Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.01. Клиническая психология |
Специализация | Патопсихологическая диагностика и психотерапия |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_01_КлинПсих-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 19 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 42 | 42 | 42 | 42 |
Сам. работа | 39 | 39 | 39 | 39 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.психол.н., доцент Кузьмина Анна Сергеевна
1.1. | Цель - анализ и применение техник арт-терапевтической работы психолога с лицами в разных жизненных обстоятельствах, пациентами разных клинических групп. Задачи курса: – изучение основ арт-терапевтической деятельности психолога, специфики реализации, возможностей и ограничений в применении; – анализ особенностей групповой и сопоставление с индивидуальной формой работы в арт-терапевтическом кабинете психолога; – рассмотрение разнообразных форм работы арт-терапевта: применение техник песочной терапии, сказкотерапии, марионеточной терапии, ароматерапии и пр. видов; – овладение навыками работы с человеком в кризисной ситуации, формирование умения применять техники диалога, ведения процесса диагностики, коррекционной деятельности в арт-терапевтическом пространстве; – формирование навыков работы с эфирными маслами, отработка умений базовых элементов массажа, усвоение правил взаимодействия с ароматами; – анализ процесса конструирования и деконструкции психотерапевтического дискурса, выявление элементов управления, власти. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.2 |
ПСК-3.3 | способностью и готовностью к овладению теоретическими основами и методами классических и современных направлений психотерапии |
ПСК-3.10 | способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – основы арт-терапевтической деятельности психолога; – особенности групповой и индивидуальной форм работы в арт-терапевтическом кабинете психолога; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – дифференцировать разные техники арт-терапии, выделять специфику работы с разными техниками; – сформировать умения взаимодействия с эфирными маслами, отработать технику постановку руки и уметь соблюдать меры предосторожности при специфичных формах манипуляций применения ароматерапии; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – навыками начальной консультативной и терапевтической работы с человеком в кризисной ситуации; – понимать и анализировать элементы дискурса конструирования и деконструкции психотерапевтического поля деятельности. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основания арт-терапии: сравнительный анализ с другими видами деятельности | ||||||
1.1. | Принципы и основы арт-терапии: сравнительный анализ с другими видами деятельности | Лабораторные | 7 | 4 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Методология и технология арт-терапии, устройство арт-терапевтического кабинета | Лабораторные | 7 | 4 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Проективный механизм арт-терапевтических техник | Сам. работа | 7 | 4 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Анализ основных подходов и принципов арт-терапии | Сам. работа | 7 | 4 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Индивидуальная и групповая арт-терапия: возможности и ограничения | ||||||
2.1. | Арт-технологии в работе с личностью и группой | Лабораторные | 7 | 4 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Метод направленной визуализации в сочетании с изобразительной работой | Сам. работа | 7 | 4 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Группа как пространство анализа и конструирования поведенческих и когнитивно-эмоциональных стратегий поведения | Лабораторные | 7 | 4 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Применение повествований в разных формах (мифы, сказки, ассоциативная групповая работа) в качестве символической основы для самовыражения в арт-терапии | ||||||
3.1. | Сказкотерапия: принципы, особенности осуществления, символическая основа для самовыражения в арт-терапии | Сам. работа | 7 | 4 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Основные принципы работы в процессе психотерапевтической работы со сказкой | Лабораторные | 7 | 4 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Модель анализа сказки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой | Сам. работа | 7 | 4 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Арт-терапия кризисных состояний | ||||||
4.1. | Специфика арт-терапевтической работы с человеком в переживаемом кризисном состоянии | Лабораторные | 7 | 6 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Возможности применения методик: «Путь» и «Внутренние помощники» при работе с кризисными состояниями личности | Сам. работа | 7 | 3 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Формы арт-терапевтического взаимодействия при работе с различными кризисными состояниями | Сам. работа | 7 | 2 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Современные техники в арт-терапии: коллаж, марионеточная терапия, песочная терапия, инсталляция | ||||||
5.1. | Коллаж в процессе индивидуальной и групповой работы | Лабораторные | 7 | 4 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Материалы и средства для коллажа | Сам. работа | 7 | 2 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Техника марионеточной терапии как направление арт-терапии | Лабораторные | 7 | 4 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Песочная терапия в современной клинической психологии | Сам. работа | 7 | 2 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
5.5. | Психология осуществления песочной терапии | Лабораторные | 7 | 4 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
5.6. | Технология и ведущие принципы организации песочной терапии | Сам. работа | 7 | 2 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
5.7. | Инсталляция и перформанс при работе со страхами | Лабораторные | 7 | 2 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
5.8. | Инсталляция и перформанс в работе со страхами (Техника «Музей страхов») | Сам. работа | 7 | 2 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Конструирование и деконструкция психотерапевтического дискурса | ||||||
6.1. | Современные модели конструирования и деконструкции психотерапии | Сам. работа | 7 | 2 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
6.2. | Особенности коммуникации и интерпретаций в процессе арт-терапии | Лабораторные | 7 | 2 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
6.3. | Психотерапия изнутри и извне: соблазняющие стратегии дискурса | Сам. работа | 7 | 2 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
6.4. | Психологические механизмы психотерапевтического воздействия | Сам. работа | 7 | 2 | ПСК-3.3, ПСК-3.10 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. Метод направленной визуализации в сочетании с изобразительной работой. 2. Элементы конструирования собственной сказки в процессе арт-терапии. 3. Работа с посттравматичекими стрессовыми расстройствами в арт-терапии. 4. Возможности применения разных методикпри работе с кризисными состояниями личности. 5. Психология осуществления песочной терапии. 6. Особенности песочной терапии, организация и процесс работы (К.Г. Юнг, М. Ловенфельд, Д. Кальфф). 7. Техника марионеточной терапии как направление арт-терапии. 8. Куклотерапия в разыгрывании драмы, игротерапия и сказкотерапии. 9. Техника игровой и драматической манипуляции. 10. Анализ личностных особенностей испытуемых в процессе взаимодействия с куклой. 11. Технология осуществления ароматерапии. 12. Особенности коммуникации и интерпретаций в процессе арт-терапии. 13. Поведенческий и когнитивный анализ проблемы клиента: систематическая десенсибилизация. 14. Анализ приемов и видов арт-терапии. 15. Формы арт-терапевтической работы (индивидуальная и групповая арт-терапия). 16. Работа с различными арт-материалами. Перфоманс. 17. Проективный механизм арт-терапевтических техник. 18. Приемы арт-терапевтического взаимодействия в группе и система анализа творческой продукции. 19. Методология и технология арт-терапии, устройство арт-терапевтического кабинета 20. Метод направленной визуализации в арт-терапии. 21. Анализ современных арт-технологий: коллаж, куклы-марионетки, спектакль, маски, песочная терапия и др. 22. Арт-технологии в работе с личностью и группой. 23. Управление мотивацией ведущим группы в процессе терапии. 24. Принципы индивидуальной психотерапии и психокоррекции. Организация терапевтического пространства. 25. Сказкотерапия: принципы, особенности осуществления, символическая основа для самовыражения в арт-терапии. 26. Сказкотерапия как направление осуществления арт-терапевтической деятельности психолога. 27. Основные принципы работы в процессе психотерапевтической работы со сказкой. 28. Структурирование сказки и особенности формулирования сказки в работе психолога. 29. Символическое пространство сказки, выбор роли и героя. 30. Анализ и интерпретация индивидуальной и групповой работы в процессе арт-терапии. 31. Специфика арт-терапевтической работы с человеком в переживаемом кризисном состоянии. 32. Специфика расстройств, на которые распространяется арт-терапия. 33. Особенности взаимодействия со взрослыми и детьми в арт-терапевтическом процессе. 34. Кризисная ситуация и сопутствующее психическое состояние. 35. Формы арт-терапевтического взаимодействия при работе с различными кризисными состояниями. 36. Техника коллажа: специфика, фазы осуществления, особенности организации процесса проведения. 37. Индивидуальная и групповая работа с коллажем. 38. Песочная терапия в современной клинической психологии. 39. Возможности песочной терапии в современной клинической психологии. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Методы арт-терапии.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Орлова Е. А., Колесник Н. Т., Ефремова Г. И. ; Под ред. Ефремовой Г.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Венгер А.Л., Морозова Е.И. | КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Методы арт-терапии в клинической практике | portal.edu.asu.ru | ||
Э2 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э5 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ. Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. Методические указания студентам для подготовки к практическим занятиям Для подготовки к практическим занятиям студентам рекомендуется внимательно ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины литературой. К практическим занятиям по анализу теоретико-методологических проблем арт-терапии студентам рекомендуется составлять подробный конспект по раскрытию вопроса, выписывать признаки механизма функционирования арт- терапевтических техник, выделить принципы основных подходов к анализу арт-терапии. Для подготовки к практическому занятию «Модель анализа сказки Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой» студентам необходимо заполнить таблицу по раскрытию хода осуществления процесса сказкотерапии, а также по возможному способу анализа процесса по работе с клиентом. Практическое занятие «Возможности применения методик: «Путь» и «Внутренние помощники» при работе с кризисными состояниями личности» студентам рекомендуется обратиться к своим индивидуальным результатам по выполнению методик, чтобы апробировать путь анализа состояния личности по предложенной Т.Ю. Колошиной схеме (см. литературу, указанною в рабочей программе дисциплины). Практическое занятие, посвященное марионеточной и песочной терапии, предполагает активное участие студентов в процессе осуществления методической процедуры, анализа результатов и составления рекомендаций для испытуемого. Студентам необходимо ознакомиться с материалами лекционных занятий, с литературой, указанной в рабочей программе дисциплины, владеть конспектом по ведению протокола процедуры терапии. Также необходимо принести на занятие материалы: кусочки тканей, нитки, ленты, бусины, ножницы, иголки для шитья, проволоку для каркаса куклы и пр. Методические указания студентам для подготовки к экзамену. Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену). При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине. |