических нарушениях, расстройтсвах адаптации, аномалиях личности, - о супервизии и профессиональной компетентности клинического психолога., - об особенностях применения когнитивно-поведенческой модели при решении задач клинико-психологической практики, а также отдельных когнивных, когнитивно-поведенческих и поведенческих техниках, - возможность супервизорского анализа данной практики. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - знать особенности и уметь применять методологтческие принципы и техники КБТ при решении клинико-психологических задач, анализа реальных клинических случаев, - уметь структурировать собственную практическую практическую работу, осуществлять психологическое консультирование, психотерапию и психокоррекцию с помощью средств когнитивно-поведенческой модели, - уметь предупреждать и предотвращать срывы и прекращения терапии, прогнозировать эффективность (рецидивы и ремиссии), - уметь создавать и анализировать осложнения плана терапевтической работы, - концептуализировать случай для супервизии и осуществлять супервизию другого. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - сформировать навыки разбора реальных случаев терапии, техник КБТ в примннении в реальных клинических случаях. - навыки применять методологию, методы и отдельные техники когнитивно-поведенческой модели психотерапии в соответствии с целями и задачами клинико-психологической практики, осуществления супервизии. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Супервизия в КБТ и профессиональная компетентность клинического психолога. Анализ осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях. | ||||||
1.1. | Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения. Супервизор и супервизируемый. Супервизия как процесс обучения и научения, профессионально-ориентированная позиция помощи. | Лабораторные | 11 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
1.2. | Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций (Шмельцер, Залевский). Подчеркивание образовательной функции. | Лабораторные | 11 | 4 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
1.3. | Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций (Шмельцер, Залевский). Подчеркивание образовательной функции. | Сам. работа | 11 | 1 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
1.4. | Непрерывное отслеживание и оценка продвижения супервизируемого. Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии. | Лабораторные | 11 | 4 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
1.5. | Анализ и классификация распространенных и уникальных осложнений консультативного и терапевтического процесса в реальных клинических ситуациях. | Сам. работа | 11 | 1 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
1.6. | Концептуализация проблемных ситуаций в когнитивно-поведенческой терапии разных психических расстройств, нарушений адаптации, аномалий личности. | Лабораторные | 11 | 4 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
1.7. | Оценка продвижения супервизируемого. Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии. | Сам. работа | 11 | 1 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
1.8. | Консультация | Консультации | 11 | 10 | ПК-4 | |
Раздел 2. Профилактика срывов и прекращения терапии. Эффективность терапии и супервизия. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических групп. | ||||||
2.1. | Способы профилактики срывов и срывов и прекращения терапии – разбор клинических случаев Критерии эффективности терапии, отслеживание изменений в процессе терапии. | Лабораторные | 11 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
2.2. | Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе. Дж. Вольпе как один из родоначальников супервизии в КБТ. | Лабораторные | 11 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
2.3. | Проблемы начинающего психотерапевта. Планирование психотерапевтической интервенции. Тренинг самоутверждения. | Лабораторные | 11 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
2.4. | Ипохондрический страх. Игнорирование истории жизни и другие базисные ошибки. Страх навредить или не помочь. | Лабораторные | 11 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
2.5. | Техники профилактики и предотвращения осложнений терапии в когнитивно-поведенческой модели. | Лабораторные | 11 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
2.6. | Консультация | Консультации | 11 | 10 | ПК-4 | |
Раздел 3. Анализ мотивации клиента, пациента в когнитивно-бихевиоральном консультировании и терапии. Супервизия практической работы. | ||||||
3.1. | Мотивация клиента и терапевта – супервизия профессиональных отношений. Мотивация в терапии – анализ с целью разработки приемов вмешательства. | Лабораторные | 11 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
3.2. | Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия работы с разными клиническими группами пациентов: анализ специфики и логики ведения процесса вмешательства. | Лабораторные | 11 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
3.3. | Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия работы с разными клиническими группами пациентов: анализ специфики и логики ведения процесса вмешательства. | Сам. работа | 11 | 1 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
3.4. | Реакция на диагностику и терапию. Анализ сложностей при выполнении домашнего задания. | Лабораторные | 11 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
3.5. | Анализ аудио и видео- материалов собственной работы: супервизорский анализ. | Лабораторные | 11 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
3.6. | Супервизия работы клинического психолога в модели когнтивно-поведенческой психотерапии (на примере клиники пограничных состояний). | Лабораторные | 11 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
3.7. | Консультация | Консультации | 11 | 10 | ПК-4 | |
Раздел 4. Построение и проверка гипотез на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ. Подбор эффективных техник изменений: супервизия. | ||||||
4.1. | Гипотезы относительно состояния пациента и дальнейшей интервенции, их проверка на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ. | Лабораторные | 11 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
4.2. | Гипотезы относительно состояния пациента и дальнейшей интервенции, их проверка на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ. | Сам. работа | 11 | 1 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
4.3. | Подбор эффективных техник изменений на основе процесса проверки гипотез. Обучение формулировке гипотез. | Лабораторные | 11 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
4.4. | Консультация | Консультации | 11 | 10 | ПК-4 | |
4.5. | Подбор эффективных техник изменений на основе процесса проверки гипотез. Обучение формулировке гипотез. | Сам. работа | 11 | 1 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
4.6. | Обсуждения проблем формулировки и проверки гипотез. Ошибки в диагностике – как себя проверить. Терапевтическая безопасность. | Лабораторные | 11 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
4.7. | Консультация | Консультации | 11 | 10 | ПК-4 | |
4.8. | Супервизорские установки: преодоление. Безопасность супервизии. Супервизия в учебе и супервизия практикующих специалистов. | Лабораторные | 11 | 2 | ПК-4 | Л1.1, Л3.1 |
4.9. | Консультация | Консультации | 11 | 10 | ПК-4 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. . Ответственность в терапии: супервизия и обучение. 2. Ошибки в диагностике – как себя проверить. Терапевтическая безопасность. Супервизорские установки: преодоление. 3. Супервизия психоэдукации с родственниками пациентов. 4. Мотивация клиента и терапевта – супервизия профессиональных отношений.. 5. Улучшение качества профессиональной компетентности посредством супервизии. 6. Феномен и терапия выученной беспомощности М. Селигмана: супервизия практической работы (разбор случая). 7. Гипотезы относительно состояния пациента и дальнейшей интервенции, их проверка на основе наблюдений и вербальных сообщений в КБТ. 8. Проблема мотивации и эмоций пациента в БКТ. 9. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе. 10. Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия. 11. Супервизия терапевтов: страх перед успехом, проблемы начинающего психотерапевта, планирование психотерапевтической интервенции. 12. Техники прогнозирования состояния пациента, предотвращение срывов и прекращения терапии. 13. Современные проблемы супервизии в КБТ. 14. Анализ, рефлексия, отработка проблемных профессиональных ситуаций / интеракций. 15. Супервизия в отечественной и зарубежной традиции: правила, принципы и ошибки. 16. Диагностическое интервью в БКТ: структура и техники. Супервизия. 17. Гарантия качества и защита пациентов от неделового обращения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
1. .КБТ модель панических атак. 2. Диалектическая бихевиоральная психотерапия при пограничном расстройстве личности и суицидальном поведении. 3. КБТ модель личностных расстройств. 4. КБТ модель ОКР. 5. Проблема мотивации и эмоций пациента в БКТ. 6. Стратегии индивидуальной работы с пациентами разных клинических группах – анализ осложнителей и проблемных ситуаций в работе. 7. Стратегии выхода из критических консультативных ситуаций. Супервизия. 8. Супервизия терапевтов: страх перед успехом, проблемы начинающего психотерапевта, планирование психотерапевтической интервенции. 9. Техники прогнозирования состояния пациента, предотвращение срывов и прекращения терапии. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Супервизия по КБТ.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина ; под ред. Е. П. Кораблиной | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Практическое пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Решетников М.М. | ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ. СЛУЧАИ ИЗ ПРАКТИКИ 2-е изд. Практическое пособие: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Электронный курс в системе Moodle"Супервизия по когнитивно-бихевиоральной терапии" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
На зачет выносится список вопросов(два теоретических вопроса и практическое задание), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной, либо тестовой форме (открытые задания и закрытые вопросы). На ответ и решение задачи студенту отводится 40 минут. За ответ на теоретические вопросы студент может получить максимально 5 баллов, за решение задачи 5 баллов. Перевод баллов в оценку. При верном выполнении теоретических и практических задач – оценка «отлично», при частичном выполнении практической задачи и верном теоретической – «хорошо», при частичном выполнении обоих типов задач – «удовлетворительно». |