МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Конфликтология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Нагайцев В.В.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Конфликтология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев Виктор Валентинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев Виктор Валентинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – формирование компетенций в области управления конфликтами, изучение методологических и прикладных подходов к анализу социальных конфликтов в обществе, формирование на этой основе у студентов целостного представления о социальных конфликтах, происходящих в современном российском обществе.
Задачи курса:
- сформировать у студентов разностороннее представление о сущности и формах проявления социального конфликта во всех сферах общественной и личной жизни социальных субъектов в современных условиях;
- ознакомить студентов с закономерностями и особенностями возникновения и развития социальных конфликтов в российском обществе;
- ознакомить студентов с комплексом конфликтологических теорий, их базовых положениях, методологией, методикой и техникой эмпирических исследований конфликтов разных типов;
- ознакомить студентов с общими правилами и технологией диагностики конфликтов;
- ознакомить студентов с набором моделей решения конфликтов, условий их применения и методов их реализации;
- ознакомить студентов с формами и технологиями посредничества в конфликте;
- ознакомить студентов со спецификой эмпирических исследований социальных конфликтов в современной России, достижениями и актуальными проблемами современной конфликтологии;
- подготовить студентов к дальнейшей исследовательской деятельности по мониторингу конфликтности локальных социумов и социальной напряженности в них;
- способствовать применению студентами на практике полученных теоретических знаний по конфликтологии;
- предоставить студентам возможность активной самостоятельной рабо-ты по изучению социальных конфликтов в современных условиях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1Способен на основе анализа основных этапов и закономерностей исторического развития Российского государства, его места и роли в контексте всеобщей истории формировать устойчивые внутренние мотивы профессионально-служебной деятельности, базирующиеся на гражданской позиции, патриотизме, ответственном отношении к выполнению профессионального долга
ОПК-1.1 Знает способы анализа причинно-следственных связей в профессионально-служебной деятельности; места чeловека в историческом процессе и политической организации общества
ОПК-1.2 Умеет критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений
ОПК-1.3 Устанавливает закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-1.1. Знает способы анализа причинно-следственных связей в профессионально-служебной деятельности; места чeловека в историческом процессе и политической организации общества;
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-1.2. Умеет критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений;
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-1.3. Устанавливает закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы конфликтологии
1.1. Научный статус и уровни конфликтологического знания Лекции 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Конфликт, его природа и сущность Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Научный статус и уровни конфликтологического знания Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.4. История, теория и методология конфликтологии Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Структура и истоки конфликта Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.6. История, теория и методология конфликтологии Сам. работа 3 6 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Технологии диагностики и разрешения социальных конфликтов
2.1. Анализ и диагностика социального конфликта Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Динамика конфликта Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Анализ и диагностика социального конфликта Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.4. Основные модели разрешения социальных конфликтов Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.5. Культура преобразования и разрешения конфликтов Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.6. Основные модели разрешения социальных конфликтов Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.7. Посредничество в социальном конфликте Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.8. Конфликтность и толерантность в общении Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.9. Посредничество в социальном конфликте Сам. работа 3 16 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Основные типы социальных конфликтов
3.1. Межличностные конфликты Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.2. Типология конфликтов Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.3. Межличностные конфликты Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.4. Поведение людей в конфликте Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.5. Стрессы в конфликтных отношениях организации Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.6. Поведение людей в конфликте Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.7. Конфликты в семье Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.8. Внутриличностные конфликты Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.9. Внутриличностные конфликты и их преодоление Практические 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.10. Конфликты в организациях Лекции 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.11. Трудовой конфликт Практические 3 4 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.12. Конфликты в организациях Сам. работа 3 2 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.13. Массовые конфликты Сам. работа 3 1 ОПК-1.1, ОПК-1.2, ОПК-1.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/

1. Тестовые задания, предполагающие выбор одного из вариантов (примеры заданий закрытого типа)
Вопрос 1. Отличительными признаками комплексного междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике являются:
а) направленность на решение конфликта
б) поиск новых вариантов решения конфликта
в) системность и комплексность
г) строгая отчетность
Ответ: а

Вопрос 2. К методам комплексного междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике не относятся:
а) общенаучные методы
б) частнонаучные методы
в) междисциплинарные методы
г) определяющие методы
Ответ: г

Вопрос 3. К какому принципу научного познания относится рассмотрения факторов внешней среды, воздействующих на конфликт:
а) системности
б) комплексности
в) эффективности
г) аналитичности
Ответ: б,г

Вопрос 4. В структуре общенаучных методов и приемов междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике выделяют три уровня. Что из перечисленного к ним не относится:
а) наблюдение
б) эксперимент
в) сравнение
г) формализация
Ответ: г

Вопрос 5. Замысел междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике – это:
а) основная идея, которая связывает воедино все структурные элементы методики, определяет порядок проведения исследования, его этапы
б) оформление результатов исследования
в) сбор и систематизация фактического материала о конфликтах
г) обработка полученных данных
Ответ: а

Вопрос 6. В процессе диагностики конкретного конфликта осуществляется следующие исследовательские подходы:
а) структурный
б) организационный
в) функциональный
г) структурный, организационный и функциональный
Ответ: г

Вопрос 7. Исходя из полученных результатов, междисциплинарное исследование по конфликтологической тематике может быть:
а) фундаментальное
б) прикладное
в) в виде разработок
г) фундаментальная, прикладная и в виде разработок
Ответ: г

Вопрос 8. Основное внимание РФФИ уделяет финансированию научно-исследовательских работ по конфликтологической тематике:
а) региональных
б) фундаментальных
в) прикладных
г) в виде разработок
Ответ: б

Вопрос 9. Методика междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике представляет собой:
а) систему последовательно используемых приемов в соответствии с целью исследования
б) систему и последовательность действий по исследованию конкретного конфликта
в) совокупность теоретических принципов и методологию исследования реальных конфликтов
г) способ познания конфликтов при помощи последовательных наблюдений за ними
Ответ: а

Вопрос 10. Отрасль конфликтологии, в рамках которой ведутся междисциплинарные исследования, это:
а) научное направление
б) научная теория
в) научная концепция
г) научный подход
Ответ: а

Вопрос 11. Обычно междисциплинарное исследование по конфликтологической тематике состоит из трех основных этапов. Какой из перечисленных ниже этапов лишний:
а) подготовительный
б) творческий
в) полевой
г) заключительный
Ответ: б

Вопрос 12. Проблема междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике – это:
а) то, что предстоит открыть, доказать, нечто пока неизвестное
в) то, что пока не получается у автора научного исследования
в) источник информации, необходимой для исследования конфликта
г) более конкретный источник информации, необходимой для исследования конфликта
Ответ: а

Вопрос 13. Тема междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике – это:
а) уточнение проблемы, конкретизирующее основной замысел
б) то, что предстоит открыть, доказать, нечто пока неизвестное
в) источник информации, необходимой для исследования конфликта
г) более конкретный источник информации, необходимой для исследования конфликта
Ответ: а

Вопрос 14. Целенаправленное изучение конфликта, которое опирается в основном на его восприятие – это:
а) ощущение конфликта
б) наблюдение за развитием конфликта
в) эксперимент над участниками конфликта
г) сравнение разных типов конфликта
Ответ: б

Вопрос 15. Активное и целенаправленное вмешательство исследователя в протекание изучаемого конфликта – это:
а) ощущение конфликта
б) наблюдение за развитием конфликта
в) эксперимент над участниками конфликта
г) сравнение разных типов конфликта
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


2. Тестовые задания открытого типа
Вопрос 1. _____________ - это сфера исследовательской деятельности, направленная на получение новых знаний о реальных конфликтах.
Ответ: прикладная конфликтология

Вопрос 2. Из каких трех основных этапов обычно состоит междисциплинарное исследование по конфликтологической тематике:
Ответ: 1) подготовительный, 2) полевой, 3) заключительный

Вопрос 3. Управление конфликтом включает в себя следующие этапы:
Ответ: 1) анализ и диагностика конфликта, 2) определение целей, 3) выбор стратегии решения конфликта, 4) реализацию выбранной стратегии, 5) осуществление контроля.

Вопрос 4. Определение объекта и предмета, цели и задач междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике происходит на _______________ этапе научного исследования.
Ответ: на подготовительном

Вопрос 5. Проверка гипотез междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике происходит на _______________ этапе исследования.
Ответ: на полевом (исследовательском)

Вопрос 6. Формулировка выводов, их апробирование и уточнение происходит на _______________ этапе междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике.
Ответ: на заключительном

Вопрос 7. Предмет междисциплинарного исследования по конфликтологической тематике – это:
Ответ: более конкретный источник информации, необходимой для исследования; то, что находится в границах объекта исследования

Вопрос 8. _____________ - это система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать на решение конкретной задачи, достижении определенного результата.
Ответ: Метод исследования

Вопрос 9. Методы конфликтологии и других социально-гуманитарных наук относятся к ________________ методам исследования.
Ответ: частнонаучным

Вопрос 10. Опрос, наблюдение, анализ документов относятся к _________________ методам исследования по конфликтологической тематике.
Ответ: количественным

Вопрос 11. Исследование, которое отличается большой совокупностью опрашиваемых, тщательно разработанной программой прикладного социологического исследования, называется:
Ответ: описательным

Вопрос 12. В зависимости от частоты проведения прикладные исследования по конфликтологической тематике делятся на:
Ответ: разовые и повторные

Вопрос 13. В зависимости от целей и задач прикладные исследования по конфликтологической тематике делятся на:
Ответ: аналитические, описательные, пилотажные

Вопрос 14. По месту проведения диагностики конфликтной ситуации различают исследования:
Ответ: полевые и лабораторные

Вопрос 15. Метод сбора первичной информации путем непосредственной регистрации исследователем конфликтных событий, происходящих в определенных условиях, называется:
Ответ: наблюдение

Вопрос 16. При каком виде наблюдения участники конфликта знают о существовании исследователя:
Ответ: открытое наблюдение

Вопрос 17. Что считается исследовательским инструментарием в методе наблюдения:
Ответ: дневник наблюдений

Вопрос 18. Свойство выборочной совокупности воспроизводить параметры и значимые элементы структуры генеральной совокупности, называется:
Ответ: репрезентативность

Вопрос 19. Результаты исследования, проведенного кем-то другим, опубликованные в печати, называются:
Ответ: вторичные данные

Вопрос 20. Погрешности в результатах исследования, которые поддаются исчислению и ошибки при сборе информации, называются:
Ответ: случайные

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

Вопросы и задания к экзамену
Перечень теоретических вопросов:
1. Назовите объект, предмет и уровни конфликтологического исследования.
2. Обозначте основные направления зарубежной конфликтологии. Диалектические и функционалистские концепции анализа социального конфликта.
3. Назовите базовые методологические положения современной теории конфликта.
4. Раскройте суть диагностики социального конфликта как специальной исследовательской технологии.
5. Назовите социологические, психологические, политологические, юридические методы исследования социальных конфликтов.
6. Расскажите в чем заключается методика исследований конфликтности локального социума.
7. Опишите основные характеристики социального конфликта, выясняемые в процессе его диагностики.
8. Раскройте типологию социальных конфликтов.
9. Назовите общие правила диагностики социального конфликта.
10. Расскажите, какова последовательность операций в процессе диагностики конфликта.
11. Опишите программу социологического исследования конкретного социального конфликта, ее специфику и основные элементы.
12. Расскажите, какова теоретическая и эмпирическая модель изучаемого социального конфликта.
13. Представьте основной набор эмпирических методов сбора информации о конфликте, используемых в процессе его диагностики.
14. Расскажите, в чем заключается специфика диагностики социальных конфликтов в организациях.
15. Расскажите, какова сущность и технологии конфликтологического консалтинга.
16. Назовите основные способы (модели) разрешения социальных конфликтов.
17. Назовите основные стадии исследования социального конфликта.
18. Расскажите, какова сущность и технологии диагностики межэтнических и межнациональных конфликтов.
19. Расскажите, какова сущность и технологии диагностики межэтнических и межнациональных конфликтов.
20. Расскажите, какова сущность и технологии диагностики семейных конфликтов.

Практические задания:
1. Изобразите графически соотношение основных элементов конфликта.
2. Проведите анализ и диагностику предложенной преподавателем конкретной конфликтной ситуации.
3. Разработайте программу диагностики конфликтности, связанной с наличием в коллективе конкретной организации социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
4. Сделайте свой прогноз развития событий и процессов в коллективе конкретной организации, в которой уже несколько месяцев происходит задержка выплат работникам заработной платы.
5. Разработайте программу снижения уровня социальной напряженности в коллективе конкретной организации.
6. Предложите новую (свою собственную) типологию элементов социального конфликта.
7. Проведите диагностику какого-либо известного конкретного конфликта.
8. Приведите примеры участия исследователя конфликтолога в решении конфликтов.
9. С помощью методики определения межличностной совместимости людей А.Я. Анцупова проверьте степень своей совместимости со своими однокурсниками.
10. Проанализируйте свой последний межличностный конфликт в соответствии с методикой диагностики конфликтов.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лопарев, А. В. Конфликтология: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/A3965F22-B30E-46E8-B7AC-DB744E01CBF8
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Бунтовская, Л. Л. Конфликтология : учебное пособие для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6CBED0CF-656E-4A94-8DFC-BAA67F70825C
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/конфликтология
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 Курс в Moodle Конфликтология portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система "Юрайт" (https://biblio-online.ru/).
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания и рекомендации для студентов по подготовке к лекционным занятиям
Подготовка к лекциям осуществляется студентами в рамках самостоятельной работы по курсу. Она предусматривает работу с книгами, документами, первоисточниками; проработку материала лекции по рекомендованным учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации с целью углубления знаний по данной теме.

Методические указания и рекомендации студентам по работе на лекционных занятиях
В ходе лекционных занятий по дисциплине необходимо вести конспектирование учебного материала. Конспектирование лекций – сложный вид вузовской аудиторной работы, предполагающий интенсивную умственную деятельность студента. В процессе конспектирования не следует записывать дословно всю лекцию. Целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую преподавателем, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять, оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Конспект лекции лучше подразделять на пункты. Этому в большой степени будут способствовать вопросы плана лекции, предложенные преподавателям. Следует обращать внимание на акценты, выводы, которые делает преподаватель, отмечая наиболее важные моменты в лекционном материале замечаниями «важно», «нужно запомнить» и т.п. Можно делать это и с помощью разноцветных маркеров, подчеркивая термины и определения. Целесообразно разработать собственную систему сокращений, аббревиатур и символов общераспространенных слов и выражений, специальных терминов. Работа над конспектом лекции по дисциплине не заканчивается в лекционной аудитории, а продолжается студентом дома, при этом обучающийся повторяет содержание лекционного материала, знакомится с рекомендованной литературой, делает себе пометки в тексте лекции, продолжает конспект. Работая над конспектом лекций, всегда необходимо использовать литературу, которую рекомендовал преподаватель. Именно такая серьезная, кропотливая работа с лекционным материалом позволит глубоко овладеть материалом по дисциплине.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке к практическим занятиям
Теоретические вопросы и практические задания практических занятий, рекомендуемая литература сообщаются преподавателем на лекционных занятиях, а также содержатся в рабочей программе дисциплины. Начинать подготовку к практическому занятию надо с изучения рекомендованной литературы. Необходимо помнить, что на лекции рассматривается не весь материал темы, а только его часть. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. В процессе этой работы студент должен стремиться понять и запомнить основные положения рассматриваемого материала, примеры, поясняющие его. Заканчивать подготовку следует составлением плана (конспекта) по каждому изучаемому вопросу. Это позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам. При необходимости следует обращаться за консультацией к преподавателю.

Методические указания и рекомендации для студентов по работе на практических занятиях
На практическом занятии студент должен быть готовым к ответу на все представленные в рабочей программе теоретические вопросы по теме занятия, проявить максимальную активность при их рассмотрении. Выступление с ответом должно строиться свободно, убедительно и аргументировано. Преподаватель следит, чтобы выступление не сводилось к простому воспроизведению текста, не допускается чтение конспекта. При этом студент может обращаться к записям конспекта лекций и непосредственно к первоисточникам. Результат такой работы должен проявиться в способности студента свободно ответить на теоретические вопросы, его участии в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильном выполнении практических заданий, предложенных преподавателем тестов.

Методические указания и рекомендации для студентов по организации самостоятельной работы
Для углубления, расширения и детализирования полученных знаний студентам отводятся часы на самостоятельную работу. Это может быть конспектирование и работа с книгой, документами, первоисточниками; доработка и оформление записей по лекционному материалу; проработка материала по учебникам, учебным пособиям и другим источниками информации и др. Самостоятельную работу лучше всего планомерно осуществлять весь семестр, предусматривая при этом регулярное повторение пройденного материала. Цель самостоятельной работы – закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. При необходимости студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.

Методические указания и рекомендации студентам по подготовке реферата
Подготовка рефератов направлена на развитие и закрепление у студентов навыков самостоятельного глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической и другой литературы по актуальным проблемам дисциплины; на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Рефераты должны отвечать высоким квалификационным требованиям в отношении научности содержания и оформления. Темы рефератов, как правило, посвящены рассмотрению одной проблемы. Объем реферата может быть от 12 до 15 страниц текста, напечатанного через 1,5 интервала (библиографический список и приложения в объем не входят). Текстовая часть работы состоит из введения, основной части и заключения. Во введении студент кратко обосновывает актуальность избранной темы реферата, раскрывает конкретные цели и задачи, которые он собирается решить в ходе своего небольшого исследования. В основной части подробно раскрывается содержание вопроса (вопросов) темы. В заключении кратко должны быть сформулированы полученные результаты исследования и даны выводы. Кроме того, заключение может включать предложения автора, в том числе и по дальнейшему изучению заинтересовавшей его проблемы. В список литературы (источников и литературы) студент включает только те документы, которые он использовал при написании реферата. В приложении (приложения) к реферату могут выноситься таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте реферата.