МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология мотивации и эмоций в норме и патологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра клинической психологии
Направление подготовки37.05.01. Клиническая психология
СпециализацияПатопсихологическая диагностика и психотерапия
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_01_КлинПсих-2018
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 52
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 22 22 22 22
Практические 34 34 34 34
Сам. работа 52 52 52 52
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.психол.наук, Доцент, Трофимова Юлия Владимировна

Рецензент(ы):
канд.психол.наук, Доцент, Кузьмина Анна Сергеевна

Рабочая программа дисциплины
Психология мотивации и эмоций в норме и патологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.01 КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (приказ Минобрнауки России от 12.09.2016 г. № 1181)

составлена на основании учебного плана:
37.05.01 Клиническая психология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Кузьмина Анна Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра клинической психологии

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Кузьмина Анна Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов целостное представление о существующих подходах в области изучения мотивации и эмоций и понимание способов изучения мотивации и эмоций в практике.
Рассмотреть основные концепции и классификации мотивации и эмоций.
Освоить мотивационные и эмоциональные профили в норме и патологии.
Ознакомить студентов с методиками изучения мотивации и эмоций.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 готовностью выявлять и анализировать информацию о потребностях (запросах) пациента (клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные понятия психологии мотивации и эмоций; теории мотивации и эмоций; принципы эмоционального-волевой регуляции
- ведущие концепции мотивации субъекта;
- теоретические и исследовательские модели концепций мотивации;
- симптомы, указывающие на дисгармоничные варианты развития мотивации, эмоций и направленности субъекта;
- особенности поведения субъекта в контексте его мотивированности и эмоциональности.
3.2.Уметь:
3.2.1.- распознавать поведение субъекта в соответствии с методологией той или иной концепции мотивации;
- разработать индивидуальный план реализации диагностики мотивационной и эмоционально-волевой сфер субъекта;
- использовать известные методы изучения мотивации и эмоциональной сферы в практической работе психолога;
- давать оценку состоянию субъекта на основе методологии диагностических инструментов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- диагностическим инструментарием, методами исследования мотивационной и эмоционально-волевой сферы;
- сравнить возможности и ограничения различных методов диагностики мотивационно-волевой и эмоциональных сфер субъекта и направленности личности;
- навыками планирования диагностики и коррекции мотивационной и эмоционально-волевой сферы личности, применяя разные диагностические инструменты и методы коррекции;

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Истрия изучеия мотивации в психологии
1.1. Психика. Сознание. История изучения мотивации и эмоций Лекции 4 4 ПК-2 Л1.5, Л1.1, Л2.4
1.2. Проблемы исследования мотивации в отечественной и зарубежной психологии Лекции 4 4 ПК-2 Л1.4, Л3.1, Л1.2
1.3. Определение мотива. Подходы к изучению понятия. Потребности и мотивы с теории деятельности А.Н. Леонтьева Практические 4 4 ПК-2 Л1.4, Л3.1, Л2.1
1.4. Оформить в виде блок-схемы основные идеи о мотиве и потребностях с позиций теории деятельности А.Н. Леонтьева Сам. работа 4 6 ПК-2 Л2.5, Л1.4
1.5. Теории мотивации в зарубежной психологии Практические 4 4 ПК-2 Л1.4, Л2.3, Л3.1, Л2.1
1.6. Оформите в виде таблицы теории мотивации в зарубежной психологии Сам. работа 4 6 ПК-2 Л2.5, Л1.4, Л1.5
1.7. Анализ современных исследований Практические 4 4 ПК-2 Л2.5, Л1.4, Л2.1, Л1.5
Раздел 2. Изучение эмоций в психологии
2.1. Эмоции и эмоциональные состояния: понятие, виды, история изучения Лекции 4 2 ПК-2 Л2.5, Л1.4, Л3.1
2.2. Эмоционально-волевая регуляция Лекции 4 4 ПК-2 Л2.5, Л1.4
2.3. Подготовить конспекты с информацией об основных теориях, объясняющих роль и назначение эмоций Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.5, Л1.4
2.4. Эмоции. Классификация эмоций Практические 4 4 ПК-2 Л2.5, Л1.4, Л2.4
2.5. Эмоциональные состояния: виды и их особенности Практические 4 2 ПК-2 Л2.5, Л1.4, Л2.4
2.6. Выделить и описать базовые эмоции по К.Изарду Сам. работа 4 8 ПК-2 Л1.4, Л2.4
2.7. Эмоционально-волевя регуляция Практические 4 2 ПК-2 Л2.5, Л1.4, Л1.2, Л2.4
Раздел 3. Мотивация и эмоции в норме и патологии
3.1. Нарушения мотивации Лекции 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.3
3.2. Найти и приготовить кпредставлению в группе примеры нарушения мотивации (из клиничсеких описаний, художественной лиитературы, видеофрагменты) Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.2, Л1.3
3.3. Анализ клинических случаев нарушения мотивации Практические 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.3
3.4. Нарушения эмоций Лекции 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.3
3.5. Найти и приготовить кпредставлению в группе примеры нарушения эмоций (из клиничсеких описаний, художественной лиитературы, видеофрагменты) Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.2, Л1.3
3.6. Анализ клинических случаев нарушения эмоций Практические 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.3
Раздел 4. Диагностика нарушений мотивации и эмоций
4.1. Методы и приемы диагностики мотивации и эмоций в норме и патологии Лекции 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.3
4.2. Методы диагностики мотивации Практические 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.3
4.3. подготовить подборку диагностического инструментария по изучению мотивации и эмоций (эмоциональных состояний) Сам. работа 4 8 ПК-2 Л2.2, Л1.3
4.4. Методы диагностики эмоций Практические 4 4 ПК-2 Л2.2, Л1.3
4.5. Нарушение мотивации и эмоций в комплексной оценке личности Практические 4 2 ПК-2 Л2.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Бакшаева Н. А., Вербицкий А. А. Психология мотивации студентов : учебное пособие для вузов : Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.2 Диянова З.В., Щеголева Т.М. Общая психология. Личность и мотивация. Практикум : учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО Москва : Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.3 Б. В. Зейгарник Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики: [учеб. пособие] М.: Эксмо, 2008
Л1.4 С. Л. Рубинштейн Основы общей психологии: СПб.: Питер, 2010
Л1.5 Пряжников Н.С. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т. О. Гордеева Психология мотивации достижения: учеб. пособие для вузов Академия, 2006
Л2.2 Б. В. Зейгарник Патопсихология: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2006
Л2.3 Маслоу А. Мотивация и личность: Ученая литература М.: Директ-Медиа, 2008
Л2.4 Донцов Д.А, Сенкевич Л.В., Луковцева З.В., Огарь И.В. Общая психология. Введение в общую психологию : учебное пособие для вузов : учебное пособие Москва : Издательство Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/494254
Л2.5 Ю. Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию: (курс лекций) М.: АСТ, [2008]
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 П. Р. Юсупов Психология мотивации и эмоций в норме и патологии [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС издательства «Лань» e.lanbook.com
Э2 ЭБС «Университетская библиотека online» biblioclub.ru
Э3 ЭБС издательства «Юрайт» www.biblio-online.ru
Э4 ЭБС АлтГУ elibrary.asu.ru
Э5 Единыйобразовательный портал portal.edu.asu.ru
Э6 НЭБ elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
ЭБС издательства «Лань»
ЭБС «Университетская библиотека"
ЭБС издательства «Юрайт»
ЭБС АлтГУ

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
312Л учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95
313Л лаборатория психолого-педагогического практикума - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия; переносной ноутбук из № 106Л

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины осуществляется в форме учебных занятий под руководством профессорско-преподавательского состава кафедры и самостоятельной работы обучающихся. Основными видами учебных занятий по изучению данной дисциплины являются лекционные, практические и лабораторные занятия. При проведении учебных занятий используются элементы классических и современных педагогических технологий, в том числе проблемного и проблемно-деятельностного обучения.
Предусматриваются следующие формы работы обучающихся:
▪ прослушивание лекционного курса;
▪ чтение и конспектирование рекомендованной литературы;
▪ ознакомление с планом практического или лабораторного занятия.
▪ уяснение содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии.
▪ повторение содержание лекционного материала.
▪ изучение рекомендуемой литературы и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии).
▪ ответы на вопросы, указанные в плане семинарского занятия.
▪ ознакомление с кафедральными методическими рекомендациями к занятию, содержанием стендов и другими наглядными пособиями по теме занятия.
▪ получение консультации у преподавателя.
▪ написание рефератов (по согласованию с преподавателем).
▪ самостоятельная работа.
Контроль знаний обучающихся проводится в форме текущей и предварительной аттестации.
Контроль текущей успеваемости обучающихся – текущая аттестация – проводится в ходе семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний; сформированности у них знаний, умений, владений; своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия необходимых мер по ее корректировке; совершенствованию методики обучения; организации учебной работы и оказания обучающимся индивидуальной помощи.
К контролю текущей успеваемости относятся проверка знаний, умений и навыков обучающихся:
▪ на занятиях;
▪ по результатам выполнения обучающимися индивидуальных заданий;
▪ по результатам проверки качества конспектов лекций и иных материалов;
▪ по результатам отчета обучающихся в ходе индивидуальной консультации преподавателя по освоению дисциплины и имеющимся задолженностям.
На каждом занятии слушателям необходимо иметь рабочую тетрадь (48 л), листы белой бумаги формата А4, письменные принадлежности. Рабочие тетради необходимы для конспектирования рекомендаций преподавателя по теме занятия, а листы бумаги для самостоятельных, контрольных проверочных работ.
При отработке пропущенных занятий обучающиеся самостоятельно изучают вопросы, указанные в плане занятия. На консультации обучающиеся представляют результаты своего труда и отвечают на вопросы преподавателя.
При подготовке к практическим и лабораторным занятиям обучающиеся должны:
1. Ознакомиться с планом практического, лабораторного занятия.
2. Уяснить содержание вопросов, вынесенных на обсуждение, или заданий, выполняемых на занятии.
3. Повторить содержание лекционного материала.
4. Изучить литературу и при необходимости законспектировать содержащиеся в них основные положения и примеры, а также возникшие при этом вопросы (эти записи можно использовать на занятии).
5. Подготовить ответы на вопросы, указанные в плане практического/лабораторного занятия.
6. Выполнить задания, обусловленные темой практического занятия.
7. Получить консультацию у преподавателя.
10. Выполнить индивидуальные задания преподавателя.
11. Написать реферат.
Обязательным условием подготовки к занятию является выполнение в полном объеме заданий предыдущего занятия.
На занятиях обучающимся рекомендуется активно использовать личный жизненный опыт, примеры из специальной и художественной литературы.
Контроль за выполнением обучающимися каждого вида работ может осуществляться поэтапно и служит основанием для промежуточной аттестации по дисциплине.
Промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью выявления соответствия уровня теоретических знаний.
Экзамен проводится после завершения изучения дисциплины в объеме рабочей учебной программы.