Закреплена за кафедрой | Кафедра общей и прикладной психологии |
---|---|
Направление подготовки | 37.05.02. Психология служебной деятельности |
Специализация | Психологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 37_05_02_ПСД-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 22 | 22 | 22 | 22 |
Практические | 34 | 34 | 34 | 34 |
Сам. работа | 25 | 25 | 25 | 25 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии
Протокол от 08.06.2022 г. № 12
Заведующий кафедрой Волкова Т.Г., доцент, канд.психол.н.
1.1. | Формирование и развитие у студентов целостной системы базовых научных знаний от общепсихологических закономерностях психической деятельности, основных категориях, фундаментальных теориях и концепциях, основных методов психологической науки. Задачи: - Познакомить студентов с основными (ведущими ) общепсихологическими направлениями в отечественной и зарубежной психологии; - Дать представление студентам об основных проблемах современной психологии, интерпретируемых с различных теоретико-методологических позиций; - Проанализировать структуру современной общей психологии, провести общепсихологический анализ психологических явлений: психических процессов, психологических состояний, психологических свойств личности; - Познакомить студентов с общепсихологическими закономерностями, особенностями онтогенетического развития человека; - Рассмотреть базовые проблемы развития психологии на совремнном этапе и в ее будущем. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.50 |
ПК-5 | способностью выявлять актуальные психологические возможности (психологические ресурсы), необходимые для эффективного выполнения конкретных профессиональных задач |
ПК-19 | способностью обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию, отечественный и зарубежный опыт по теме исследования |
ПК-20 | способностью осуществлять постановку проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | теоретические, методологические основания различных подходов в мировой и отечественной психологической науке к изучению, осмыслению и интерпретации различных проявлений психики человека, в том числе - пониманию современной научной картины мира в системе наук о человеке;актуальные психологические возможности, необходимые для выполнения конкретных профессиональных задач; способы осуществления постановки проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | выявлять актуальные психологические ресурсы для эффективности профессиональной деятельности; различать уровни организации исследования (уровни методов и методик); различать и применять основные формы экспериментального контроля; рецензировать экспериментальные психологические исследования. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками выявления психологических ресурсов для эффективной профессиональной деятельности; способами осуществления постановки проблем исследования, обосновывать гипотезы и определять задачи исследования. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в общую психологию. | ||||||
1.1. | Общие представления о психологии как науке | Лекции | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.2. | Становление предмета научной психологии | Лекции | 1 | 4 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.3. | Структура общей психологии, место психологии в системе наук, связь психологии с другими науками | Лекции | 1 | 4 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.4. | Проблема метода в психологии и методы современной психологии | Лекции | 1 | 4 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.5. | Структура современной психологии | Практические | 1 | 4 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.6. | Представления о предмете психологии в основных научных направлениях | Практические | 1 | 4 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.7. | Анализ российских психологических школ | Практические | 1 | 4 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.8. | Проблема понимания понятий «психологический факт» и «психические явления». | Практические | 1 | 4 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.9. | Анализ методов психологии | Практические | 1 | 4 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.10. | Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.11. | Представления о предмете психологии в основных научных направлениях | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.12. | Проблема метода в психологии и методы современной психологии | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.13. | Сравнительный анализ содержательного развития психологических школ С.Л. Рубинштейна и Б.Г. Ананьева | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
1.14. | Подобрать и проанализировать примеры психологических фактов и психических явлений в жизни человека | Сам. работа | 1 | 2 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 | |
Раздел 2. Мозг и психика | ||||||
2.1. | Мозговая организация психики | Лекции | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.2. | Современные представления о психических функциях | Практические | 1 | 4 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.3. | Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга | Практические | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.4. | Речь и межполушарная асимметрия | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.5. | Современные представления о психических функциях | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.6. | Теория динамической локализации психических функций по А.Р. Лурия: анализ трех блоков мозга | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
2.7. | Особенности психики при локальных поражениях головного мозга: понятие симптома и синдрома | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
Раздел 3. Психология деятельности | ||||||
3.1. | Общее понятие о психологической деятельности | Лекции | 1 | 4 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.2. | Структура и виды деятельности | Лекции | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.3. | Структура психологической деятельности, анализ ведущих понятий (А.Н. Леонтьев) | Практические | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.4. | Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности | Практические | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.5. | Анализ особенностей развития человеческой деятельности (Л.С. Выготский). Осознанные и автоматизированные компоненты деятельности. | Практические | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.6. | Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов | Практические | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.7. | Деятельность и психические процессы: анализ точек зрения | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.8. | Психологический анализ видов человеческой деятельности, понятие ведущей деятельности | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.9. | Особенности понимания психической деятельности в трудах русских физиологов | Сам. работа | 1 | 2 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.10. | Рефлекс «что такое?» или ориентировочный рефлекс | Сам. работа | 1 | 1 | ПК-5, ПК-20 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3 |
3.11. | Экзамен | 1 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см.приложение Курс История психология с использование дистанционных образовательных технологий (Moodle) ссылка: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=148см.приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
см.приложение Курс История психология с использование дистанционных образовательных технологий (Moodle) ссылка: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=148 |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение Курс История психология с использование дистанционных образовательных технологий (Moodle) ссылка: https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=148 |
Приложения |
Приложение 1.
ОП 370502 ПК5, ПК20.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Нуркова В.В., Березанская Н.Б. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л1.2 | Немов Р. С. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ 6-е изд. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Л. Д. Демина | Общая психология: учеб. пособие | Изд-во АлтГУ, 2014 | elibrary.asu.ru |
Л2.2 | Немов Р.С. | ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ В 3 Т. ТОМ II В 4 КН. КНИГА 1. ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЕ 6-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.3 | Под ред. Сосновского Б.А. | ПСИХОЛОГИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. Электронно-библиотечная система «Лань» | e.lanbook.com | ||
Э2 | 2. Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" | biblioclub.ru | ||
Э3 | ЭБС издательства «Юрайт» | www.biblio-online.ru | ||
Э4 | ЭБС АлтГУ | elibrary.asu.ru | ||
Э5 | Курс в Moodle Общая психология (модуль 1) https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=149 | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
VLS mediaplayer Media Player Classic Microsoft Power Point Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ЭБС издательства «Лань»: https://e.lanbook.com/ ЭБС «Университетская библиотека online»: https://biblioclub.ru/ ЭБС издательства «Юрайт»: https://www.biblio-online.ru/ ЭБС АлтГУ: http://elibrary.asu.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
313Л | лаборатория "Общепсихологического и психолого-педагогического практи-кума" - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 27 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen модель MW 183*240 - 1 единица; учебно-наглядные пособия |
Методические указания студентам для подготовки к выполнению практических заданий Для выполнения заданий по текущему контролю студентам рекомендуется анализировать литературу, рекомендованную в рабочей программе дисциплины, конспекты лекций, готовиться и работать на практических занятиях по дисциплине. Текущий контроль осуществляется на занятиях в форме коротких заданий. Студенту также рекомендуется проверять свои формирующиеся знания посредством ответа на вопросы и решение заданий для самоконтроля, а также проходя собеседование с преподавателем после написания промежуточных тестов по дисциплине. Методические указания студентам для выполнения самостоятельной работы Выполнение обязательной самостоятельной работы студента обеспечивают его подготовку к практическим занятиям, к активному участию на занятии, к выполнению текущих работ. Для формирования представлений и навыков качественного ответа студенту необходимо ознакомиться с предложенной в рабочей программе дисциплины основной и дополнительной литературой по дисциплине, составить развернутый конспект. Для удобства ориентировки в качестве подготовки студента, рекомендуется отвечать на вопросы и решать задания для самопроверки. Методические указания студентам для подготовки к экзамену. Экзамен по дисциплине состоит из решения заданий, составленных по вариантам, а также теоретических вопросов. Вопросы заданий сконструированы по проблематикам теоретических вопросов к экзамену(см. список вопросов к экзамену). При подготовке к прохождению экзамена студентам рекомендуется проанализировать предлагаемую литературу для подготовки по темам, принимать участие и активно работать на практических занятиях при разборе проблемных областей дисциплины, по возможности активно принимать участие в осуществлении заданий по дисциплине. |