МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Микроэкономика

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономики и эконометрики
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМенеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Мен-2020
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 42 42 42 42
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
канд.экон.наук, доц., Каплинская И.Е.

Рецензент(ы):
канд.экон.наук, Доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Микроэкономика

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 МЕНЕДЖМЕНТ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 г. № 7)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р экон. наук Шваков Е.Е.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономики и эконометрики

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р экон. наук Шваков Е.Е.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины МИКРОЭКОНОМИКА является формирование знаний, позволяющих создать целостное представление о современной экономической жизни общества на основе изучения основных понятий экономики, структуры и механизма функционирования индивидуальных рынков, особенностей взаимодействия основных экономических агентов.


2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ПК-9 способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности функционирования экономики на микроуровне; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне; методологические подходы и методы анализа экономических явлений и процессов; основные законы развития экономической системы
3.2.Уметь:
3.2.1.исследовать закономерности развития экономики субъекта; рассчитывать на основе типовых методик микроэкономические показатели; использовать знания о законах и закономерностях развития экономических процессов и явлений при исследовании экономических проблем; использовать знания экономики при решении практических задач в области профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.самостоятельного анализа экономической информации о состоянии и динамике развития микроэкономики; современными методами сбора и обработки данных для микроэкономического анализа; анализа и оценки современных экономических проблем; ориентации в оценке экономических проблем современного развития

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Общая микроэкономика
1.1. Место и роль экономической науки в системе экономических наук Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.2. Место и роль экономической науки в системе экономических наук Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.3. Место и роль экономической науки в системе экономических наук Сам. работа 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.4. Системы организации общественного производства Лекции 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.5. Системы организации общественного производства Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.6. Системы организации общественного производства Сам. работа 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.7. Рынок и процесс его исторического становления Лекции 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Рынок и процесс его исторического становления Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Рынок и процесс его исторического становления Сам. работа 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Субъекты рынка Лекции 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.11. Субъекты рынка Практические 1 1 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.12. Субъекты рынка Сам. работа 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.13. Объекты рынка Лекции 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.14. Объекты рынка Практические 1 1 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.15. Объекты рынка Сам. работа 1 4 ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 2. МИКРОЭКОНОМИКА ПОТРЕБИТЕЛЯ
2.1. Спрос на товары и его факторы Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.2. Спрос на товары и его факторы Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.3. Спрос на товары и его факторы Сам. работа 1 5 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.4. Предложение товаров и его факторы Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.5. Предложение товаров и его факторы Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.6. Предложение товаров и его факторы Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.7. Рыночное равновесие Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.8. Рыночное равновесие Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.9. Рыночное равновесие Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.10. Эластичность спроса и предложения Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.11. Эластичность спроса и предложения Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.12. Эластичность спроса и предложения Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.13. Поведение потребителей на рынке Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.14. Поведение потребителей на рынке Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
2.15. Поведение потребителей на рынке Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 3. МИКРОЭКОНОМИКА ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
3.1. Фирмы и их роль в рыночной экономике Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.2. Фирмы и их роль в рыночной экономике Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.3. Фирмы и их роль в рыночной экономике Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.4. Издержки производства и прибыль Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.5. Издержки производства и прибыль Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.6. Издержки производства и прибыль Сам. работа 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.7. Микроэкономика рынка труда Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.8. Микроэкономика рынка труда Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.9. Микроэкономика рынка труда Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.10. Рынок денег, земли, капитала Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.11. Рынок денег, земли, капитала Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.12. Рынок денег, земли, капитала Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.13. Государство и его экономические функции Лекции 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.14. Государство и его экономические функции Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
3.15. Государство и его экономические функции Сам. работа 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
Раздел 4. МИКРОЭКОНОМИКА НЕСОВЕРШЕННОГО РЫНКА
4.1. Структуры несовершенного рынка. Лекции 1 4 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.2. Структуры несовершенного рынка. Практические 1 2 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1
4.3. Структуры несовершенного рынка. Сам. работа 1 6 ОК-3, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7064.

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОК-3: способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Снижение процентной ставки вызовет:
а. рост предложения заемных средств, или ссудного капитала;
б. сокращение спроса на заемные средства;
в. рост объема предложения заемных средств;
г. рост объема спроса на заемные средства.
Ответ: г
2. Величина экономической прибыли:
а. всегда имеет положительный знак;
б. может быть больше бухгалтерской прибыли;
в. это разница между выручкой и экономическими издержками.
Ответ: в
3. Экономические блага:
а. ограничены
б. создаются в процессе производства
в. требуют затрат ресурсов
г. все ответы правильные
Ответ: г
4. Монополия – это рыночная структура, где
а. действует только один покупатель
б. существует небольшое число конкурирующих между собой производителей
в. имеется только одна крупная фирма – производитель
г. отсутствуют какие-либо барьеры для вхождения в отрасль
Ответ: в
5. Олигополия предполагает, что:
а. на рынке действует один продавец
б. на рынке аналогичную продукцию предлагают несколько производителей
в. на рынке действуют большое число производителей аналогичной продукции
г. на рынке существует один покупатель продукции
Ответ: б
6. Законы спроса и предложения действуют на:
а. товарном рынке;
б. рынке ресурсов;
в. валютном рынке;
г. любом рынке.
Ответ: г
7. При росте доходов потребителей спрос на качественный товар:
а. уменьшается;
б. увеличивается;
в. остаётся неизменным;
г. не хватает информации.
Ответ: б


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Сфера общественной жизни, связанная с процессами производства, распределения, обмена и потребления благ называется_________.(экономика)
2. Стоимость блага, измеренная с точки зрения упущенной возможности произвести определенное количество другого блага в условиях ограниченности ресурсов, характеризуется понятием______________стоимость. (альтернативная)
3. Тип хозяйства, базирующийся на частной собственности и частном интересе, в котором независимые субъекты принимают самостоятельные решения на основе информации и стимулов ближайшего окружения называют __________ экономика. (рыночная)
4. Денежное выражение меновой стоимости блага – это ________ товара. (цена)
5. Благо, произведенное с целью продажи на рынке в обмен на деньги, называется __________. (товар)
6. Форма экономической состязательности субъектов экономики за получение наибольших выгод называется _____________. (конкуренция)
7. Ситуация, когда на рынке имеется единственный производитель товара, не имеющего близких заменителей, характеризуется как чистая ________________. (монополия)
8. Закон спроса гласит: чем выше_____________, тем ниже величина спроса. (цена)
9. Желание и способность покупателя купить определенное количество товара при тех или иных значениях цен называется __________. (спрос)
10. Желание и способность фирм производить и предлагать к продаже то или иное количество товара при тех или иных значениях цен называется ______________. (предложение)

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-9: способностью оценивать воздействие макроэкономической среды на функционирование организаций и органов государственного и муниципального управления, выявлять и анализировать рыночные и специфические риски, а также анализировать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе знания экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Децильный коэффициент в некоторой стране равен 10. Какова доля дохода 10% самого богатого населения, если известно, что доля доходов 10% самого бедного населения - 3%?
а. 70%
б. 30%
в. 23%
г. 13%
Ответ: б
2. Что из перечисленного изучает мировая экономика
а. спрос и предложение на товары
б. издержки предприятия
в. экономический рост
г. основные формы внешнеэкономических связей
Ответ: г
3. Предельная полезность представляет собой:
а. полезность последующей дополнительно приобретаемой единицы блага;
б. максимальное стремление обладать благом;
в. полезность всего запаса благ;
г. цену, определяемую величиной предельных издержек.
Ответ: а
4. Потребитель стремится максимизировать:
а. предельную полезность;
б. среднюю полезность;
в. общую полезность;
г. все перечисленные полезности.
Ответ: в
5. Инвестиции – это:
а. целенаправленное вложение капитала на определенный срок;
б. изучение экономических процессов с целью вложения средств;
в. процесс принятия решений в условиях экономической неопределенности;
г. расходование средств на текущее потребление.
Ответ: а
6. Что произойдет на рынке товара, если государство повышает на данный товар величину косвенного налога?
а. Равновесная цена растет, равновесный объем растет;
б. Равновесная цена растет, равновесный объем падает;
в. Равновесная цена падает, равновесный объем растет;
г. Равновесная цена падает, равновесный объем падает.
Ответ: б
7. При монополистической конкуренции фирма максимизирует свою общую прибыль при объеме производства, для которого:
а. TR=TC;
б. MR=P;
в. MR=AR;
г. MR=MC.
Ответ: г
8. Оценить степень дифференциации доходов можно с помощью:
а. кривой Лаффера;
б. кривой предельной полезности;
в. кривой трансформации;
г. кривой Лоренца.
Ответ: г

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Если функции спроса и предложения на рынке товара А имеют вид: Qd = 5-P и Qs=-3+P, то равновесная цена (PE) будет равна __________ден. ед. (дать ответ в виде целого числа). (4)
2. Если на рынке товара А объём спроса (Qd) равен 20 единиц и объём предложения (Qs) равен 15 единиц образуется дефицит в объёме ___________единиц (дать ответ в виде целого числа). (5)
3. Совокупный продукт фирмы (ТР) равен 100 при затратах труда (L) равных 10. Средний продукт фирмы при данном уровне использования фактора будет равен _________(дать ответ в виде целого числа). (10)
4. Допустим, общие издержки фирмы заданы уравнением: ТС=5Q2+3Q+12, тогда постоянные издержки равны ______________(дать ответ в виде числа). (12)
5. Если переменные издержки фирмы (VС) равны 150 и объём производства (Q) равен 10, то средние переменные издержки равны __________ (дать ответ в виде целого числа). (15)
6. Если постоянные издержки фирмы (FС) равны 200 и объём производства (Q) равен 100, то средние постоянные издержки равны ___________ (дать ответ в виде целого числа). (2)
7. Если цена единицы продукции (Р) равна 100 руб., объём продаж (Q) равен 250 шт., то сумма выручки (TR) равна ____________(дать ответ в виде целого числа). (25000)
8. Если функции спроса и предложения на рынке труда заданы уравнениями QD=25-3W и QS=-15+2W, то величина равновесной заработной платы (WE) составит __________ (дать ответ в виде целого числа). (8)
9. Если функции спроса и предложения на рынке труда заданы уравнениями QD =16-2W и QS =-20+4W, то равновесное количество труда на рынке составит ____________ (дать ответ в виде целого числа). (4)
10. Если номинальная заработная плата увеличилась на 10%, а рост цен составил 6%, то реальная заработная плата увеличилась на _____% (дать ответ в виде целого числа). (4)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине "Микроэкономика" представлены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7064.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме в виде индивидуального собеседования с преподавателем по билетам (см. список вопросов к экзамену). Билет включает в себя 2 теоретических вопроса и одно практическое задание.

Список вопросов к экзамену:

1. Предмет, метод и структура экономической теории. Позитивная и
нормативная экономическая наука.
2. Потребности и ресурсы, их классификация. Блага. Виды благ.
3. Проблема выбора в экономике. КПВ. Альтернативная стоимость, закон ее изменения
4. Типы экономических систем. Смешанная экономика.
5. Модель рынка. Экономические субъекты, их цели.
6. Понятие товара. Деньги, их виды и функции.
7. Рынок: сущность, функции, классификация.
8. Конкуренция, ее сущность, виды, роль в экономике.
9. Спрос. Функция спроса. Факторы изменения.
10. Предложение. Функция предложения. Закон предложения. Факторы изменения.
11. Рыночное равновесие. Изменение равновесия.
12. Выигрыш потребителя и производителя.
13. Государственное установление цен.
14. Эластичность спроса на товар по цене и по доходу. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене.
15. Кардиналистская теория полезности. 1-й и 2-й законы Госсена.
16. Функциональный и нефункциональный спрос. Эффект присоединения к большинству. Эффект Веблена. Эффект сноба.
17. Кривые безразличия, карта кривых безразличия. MRS.
18. Бюджетное ограничение потребителя. Бюджетная линия, ее характеристики.
19. Равновесие потребителя в ординалистской модели.
20. Использование теории потребительского выбора для анализа рынка. Кривые "доход-потребление", "цена-потребление", кривые Энгеля.
21. Периоды времени в экономике. Продукт производства переменного фактора: общий, средний, предельный.
22. Оптимальное соотношение факторов производства. Производственная функция.
23. Изокванта и ее характеристика. МRTS.
24. Изокоста и равновесие производителя.
25. Отдача от масштаба производства. Положительный и отрицательный эффекты масштаба.
26. Издержки предприятия: внешние, внутренние, экономические.
27. Бухгалтерская и экономическая прибыль.
28. Классификация экономических издержек: постоянные и переменные издержки; общие, средние и предельные издержки (короткий и длительный периоды).
29. Типы рыночных структур, их характеристики.
30. Равновесия конкурентной фирмы в краткосрочном периоде: максимизация прибыли, минимизация убытков, уход фирмы с рынка.
31. Равновесие конкурентной фирмы в долгосрочном периоде.
32. Монополия: сущность и формы. Измерение монопольной власти.
33. Равновесие монопольной фирмы в коротком периоде времени.
34. Ценовая дискриминация: сущность, виды, формы, условия.
35. Оптимизация поведения фирмы при монополистической конкуренции
36. Олигополия: сущность, стратегия производства и ценообразования..
37. Общественные издержки монополизма и антимонопольное регулирование.
38. Рынок труда. Спрос и предложение. Заработная плата как цена на рынке труда. Номинальная и реальная заработная плата.
39. Дифференциация заработной платы, ее факторы.
40. Рынок землепользования и земли. Земельная рента: абсолютная и дифференциальная. Природная рента.
41. Рынок капитала. Спрос и предложение. Номинальная и реальная ставка ссудного процента.
42. Дисконтированная стоимость. PDV, FDV.
43. Доходы домашних хозяйств, факторы их дифференциации. Кривая Лоренца. Децильный коэффициент.
44. Асимметричность информации как несостоятельность рынка.
45. Внешние эффекты, виды, способы корректировки.
46. Общественные блага – сущность и виды.

Примеры практических заданий:

Пример 1. Предположим, что рыночный спрос и предложение на некоторое благо могут быть выражены с помощью уравнений: QD = 30-2Р,
QS = -10+P, где Q - объем, млн. шт., Р - цена, ден.ед. Государством вводится налог на продажу каждой единицы продукта, в размере 1 ден.ед., взимаемый с продавца.
а) Определите, какая суммарная величина налога будет получена го-сударством.
б) Какую величину налога заплатят продавцы, какую - покупатели?

Пример 2. Допустим, бюджетная линия определяется уравнением I= 12Х+3Y, где X и Y - количество товаров ( в шт.), а I -доход. Каковы цены товаров? Если был куплен только товар Х в размере 100 шт., то каков доход потребителя? Сколько потребитель сможет купить товара Y, если потратит на него весь доход?

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:

«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.





6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Корнейчук Б.В. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
Л1.2 Гребенников П.И., Тарасевич Л.С., Леусский А.И. Микроэкономика: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт, 2019 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Розанова Н.М. МИКРОЭКОНОМИКА. РУКОВОДСТВО ДЛЯ БУДУЩИХ ПРОФЕССИОНАЛОВ В 2 Т. ТОМ 1 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Мировой банк http: // www.world-bank.org
Э2 Международная организация труда http: //www.ilo.org
Э3 Европейский союз http: //europa.eu.int
Э4 Организация экономического сотрудничества и развития http: // www.oecd.org
Э5 Электронные образовательные ресурсы ФГБОУ ВПО "Алтайский государственный университет" portal.edu.asu.ru
Э6 Российская государственная библиотека www.rsl.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от
08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от
22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ),
(бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader
(http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf),
(бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION
(https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/),
(бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/),
(бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/),
(до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/),
(бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/),
(бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации для освоения дисциплины и самостоятельной работы студентов

Работа студентов над курсом предполагает как аудиторную, так и внеаудиторную формы. Аудиторная работа студентов складывается из работы на лекционных и семинарских занятиях.
На лекциях необходимо внимательно прослушивать лекционный материал, вести записи основных положений лекции - в письменном (бумажном) или электронном виде. В конце лекции можно задать вопросы по прочитанному преподавателем материалу для более полного усвоения спорных и сложных вопросов. Целесообразно ПЕРЕД лекциями прочитать соответствующие теме лекции главы из учебников, чтобы иметь возможность более полно и глубоко воспринимать материалы лекций.
На семинарских (практических) занятиях рекомендуется проявлять позитивную активность, принимать участие в дискуссиях, задавать вопросы, высказывать свое мнение при обсуждении тех или иных вопросов тем, конкретных ситуаций, выступать с докладами, участвовать в решении задач, в обсуждении бизнес идей в рамках разрабатываемых проектов, отвечать на поставленные преподавателем вопросы. При этом необходимо вести записи, расширяющие знания студентов по соответстьвующим темам, накапливая материал для успешной сдачи зачета. Для лучшей организации работы целесообразно иметь две тетради (или их электронный аналог- для лекций и для практических занятий. Необходимо сохранять эти тетради не только до момента сдачи зачета, но и до окончания ВУЗа.
К аудиторным занятиям необходимо готовиться. Для этого существует самостоятельная внеаудиторная работа. Она включает в себя работу в библиотеках, дома с учебниками и пособиями, обращение к электронным ресурсам сети интернета.Результаты самостоятельной работы могут приобретать форму личных записей (в тетради) или существовать в виде электронных заметок, фиксирующих основные наработки студента. В электронном виде следует по возможности сохранять написанные доклады, рефераты, отдельные текстовые фрагменты, таблицы, графики, рисунки, результаты решения задач и проч., помогающих уяснить соответствующие темы семинаров. Существенную роль в изучении курса играет постоянное еженедельное отслеживание текущих экономических новостей, позволяющих расширить экономический кругозор студентов, заинтересовать их изучением экономических процессов и дающих возможность постоянно актуализировать содержание семинарских занятий и обеспечивающех непосредственную связь теории и практики. Следует также отметить, что часть самостоятельной работы направлена на изучение вопросов к зачету, которые не были раскрыты ни в лекционном, ни в практическом курсе вследствии недостатка времени для аудиторной работы. Значительная часть проектной деятельности в области социального предпринимательства также осуществляется самостоятельно.
В результате изучения дисциплины бакалавр должен:
• усвоить содержание основной учебной литературы и лекций по курсу;
• познакомиться и научиться анализировать научные статьи и другие источники при работе по темам рефератов и докладов;
• научиться самостоятельно использовать теоретические модели для оценки тех или иных ситуаций в экономике;
• приобрести навыки решения различных задач, иллюстрирующих важнейшие положения экономической науки, и навыки разработки бизнес-идей и их обоснования;
• быть готовым к участия в обсуждении проблем экономики на семинарских занятиях, используя ;
• выработать навыки ведения научно-исследовательской работы при подготовке докладов, рефератов;
, приобрести навыки публичных выступлений, создания презентаций, умения вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, приводя необходимые аргументы.