Закреплена за кафедрой | Кафедра клинической психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 83 | 83 | 83 | 83 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра клинической психологии
Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой канд.психол.н.,доцент Труевцев Дмитрий Владимирович
1.1. | сформировать представления о необходимых психологических качествах субъекта для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям, а также исправления особенностей психологического развития. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б |
ПК-13 | способностью применять методы психологической поддержки сотрудников, военнослужащих и служащих в ходе выполнения задач служебной деятельности и психологической реабилитации лиц, получивших психические травмы, осуществлять комплекс мер по социально-психологической реадаптации сотрудников, военнослужащих и служащих, участвовавших в экстремальной деятельности |
ПК-15 | способностью осуществлять диагностику проблем лиц, нуждающихся в коррекционных воздействиях, выбирать адекватные формы, методы и программы коррекционных мероприятий |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | способы осуществления методик психологической помощи,коррекции и реабилитации сотрудников, выполняющих служебные обязанности; понимать особенности коррекции и реабилитации психики сотрудников участвующих в экстремальных ситуациях. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выделять основные экстремальные ситуации и понимать способы поведения в них психолога; отбирать форму, методы и программу коррекционных мероприятий в зависимости от специфики клиентского случая. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | владения приемами диагностики типа поведения клиента в экстремальной ситуации и вариантами корректировки коррекционной программы в зависимости от сложности клиентского случая и специфики экстремальной ситуации. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Понятие психологической коррекции и реабилитации | ||||||
1.1. | Психологическая коррекция и реабилитация как ведущие категории курса | Лекции | 6 | 4 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Анализ ведущих понятий, отличительные характеристики | Практические | 6 | 4 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Диатез-стресс модель | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Диатез-стресс модель | Практические | 6 | 4 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Анализ понятий и решение ситуаций | Сам. работа | 6 | 8 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Виды экстремальных ситуаций и особенности психологической работы с клиентом и сотрудниками в них | ||||||
2.1. | Анализ психологической работы в экстремальных ситуациях | Лекции | 6 | 2 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и стресс | Лекции | 6 | 3 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Психологическая помощь при ПТСР и остром стрессе | Практические | 6 | 2 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Анализ психологической работы в экстремальных ситуациях | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Особенности переживания горя и утраты: варианты психологической помощи | Практические | 6 | 2 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Психологическая помощь пережившим насилие | Практические | 6 | 3 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Возможности психологической помощи женщинам и мужщинам пережившим сексуальное насилие | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Психологическая помощь пережившим насилие | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.9. | Экстренная психологическая помощь пострадавшим при пожаре | Лекции | 6 | 1 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.10. | Экстренная психологическая помощь пострадавшим при наводнении и землятресение | Практические | 6 | 3 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.11. | Психологическая помощь при голодовке | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.12. | Субъект как заложник террорестических действий | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.13. | Экстренная психологическая помощь пострадавшим при пожаре, наводнении и землятресении | Сам. работа | 6 | 9 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.14. | Психологическая работа с суицидентом | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.15. | Работа психолога при катастрофе | Практические | 6 | 2 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.16. | Моббинг и боссинг: варинты психологической помощи | Сам. работа | 6 | 6 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.17. | Работа с клиентами со смертельным диагнозом | Практические | 6 | 4 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.18. | Решение практических задач | Сам. работа | 6 | 10 | ПК-13, ПК-15 | Л1.1, Л2.1 |
2.19. | Экзамен | Экзамен | 6 | 27 | ПК-13, ПК-15 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Вопросы к экзамену 1. Понятие «психологическая коррекция» и «реабилитация». 2. Анализ диатез-стресс модели. 3. Виды экстремальных ситуаций и типы поведения субъекта в них. 4. Виды экстремальных ситуаций и особенности поведения психолога. 5. Анализ психологической работы в экстремальных ситуациях. 6. Особенности посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и стресса. 7. Психологическая помощь при ПТСР и остром стрессе. 8. Особенности переживания горя и утраты: варианты психологической помощи. 9. Психологическая помощь пережившим насилие. 10. Возможности психологической помощи женщинам и мужщинам пережившим сексуальное насилие. 11. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при пожаре. 12. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при наводнении и землятресение. 13. Психологическая помощь при голодовке. 14. Субъект как заложник террорестических действий. 15. Экстренная психологическая помощь пострадавшим при пожаре, наводнении и землятресении. 16. Психологическая работа с суицидентом. 17. Работа психолога при катастрофе. 18. Моббинг и боссинг: варинты психологической помощи. 19. Работа с клиентами со смертельным диагнозом. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см. приложение |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС Психологическая коррекция и реабилитация.doc
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Авдиенко Г. Ю. | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ УЧАСТНИКОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Будич Н. Ю. | Психологическая коррекция личностного самоопределения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Кемеровский государственный университет, 2010 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | ЭБС издательства «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | ЭБС «Университетская библиотека online» | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Психологическая коррекция и реабилитация | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
312Л | учебный класс психологического тренинга и деловых игр - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 40 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; доска магнитно-маркерная; стационарный экран: марка LG модель 60PF95 - 1 единица; музыкальный центр Panasonik SC-PM9E-S с колонками SA-PM9; телевизор плазменный LG 60PF95 |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ. Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. Методические указания студентам для подготовки к экзамену. Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену). При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине. |