МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильУправление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_УБ-2021
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
канд.экон.наук, Доцент, Кузнецова Ольга Викторовна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Этика бизнеса и корпоративная социальная ответственность

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 29.06.2021 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование знаний, умений и навыков по вопросам эффективного
корпоративного управления, учитывающего интересы всех заинтересованных сторон
общественной сферы в условиях цифровой трансформации жизни социума.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен осуществлять управленческие функции на уровне организации и / или структурного подразделения
ПК-2.1 Знает функции, инструменты и методы управления
ПК-2.2 Умеет применять инструменты и методы управления, разрабатывать управленческую документацию (в том числе стандарты, нормы и правила, техническую документацию) с использованием современного программного обеспечения
ПК-2.3 Способен осуществлять управленческие функции на уровне организации и/или структурногоподразделения
ПК-2.4 Владеет актуальными технологиями управления и навыками разработки технико-экономической документации с учетом концепций «умного города» и «бережливого производства» и других технологий управления, в том числе в процессе эксплуатации городского хозяйства и цифровизации городской среды
ПК-3Способен анализировать и оценивать условия осуществления предпринимательской деятельности
ПК-3.1 Знает инструменты и методы анализа условий осуществления предпринимательской деятельности, основные экономические показатели работы организации
ПК-3.2 Умеет оценивать риски и перспективы деятельности с точки зрения выбранных целевых показателей имеющихся ресурсов, в том числе информационных
ПК-3.3 Владеет навыками подготовки отчетов по результатам информационно-аналитической деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основные этические ограничения,принятые в обществе; основные законодательные и нормативно-правовые документы в части корпоративной социальной ответственности;
сервисные возможности информационных систем (ProjectLibre,Trello и т.п.) для управления социальной ответственностью бизнеса;
ключевые технологии, методы выработки, принятия и обоснования оптимального решения задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм в области
социальной ответственности бизнеса, имеющихся ресурсов и ограничений, с учетом применения современных цифровых инструментов;
сущность эффективности корпоративного управления;
3.2.Уметь:
3.2.1.разрабатывать управленческую документацию в области корпоративной социальной ответственности, используя современные цифровые инструменты;
осуществлять управленческие функции на уровне организации и/или структурного подразделения с учетом этических ограничений, используя сервисные возможности информационных систем;
формулировать перечень взаимосвязанных задач и осуществлять поиск оптимальных способов их решения, обеспечивающих достижение поставленной цели и комфортную среду для жизни граждан в стремительно изменяющихся условиях, в том числе с использованием сервисных возможностей
информационных систем (ProjectLibre, Trello и т.п.);
составлять отчеты по вопросам эффективности корпоративного управления, учитывающего интересы заинтересованных сторон общественной сферы, с помощью цифровой платформы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки управленческой документации в области корпоративной социальной
ответственности, используя современное программное обеспечение;
навыками осуществления управленческих функций на уровне организации и/или структурного
подразделения с учетом этических ограничений, используя сервисные возможности информационных систем;
навыками проектирования оптимального достижения задач, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе их решения с помощью цифровой платформы, в частности сервисов электронной демократии «Активный гражданин» и «Добродел»;
навыками подготовки отчетов по вопросам эффективного корпоративного управления, учитывающего интересы всех заинтересованных сторон общественной сферы, применения современные цифровые инструменты

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в этику бизнеса.
1.1. Этика и бизнес. Лекции 6 4 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.2. Этика и бизнес. Практические 6 4 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.3. Этика и бизнес. Сам. работа 6 12 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.4. Проблемы этики и бизнеса Лекции 6 2 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.5. Проблемы этики и бизнеса Практические 6 8 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.6. Проблемы этики и бизнеса Сам. работа 6 12 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.7. Организационная культура Лекции 6 2 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.8. Организационная культура Практические 6 4 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
1.9. Организационная культура Сам. работа 6 10 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
Раздел 2. Корпоративная социальная ответственность в условиях цифровой трансформации жизни социума
2.1. Понятие и сущность корпоративной социальной ответственности Лекции 6 2 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.2. Понятие и сущность корпоративной социальной ответственности Практические 6 2 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.3. Понятие и сущность корпоративной социальной ответственности Сам. работа 6 8 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.4. Концепция заинтересованных сторон Лекции 6 2 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.5. Концепция заинтересованных сторон Практические 6 4 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.6. Концепция заинтересованных сторон Сам. работа 6 8 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.7. Корпоративное гражданство Лекции 6 2 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.8. Корпоративное гражданство Практические 6 4 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.9. Корпоративное гражданство Сам. работа 6 10 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.10. Кросс-культурное взаимодействие в менеджменте стратегических проектов Лекции 6 2 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.11. Кросс-культурное взаимодействие в менеджменте стратегических проектов Практические 6 4 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.12. Кросс-культурное взаимодействие в менеджменте стратегических проектов Сам. работа 6 14 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.13. Управление социальной ответственностью бизнеса в условиях цифровизации Лекции 6 4 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.14. Управление социальной ответственностью бизнеса в условиях цифровизации Практические 6 6 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2
2.15. Управление социальной ответственностью бизнеса в условиях цифровизации Сам. работа 6 14 Л1.4, Л1.1, Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.3, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.1 Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля освоения дисциплины.
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале "Цифровой университет АлтГУ" - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4067щ

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. К механизмам манипулятивного воздействия относятся:
а. Механизмы присоединения и внедрения, которые использует манипулятор.
б .Потребности, склонности, мотивации адресата манипуляции.
в. Психические автоматизмы и комплексы адресата манипуляции.
г. Психотехнические приемы манипулятивного воздействия.
ОТВЕТ: в
Вопрос 2. К открытым вопросам в деловой коммуникации относятся:
а. Альтернативные.
б. Зеркальные.
в. Информационные.
г. Риторические.
ОТВЕТ: г
Вопрос 3. Кинесическими средствами невербального общения выступают:
а. Мимика.
б. Покашливание.
в. Рукопожатие.
г. Устная речь.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 4. Логико-смысловое манипулирование информацией в деловом общении предлагает:
а. Дозирование информации.
б. Сокрытие важных смысловых дискурсов информации.
в. Утаивание информации.
ОТВЕТ: в.
Вопрос 5. Мишени манипулятивного воздействия — это:
а. Локальные психические структуры партнера-адресата, на которые направлено манипулятивное воздействие.
б. Объекты, включенные в деловую ситуацию.
в. Структурные уровни психики манипулятора.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 6. Какова персональная дистанция в процессе общения:
а. 120-350см.
б. 15-50см.
в. 50-120см.
г. Свыше 350см.
ОТВЕТ: в.
Вопрос 7. Что выступает просодическим средством невербального общения?
а. Громкость голоса.
б. Дистанция между общающимися.
в. Жесты.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 8. Что относится к проксемическим характеристикам невербального общения?
а. Дистанция между общающимися.
б. Мимика.
в. Похлопывание по спине.
ОТВЕТ: а.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Вопрос 9. Адресат манипуляции в деловом общении — это:
а. Партнер, на которого направлено манипулятивное воздействие.
б. Партнер, который использует манипулятивные приемы психологического воздействия.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 10. Атрибуция - это :
а. Интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
б. Приписывание определенным группам людей специфических черт.
в. Стремление человека быть в обществе других людей.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 11. Что является мишенью психологического воздействия в ценностно-ориентированных манипулятивных технологиях делового общения:
а. Духовные идеалы партнера-адресата.
б. Когнитивные структуры партнера-адресата.
в. Потребности и склонности партнера-адресата.
г. Ценностные установки партнера-адресата.
ОТВЕТ: г.
Вопрос 12. Что можно отнести к наиболее применяемым в технологиях делового общения техникам активной антиманипулятивной защиты?
а. Временное прерывание адресатом делового контакта с манипулятором
б. Использование партнером-адресатом психотехнических приемов встречной манипуляции
ОТВЕТ: б.
Вопрос 13. Как называется слушание, при котором адресат не вмешивается в речь собеседника, не перебивает его, ограничиваясь реактивными репликами типа «да-да» и при этом демонстрируя доброжелательность и поддержку?
а. Нерефлексивное слушание.
б. Рефлексивное слушание.
ОТВЕТ: а.
Вопрос 14. Как называется метод, предполагающий аргументацию с помощью фактов, цифровых примеров и сведений, являющихся основой доказательства собственной позиции или опровержения доводов партнера?
а. Метод «кусков».
б. Метод противоречия.
в. Фундаментальный метод.
г. Метод игнорирования.
ОТВЕТ: в.
Вопрос 15. Что представляет собой процесс расшифровки смысла сообщений?
а. рефлексивное.
б. эмпатическое.
в. нерефлексивное.
ОТВЕТ: а.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
- "зачтено" - верно выполнено более 50 % заданий;
- "не зачтено" - верно выполнено 50 % и менее 50% заданий.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-3
ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Назовите три основные манипулятивные техники психического воздействия в деловом общении.
ОТВЕТ: «Ложное вовлечение», запутывание, скрытое принуждение.
Вопрос 2. Назовите три особые техники пассивной зашиты, ориентированные на отражение манипулятивного воздействия.
ОТВЕТ: Выстраивание партнером-адресатом смысловых и семантических барьеров с манипулятором, дистанцирование партнера-адресата от партнера-манипулятора, сокрытие партнером-адресатом своих ситуативно переживаемых эмоций и чувств.
Вопрос 3. Назовите три признака, которые свидетельствуют о наличии манипуляции в деловом общении.
ОТВЕТ: неконгруэнтность коммуникативных сообщений манипулятора, появление у партнера-адресата внутренних ощущений дискомфорта, эмоционального напряжения и беспокойства, структурная компоновка дискурсов информации, не релевантная их содержательной значимости для решения деловой проблемы.
Вопрос 4. Перечислите техники малого разговора, применяемого в деловой коммуникации.
ОТВЕТ: высказывания-ссылки с приятными ассоциациями для партнера; интересный, увлекательный рассказ; позитивные констатации событий или фактов, интересующих партнера; цитирование высказываний партнера о его увлечениях, хобби.
Вопрос 5. _____________________ - это форма делового общения, для которой характерны столкновения мнений, разногласия по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою точку зрения.
ОТВЕТ: полемика.
Вопрос 6._____________________ - это активное участие слушающего в речи собеседника, помощь в выражении его мыслей и чувств с целью правильного и точного понимания собеседниками друг друга.
ОТВЕТ: рефлексивное слушание.
Вопрос 7. ______________________ - это умышленные ошибки в процессе аргументации.
ОТВЕТ: софизмы.
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2
Вопрос 8. ________________________________ - это положение или утверждение, истинность которого следует доказать.
ОТВЕТ: тезис.
Вопрос 9. Охарактеризуйте антикульминационную структуру изложения материала.
ОТВЕТ: решение проблемы дано в начале выступления, а потом оно раскрывается и поясняется.
Вопрос 10. Охарактеризуйте кульминационную структуру изложения материала.
Ответ: выводы делаются в конце выступления.
Вопрос 11. _______________________ - это неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации.
Ответ: установка.
Вопрос 12. ______________________ - это сознанное внешнее согласие с группой при внутреннем расхождении с ее позицией.
Ответ: конформность.
Вопрос 13. ______________________ - это система средств общения, включающая в себя рукопожатие, поцелуй, похлопывание.
Ответ: такесика.
Вопрос 14. _______________________ - это психологический механизм самосознания.
Ответ: рефлексия.
Вопрос 15. ______________________ - это система средств общения, включающая в себя жесты, мимику, пантомимику.
Ответ: кинесика.
Вопрос 16.______________________- это обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия.
Ответ: просьба.
Вопрос 17. _____________ - это система средств общения, предполагающая включение в речь пауз, покашливаний, плач, смех.
Ответ: экстралингвистика.
Вопрос 18. _____________ - это расположение к себе собеседника, его притяжение на эмоциональном уровне.
Ответ: аттракция.
Вопрос 19. ___________________ - это неумение при общении определить необходимую меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку.
Ответ: бестактность.
Вопрос 20. _________________ - это интеллектуальное воздействие, при котором информация осмысливается самостоятельно.
Ответ: убеждение.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
"Зачтено"- ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
"Не зачтено" - не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен или вовсе не дан.


5.2 Не предусмотрено.

5.3 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации.

Устный зачет.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРИТЕЧЕСКОГО ХРАКТЕРА
1.Охарактеризуйте конструктивные приемы ведения переговоров.
2. Раскройте конфронтационный и партнерский подходы к ведению переговоров.
3. Охарактеризуйте правила убеждения.
4. Раскройте культуру телефонного общения.
5.Раскройте типичные ошибки при телефонном общении.
6. Охарактеризуйте правила ведения спора.
7. Перечислите виды слушания и дайте рекомендации по идеальному слушанию.
8.Охарактеризуйте вербальные сигналы, выдающие ложь.
9.Какие невербальные средства коммуникации используются нечестными партнерами для того, чтобы «вводить в заблуждение» доверчивых партнеров?
10. Назовите и охарактеризуйте барьеры в общении.
11. Назовите основные правила ведения переговоров с иностранными партнерами.
12. Охарактеризуйте основные правила управления проектами с зарубежными партнёрами.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКЕРА
1.Представьте себе, что в ответ на ваше предложение по цене Ваш партнер заявляет следующее: «Ваша цена очень высока. Мы вели переговоры с другой фирмой, они просят меньшую сумму и, кроме того, предложили меньшие сроки». Как вы ответите на эти возражения?
2. Вам необходимо напомнить о себе после продолжительного перерыва. Как Вы построите беседу по телефону? Как беседа по телефону будет зависеть от типа партнера? Приведите две-три различные ситуации.
3. Сотрудник взволнованно рассказывает о конфликтной ситуации, которая представляет для вас интерес. Как его нужно слушать?
4. Эвфемизмы – мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, например, вместо «он умер» – «он ушел из жизни», «бедный» – «нуждающийся», «старый человек» – «человек преклонного возраста» и т.п. Придумайте не менее 10 слов, неприятных для партнера, и подберите к ним эвфемизмы.
5. Назовите вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем вежливые формы отказа (к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.). Вспомните о предпочтительности в определенных ситуациях просьбы в сослагательном наклонении (хотелось бы), ответа по формуле "да, но… ".Найдите формулы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы.
6. Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.
7. Дополните предложенные правила эффективной коммуникации.
· Если ты прав, будь логичен. Если не прав – постарайся сбить с толку.
· Если сомневаешься, постарайся говорить убедительно.
· Если человек тебя не понимает, это еще не значит, что он глупее тебя.
· Если с тобой во всем соглашаются, проверь – слушают ли тебя.
· Хороший слушатель не только пользуется всеобщей любовью, но со временем и кое-что узнает.
· Все люди ординарны. Неординарны лишь те, кто это знают.
· Благоразумный человек никогда ничего не добивается.
8. Во время делового взаимодействия с Вами ваш сотрудник «вышел из себя», не принимая Ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести. Ведь это подрывает Ваш авторитет. Что Вы предпримете?
9. Ваш заместитель, очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако Вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявление об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним это обсудить, но он даже не понимает, о чем Вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить стиль его взаимодействия с персоналом? Что Вы предпримете?
10. У Вас есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что Вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что Вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Зачтено" - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, решил предложенные задания без ошибок.
"Не зачтено" - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающих незнание процессов изучаемой предметной области. Решение практических заданий не выполнено.











5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

5.3 Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации.

Устный зачет.
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРИТЕЧЕСКОГО ХРАКТЕРА
1.Охарактеризуйте конструктивные приемы ведения переговоров.
2. Раскройте конфронтационный и партнерский подходы к ведению переговоров.
3. Охарактеризуйте правила убеждения.
4. Раскройте культуру телефонного общения.
5.Раскройте типичные ошибки при телефонном общении.
6. Охарактеризуйте правила ведения спора.
7. Перечислите виды слушания и дайте рекомендации по идеальному слушанию.
8.Охарактеризуйте вербальные сигналы, выдающие ложь.
9.Какие невербальные средства коммуникации используются нечестными партнерами для того, чтобы «вводить в заблуждение» доверчивых партнеров?
10. Назовите и охарактеризуйте барьеры в общении.
11. Назовите основные правила ведения переговоров с иностранными партнерами.
12. Охарактеризуйте основные правила управления проектами с зарубежными партнёрами.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКЕРА
1.Представьте себе, что в ответ на ваше предложение по цене Ваш партнер заявляет следующее: «Ваша цена очень высока. Мы вели переговоры с другой фирмой, они просят меньшую сумму и, кроме того, предложили меньшие сроки». Как вы ответите на эти возражения?
2. Вам необходимо напомнить о себе после продолжительного перерыва. Как Вы построите беседу по телефону? Как беседа по телефону будет зависеть от типа партнера? Приведите две-три различные ситуации.
3. Сотрудник взволнованно рассказывает о конфликтной ситуации, которая представляет для вас интерес. Как его нужно слушать?
4. Эвфемизмы – мягкие эквиваленты достаточно резких слов или выражений, которые предпочтительно завуалировать, например, вместо «он умер» – «он ушел из жизни», «бедный» – «нуждающийся», «старый человек» – «человек преклонного возраста» и т.п. Придумайте не менее 10 слов, неприятных для партнера, и подберите к ним эвфемизмы.
5. Назовите вежливые формы обращения с просьбой (прошу вас, будьте так любезны и т.п.), затем вежливые формы отказа (к сожалению, не смогу вам помочь; это не в моих силах и т.п.). Вспомните о предпочтительности в определенных ситуациях просьбы в сослагательном наклонении (хотелось бы), ответа по формуле "да, но… ".Найдите формулы просьбы и отказа, уместные в общении с коллегой, с вышестоящим лицом, с клиентом фирмы.
6. Объясните значение слов: импортировать, приоритет, гармонировать, конфиденциально, пролонгация, легитимность, адекватный, консенсус, менталитет, реноме, дивиденд, плебисцит.
7. Дополните предложенные правила эффективной коммуникации.
· Если ты прав, будь логичен. Если не прав – постарайся сбить с толку.
· Если сомневаешься, постарайся говорить убедительно.
· Если человек тебя не понимает, это еще не значит, что он глупее тебя.
· Если с тобой во всем соглашаются, проверь – слушают ли тебя.
· Хороший слушатель не только пользуется всеобщей любовью, но со временем и кое-что узнает.
· Все люди ординарны. Неординарны лишь те, кто это знают.
· Благоразумный человек никогда ничего не добивается.
8. Во время делового взаимодействия с Вами ваш сотрудник «вышел из себя», не принимая Ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести. Ведь это подрывает Ваш авторитет. Что Вы предпримете?
9. Ваш заместитель, очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако Вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявление об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним это обсудить, но он даже не понимает, о чем Вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить стиль его взаимодействия с персоналом? Что Вы предпримете?
10. У Вас есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что Вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что Вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
"Зачтено" - студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, решил предложенные задания без ошибок.
"Не зачтено" - студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающих незнание процессов изучаемой предметной области. Решение практических заданий не выполнено.







Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Марусева, И. В. Современный менеджмент: (классический и прикладной аспекты) : Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018 URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494455
Л1.2 А. В. Чекмарев Управление цифровыми проектами и процессами: учебное пособие для академического бакалавриата Юрайт, 2024 urait.ru
Л1.3 Ю. И. Грибанов, М. Н. Руденко Цифровая трансформация бизнеса: учебное пособие Москва : Дашков и К°, 2023 biblioclub.ru
Л1.4 Горфинкель В. Я., Родионова Н. В. ; Отв. ред. Горфинкель В. Я., Родионова Н. В. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф ФИРО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 М. Н. Конягина Основы цифровой экономики : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/468187
Л2.2 Сергеев, Л.И., Юданова, А.Л. Цифровая экономика : учебник для вузов Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/477012
Л2.3 Е. С. Григорян, И. А. Юрасов. Корпоративная социальная ответственность : учебник Москва : Дашков и К°, 2023 biblioclub.ru
Л2.4 А. С. Сенин, Е. А. Бубенок, М. Н. Дудин и др. Информационный менеджмент: учебное пособие для бакалавров очной и заочной формы обучения Москва : Дело, 2018 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в МУДЛ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.