МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Менеджмент и маркетинг инноваций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильМаркетинг и цифровые коммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_МиЦК-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
К.э.н., Проф. каф. Менеджмента, организации бизнеса и инноваций , Соколова О.Н.

Рецензент(ы):
К.э.н., доцент, Горбунова Алла Юрьевна

Рабочая программа дисциплины
Менеджмент и маркетинг инноваций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 29.04.2021 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доцент Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доцент Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1. - формирование понимания социально значимых процессов в развитии современного общества в парадигме открытых инноваций;
- ознакомление с теоретическими и методологическими основами инновационного менеджмента;
- анализ нормативно-правовой базы инновационной сферы Российской Федерации;
- выявление особенностей применения технологий инновационного менеджмента на отечественных предприятиях, использование их в практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять управленческие функции на уровне организации и / или структурного подразделения
ПК-2.1 Знает функции, инструменты и методы управления
ПК-2.2 Умеет применять инструменты и методы управления, разрабатывать управленческую документацию (в том числе стандарты, нормы и правила, техническую документацию) с использованием современного программного обеспечения
ПК-2.3 Способен осуществлять управленческие функции на уровне организации и/или структурного подразделения
ПК-5Способен формировать предложения по совершенствованию деятельности организации и / или структурного подразделения на основе инструментов маркетинга
ПК-5.1 Знает основы планирования и организации маркетинговой деятельности, маркетинговые инструменты
ПК-5.2 Умеет применять методы и средства обработки информации при формировании предложений по совершенствованию деятельности организации и / или структурного подразделения
ПК-5.3 Владеет навыками формирования предложений по совершенствованию деятельности организации и / или структурного подразделения на основе применения инструментов маркетинга
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2.1, 5.1
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2.2, 5.2
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2.3, 5.3

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ИННОВАЦИИ В ПРОЦЕССАХ РАЗВИТИЯ
1.1. Инновация как экономическая категория.Классификация инноваций.Инновационный процесс, его фазы Лекции 5 6 Л1.1, Л2.1
1.2. Инновация как экономическая категория.Классификация инноваций.Инновационный процесс, его фазы Практические 5 10 Л1.1, Л2.1
1.3. Инновация как экономическая категория.Классификация инноваций.Инновационный процесс, его фазы Сам. работа 5 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
2.1. Методологические и методические основы инновационного менеджмента.Научно-техническая политика и инновационный менеджмент Лекции 5 6 Л1.1, Л2.1
2.2. Методологические и методические основы инновационного менеджмента.Научно-техническая политика и инновационный менеджмент Практические 5 10 Л1.1, Л2.1
2.3. Методологические и методические основы инновационного менеджмента.Научно-техническая политика и инновационный менеджмент Сам. работа 5 10 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
3.1. Виды и эффективность организационных структур в инновационном менеджменте.Организационные формы инновационной деятельности. Лекции 5 6 Л1.1, Л2.1
3.2. Виды и эффективность организационных структур в инновационном менеджменте.Организационные формы инновационной деятельности. Практические 5 10 Л1.1, Л2.1
3.3. Виды и эффективность организационных структур в инновационном менеджменте.Организационные формы инновационной деятельности. Сам. работа 5 25 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ
4.1. Стратегии управления инновациями.Классификация инновационных стратегий Лекции 5 6 Л1.1, Л2.1
4.2. Стратегии управления инновациями.Классификация инновационных стратегий Практические 5 8 Л1.1, Л2.1
4.3. Стратегии управления инновациями.Классификация инновационных стратегий Сам. работа 5 26 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. ИННОВАЦИОННОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
5.1. Управление инновационными проектами.Оценка эффективности инноваций Сам. работа 5 26 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6.1. Роль государства в регулировании инновационной деятельности Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1
6.2. Роль государства в регулировании инновационной деятельности Практические 5 6 Л1.1, Л2.1
6.3. Курсовая работа Сам. работа 5 20 Л1.1, Л2.1
6.4. Экзамен 5 27 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. К критериям определения понятия "инновация" не относится:
a. статус интеллектуальной собственности
b. рыночная востребованность
c. полезность
d. товарность
Ответ: (с)

2. По особенностям инновационного процесса инновации могут быть:
a. экономические, организационно-управленческие, социально-управленческие, правовые, педагогические
b. техника, технология, промышленные материалы
c. внутриорганизационные и межорганизационные
d. единичные и диффузные
Ответ: (с)

3. К материально-техническим нововведениям не относятся:
a. системы оплаты труда
b. изменение технологии
c. изменение конечного продукта
d. появление нового оборудования
Ответ: (а)

4. Фазой инновационного процесса не является:
a. исследование
b. разработка
c. наука
d. тестирование
Ответ: (d)

5. Научно-исследовательские работы - это:
a. моделирование и конструкторская проработка
b. разработка действующей модели, лабораторные испытания
Ответ: (a)

6. На рыночном этапе инновационной деятельности осуществляется:
a. практическая реализация результатов инновационной деятельности
b. трансфер научно-технических достижений
c. коммерциализация технологий
Ответ: (a)
7. Техническое, производственное и управленческое совершенствование, снижающее стоимость производства продукта, - это:
a. инновация-процесс
b. инновация-продукт
c. инновация-сервис
Ответ: (a)
8. Результатом внедрения каких инноваций является улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений:
a. социальные иннновации
b. инновации в области управления
c. экономические инновации
d. инновации процессов
Ответ: (b)

9. По своему инновационному потенциалу нововведения делятся на:
a. радикальные ( базовые), комбинаторные и модифицирующие
b. замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие, ретровведения
c. завершенные и незавершенные
d. успешные и неуспешные
Ответ:(a)

10. К критериям определения "инновация" не относится:
a. новизна
b. положительный эффект
c. наукоемкость
d. осязаемость
Ответ: (d)

11. Определите верную последовательность стадий инновационного процесса:
a. наука, исследование, разработка, производство, потребление
b. исследование, наука, разработка, производство, потребление
c. наука, разработка, исследование, производство, потребление
d. наука, исследование, производство, разработка, потребление
Ответ: (a)

12. Результатом внедрения каких инноваций является изменение методов и способов планирования, уменьшение затрат:
a. социальные инновации
b. инновации в области управления
c. экономические инновации
d. инновации процессов
Ответ: (c)

13. К предметным функциям инновационного менеджмента не относятся:
a. формирование целей
b. мотивация
c. контроль
Ответ: (b)

14. Бизнес-инкубатор - это:
a. научно-производственный территориальный комплекс со сложной функциональной структурой, главная задача которого состоит в формировании благоприятной среды для развития малых наукоемких фирм-клиентов
b. сложный многофункциональный комплекс, реализующий широкий перечень инновационных услуг
c. целостная научно-производственная структура, созданная на базе отдельного города
Ответ: (b)

15. Выберите верную последовательность этапов разработки инновационной стратегии:
a. постановка цели, выбор инновационной стратегии, реализация инновационной стратегии, стратегический анализ
b. постановка цели, стратегический анализ, выбор инновационной стратегии, реализация инновационной стратегии
c. стратегический анализ, постановка цели, выбор инновационной стратегии, реализация инновационной стратегии
d. выбор инновационной стратегии, постановка цели, реализация инновационной стратегии, стратегический анализ
Ответ: (b)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.


ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Ученый, с именем которого связывают самые первые упоминания об инновациях _______________
Ответ: (Й. Шумпетер)

2. Деятельность, в результате которой новый и наукоемкий продукт приобретает статус интеллектуальной собственности и товарность____________________________________
Ответ: ( инновационная деятельность)

3. Деятельность, направленная на мониторинг потребностей рынка в инновациях и инновационных изменениях, на освоение и формирование рынка для результатов, полученных в процессе инновационной деятельности____________________________
Ответ: (инновационное предпринимательство)

4. Комплекс экономических, организационных, социальных, политических, исторических и культурных условий для осуществления инновационной деятельности и инновационного предпринимательства___________________________
Ответ: (инновационный климат)

5. Новшество, имеющее физическую форму готового, принципиально нового или усовершенствованного изделия, которое выходит в этой форме (в форме товара) за пределы предприятия______________________________
Ответ: ( инновация-продукт)

6. Инновация, связанная с техническим, производственным и управленческим усовершенствованием, снижающим стоимость производства существующего продукта____________________________
Ответ: (инновация-процесс)

7. Инновация, связанная с обслуживанием процессов использования продукта за пределами предприятия_________________________
Ответ: (инновация-сервис)

8. С какой наукой связано первое появление понятия «инновация»_______________________________
Ответ: (культурология)

9. Процесс передачи (продажи, обмена) структурированных, обладающих достаточной полнотой знаний, имеющий целью организацию производства конкурентоспособной продукции, соответствующей рыночным потребностям__________________________________
Ответ: (трансфер технологий)

10. Процесс передачи структурированных, обладающих достаточной полнотой знаний, имеющий целью организацию производства конкурентоспособной продукции, соответствующей рыночным потребностям, при котором потребитель (покупатель) выплачивает владельцу технологии вознаграждение в соответствующей форме и размерах согласно договору__________________________________
Ответ: (коммерциализация технологий)

11. Какой подход предполагает рассмотрение инновационного предприятия как сложной организационной системы, состоящей из совокупности взаимообусловленных элементов, ориентированных на достижение определенных целей с учетом внутренних и внешних факторов развития________________________________
Ответ: (системный подход)

12. Результатом инновационной деятельности на предварительном (до выхода на рынок) этапе являются________________________________
Ответ: (научно-технические знания)

13. Результатом инновационной деятельности на рыночном этапе является______________________________
Ответ: ( товар)

14. Опытно-конструкторские работы включают в себя_______________________________________________
Ответ: ( разработка действующей модели, лабораторные испытания, создание опытного образца)

15. Фиксация времени, расхода ресурсов и других параметров системы инновационного менеджмента составляют содержание такой его функции как____________________________________________________________
Ответ: (учет)


16. Системное исследование объекта инновационного менеджмента с целью повышения полезного эффекта на единицу совокупных затрат за период жизненного цикла объекта предусмотрено в процессе такого вида анализа, как _____________________________________________________________________________________
Ответ: ( функционально-стоимостной)

17. Научно-обоснованное суждение о возможных состояниях объекта инновационного менеджмента в будущем является содержанием такой его функции, как______________________________________________________
Ответ: ( прогнозирование)

18. Комплекс экономических, организационных, социальных, политических, исторических и культурных условий для осуществления инновационной деятельности и инновационного предпринимательства – это__________________________________
Ответ: (инновационный климат)

19. Процесс преобразования научного знания в инновацию, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, образующих единое комплексное целое, это________________________________
Ответ: (инновационный процесс)

20. Организационная структура, которая дает руководителю инновационного проекта возможность быстрого, квалифицированного и неформального принятия решения, снижает вероятность использования бюрократических методов и создает лучшие условия для творческой работы_____________________________________________
Ответ: (матричная)


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; вл
адеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - Инновационный менеджмент https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1698 . Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 60.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Антонец В.А. - Отв. ред., Бедный Б.И. - Отв. ред. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мальцева С. В. ; Отв. ред. Мальцева С. В. ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. КонсультантПлюс : справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э2 2. Гарант:справочно-правовая система [Электронный ресурс]
Э3 3. Федеральный портал по научной и инновационной деятельности : www.sci-innov.ru
Э4 4. Портал информационной поддержки инноваций и бизнеса «Инновации и предпринимательство» : www.innovbusiness.ru
Э5 5. Информационный интернет-канал «Наука и инновации» : www.rsci.ru
Э6 6. Электронное изд. «Наука и технологии России» : www.strf.ru
Э7 7. Информационный портал «ИнфоНТР» : www.infontr.ru
Э8 8. Информационно-справочный портал «Наука и инновации в регионах Рос-сии» : regions.extech.ru
Э9 Курс в Moodle "Инновационный менеджмент" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Наиболее важным моментом самостоятельной работы является выполнение курсовой работы. Теоретическая часть курсовой работы выполняется по установленным темам. Курсовая работа имеет целью научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных теоретических или практических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований. Она представляет собой изложение в письменной форме одной из актуальных проблем изучаемой дисциплины. Курсовая работа выполняется студентом самостоятельно под руководством преподавателя. Структура курсовой работы: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, разделенная на главы и параграфы, заключение, список литературы; приложение.
Во введении должны быть освещены следующие вопросы: актуальность выбранной темы, объект и предмет исследования, исследования, цель и задачи исследования; методы исследования. В основной части подробно раскрывается содержание темы. Каждая глава основной части должна заканчиваться выводами. В заключении курсовой работы даются краткие выводы, полученные в результате исследования проблемы, а также практические рекомендации и предложения. В список литературы студент включает только те источники, которые он использовал при написании курсовой работы. В приложении содержится иллюстративный материал. Текст курсовой работы оформляется на листах белой бумаги формата А4.

Подробные методические рекомендации по изучению курса представлены в ЭУМК на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/enrol/index.php?id=1698