МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное проектирование в профессиональной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихологическое обеспечение служебной деятельности сотрудников правоохранительных органов
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_ПСД-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., доцент , Колесникова О.Н.;к.с.н., доцент , Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Социальное проектирование в профессиональной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 37.05.02 ПСИХОЛОГИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (приказ Минобрнауки России от 19.12.2016 г. № 1613)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2020 г. № 01
Срок действия программы: 2020-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2020 г. № 01
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами теоретико-методологоческих основ разработки, реализации и управления социальными проектами; обучение практическим навыкам подготовки и презентации концепции социального проекта, направленного решение острых социальных проблем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.5.3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью ориентироваться в политических и социальных процессах
ПК-23 способностью планировать, организовывать и психологически сопровождать внедрение результатов научных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретико-методологические основы и специфику разработки концепции социального проекта с учетом ориентирования в социальных и политических процессах;
теоретико-методологические основы и специфику управления социальным проектом
3.2.Уметь:
3.2.1.формулировать и обосновывать элементы концепции социального проекта: актуальности, цели, задачи, ожидаемых результатов и возможных сфер применения с учетом ориентирования в социальных и политических процессах;
выявлять и обосновывать потенциальные риски реализации социального проекта
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками разработки и презентации концепции социального проекта с учетом ориентирования в социальных и политических процессах
практическими навыками разработки плана управленческого воздействия на социальный проект

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы социального проектирования
1.1. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Лекции 8 1 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.2. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Сам. работа 8 2 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Содержание понятие «социальный проект» и основные сферы их реализации Практические 8 2 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.4. Основные принципы и этапы социального проектирования Лекции 8 2 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.5. Основные принципы и этапы социального проектирования Сам. работа 8 2 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.6. Основные принципы и этапы социального проектирования Практические 8 2 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.7. Типология социальных проектов Лекции 8 2 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.8. Типология социальных проектов Сам. работа 8 1 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
1.9. Типология социальных проектов Практические 8 2 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Раздел 2. Технологии разработки социального проекта
2.1. Структура и содержание социального проекта Лекции 8 1 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Структура и содержание социального проекта Сам. работа 8 3 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Структура и содержание социального проекта Практические 8 2 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Экспертиза социальных проектов Лекции 8 1 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.5. Экспертиза социальных проектов Сам. работа 8 2 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.6. Экспертиза социальных проектов Практические 8 2 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.7. Методы коллективной работы над социальными проектами Лекции 8 1 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.8. Методы коллективной работы над социальными проектами Сам. работа 8 5 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.9. Методы коллективной работы над социальными проектами Практические 8 2 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.10. Презентация и защита социальных проектов Практические 8 6 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.11. Презентация и защита социальных проектов Сам. работа 8 19 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Раздел 3. Управление социальными проектами
3.1. Специфика и основное содержание системы управления социальными проектами Лекции 8 1 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.2. Специфика и основное содержание системы управления социальными проектами Сам. работа 8 4 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.3. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России Лекции 8 1 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2
3.4. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России Сам. работа 8 6 ОК-3, ПК-23 Л2.1, Л1.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-3
Способностью ориентироваться в политических и социальных процессах

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Серия явлений или взаимодействий, происходящих в организации, структуре групп и меняющих отношения между людьми или между составными элементами сообщества:
а) социальный регресс
б) социальный процесс
в) социальный протест
ОТВЕТ: б

Вопрос 2. Важнейшими чертами социальных процессов является их всеобщность и связь с …, который осуществляет процесс:
а) субъектом
б) объектом
в) нет верного ответа
ОТВЕТ: а

Вопрос 3. Классификация социальных процессов может быть:
а) по степени регулирования
б) по степени циркуляции
в) по степени деформации
ОТВЕТ: а

Вопрос 4. Сотрудничество, взаимосвязь людей в процессе их деятельности:
а) организация
б) кооперация
в) деформация
ОТВЕТ: б

Вопрос 5. Борьба между индивидами или группами за обладание ограниченными и неравным образом распределенными благами и ценностями:
а) ассимиляция
б) приспособление
в) конкуренция
ОТВЕТ: в

Вопрос 6. Способность и стремление индивида участвовать в том, что делают другие и подражать их поведению. Может проявляться как подчинение, компромисс или терпимость:
а) амальгамизация
б) приспособление
в) конкуренция
ОТВЕТ: б

Вопрос 7. Социальный процесс, в ходе которой определённая часть социума утрачивает часть своих отличительных черт и заменяет их заимствованиями и другой части:
а) конфронтация
б) ассимиляция
в) амальгамизация
ОТВЕТ: б

Вопрос 8. Устойчивость социально-политической системы – это
а) способность к сохранению своего равновесия
б) способность системы возвращаться в некоторое равновесное состояние после окончания действия внешних сил или внутренних возмущений
в) способность сохранять постоянным значение некоторого признака системы на интервале времени
г) способность системы эффективно выполнять свои функции в течение заданного времени
ОТВЕТ: б

Вопрос 9. Стабильность экономической или социально-политической системы – это
а) способность к сохранению своего равновесия
б) способность системы возвращаться в некоторое равновесное состояние после окончания действия внешних сил или внутренних возмущений
в) способность сохранять постоянным значение некоторого признака системы на интервале времени
г) способность системы эффективно выполнять свои функции в течение заданного времени
ОТВЕТ: а

Вопрос 10. Какие из перечисленных образований относятся к малой группе?
а) студенческая группа
б) нация
в) семья
ОТВЕТ: а, в

Вопрос 11. Какой из перечисленных терминов наиболее тесно связан с процедурой логического анализа понятий?
а) операционализация
б) типологизация
в) верификация
ОТВЕТ: а

Вопрос 12. Что понимается в социологии под термином «личность»?
а) всякий человек с момента своего рождения
б) каждый, живущий в обществе и соблюдающий его нормы
в) выдающийся деятель
ОТВЕТ: б

Вопрос 13. Если социолог для проведения исследования присоединился к участникам митинга, то он проводит:
а) эксперимент
б) включенное наблюдение
в) невключенное наблюдение
ОТВЕТ: б

Вопрос 14. Что из перечисленного не является признаком общества?
а) автономность и высокий уровень саморегуляции
б) способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних взаимосвязей
в) отсутствие интегрирующей силы
ОТВЕТ: в

Вопрос 15. К каким институтам относится институт собственности?
а) социальным;
б) экономическим;
в) политическим.
ОТВЕТ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Учет мнения граждан, социальных слоев и групп с персональной ответственностью за исполнение принятых решений сочетаются в … стиле руководства.
ОТВЕТ: демократическом

Вопрос 2. Как называется совокупность определённых идей, обосновывающая сложившийся общественный порядок?
ОТВЕТ: идеология

Вопрос 3. Исторически сложившийся тип этноса, представляющий собой социально-экономическую целостность, воспроизводимую на определенной территории и отличающуюся особенностями культуры, — это:
ОТВЕТ: нация

Вопрос 4. Введением в избирательный процесс института наблюдателей обеспечивается такой принцип организации и проведения выборов, как:
ОТВЕТ: гласность

Вопрос 5. Совокупность участников политической системы, рассматриваемая как группа лиц, связанных друг с другом «политическим разделением труда» и действующая в качестве единого целого, называется
ОТВЕТ: политическая общность

Вопрос 6. Активность индивидов, групп, организаций в сфере политических отношений, связанная с воздействием на власть или противодействием ее реализации, называется:
ОТВЕТ: политическое поведение

Вопрос 7. Метод сбора первичной социальной информации путем непосредственного изучения социальной действительности — это метод ...
ОТВЕТ: наблюдения

Вопрос 8. Правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми, — это:
ОТВЕТ: нормы

Вопрос 9. Общество, характеризующееся всеобщим, не знающим границ контролем и насилием, называется:
ОТВЕТ: тоталитарным

Вопрос 10. Сочетание мажоритарной и пропорциональной систем в процессе выборов представительных органов — это:
ОТВЕТ: смешанная избирательная система

Вопрос 11. Тип политического поведения, проявляющийся в безразличии человека к политике, в неучастии в политической жизни общества, классифицируется как:
ОТВЕТ: аполитичный

Вопрос 12. Что такое способ взаимодействия индивидов, занимающих определенные социальные позиции и выполняющих определенные социальные функции?
ОТВЕТ: социальная структура

Вопрос 13. Определенные функции, которые человек выполняет в группе, обществе
ОТВЕТ: социальная роль

Вопрос 14. Как называется изменение социального статуса личности?
ОТВЕТ: социальная мобильность

Вопрос 15. Повторное исследование с целью изучения изменений, происходящих в какой-либо группе людей в течение определенного промежутка времени называется:
ОТВЕТ: панельным

Вопрос 16. Относительно устойчивые и систематически воспроизводимые отношения между элементами общества можно определить как
ОТВЕТ: социальный закон

Вопрос 17. В каком обществе определяющим фактором развития выступает промышленность?
ОТВЕТ: индустриальное

Вопрос 18. Совокупность специальных приемов, характеризующих тот или иной метод сбора, обработки и анализа эмпирической информации называется:
ОТВЕТ: техника исследования

Вопрос 19. Поведение, характеризующееся отклонением от принятых в обществе нор, называется
ОТВЕТ: девиантное

Вопрос 20. Переход из одной страты в другую называется:
ОТВЕТ: социальной мобильностью

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-23
Способностью планировать, организовывать и психологически сопровождать внедрение результатов научных исследований

ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Аннотация к проекту должна быть:
a) Ясной
b) Сжатой
c) Выразительной
d) Обширной
ОТВЕТ: а, b, с

Вопрос 2. Финансовый план распределения денежных ресурсов, необходимых для выполнения проекта, по соответствующим видам расходов по проекту.
a) Календарный план
b) Смета
c) Матрица проекта
d) Обоснование проекта
ОТВЕТ: b

Вопрос 3. Сравнение полученных результатов проекта с запланированными, определение степени решения проблемы (достижение цели проекта) и удовлетворенности целевых групп проекта.
a) Смета
b) Оценка
c) Матрица проекта
d) Обоснование проекта
ОТВЕТ: b

Вопрос 4. Верно ли следующее определение:
Программа исследования — это изложение теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез исследования с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 5. Верно ли следующее определение:
В широком смысле под дизайном социологического исследования понимается конфигурация различных элементов, включающая теоретические подходы, методы, жанр проекта, выборку и др., позволяющая провести полевое исследование.
a) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: a

Вопрос 6. Характеристика какой функции программы социологического исследования представлена: разработка общего логического плана исследования, использование методов сбора и анализа информации, разработка процедуры исследования?
a) Методологическая
b) Методическая
ОТВЕТ: b

Вопрос 7. Методический раздел программы содержит:
a) Определение обследуемой совокупности
b) Выбор методов сбора информации
c) Определение объекта и предмета исследования
d) Интерпретацию основных понятий
ОТВЕТ: a, b

Вопрос 8. … проблемной ситуации должен начинаться с выявления характеризующих ее противоречий.
a) Формулировка
b) Анализ
c) Решение
ОТВЕТ: b

Вопрос 9. Отличительными признаками научного исследования являются:
a) Целенаправленность
b) Поиск нового
c) Систематичность
d) Строгая доказательность
e) Все перечисленные признаки
ОТВЕТ: e

Вопрос 10. … — это совокупность приемов, операций и способов теоретического познания и практического преобразования действительности при достижении определенных результатов.
a) Метод
b) Принцип
c) Эксперимент
d) Разработка
ОТВЕТ: а

Вопрос 11. Замысел исследования – это…
a) Основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы
b) Литературное оформление результатов исследования
c) Накопление фактического материала
ОТВЕТ: а
Вопрос 12. Основная функция метода:
a) Внутренняя организация и регулирование процесса познания
b) Поиск общего у ряда единичных явлений
c) Достижение результата
ОТВЕТ: а

Вопрос 13. Условия разработки, которым должен соответствовать социальный проект
a) должен выражать общепринятые социальные ценности
b) должен выражать социальный заказ
c) должен отвечать потребностям сотрудников
d) должен соответствовать личным целям руководителя
e) должен быть создан на научной основе
ОТВЕТ: а, b, e

Вопрос 14. Укажите, что относится к понятию «коммуникации в проекте»:
а) Телефонные звонки исполнителю проекта
b) Совещания
c) Разговор с заказчиком
d) Сайт компании заказзчика
ОТВЕТ: а, b, с

Вопрос 15. Верно ли данное утверждение: «Взаимодействие между Исполнителями и Заказчиком является частью коммуникаций в проекте?»
а) Верно
b) Неверно
ОТВЕТ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Что представляет собой концентрированное изложение всего проекта, повторяющее все его части?
ОТВЕТ: Аннотация

Вопрос 2. В каком разделе проекта необходимо указать почему проект необходим (зачем нужны изменения) и какие проблемы он будет решать?
ОТВЕТ: Обоснование проекта

Вопрос 3. Те, кому проект помогает, чьи проблемы он решает напрямую или чьи потребности удовлетворяет?
ОТВЕТ: Целевая группа проекта

Вопрос 4. Позитивная ситуация, на достижение которой направлен проект?
ОТВЕТ: Цель проекта

Вопрос 5. Мини-цели, которые необходимо выполнить для достижения цели проекта?
ОТВЕТ: Задачи проекта

Вопрос 6. Добавьте пропущенное слово: Все элементы программы должны быть изложены в … последовательности.
ОТВЕТ: логической

Вопрос 7. Добавьте пропущенное слово: … – это противоречие между знаниями о потребностях людей в каких-либо результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей и средств их реализации.
ОТВЕТ: Проблема

Вопрос 8. Добавьте пропущенное слово: … социологического исследования – это ожидаемый конечный результат (решение проблемы), который можно достигнуть только с помощью исследования.
ОТВЕТ: Цель

Вопрос 9. Добавьте пропущенное слово: … социологического исследования – явление или процесс, на которое направлено социологическое исследование.
ОТВЕТ: Объект

Вопрос 10. Добавьте пропущенное слово: … исследования представляет собой концентрированное выражение взаимосвязи социальной проблемы и объекта исследования.
ОТВЕТ: Предмет

Вопрос 11. Все то, что необходимо для успешного выполнения деятельности по проекту: специалисты, информация, материально-техническая база, время, финансы и др.
ОТВЕТ: Ресурсы

Вопрос 12. Позволяют проверить реалистичность и выполнимость запланированного.
ОТВЕТ: Индикаторы достижения

Вопрос 13. Что представляет собой документ, который в установленной форме отражает содержание программы исследования, ее выполнение, полученные в конечном итоге выводы, практические рекомендации, возможности их внедрения?
ОТВЕТ: Отчет

Вопрос 14. Что понимается под передачей полученных итогов проделанных экспериментов по теме научного исследования конечному потребителю в любой удобной для него форме?
ОТВЕТ: Внедрение результатов исследования

Вопрос 15. Добавьте пропущенное слово: … результатов позволяет оценить результаты исследования и определить возможности их использования в перспективе.
ОТВЕТ: Апробация

Вопрос 16. Выделяют два варианта внедрения результатов исследования на практике: опосредованно и …
ОТВЕТ: Непосредственно

Вопрос 17. Внедрение результатов занимает промежуточное положение между … и производственной деятельностью и имеет своей целью доведение опытного пли лабораторного образца до промышленных требований.
ОТВЕТ: Научной
Вопрос 18. Что такое непрерывный процесс определения наилучшего способа действий для достижения поставленных целей проекта с учетом складывающейся обстановки?
ОТВЕТ: Планирование проекта

Вопрос 19. Этапы, которые проходит проект с момента создания до завершения называются …
ОТВЕТ: Жизненный цикл проекта

Вопрос 20. Некоторая продукция или полезный эффект, создаваемые в ходе реализации проекта.
ОТВЕТ: Результат проекта

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
Теоретические вопросы
1. Сущность понятия социальный проект.
2. Философские аспекты социального проектирования
3. Субъект и объект социального проектирования.
4. Основные концепции социально-проектной деятельности.
5. Принципы разработки социального проекта.
6. Критерии успешного социального проекта.
7. Основные этапы социального проектирования.
8. Жизненный цикл социального проекта.
9. Инновационные и поддерживающие социальные проекты.
10. Основные источники финансирования социальных проектов.
11. Понятие концепции социального проекта.
12. Структура социального проекта.
13. Критерии эффективности социального проекта.
14. Назначение и технология экспертизы социального проекта.
15. Организация эффективной работы команды над проектом.
16. Методы командной работы над проектом.
17. Технология создания эффективной презентации для социального проекта.
18. Управление социальными проектами.
19. Методы и технологии управления социальными проектами.
20. Успешные практики и сложности реализации социальных проектов в современной России.

Практические задания
1. Оценка значимости реализации социальных проектов в различных сферах для развития общества.
2. Графическое изображение жизненного цикла социального проекта.
3. Описание необычного способа привлечения спонсоров к реализации социального проекта.
4. Формулировка критических суждений о принятых критериях оценки эффективности социальных проектов.
5. Экспертиза социального проекта.
6. Разработка плана коллективной работы над социальным проектом.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стегний, В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование : учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л2.2 О. Н. Колесникова Социальное проектирование и прогнозирование: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в мудле portal.edu.asu.ru
Э2 Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) (http://elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Exel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Творческое задание
Творческое задание предполагает групповую работу и публичное представление подготовленных проектов с дальнейшим их обсуждением, на основе которого оценивается задание. При оценивании творческого задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Зачет
Студент на зачете отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Зачет проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 25 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за зачет выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.