МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология ощущения и восприятия в норме и патологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и когнитивно-поведенческая психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_Клиническая психология_ПДиКПП-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 18 18 18 18
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.н., Доцент, Смирнова Яна Константиновна;ассистент, Кислых Анна Александровна

Рецензент(ы):
канд.психол. наук, доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Психология ощущения и восприятия в норме и патологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.01 Клиническая психология (приказ Минобрнауки России от 26.05.2020 г. № 683)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. психол. наук, доцент Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой канд. психол. наук, доцент Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование и развитие у студентов целостной системы базовых научных знаний от общепсихологических закономерностях психической деятельности, основных категориях, фундаментальных теориях и концепциях, основных методов психологической науки.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен применять научно обоснованные методы оценки уровня психического развития, состояния когнитивных функций, эмоциональной сферы, развития личности, социальной адаптации различных категорий населения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека
- описание результатов психодиагностического обследования,
- основные понятия психодиагностики, математической статистики, смысл выдвигаемых психодиагностических и статистических гипотез и процедур, направленных на их проверку;
3.2.Уметь:
3.2.1.- практически применять основные психодиагностические методики умственного и личностного развития для различных возрастных групп;
- описывать результаты психодиагностического обследования
-устанавливать связи между теоретическим и эмпирическим уровнями познания психической активности человека.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками составления программы психодиагностического обследования, организацией психодиагностического обследования в соответствии с конкретными задачами и этико-деонтологическими нормами с учетом нозологических, социально- демографических, культуральных и индивидуально-психологических характеристик
- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в общую психологию.
1.1. Становление предмета научной психологии Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.2. Общие представления о психологии как науке Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.3. Структура общей психологии, место психологии в системе наук, связь психологии с другими науками Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.4. Проблема метода в психологии и методы современной психологии Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.5. Структура современной психологии Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.6. Представления о предмете психологии в основных научных направлениях Практические 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.7. Анализ российских психологических школ Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.8. Проблема понимания понятий «психологический факт» и «психические явления». Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.9. Анализ методов психологии Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.10. Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.11. Представления о предмете психологии в основных научных направлениях Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.12. Проблема метода в психологии и методы современной психологии Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.13. Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
1.14. Подобрать и проанализировать примеры психологических фактов и психических явлений в жизни человека Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Мозг и психика
2.1. Мозговая организация психики Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.2. Современные представления о психических функциях Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.3. Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.4. Речь и межполушарная асимметрия Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.5. Современные представления о психических функциях Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.6. Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
2.7. Особенности психики при локальных поражениях головного мозга: понятие симптома и синдрома Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Психология деятельности
3.1. Общее понятие о психологической деятельности Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.2. Структура и виды деятельности Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.3. Структура психологической деятельности, анализ ведущих понятий (А.Н. Леонтьев) Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.4. Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.5. Анализ особенностей развития человеческой деятельности (Л.С. Выготский). Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.6. Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.7. Деятельность и психические процессы: анализ точек зрения Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.8. Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.9. Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
3.10. Рефлекс «что такое?» или ориентировочный рефлекс Сам. работа 2 2 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Психология сознания
4.1. Сознание как высшая форма психики человека. Сознание как функциональная система Анализ психологической структуры сознания. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.2. Состояния сознания.Сознательное и бессознательное. Самосознание человека. Психологический анализ «Я-концепции». Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.3. Общепсихологические характеристики рефлексии. Методы исследованиея самосознания. Динамика смысловых процессов. Практические 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.4. Сознание как проблема нейропсихологии. Дифференциальная защита структур самосознания. Психологические защиты Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.5. Изменения состояния сознания и модификация памяти. Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.6. Организация смысловой семантики сознания Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.7. Эмпирические методы исследования смысловых образований личности Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.8. Уровни и единицы самосознания Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.9. Дифференциальная защита структур самосознания Практические 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.10. Поступок как точка пересечения деятельностей Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.11. Динамика смысловых процессов Практические 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.12. Онтогенез индивидуальной системы ценностных ориентаций (ЦО) как процесс развития смысловой сферы Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.13. Методика исследования структуры самосознания личности (МИСС) Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.14. Смыслостроительство как способ восстановления смыслового соответствия сознания и бытия субъекта. Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
4.15. Развитие навыков самопонимания студентов-психологов Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 5. Психология мотивации, эмоций, воли
5.1. Мотивация животных и мотивация человека, их фундаментальные различия. Биологические механизмы инстинктивного поведения, их развитие в филогенезе. Gонятие инстинкта, критика биологизации человеческой мотивации. Теория У.Макдауголла. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.2. Феномен мотивации. Основные проблемы психологии мотивации. Понятия «потребность», «мотив», «мотивация», противоречия в их понимании разными авторами. Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.3. Понятие влечения в психоанализе. Психодинамическая трансформация влечений. Проективная диагностика мотивации.Проблема мотивации в бихевиоризме и необихевиоризме. Экспериментальные исследования обусловливания и подкрепления.Самоактуализация как объяснительный принцип, его развитие и критика. Понятие потребности. Теория базовых потребностей А.Маслоу. Проблема классификации потребностей. Теория потребностей Г.Мюррея.Смыслоцелевые представления об источниках человеческой мотивации. Теории Адлера и Франкла. Теория метамотивации Маслоу. Практические 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.4. Роль ситуационных факторов в развертывании мотивационных процессов. Теория поля К.Левина и экспериментальные исследования его школы. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.5. Изучение отдельных видов мотивации. Мотивация достижения, подходы к ее изучению. Мотивация власти. Мотивация учения.Изучение отдельных видов мотивации. Потребность в общении и мотивация аффиляции. Мотивация оказания помощи. Мотивация асоциального поведения. Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.6. Деятельностный подход к мотивации в школе А.Н.Леонтьева. Общая характеристика потребностей и мотивов. Опредмечивание потребностей и другие механизмы их преобразования. Виды и функции мотивов в деятельностном подходе. Смысл мотива как источник его побудительной силы. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности. Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.7. Общее представление об эмоциях. Развитие представлений об эмоциях в истории психологии.Биологическая целесообразность эмоций. Функции эмоций. Возможные основания и разновидности классификации эмоций. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.8. Физиология и психология эмоций. Периферическая теория Джемса-Ланге и ее экспериментальная критика. Роль когнитивной оценки в возникновении эмоциональных состояний. Эмоции в регуляции деятельности. Закономерности развития регулирующей функции эмоций. Соотношений эмоций, мотивации и личностного смысла. Аффекты, их психологическая характеристика. Аффективные следы. Проблема детекции лжи. Патологический аффект: его специфика и динамика. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.9. Чувства и настроения, их психологическая характеристика.Эмоциональные состояния. Тревога и страх. Совладание с негативными эмоциями Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.10. Методы психологического изучения эмоциональных процессов. Влияние эмоций на познавательные процессы и исполнительную деятельность. Исследования выражения эмоций. Экспрессивная сторона личности. Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.11. Эмоции в общении. Привязанность. Эмпатия. Любовь.Положительные эмоциональные состояния. Пиковые переживания. Состояние потока. Развитие эмоциональной сферы. Позитивная психология. Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.12. Проблема воли в психологии. Произвольность и воля. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
5.13. Современные подходы к воле как мотивационной саморегуляции в школах Х.Хекхаузена и Л.С.Выготского. Воля как мотивационное опосредование. Развитие волевых процессов в онтогенезе. Практические 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 6. Тесперамент, характер, способности
6.1. Характерология К. Юнга. Социальные типы по Э. Фромму. Акцентуации характера и их влияние на познавательную деятельность. Типы акцентуаций характера по К. Леонгарду. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
6.2. Индивидуальность человека в теории B.C. Мерлина. Теории темпераментов и типы высшей нервной деятельности. Темперамент человека в концепции Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина. Психологические теории темперамента Г. Айзенка, В.М. Русалова, Я. Стреляу. Роль темперамента в психическом развитии. Темперамент и проблема саморегуляции. Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
6.3. Место характера в общей структуре личности. Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
6.4. Способности и мозг.Проблемы способностей в трудах Б.М. Теплова. Межполовые и индивидуальные различия в способностях.Основные современные концепции творчества и одарённости. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
6.5. Анализ психологических категорий и их взаимоотношений: индивид, личность, индивидуальность. Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
Раздел 7. Психические процессы
7.1. Общая характеристика сенсорно-перцептивных, интеллектуальных, регуляционных психических процессов. Предыстория современной когнитивной психологии. Общая характеристика психических процессов. Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы. Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы. Феномены взаимодействия сенсорных процессов. Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы. Образы восприятия. Психофизика и психофизиология сенсорных процессов. Понятие сенсорных паттернов. Теоретические подходы, объясняющие распознавание зрительных паттернов. Предыстория современной когнитивной психологии. Общая характеристика психических процессов. Классификации. Сенсорно-перцептивные, интеллектуальные, регуляционные психические процессы. Этапы обработки информации. Структура сенсорной системы. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.2. Пороговая проблема (дискретность - непрерывность). Интерпретация понятия порога чувствительности (пороговой зоны) от Фехнера до наших дней. Субсенсорная зона. Психофизические законы. Основной психофизический закон Вебера - Фехнера. Закон Стивенса. «Обобщенный психофизический закон» Ю.М. Забродина. Определение ощущения и восприятия. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений. Физиологические механизмы ощущений. Основные свойства восприятия. Развитие сенсорики в онтогнезе и трудовой деятельности. Теоретические представления о механизмах перцептивного научения. Лабораторные 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.3. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация анализаторов и ощущений. Экстрацептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и "неспецифические" ощущения. Другие классификации ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений: абсолютные и разностные пороги, допущение о дискретности сенсорного ряда. Психофизиологические особенности ощущений. Явление адаптации в различных модальностях, виды проявления. Практические 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.4. Кросскультурные исследования восприятия. Культурно- историческая традиция в исследовании восприятия. Мотивация, потребности и ценности как организующие факторы восприятия. Индивидуальные различия в восприятии. Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.5. Ощущение как процесс отражения отдельных свойств и качеств предметов и явлений. Основные психофизические параметры ощущений. Работы Г. Гельмгольца, Г. Фехнера, М. Вебера, С. Стивенсона. Понятие о психофизическом операторе. Понятие ощущения. Классификация ощущений. Экстероцептивные, интроцептивные, проприоцептивные, интермодальные и «неспецифические» ощущения. Физиологические механизмы ощущений. Особенности ощущений. Теории И.М. Сеченова, И.П. Павлова. Понятие об анализаторе. Виды рецепторов. Классификация ощущений. Психофизика ощущений. Психофизиологические особенности ощущений. Основные методы количественного измерения ощущений. Понятие порогов ощущений, их виды. Закон М. Вебера-Фехнера. Методы изучения ощущений. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.6. Виды ощущений. Взаимодействие ощущений. Классификации ощущений. Сенсорная организация человека (по Б.Г. Ананьеву). Понятия сенсибилизации и сенситивности. Становление сенсорной системы человека в онтогенезе. Сенсорная организация, образ жизни и культура. Предмет и задачи психофизики. Пороги ощущений. Чувствительность. Косвенное измерение ощущений. Закон Фехнера. Прямое измерение ощущений. Закон Стивенса. Теория обнаружения сигналов. Восприятие пространства. Признаки восприятия удаленности и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Определение и виды константности восприятия. Процедура измерения константности. Теории константности. Экологический подход к восприятию пространства, движения, константности восприятия. Виды оптических искажений. Проблема перцептипной адаптации к инвертированному зрению и ее экспериментальные исследования. Феномены псевдоскопического восприятия, их описание и объяснение. Создание искусственных органов чувств, форми Практические 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.7. Восприятие пространства. Признаки восприятия удаленности и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие реального движения. Теории восприятия стабильности видимого мира. Определение и виды константности восприятия. Процедура измерения константности. Теории константности. Экологический подход к восприятию пространства, движения, константности восприятия. Виды оптических искажений. Проблема восприятия третьего измерения. Признаки удаленности и глубины. Роль бинокулярного зрения, бинаурального слуха и бимануального осязания в формировании 3-хмерности перцептивного образа. Иллюзии восприятия. Механизмы. Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.8. Общее представление о памяти. Основные подходы к ее изучению и теории. Развитие памяти. Определение памяти. Краткая история развития представлений о памяти. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.9. Понятие внимания как психического процесса. Физиологические основы внимания. Общее представление о внимании. Основные подходы к его изучению и теории. Развитие внимания. Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.10. Общее представление о мышлении. Мышление. Мышление как высший уровень познавательных процессов. Базовые эмпирические характеристики мышления по Л.М. Веккеру: пространственно- временные, модальностные, интенсивностные. Лекции 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.11. Характеристика основных мыслительных операций. Формирование понятий. Примеры концептуальных задач. Усвоение правил. Ассоциативная теория. Проверка гипотез. Стратегии формирования понятия. Логика как наука о мышлении. Формальное мышление. Принятие решений. Виды мышления. Конкретно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактное (логическое) мышление. Роль мышле­ния в прогнозировании. Вероятностное, творческое мышление. Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2
7.12. Язык и речь: основные единицы языка. Речь и язык. Развитие речи в онтогенезе. Формирование речевого высказывания. Декларативные и процедурные знания при овладении языком. Овладение вторым языком. Прогнозирование в речевой деятельности. Восприятие и понимание речи. Сам. работа 2 1 ОПК-2 Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.1, Л1.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение
Приложения
Приложение 1.   ОБЩАЯ КЛИН,ПСИХОЛ,.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Сосновского Б.А. ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Иванников В.А. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Немов Р. С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2017 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Рамендик Д. М. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Немов Р.С. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 4. РЕЧЬ. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система «Лань» e.lanbook.com
Э2 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Курс в Moodle "Психология ощущения и восприятия в норме и патологии" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/
ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/
ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/
ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий
Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий.
Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине.

Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы
Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ.
Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки.

Методические рекомендации для подготовки к зачету
Зачет по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к зачету(см. список вопросов к зачету).
При подготовке к прохождению зачета студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине.