МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Технологии командного менеджмента

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра общей и прикладной психологии
Направление подготовки37.05.02. Психология служебной деятельности
СпециализацияПсихология менеджмента и организационное консультирование
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план37_05_02_Психология служебной деятельности_ПМиОК-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.психол.наук, Доцент, Шамардина М.В.

Рецензент(ы):
к.психол.наук, Доцент, Волкова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Технологии командного менеджмента

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности (приказ Минобрнауки России от 31.08.2020 г. № 1137)

составлена на основании учебного плана:
37.05.02 Психология служебной деятельности
утвержденного учёным советом вуза от 26.06.2023 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Волкова Татьяна Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра общей и прикладной психологии

Протокол от 21.06.2023 г. № 13
Заведующий кафедрой Волкова Татьяна Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование ценностей, компетенций, знаний умений и навыков, необходимых для руководства и лидерства в органах регионального управления, работы в команде.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6Способен выявлять специфику функционирования психики человека с учетом возраста, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам
ОПК-6.1 Знает специфику функционирования психики человека с учетом возраста, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к профессиональной, гендерной, этнической и другим социальным группам
ОПК-6.2 Способен выявлять при помощи диагностического инструментария специфику функционирования психики человека и психологическую структуру личности в ситуациях взаимодействия сотрудников в различных сферах профессиональной деятельности
ОПК-8Способен организовывать и осуществлять общую, специальную и целевую психологическую подготовку сотрудников, военнослужащих и (или) отдельных лиц к профессиональной деятельности
ОПК-8.1 Способен применять активные методы и приемы обучения, интерактивные формы организации учебных занятий, деятельностный подход к организации учебного процесса, мультимедийные обучающие технологии, разрабатывать эффективное методическое обеспечение учебного процесса для общей, специальной и целевой психологической подготовки сотрудников, военнослужащих и (или) отдельных лиц к профессиональной деятельности
ОПК-8.2 Владеет комплексом методов профилактики, коррекции для решения определенной психологической проблемы, методами развития психологических функций и методикой организации психологической подготовки и сопровождения профессиональной подготовки, в том числе к экстремальным условиям профессиональной деятельности сотрудников, военнослужащих и (или) отдельных лиц
ПК-7Способен подбирать методы для создания благоприятных условий труда, индивидуального развития и психологического благополучия сотрудников организаций
ПК-7.1 Знает психологическую структуру личности, особенности проявления психических процессов, состояний, свойств, взаимодействия сотрудников в различных ситуациях профессионально-служебной деятельности
ПК-7.2 Умеет осуществлять системный психологический анализ и оценку ситуаций профессиональной деятельности и их требований к психологическим возможностям (ресурсу) сотрудников
ПК-7.3 Владеет приемами диагностики, профилактики, коррекции характеристик, психологических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп; критерии выбора психодиагностических методик; навыками психодиагностической работы с сотрудниками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- способы руководства коллективом в сфере профессиональной деятельности,
технологии управления персоналом и формирования команды
3.2.Уметь:
3.2.1.- содействовать руководству коллективом, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и
культурные различия; владеть технологиями управления персоналом, обладать умениями и готовностью формировать команды
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками содействия руководству коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая
социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия,навыками применения технологий управления персоналом, умением и готовностью формировать команды для решения поставленных задач

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Повышение производительности в команде. Культурная, профессиональная, половая разнородность. Креативность и стандартизация.Конфликт и роль лидера в командной работе.
1.1. Формирование команды, Распределение ролей в команде Практические 4 4 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.2. Особенности работы в команде Практические 4 4 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.3. Управление основными процессами Сам. работа 4 8 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.4. Повышение производительности в команде. Культурная, профессиональная, половая разнородность. Креативность и стандартизация. Сам. работа 4 8 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.5. Конфликт и роль лидера в командной работе. Практические 4 8 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.6. Виды группых конфликтов. Конфликт и роль лидера в командной работе. Сам. работа 4 8 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.7. Виды группых конфликтов.Конфликт и роль лидера в командной работе. Сам. работа 4 12 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.8. Этапы развития команд в организации. Жизненный цикл команды. Практические 4 8 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.9. Этапы развития команд в организации. Жизненный цикл команды. Сам. работа 4 8 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.10. Технология создания команды. Практические 4 8 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.11. Тренинг командообразования. Методика формирования команды Сам. работа 4 10 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.12. Равзработка программы тренинга командообразования. Методика формирования команды Сам. работа 4 12 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.13. Функциональные и психологические роли в команде. Отношения в команде. Личностные особенности, влияющие на работу в команде. Команда руководителей. Практические 4 8 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.14. Лидерство и руководство. Организация командной работы Сам. работа 4 8 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.15. Личностные особенности, влияющие на работу в команде. Сам. работа 4 8 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.16. Проектная програмаа: технологии создания проектных программ Практические 4 8 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.17. Проектная програмаа: технологии создания проектных программ Сам. работа 4 7 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л3.1, Л2.2, Л3.2
1.18. Управление командными взаимоотношениями. Формальные инструменты управления (регламенты, правила, договоры, процедуры). Практические 4 8 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л3.2
1.19. Управление командными взаимоотношениями. Формальные инструменты управления (регламенты, правила, договоры, процедуры). Сам. работа 4 12 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.2, Л2.3, Л3.2
1.20. Неформальные инструменты управления (ритуалы, традиции, общение вне работы). Блокирующие модели поведения. Работа с конфликтом в команде. Трудности работы в команде. Практические 4 8 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.21. Работа с конфликтом в команде. Трудности работы в команде. Сам. работа 4 8 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.22. Достижение ясности целей. Анализ принципов функционирования команды. Развитие творческого потенциала команды. Системное мышление при принятии решений. Коммуникации и оценка командного воздействия. Практические 4 8 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.23. Миссия, цели и особенности управление разными командами Сам. работа 4 4 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.24. Управление основными процессами в команде Сам. работа 4 4 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2
1.25. Экзамен Практические 4 0 ПК-7.1, ПК-7.2, ПК-7.3, ОПК-8.1, ОПК-8.2, ОПК-6.1, ОПК-6.2 Л3.3, Л1.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л3.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА:
1. Групповой конфликт - это:
а. Противоборство, в котором хотя бы одна сторона представлена малой социальной группой;
б. Столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия;
в. Состояние, при котором у человека есть противоречивые и взаимоисключающие мотивы, ценности и цели, с которыми он в данный момент не может измениться, не может выработать приоритеты поведения.
ОТВЕТ: а
2. Какое из определений является неверным?
а. Команда – группа единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для достижения стоящей перед ними цели члены команды вместе формулируют задачи и стратегию работы, за которую они несут взаимную ответственность.
б. Команда – это автономный самоуправляемый коллектив профессионалов, способный оперативно, эффективно и качественно решать поставленные перед ним задачи.
в. Команда – это группа людей, которые выполняют определенную работу за денежное вознаграждение.
ОТВЕТ: в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. «Отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА:
1. Группа единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами - это...
ОТВЕТ: команда
2. Положение определенной личности в группе или в обществе в целом, которое характеризуется способностью занимающего его лица оказывать влияние на других людей, направляя их усилия на достижение определенных целей - это...
ОТВЕТ: лидерство
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично»: Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо»: Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно»: Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно»: Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Примерный список тем курсовых проектов по дисциплине:
1. Проблема лидерства в отечественной и зарубежной науке.
2. Современные кросс-культурные исследования лидерства.
3. Гендерная психология лидерства.
4. Исследование стилей лидерства в организационной психологии.
5. Лидерство как инструмент интеграции общности.
6. Исследование проблемы лидерства как структурного феномена.
7. Отечественные подходы к исследованию структуры группового лидерства.
8. Интерпретационный подход в исследовании проблемы лидерства.
9. Харизматическое лидерство.
10. Гуманистический подход в исследовании проблемы лидерства.
11. Социально-ролевая теория гендерных различий лидеров.
12. Концепция гендерного потока.
13. Современные теории политического лидерства.
14. Психологические модели поведения политического лидера.
15. Современные отечественные концепции по построению команд.
16. Зарубежные современные подходы к командообразованию, основанные: на развитии и согласованности целей команды (Е. Локки, Г. Лэхам).
17. Концепция функционального руководства командой (С. Заккаро, Е. Флейшман).
18. Исследование проблемы командообразования в отечественной и зарубежной психологии.
19. Роль и значение человеческого фактора в современных условиях функционирования образовательных организаций.
20. Особенности взаимодействия человека и организации.
21. Основные подходы к установлению взаимодействия между человеком и организацией.
22. Основные социально-психологические качества личности.
23. Процесс социализации личности.
24. Коммуникационный процесс в управлении.
25. Пути повышения эффективности коммуникационного процесса.
26. Тактика общения.
27. Мотивационный процесс: его характеристика и особенности.
28. Характеристики социальных групп.
29. Основные типы поведения в группе.
30. Сущность и значение анализа в изучении поведения личности в организации.
На втором курсе для оценки курсовой работы и защиты курсовой работы используются следующие показатели:
• содержание позиций «Введения»: актуальность, объект, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза(ы), теоретико-методологические основания, методы, методики, выборка;
• полнота теоретической проработки проблемы исследования;
• качественный и количественный анализ эмпирических данных;
• содержательность выводов;
• самостоятельное выполнение работы;
• качество доклада по результатам научного исследования;
• навыки публичной дискуссии, защиты собственных идей;
• правильность и полнота ответов на вопросы по докладу на защите;
• содержание и качество электронной презентации;
• отзыв научного руководителя.
Критерии оценки «отлично»: обоснована актуальность исследования, в тексте «Введения» присутствуют необходимые позиции (актуальность темы исследования, объект, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза(ы), теоретико-методологические основания, методы, методики, выборка), данные позиции не противоречат друг другу, их формулировки носят научный характер. Основной текст курсовой работы изложен в единой логике в научном стиле. Содержит грамотно изложенную теоретическую часть, которая отличается глубиной и полнотой теоретической проработки проблемы исследования, в конце теоретической части присутствуют выводы. Эмпирическая часть включает эмпирическое исследование, описание этапов его проведения, операционализацию базовых понятий, методов, методик, диагностических процедур, выборки, полученных результатов. Результаты эмпирического исследования подробно описаны, проанализированы, наглядно представлены. В конце эмпирической части присутствуют выводы. Курсовая работа имеет заключение и выводы, сделанные по научному исследованию. Работа выполнена самостоятельно. Электронная презентация согласована с докладом, содержит основные позиции доклада. Доклад содержит основные позиции научного исследования, изложен в научном стиле. Защищающийся демонстрирует навыки участия в публичной дискуссии, защиты собственных идей, полно, развернуто и правильно отвечает на вопросы, показывает знания в исследуемой области, умеет опираться на данные своего исследования. Отзыв научного руководителя положительный, не содержит замечаний принципиального характера.
Критерии оценки «хорошо»: актуальность исследования обоснована не достаточно четко, в тексте «Введения» присутствуют необходимые позиции (актуальность темы исследования, объект, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза(ы), теоретико-методологические основания, методы, методики, выборка), данные позиции не противоречат друг другу, в их формулировках могут содержаться небольшие погрешности. Основной текст курсовой работы изложен в единой логике в научном стиле. Содержит грамотно изложенную теоретическую часть, которая по большей части характеризуется хорошей теоретической проработкой проблемы исследования, в конце теоретической части присутствуют выводы. Эмпирическая часть включает эмпирическое исследование, описание этапов его проведения, операционализацию базовых понятий, методов, методик, диагностических процедур, выборки, полученных результатов. Результаты эмпирического исследования описаны, проанализированы, наглядно представлены. В конце эмпирической части присутствуют выводы. В эмпирической части могут присутствовать неточности, не имеющие принципиального характера и не ставящие под сомнение достоверность и обоснованность полученных результатов. Курсовая работа имеет заключение и выводы, сделанные по научному исследованию. Работа выполнена самостоятельно. Электронная презентация согласована с докладом, содержит основные позиции доклада. Доклад содержит основные позиции научного исследования, изложен в научном стиле. Защищающийся демонстрирует навыки участия в публичной дискуссии, защиты собственных идей, способен в основном правильно отвечать на вопросы, показывает знания в исследуемой области, умеет опираться на данные своего исследования. Отзыв научного руководителя положительный, не содержит замечаний принципиального характера.
Критерии оценки «удовлетворительно»: актуальность исследования слабо обоснована, в тексте «Введения» присутствуют необходимые позиции (актуальность темы исследования, объект, предмет исследования, цель, задачи, гипотеза(ы), теоретико-методологические основания, методы, методики, выборка), они могут противоречить друг другу, быть недостаточно научными или не вполне понятно сформулированными, содержать ошибки. Основной текст курсовой работы изложен в научном стиле. Содержит теоретическую часть, включающую фрагментарный анализ научной психологической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, ее поверхностный анализ, присутствуют выводы. Эмпирическая часть включает эмпирическое исследование. Описание этапов его проведения, операционализация базовых понятий, методов, методик, диагностических процедур, выборки, полученных результатов содержит существенные неточности. Результаты эмпирического исследования описаны не полностью или достаточно поверхностно, слабо проанализированы, наглядно представлены. Эмпирическая часть работы включает выводы. Курсовая работа имеет заключение и выводы, сделанные по научному исследованию, которые могут носить поверхностный характер. Работа выполнена самостоятельно. Электронная презентация в основном согласована с докладом, содержит основные позиции доклада. Доклад в основном отражает ключевые позиции научного исследования, изложен в научном стиле. Защищающийся не всегда способен обосновать собственные идеи, при ответе на вопросы не дает полного, аргументированного ответа, показывает поверхностные знания в исследуемой области, слабо опирается на данные своего исследования. Отзыв научного руководителя положительный, содержит замечания принципиального характера.
Критерии оценки «неудовлетворительно»: курсовая работа не носит исследовательского характера, положения «Введения» сформулированы некорректно, теоретический анализ не раскрывает проблему исследования. Курсовая работа не содержит эмпирического исследования либо оно спланировано и (или) проведено с грубыми ошибками. Курсовая работа не имеет заключения и выводов, либо они носят декларативный характер. Работа выполнена самостоятельно. Электронная презентация не всегда согласована с докладом, содержит принципиальные ошибки. Доклад слабо отражает основные позиции научного исследования, не соблюден научный стиль. Защищающийся не способен обосновать собственные идеи, при ответе на вопросы обучающийся затрудняется дать ответ, допускает существенные ошибки. Отзыв научного руководителя отрицательный, содержит замечания принципиального характера.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Лидерство как социально-психологическое явление.
2. Роль феномена лидерства в жизни современного человека и общества.
3. Исследования проблемы лидерства в отечественной психологии.
4. Методы исследования лидерства.
5. Основные зарубежные теории происхождения лидерства.

30. Раскройте понятие конфликта, назовите типы конфликтов по принадлежности конфликтующей стороны к тому или иному субъекту конфликтного действия.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Опишите 4 этапа создания эффективной рабочей команды. Приведите конкретные примеры.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо»: студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно»: студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Аборнева О. И. , Астахова Н. И. , Бутов А. В. , Иванова Л. В. , Киреева И. М. Менеджмент: Практикум. Учебное пособие из университетской библиотеки "Online" Юнити-Дана, 2012
Л1.2 Понуждаев Э.А. История управленческой мысли : курс лекций : учебник из университетской библиотеки "Online" Директ-Медиа, 2015 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275271
Л1.3 под ред. А. В. Карпова Психология труда: учебник М.: Юрайт, 2011
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 ГУУ под ред. А.Я. Кибанова Управление инновациями в кадровой работе: учеб.-практ. пособие М.: Проспект, 2012
Л2.2 Ануфриева, Ирина Юрьевна Управление персоналом: кадровые стратегия и политика, маркетинг персонала, мотивация и стимулирование труда, адаптация и развитие персонала, антикризисное управление персоналом: практикум АлтГУ. - Барнаул: Изд-во АлтГУ - https:://elibrary.asu.ru/handle/asu/3351, 2014 elibrary.asu.ru
Л2.3 Левкин В. Е. Тренинг эффективного общения: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Толочек В.А. Современная психология труда: учебник для вузов: СПб.: Питер, 2010
Л3.2 Ефимова Наталия Сергеевна Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие ФОРУМ, 2018 znanium.com
Л3.3 Андропова Н. Л., Макарова Н. В., Андропова И. Ю. Кадровый менеджмент: учеб. пособие для сред. проф. образования М.: Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Онлайн курс portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
6.4. Перечень информационных справочных систем

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины
Специфика изучения дисциплины «Административное право» обусловлена формой обучения студентов, ее местом в подготовке и временем, отведенным на освоение курса рабочим учебным планом.
Курс обучения делится на время, отведенное для занятий, проводимых в аудиторной форме (лекции, практические занятия) и время, выделенное на внеаудиторное освоение дисциплины, большую часть из которого составляет самостоятельная работа студента.
Лекционная часть учебного курса для студентов проводится в форме обзоров по основным темам. Практические занятия предусмотрены для закрепления теоретических
знаний, углубленного рассмотрения наиболее сложных проблем дисциплины, выработки навыков структурно-логического построения учебного материала и отработки навыков самостоятельной подготовки.
Самостоятельная работа студента включает в себя изучение теоретического материала курса, выполнение практических заданий, подготовку к контрольно-обобщающим мероприятиям.
Для освоения курса дисциплины студенты должны:
− изучить материал лекционных и практических занятий в полном объеме по разделам курса;
− выполнить задание, отведенное на самостоятельную работу: подготовиться к опросу, тестированию, при недостаточном количестве баллов подготовить и защитить реферат;
продемонстрировать сформированность компетенций, закрепленных за дисциплиной, во время мероприятий текущего и промежуточного контроля знаний.
Посещение лекционных и практических занятий для студентов очной и заочной формы является обязательным.
Уважительными причинами пропуска аудиторных занятий является:
− освобождение от занятий по причине болезни, выданное медицинским учреждением,
− вызов (повестка) в военкомат,
− распоряжение по деканату, приказ по вузу об освобождении в связи с участием в внутривузовских, межвузовских и других мероприятиях,
− официально оформленное свободное посещение занятий.
Пропущенные темы лекционных занятий должны быть законспектированы в тетради для лекций, конспект представляется преподавателю для ликвидации пропуска. Пропущенные практические занятия отрабатываются в виде устной защиты практического занятия во время консультаций по дисциплине.
Контроль сформированности компетенций в течение семестра проводится в форме устного опроса на практических занятиях, выполнения рефератов и презентаций, тестового контроля по теоретическому курсу дисциплины.



Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний,умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций. Оценка знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций по дисциплине «Организация командной работы в органах регионального управления» проводятся в форме текущего контроля и промежуточной аттестации.
Текущий контроль проводится в течение семестра с целью определения уровня усвоения обучающимися знаний, формирования умений и навыков, своевременного выявления преподавателем недостатков в подготовке обучающихся и принятия
необходимых мер по её корректировке, а так же для совершенствования методики обучения, организации учебной работы и оказания индивидуальной помощи обучающемуся.
Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в виде зачета с оценкой. За знания, умения и навыки, приобретенные магистрами в период их обучения, выставляются оценки.
Для оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности в университете применяется балльно-рейтинговая система оценки качества освоения образовательной программы. Оценка проводится при проведении текущего контроля успеваемости и
промежуточных аттестаций обучающихся. Рейтинговая оценка знаний является интегрированным показателем качества теоретических и практических знаний и навыков студентов по дисциплине и складывается из следующих компонентов.
При проведении промежуточной аттестации (сдача зачета с оценкой) преподавателю с согласия студента разрешается выставлять оценку по результатам набранных баллов в ходе текущего контроля успеваемости в семестре по выше приведенной шкале.
В случае отказа – студент сдает зачет по приведенным выше вопросам и заданиям. Итоговая успеваемость (зачет) не может оцениваться ниже суммы баллов, которую студент набрал по итогам текущей и промежуточной успеваемости.
При сдаче зачета к заработанным в течение семестра студентом баллам прибавляются баллы, полученные на зачете и сумма баллов переводится в оценку.
Критерии оценки ответа на зачете
5 баллов выставляется студенту, полностью освоившему материал дисциплины в соответствии с учебной программой, включая вопросы, рассматриваемые в рекомендованной программой дополнительной справочно-нормативной и научно-
технической литературы, свободно владеющему основными понятиями дисциплины.
Требуется полное понимание и четкость изложения ответов по предложенному вопросу и дополнительным вопросам, заданным экзаменатором.
4 балла заслуживает студент, ответивший полностью и без ошибок на предложенные вопросы и показавший знания основных понятий дисциплины в соответствии с обязательной программой курса и рекомендованной основной литературой. Дополнительные вопросы, как правило, должны относиться к материалу дисциплины, не отраженному в основном задании, и выявляют полноту знаний студента по дисциплине.
3 балла дан недостаточно полный и недостаточно развернутый ответ. Логика и последовательность изложения имеют нарушения. Допущены ошибки в раскрытии понятий, употреблении терминов. Студент не способен самостоятельно выделить
существенные и несущественные признаки и причинно-следственные связи. Студент может конкретизировать обобщенные знания, доказав на примерах их основные положения только с помощью преподавателя. Речевое оформление требует поправок,
коррекции.
2 балла дан неполный ответ, представляющий собой разрозненные знания по теме вопроса с существенными ошибками в определениях. Присутствуют фрагментарность, нелогичность изложения. Студент не осознает связь данного понятия, теории, явления с другими объектами дисциплины. Отсутствуют выводы, конкретизация и доказательностьизложения. Речь неграмотная. Дополнительные и уточняющие вопросы преподавателя не приводят к коррекции ответа студента не только на поставленный вопрос, но и на другиевопросы дисциплины.
0-1 баллов выставляется студенту при полном отсутствии ответа, имеющего отношение к вопросу.
Решение кейсов (оценка умений, навыков)
Критерии оценки
5 баллов. Кейс рассмотрен в обозначенный преподавателем срок. В решении нет ошибок, получен верный ответ, задача решена рациональным способом. Сделаны правильные выводы.
4 балла. Кейс рассмотрен в обозначенный преподавателем срок. В решении нет ошибок, получен верный ответ, задача решена рациональным способом. Сделаны неполные выводы.
3 баллов. Кейс рассмотрен с задержкой. В решении почти нет ошибок, получен в целом верный ответ, при решении задачи применены не все необходимые нормативно-правовые акты.
2 балла. Кейс рассмотрен с задержкой в целом верно, но допущены незначительные ошибки, искажающие выводы.
2 балла. Кейс рассмотрен с задержкой в целом верно, но допущены значительные ошибки, искажающие выводы
0 баллов. Кейс не проанализирован.