МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Финансы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильHR-менеджмент; Маркетинг и цифровые коммуникации
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_Профили-2022
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 21
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 44 44 44 44
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент , Мартенс А.А.;к.э.н., доцент, Деркач Н.О.

Рецензент(ы):
д.э.н., Профес., Межов С.И.;д.э.н., Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Финансы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 03.02.2023 г. № 3
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н. Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 03.02.2023 г. № 3
Заведующий кафедрой д.э.н. Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - раскрыть теоретические основы функционирования финансов, показать не только их сущность, функции и роль, но и возможности целенаправленного использования, посредством разработки финансовой политики, организации управления и финансового контроля; познакомить студентов с принципами организации финансов в разных сферах деятельности, основами формирования и использования целевых денежных фондов, возможными направлениями совершенствования финансов при изменении экономических, социальных и политических условий развития общества.
Изучение настоящей дисциплины направлено на формирование у студентов базовых знаний в области теории финансов, включая основы методологии управления ими на уровне государства и отдельного хозяйствующего субъекта.
В ходе изучения дисциплины перед студентами ставятся следующие конкретные задачи: всесторонне овладеть знаниями в области теории финансов; детально изучить организацию финансовых отношений в Российской Федерации; применить полученные знания в практике финансовой работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.1.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен разрабатывать обоснованные организационно-управленческие решения с учетом их социальной значимости, содействовать их реализации в условиях сложной и динамичной среды и оценивать их последствия;
ОПК-3.1 Знает теоретические основы разработки и реализации организационно-управленческих решений и способы их обоснования в условиях сложной и динамичной среды
ОПК-3.2 Умеет разрабатывать обоснованные организационно-управленческие решения и содействовать их реализации в условиях влияния экономических и нормативно-правовых факторов с учетом их социальной значимости
ОПК-3.3 Разрабатывает проекты организационно-управленческих решений
ОПК-3.4 Владеет навыками управления и реализации проекта с использованием современного программного обеспечения и оценивает последствия реализации с учетом конкретных параметров социально-экономического развития
ОПК-3.5 Готовит обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для обоснования организационно-управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные показатели, характеризующие состояние финансовой системы Российской Федерации. Меры государственного воздействия в части нарушения финансовой дисциплины.
3.2.Уметь:
3.2.1.определить эффективность использования финансовых ресурсов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.прогнозированием изменения состояния финансовой системы в соответствии с изменениями социально-экономической и политической ситуации в стране, отечественного финансового законодательства, а также мировых финансов.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Финансы и финансовая система
1.1. Сущность и функции финансов. Финансовые ресурсы. Финансовая система Лекции 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.2. Сущность и функции финансов. Финансовые ресурсы. Финансовая система Практические 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
1.3. Сущность и функции финансов. Финансовые ресурсы. Финансовая система Сам. работа 4 6 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Управление финансами и финансовая политика
2.1. Финансовая политика и финансовый механизм Лекции 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.2. Финансовая политика и финансовый механизм Практические 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.3. Финансовая политика и финансовый механизм Сам. работа 4 6 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.4. Управление финансами и финансовый контроль Лекции 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.5. Управление финансами и финансовый контроль Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
2.6. Управление финансами и финансовый контроль Сам. работа 4 6 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Государственные и муниципальные финансы
3.1. Основы государственных и муниципальных финансов Лекции 4 1 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.2. Основы государственных и муниципальных финансов Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.3. Основы государственных и муниципальных финансов Сам. работа 4 6 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.4. Бюджетная система и бюджетный процесс Лекции 4 1 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.5. Бюджетная система и бюджетный процесс Практические 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.6. Бюджетная система и бюджетный процесс Сам. работа 4 6 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
3.7. Государственные внебюджетные фонды Лекции 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л1.1, Л2.2
3.8. Государственные внебюджетные фонды Практические 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л1.1, Л2.2
3.9. Государственные внебюджетные фонды Сам. работа 4 6 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л1.1, Л2.2
Раздел 4. Финансы коммерческих и некоммерческих организациях
4.1. Особенности финансов коммерческих организаций Лекции 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.2. Особенности финансов коммерческих организаций Практические 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.3. Особенности финансов коммерческих организаций Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.4. Особенности финансов некоммерческих организаций Лекции 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.5. Особенности финансов некоммерческих организаций Практические 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.6. Финансы кредитной сферы Лекции 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2
4.7. Финансы кредитной сферы Практические 4 6 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л1.1, Л2.2
4.8. Особенности финансов некоммерческих организаций Сам. работа 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.9. Финансы кредитной сферы Сам. работа 4 9 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л1.2
4.10. Финансы страхования Лекции 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.11. Финансы страхования Практические 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
4.12. Финансы страхования Сам. работа 4 10 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 5. Финансы домашних хозяйств
5.1. Финансы домашних хозяйств Лекции 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
5.2. Финансы домашних хозяйств Практические 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
5.3. Финансы домашних хозяйств Сам. работа 4 10 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Промежуточная аттестация
6.1. Экзамен 4 27 ОПК-3.1, ОПК-3.3, ОПК-3.4, ОПК-3.5 Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8778

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-3.1 Знает теоретические основы разработки и реализации организационно-управленческих решений и способы их обоснования в условиях сложной и динамичной среды
ОПК-3.2 Умеет разрабатывать обоснованные организационно-управленческие решения и содействовать их реализации в условиях влияния экономических и нормативно-правовых факторов с учетом их социальной значимости
ОПК-3.3 Разрабатывает проекты организационно-управленческих решений
ОПК-3.4 Владеет навыками управления и реализации проекта с использованием современного программного обеспечения и оценивает последствия реализации с учетом конкретных параметров социально-экономического развития
ОПК-3.5 Готовит обзоры научной литературы и электронных информационно-образовательных ресурсов для обоснования организационно-управленческих решений

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1.Выделите пункты, характерные для определения категории «финансы».
а. это не эквивалент, а отношения в денежной форме
б. это деньги как в наличной, так и безналичной форме
в. это договоренности между физическими и юридическими лицами, по результатам которых формируется добавочная стоимость
г. это только обязательные поступления в бюджет
2.Какую форму выражения имеют финансовые отношения?
а. вещественную;
б. денежную;
в. товарно-денежную;
г. натуральную.
3. Укажите категорию финансов соответствующее определению «денежные отношения, связанные с формированием и использованием денежных средств государства».
а. публичные финансы
б. децентрализованные финансы
в. личные финансы
г. финансы государственных корпораций
4. Какие формы поступлений используются для пополнения федерального бюджета?
а. налоговые платежи
б. привлечение средств посредством выпуска акций
в. эмиссия денежной наличности
г. выпуск цифрового рубля
5.Укажите финансовые отношения, в которые вступает общественная организация.
а. распределение прибыли между учредителями организации
б. с государством по поводу уплаты налогов в бюджет
в. с членами общественной организации по поводу проведения ежегодного собрания
г. получение материальной помощи в вещественной форме
6.Выберите собственный источник за счет которых происходит формирование финансовых ресурсов публичного акционерного общества.
а. банковский кредит
б. средства, привлеченные посредством размещения векселей
в. чистая прибыль организации
г. средства, привлеченные путем выпуска облигаций
7.Выберите позиции характерные для финансовых отношений, возникающих между субъектами хозяйствования и бюджетной системой.
а. строгая регламентация и целевое использование средств
б. обязательная смена форм собственности
в. обязательное трудоустройство лиц незащищенных слоев населения
г. обязательная возвратность предоставляемых средств
8.Выделите субъекта являющихся мегарегулятором на финансовом рынке России.
а. Министерство финансов РФ
б. Федеральная служба по финансовому мониторингу
в. Центральный банк
г. Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
9.Какой доход из ниже перечисленных является гарантированным?
а) заработная плата;
б) пенсия;
в) доход от предпринимательской деятельности;
г) дивиденды на акцию трудового коллектива.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. а
2. б
3. а
4. а
5. б
6. в
7. а
8. в
9. б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. ___________представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства, обеспечения условий расширенного воспроизводства. (финансы)
2. Финансы возникают тогда, когда в результате производства товаров и их реализации формируются доходы и накопления, принимающие форму __________ресурсов (финансовых)
3. Финансы по своему происхождению – это _________отношения (денежные)
4. Обязательным участником финансовых отношений является ____________(государство)
5. Финансы ПАО "Сбербанк России" относятся к ______финансам (децентрализованным)
6. Государственная корпорация относится к _______организации (некоммерческой)
7. С точки зрения гарантии получения дохода заработная плата является _____ источником бюджета домашнего хозяйства. (негарантированным)
8. Посчитайте гарантированные доходы семьи Красновых:
Папа Иван Иванович Краснов получает зарплату в размере 35000₽; Мама Галина Федоровна Краснова получает пенсию по инвалидности в размере 8500₽;Сын Глеб подрабатывает фрилансером - средний доход в месяц 9100₽, также семья имеет вклад в банке 120000₽ - проценты по нему ежемесячно составляют 520₽. (8500)
9. Совокупность обособленных, но взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, направленных на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств – это ___________(финансовая система).
10. Совокупность бюджетов всех уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов, которая регулируется нормами права и основывается на экономических отношениях – это___________________(бюджетная система)
11. Компания ООО «Зеленый вектор» открывает новое направления бизнеса - продажа фермерских продуктов он-лайн. Это отражает принцип организации финансов коммерческой организации__________________ (хозяйственная самостоятельность)
12. Фермерское хозяйство получило грант по региональной программе поддержки. Это отражает ________ влияние государства на развитие децентрализованных финансов. (косвенное)
13. В результате ухудшения экономической ситуации принимается решение о сокращении расходов федерального бюджета. Для этого используют такой инструмент как ________ (секвестр)
14. Алтайский фонд микрозаймов выдает _____ субъектам малого и среднего бизнеса региона (займы)
15. Физическое лицо для пополнения финансовых ресурсов собственного бюджета обращается в коммерческий банк для получения ______ (кредита).
16. При резком росте инфляции Центральный банк ______ ключевую ставку. (повышает)
17. ОСАГО относиться к _________ форме страхования (обязательной)
18. _____________специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов под залог движимого имущества граждан и хранение вещей. (ломбард)
19. С позиции срока привлечения в ломбарде клиент может привлечь ________займ (краткосрочный)
20. Социальный фонд Российской федерации формируется за счет _____ взносов (обязательных )
21. Некоммерческая организация не распределяет ____________ между своими учредителями (прибыль)
22. Иванов И.И. не желает самостоятельно нести риск клещевого энцефалита, поэтому он передает его посредством ___________ (страхования)
23. Поджог собственной дачи застрахованной от пожара относится к ___________ случаю (нестраховому).
24. Компания полностью финансирует свою деятельность за счет только чистой прибыли. Что означает реализацию принципа _____________ деятельности организации. (самофинансирования)
25. Организация ООО «ИКС-1» не смогла своевременно поставить комплектующие по заключенному договору, за что понесла штрафные санкции. Это означает реализацию принципа организации финансов коммерческой организации _____________ (материальная ответственность)
26. Главный бухгалтер, служба внутреннего аудита на уровне конкретной организации осуществляют _________ (финансовый контроль)
27. Чистая прибыль организации относится к _________ источникам финансирования деятельности. (собственным)

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. Финансы
2. Финансовых
3. Денежные
4. Государство
5. Децентрализованным
6. Некоммерческой
7. Негарантированным
8. 8500
9. Финансовая система
10. Бюджетная система
11. Хозяйственная самостоятельность
12. Косвенное
13. Секвестр
14. Займы
15. Кредита
16. Повышает
17. Обязательной
18. Ломбард
19. Краткосрочный
20. Обязательных
21. Прибыль
22. Страхования
23. Нестраховому
24. Самофинансирования
25. Материальная ответственность
26. Финансовый контроль
27. Собственным

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Предпосылки возникновения финансов.
2. Признаки финансов
3. Функции финансов.
4. Понятие и виды финансов
5. Понятие о финансовой системе и принципы ее построения.
6. Централизованные и децентрализованные финансы
7. Основы финансового управления
8. Основы управления государственными финансами
9. Финансовая политика
10. Структура государственной финансовой политики
11. Виды финансовой политики
12. Содержание финансового регулирования, его формы и методы
13. Органы управления системой финансов
14. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики в т.ч. финансовые инструменты, финансовые методы)
15. Содержание и значение финансового контроля
16. Виды финансового контроля
17. Методы финансового контроля
18. Органы государственного финансового контроля, их задачи и функции
19. Цифровая экономика.
20. Цифровые тренды.
21. Финансы в цифровой экономике как новый тренд эволюции.
22. Бюджет как социально-экономическая категория
23. Бюджетная система РФ и принципы ее построения
24. Доходы и расходы бюджета.
25. Бюджетный процесс как форма бюджетного планирования.
26. Сущность и значение внебюджетных фондов
27. Социальный фонд Российской Федерации, порядок формирования и использования средств фонда.
28. Фонд обязательного медицинского страхования.
29. Экономическое содержание финансов коммерческой организаций, их функции.
30. Финансовые отношения коммерческой организации
31. Принципы организации финансов коммерческой организации
32. Финансовые ресурсы коммерческой организации
33. Сущность и особенности организации финансов некоммерческой организации
34. Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческой организации.
35. Финансовое планирование в некоммерческой организации
36. Сущность и функции финансов домашнего хозяйства
37. Финансовые ресурсы домашнего хозяйства
38. Сущность бюджета домашнего хозяйства
39. Доходы домашних хозяйств
40. Денежные расходы домашнего хозяйства и их состав.
41. Страхование как экономическая категория
42. Страхование как сфера деятельности
43. Страховой фонд, уровни и формы его организации
44. Роль и функции страхования в современных условиях
45. Формы страхования, классификация отраслей страховой деятельности
46. Место финансов финансовых посредников в финансовой системе.
47. Финансы банковской системы
48. Финансы кредитных институтов (ломбард, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовые организации, лизинговые компании, факторинговые компании)
49. Финансы фондового рынка (рынка ценных бумаг
50. Дискуссионные вопросы сущности финансов, отличие финансов от категории кредит, деньги.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Задача 1 : Внимательно прочитав ситуацию, напротив каждой ситуации необходимо написать какой это уровень финансовых отношений – первичное распределение или перераспределение финансовых ресурсов; написать какую функцию выполняют финансы при данной ситуации и признак финансов

1 Иванов Иван Григорьевич получил трудовую пенсию
2 Компания ПАО Ростелеком оплатила налог на прибыль
3 Клиника Добрый доктор получила средства из фонда ОМС за предоставленные услуги по полисам обязательного медицинского страхования

Задание 2
Посчитайте первичные доходы семьи Красновых на основании представленных данных.
Папа Иван Иванович Краснов получает зарплату в размере 35000₽; Мама Галина Федоровна Краснова получает пенсию по инвалидности в размере 8500₽;
Сын Глеб подрабатывает фрилансером - средний доход в месяц 9100₽ и ещё получает президентскую стипендию в размере 11000₽, также семья имеет вклад в банке 120000₽ - проценты по нему ежемесячно составляют 520₽.

Задание 3
Прочитайте каждую ситуацию и ответьте на вопрос : представленную ситуацию можно охарактеризовать как займ или кредит.

1. Михаил занял у соседа Вити 1000₽ до зарплаты
2. Степанида Викторовна Щукина купила туфли за 14000₽ и расчищалась кредитной картой Viza
3. Степашин Игорь Кириллович взял стройматериалы в компании ООО УКС , в которой он работает под зарплату
4. Мила одолжила своей подруге Снежане 200000₽ и сказала, что та может отдать как ей будет удобно
5. ООО Иванушка привлекла 500000₽, свои обязательства оформило как вексель
6. Семён Викторович Жмых купил в Эльдорадо стиральную машину за 30000₽ в рассрочку, выплата будет осуществляться в ПАО КБ « Русский стандарт»
7. Семья Трескуновых купила у соседей машину Тойота RAV4 за 600000 и оформили нотариальный договор по которому обязаны расчищаться за автомобиль в течении 1 года, без %

Задача 4 : Внимательно прочитав ситуацию напротив каждой ситуации необходимо написать какой это уровень финансовых отношений – первичное распределение или перераспределение финансовых ресурсов; написать какую функцию выполняют финансы при данной ситуации и признак финансов
1. ФНС начислило ИП Карапузов Н.А пеню за несвоевременную оплату НДФЛ
2. ЦБ РФ разместил ГКО ОФЗ на бирже
3. ФГБУ Почта России перечислило НДФЛ за своих сотрудников
4. Крикунов Н.Г внёс в ООО Анри вклад в уставный капитал в размере 10000₽
5. АНО ВО Университет получило гранд РГНФ на научную деятельность

Задача 5 Прочитайте внимательно каждую ситуацию и напротив в столбце 3 напишите являются ли это финансовыми отношениями (да/нет). Если ответ положительный столбце 4 напишите признак, по которому вы определили что это отношения финансовые.

1. Покупка в магазине пакета молока за 58 ₽
2. Светлана Жигунова посредством бартера приобрела у соседки кастрюлю, которая в магазине стоит 1500₽
3. Степан Проскуров оплатил свою покупку в магазине Магнит бонусами Спасибо от Сбербанка
4. ООО «Здоровье» получило субсидию на понесённые затраты из регионального бюджета на сумму 300000₽

Задача 6
Прочитайте внимательно каждую ситуацию и напротив напишите какой субъект финансовой системы ее осуществляет или может осуществлять
1. Проверка своевременности уплаты налогов ООО «Икс 1».
2. Страхование жизни и здоровья заёмщика по договору потребительского кредитования»
3. Контроль за целевым использованием средств, выделенных из федерального бюджета, строительной компанией ООО «Строитель».
4. Перевод денежных средств со счета на счет
5. Выплата материнского капитала
6. Оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи
7. Выплата пособия в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием
8. Выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
9. Предоставление займа до зарплаты

Задача 7 на основании данных ситуационной задачи заполните таблицу – постройте укрупненный бюджет домашнего хозяйства семьи Светиковых за месяц. Внизу напишите расшифровку расчетов.
Семья из 5 человек:
- папа Светиков Игор Егорьевич, работает поваром с заработной платой 45000 руб.
- мама Светикова Антонина Сергеевна работает секретарем с заработной платой 20000 руб., инвалид 1 группы – пенсия 15000
- сын Игорь, студент 3 курса университета, получающий президентскую стипендию в размере 11000 руб.
- дочь Марина, которая ходит в садик Росток.
Что касается ежемесячных расходов, то средний ежедневный чек на продукты у семьи составляет 1000 рублей. Услуги ЖКХ - 6800, за электричество семья в месяц в среднем платит 1500 рублей и 700 рублей за домашний интернет и телевиденье. За садик семья отдает ежемесячно 2400 рублей. На хозяйственные нужды семья тратит 4000 рублей.
Папа на работу ездит на машине и тратит на бензин в месяц 3000 руб.
Сын Игорь и мама Антонина передвигаются на общественном транспорте, в день каждый тратит около 60 рублей на проезд. Дочь Марина занимается пением и хореографией, что обходиться родителям по 1500 рублей в месяц за каждое хобби. Мама Ангелина любит вышивать и это хобби обходиться ей в месяц в среднем в 1500 рублей.
У всех есть сотовые телефоны, ежемесячная абонентская плата по которым составляет 500 рублей.
Задача 8
Напротив каждой ситуации напишите принцип финансов коммерческой организации, который был реализован.
1. Налоговая оштрафовала юр.лицо и главного бухгалтера за несвоевременную сдачу отчетности
2. Выпуск привилегированных акций с гарантированными высокими дивидендами для финансирования инвестиционного проекта компании
3. Компания открывает новое направления бизнеса - продажа фермерских продуктов он-лайн
4. Компания осуществляет поддержку Благотворительному Фонду «Облака»

Задача 9 Напротив каждой ситуационной задачи напишите орган, осуществляющий государственный финансовый контроль:

1.Проверка своевременности и полноты уплаты налогов ООО "Икс 1"
2. Своевременность и достаточность уплаты таможенной пошлины за полученные товары из за границы гражданина РФ Смирнова Федора Федоровича
3.Контроль за профессиональной деятельностью АО "Альфа банк"
4. Контроль за поступлением средств Семенова Олега Петровича в размере более 2 млн.рублей
5.Мониторинг цен на железнодорожные перевозки ПАО "РЖД" с целью оценки конкуренции

Задача 9 Напротив каждой ситуационной задачи напишите орган, осуществляющий государственный финансовый контроль:
1. Контроль за целевым использованием средств федерального бюджета строительной компанией ООО "Алгоритм"
2. Контроль за установленными тарифами ООО "Водоканал" на холодную воду
3. Контроль за денежной массой в обращении
4. Проверка своевременности и полноты уплаты взносов во внебюджетные фонды

Задание 10 Напишите к какому уровню финансов относятся финансы следующих субъектов:
Наименование субъекта Вид финансов
1. ПАО "ВТБ"
2. ПАО Росгосстрах
3. Деньги до зарплаты
4. бюджет республики Горный Алтай
5. бюджет города Санкт-Петербург
6. бюджет города Рубцовск
7. бюджет Алейского района
8. бюджет Вавиловой Алены Сергеевны
9. -МБОУ Школа № 3

Задание 10 Напишите к какому уровню финансов относятся финансы следующих субъектов:
1. АО "Альфа-банк
2. Социальный Фонд Российской Федерации
3. ООО «Компания БКС» - брокер
4. бюджет республики Тыва
5. бюджет города Севастополь
6. бюджет Алейского района
7. ЛПХ семьи Семеновых
8. КГБУЗ «Городская поликлиника №3 г.Барнраул

Задача 11 Сравните понятия с категорией финансов и обоснуйте свой ответ , определите общее и отличие.

Финансы Деньги Финансовые ресурсы Зарплата Цена


Задача 12 Прочитайте внимательно каждую ситуацию и напротив напишите являются ли это финансовыми отношениями (да/нет). Если ответ положительный, напишите признак, по которому вы определили что это отношения финансовые.

1. Кирилл попросил у соседа пачку Сигарет Петр 1, сказал что после зарплаты вернет ему пачку Marlboro
2. Семен подарил своей подруге Ирине 15000₽
3. Бабушка Нина со своих покупок в магазине Пятерочка заплатила НДС в размере 156₽
4. ИП «Зимородок» взял в ПАО «Сбербанк» кредит на развитие бизнеса
5. ООО «ВЕРА» перечислило НДФЛ за своих сотрудников в размере 15000₽

Задача 13
Прочитайте внимательно каждую ситуацию и напротив напишите какой субъект финансовой системы ее осуществляет или может осуществлять

1. Проверка своевременности уплаты налогов ООО «Икс 1».
2. Страхование жизни и здоровья заёмщика по договору потребительского кредитования»
3. Контроль за целевым использованием средств, выделенных из федерального бюджета, строительной компанией ООО «Строитель».
4. Перевод денежных средств со счета на счет
5. Выплата материнского капитала
6. Оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи
7. Выплата пособия в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием
8. Выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности
9. Предоставление займа до зарплаты


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя
Приложения
Приложение 1.   ФОС3++Финансы.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под общ. ред. А.М. Ковалевой. Финансы: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Берзон Н.И. Финансы : учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт , 2020 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Романовский М.В. - отв. ред., Иванова Н.Г. - отв. ред. ФИНАНСЫ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Романовский М.В. - отв. ред., Иванова Н.Г. - отв. ред. ФИНАНСЫ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 5-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Н.Г. Ивановой. Финансы, денежное обращение и кредит : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru
Э2 Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации www.minfin.ru
Э3 Аналитический журнал «Эксперт» expert.ru
Э4 Газета «Россия в глобальной политике» globalaffairs.ru
Э5 Федеральный портал «Российское образование» www.edu.ru
Э6 Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации www.ach.gov.ru
Э7 Официальный сайт Центрального банка Российской Федерации www.ach.gov.ru
Э8 Курс в Moodle «Финансы» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf ),бессрочно
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:

- работа с преподавателем;

- самостоятельная работа.


Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.


Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.


Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.

При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.