МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Имитационный менеджмент и бизнес-моделирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 62 66 62
Итого 108 104 108 104

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Имитационный менеджмент и бизнес-моделирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 20222024 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.э.н., Рудакова О.Ю., доцент кафедры "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой к.э.н., Рудакова О.Ю., доцент кафедры "Менеджмента, организации бизнеса и инноваций"


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - получение системы знаний о методах имитационного моделирования и их применении в решении управленческих задач и разработке бизнес-моделей

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 владением навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления
ПК-17 способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-об основных терминах, понятиях и экономико-математических моделях, и их применении в компьютерном моделировании менеджмента
-об основных принципах, на которых базируется моделирование, об информационном обеспечении моделирования, методах и этапах моделирования
-о сложностях моделирования
- основы оценки экономических и социальных условий осуществления предпринимательской деятельности;
инструменты оценки рыночных возможностей;
-методы формирования новых бизнес-моделей.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать исходную информацию;
- строить математические и компьютерные модели и анализировать полученные результаты;
- принимать управленческие решения на основе полученных результатов;
- оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности;
выявлять новые рыночные возможности для бизнеса;
создавать новые бизнес-модели.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками применения технологий построения математических и компьютерных моделей;
- навыками выбора моделей для принятия управленческих решений;
- навыками анализа полученных результатов в результате построения и решения задач компьютерного моделирования в управлении;
-способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
-способностью оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели
-навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
1.1. Тема 1. Понятие модели и моделирования. Этапы моделирования. Виды моделирования. Лекции 7 2 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.6, Л2.7, Л1.3, Л1.2, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
1.2. Тема 1. Понятие модели и моделирования. Этапы моделирования. Виды моделирования. Практические 7 2 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
1.3. Тема 1. Понятие модели и моделирования. Этапы моделирования. Виды моделирования. Сам. работа 7 6 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
1.4. Тема 2. Принятие управленческих решений.Решение. Оптимальное решение. Этапы принятия решений. Медели принятия решений. Дерево решений Лекции 7 2 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
1.5. Тема 2. Принятие управленческих решений.Решение. Оптимальное решение. Этапы принятия решений. Медели принятия решений. Дерево решений Практические 7 4 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
1.6. Тема 2. Принятие управленческих решений.Решение. Оптимальное решение. Этапы принятия решений. Медели принятия решений. Дерево решений Сам. работа 7 8 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
Раздел 2. Методы имитационного моделирования
2.1. Тема 3. Моделирование производственной программы.Транспортная модель Лекции 7 4 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
2.2. Тема 3. Моделирование производственной программы.Транспортная модель Практические 7 4 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
2.3. Тема 3. Моделирование производственной программы.Транспортная модель Сам. работа 7 8 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
2.4. Тема 4. Метод анализа иерархий и его применение в решении управленческих задач Лекции 7 4 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
2.5. Тема 4. Метод анализа иерархий и его применение в решении управленческих задач Практические 7 4 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
2.6. Тема 4. Метод анализа иерархий и его применение в решении управленческих задач Сам. работа 7 10 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
Раздел 3. 3. Бизнес-моделирование
3.1. Тема 5. Моделирование финансового состояния организации Лекции 7 2 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.2. Тема 5. Моделирование финансового состояния организации Практические 7 2 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.3. Тема 5. Моделирование финансового состояния организации Сам. работа 7 8 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.4. Тема 6. Моделирование организационной структуры Лекции 7 2 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.5. Тема 6. Моделирование организационной структуры Практические 7 2 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.6. Тема 6. Моделирование организационной структуры Сам. работа 7 8 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.7. Тема 7. Моделирование бизнес-процессов Лекции 7 2 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.8. Тема 7. Моделирование бизнес-процессов Практические 7 2 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.9. Тема 7. Моделирование бизнес-процессов Сам. работа 7 8 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.10. Тема 8.Моделирование и стратегическое управление. Бизнес-модели Лекции 7 2 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.11. Тема 8.Моделирование и стратегическое управление. Бизнес-модели Практические 7 2 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5
3.12. Тема 8.Моделирование и стратегическое управление. Бизнес-модели Сам. работа 7 6 ПК-10, ПК-17 Л2.4, Л2.9, Л2.5, Л2.1, Л1.1, Л2.7, Л1.4, Л2.2, Л2.3, Л2.8, Л1.5

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
1. По виду объекта различают модели:
а) Информационных процессов, технологических процессов.
б) Технологических процессов, комплексов работ, предприятий, объединений и отраслей.
в) Технологических процессов, массовых процессов.
г) Корреляционных процессов, комплексов работ, информационных процессов.
д) Математических процессов, оптимизационных процессов.
2. Эффективность операции зависит от двух групп факторов:
а) Условия задачи и метода получения.
б) Критерия эффективности и элементов решения.
в) Оценки их соответствия и эффективности операции.
г) Условий проведения операции и способа организации, параметров операции.
д) Экстремального значения функции и эффективности операции.
3. К управляемым переменным относят:
а) Возможные значения.
б) Элементы решения задачи.
в) Величины, значение которых необходимо найти в процессе решения задачи.
г) Неизвестные факторы.
д) Случайные величины с известными (определенными) законами распределения.
4. Модель это …
а) Использование методов математики для наиболее эффективного решения задач, возникающих в сфере экономики.
б) Описание реального объекта.
в) Явление или объект.
г) Мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что её изучение дает новую информацию об этом объекте.
д) Виртуальная среда.
5. Управление это….
а) Сигналы, направленные на изменение структуры или множества состояний системы.
б) Такое входное воздействие или сигнал, в результате которого система ведет себя заданным образом.
в) Структура иерархического склада.
г) Система, в которой существует иерархия.
д) Взаимосвязь элементов сложной системы.
6. Системный анализ – это …
а) Наука, предполагающая различные решения.
б) Наука, производящая выбор удобных вариантов решений задач.
в) Наука, следующая аналитическому способу мышления.
г) Наука, занимающаяся проблемой принятия решения в условиях анализа большого количества информации различной природы.
д) Наука, выполняющая все требования модели.
7. Задача линейного целочисленного программирования (ЦЛП) – это …
а) Задача математического программирования, в которой переменные могут принимать значения, равные 0 или 1.
б) Задача учета условий целочисленности переменных.
в) Задача, в которой учитываются различные показатели труда.
г) Задача математического вида, предлагающая решения при использовании 3-х переменных.
д) Задача математического программирования, в которой все или некоторые переменные должны принимать только целочисленные значения.
8. Транспортная сеть – это …
а) Совокупность вершин или узлов и соединяющих их транспортных коммуникаций или звеньев.
б) Оперативное управление работой транспорта.
в) Совокупность средств и методов, планирования сетевого графика.
г) Система, способствующая простому управлению на производстве.
д) Совокупность связей, по которым строится работа на предприятии.
9. Если две задачи линейного программирования имеют взаимосвязь, при чём одна из них исходная, а другая:
а) Транспортная.
б) Распределительная.
в) Двойственная.
г) Линейная.
д) Дифференциальная.
10. Теория массового обслуживания – это …
а) область прикладной математики, занимающаяся анализом процессов в системах производства, обслуживания, управления, в которых однородные события повторяются многократно.
б) Математическая постановка задачи решающая ряд производственных проблем.
в) Область применения, которой сфера обслуживания.
г) Наука, изучающая потребности на предприятии.
д) Наука, помогающая найти ответ на ряд вопросов, касающихся предприятия и планирования на производстве.
11. Главными элементами сетевой модели являются:
а) Зависимость и ожидание.
б) Фиктивная работа и события.
в) Работа и события.
г) Событие и ожидание.
д) Работа и ожидание.
12. Решения задачи включает следующие этапы:
а) Постановка задачи, системный подход, системный синтез, решение задачи.
б) Постановка задачи, системный синтез, системный подход, отладка программы.
в) Содержательная постановка задачи, системный анализ, системный синтез, разработка программного обеспечения, решение задачи.
г) Постановка задачи, системный подход, системный.
д) Постановка задачи, системный синтез, решение задачи.

Полный перечень контрольных вопросов и заданий размещен на Цифровом портале АлтГУ в одноименном курсе по ссылке https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1895
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Понятия модели и моделирования, принципы моделирования.
2. Модели и их классификация.
3. Этапы моделирования.
4. Виды моделирования.
5. Решение. Оптимальное решение.
6. Этапы принятия решений.
7. Модели принятия решений.
8. Дерево решений.
9. Линейное программирование.
10. Критерии оптимизации.
11. Оптимальная производственная программа.
12. Модель производственной программы.
13. Модель транспортной задачи.
14. Задача о назначении.
15. Экономические и управленческие задачи, сводящиеся к транспортной модели.
16. Понятие иерархии. Метод анализа иерархий.
17. Этапы и принципы метода анализа иерархий.
18. Применение МАИ в решении управленческих задач.
19. Финансовое состояние организации: понятие и значение.
20. Основные показатели оценки финансового состояния организации.
21. Построение модели финансового состояния организации.
22. Организационная структура.
23. Виды организационных структур.
24. Составление модели организационной структуры.
25. Бизнес-процесс: понятие и значение.
26. Виды бизнес-процессов.
27. Составление модели бизнес-процессов.
28. Оптимизация бизнес-процессов.
29. Организационные изменения и их виды.
30. Модели управления организационными изменениями.
31. Моделирование организационных изменений.
32. Построение модели безубыточности.
Полный перечень вопросов и заданий размещен на Цифровом портале АлтГУ в одноименном курсе по ссылке https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1895
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Колокольникова, А.И. Excel 2013 для менеджеров в примерах : М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=275267
Л1.2 Вьюненко Л.Ф., Михайлов М.В., Первозванская Т.Н. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.3 Акопов А.С. ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.4 Майорова Е.В. - Отв. ред. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МЕНЕДЖМЕНТЕ. Учебник и практикум для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Пакулин В. Н. Решение задач оптимизации управления с помощью MS Excel 2010: Учебная литература для ВУЗов Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колокольникова, А.И. Компьютерное моделирование финансовой деятельности: учебное пособие М. : Директ-Медиа,, 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=143511
Л2.2 Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Каменнова М. С., Крохин В. В., Машков И. В. МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ. В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.4 А. Ф. Горшков [и др.] ; ред. Н. П. Тихомиров Компьютерное моделирование менеджмента: учеб. пособие для вузов М. : ЭКЗАМЕН, 2004
Л2.5 Филиппов Л.А., Юдинцев А.Ю. Менеджмент. Компьютерное моделирование: учеб. пособие Барнаул : [Аз Бука], 2006 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/785
Л2.6 Кузьмин П.И. Имитационное моделирование экономических процессов: учеб. пособие для экон. спец. Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.7 М. Ю. Свердлов, А. Г. Зиновьев, Е. С. Половникова Экономико-математические методы и моделирование [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
Л2.8 Кочеткова А. И., Кочетков П. Н. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ В 3 Ч. ЧАСТЬ 1. ОСНОВЫ, СУЩНОСТЬ И МОДЕЛИ 6-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.9 Долганова О.И., Виноградова Е.В., Лобанова А.М. Моделирование бизнес-процессов: Учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2019 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронное издание журнала "Менеджмент в России и за рубежом" :http://www.mevriz.ru/
Э2 Электронно-библиотечная система Издательства "Лань" : http://e.lanbook.com/
Э3 Электронно-библиотечная система "Университетская библиотека online" : http://www.biblioclub.ru/
Э4 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
208С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 15 единиц
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.