МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

ГИС-технологии в управлении урбанизированными территориями

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильУправление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_УБ-2021
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 81
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Лабораторные 44 44 44 44
Сам. работа 81 81 81 81
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
Крупочкин Е.П.;Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
ГИС-технологии в управлении урбанизированными территориями

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 29.06.2021 протокол № 7.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:совершенствование фундаментальной и практической подготовки слушателей в области геоинформатики и геоинформационного картографирования на основе междисциплинарных знаний в области управления урбанизированными территориями и современных геоинформационных методов, включая создание баз данных, баз знаний и элементов систем поддержки принятия управленческих решений с применением пространственных данных в сфере менеджмента и урбанистки.


Задачи дисциплины (модуля):
– моделирование у слушателей представления о геоинформационной компетентности;
– обобщение и осмысление эмпирического опыта внедрения геоинформационных методов в различные сферы человеческой деятельности;
– определение направлений взаимодействия с другими науками, технологиями и практической сферой, роли в качестве интегратора всех иных геотехнологий;
– овладение современными геоинформационными технологиями и использование их в формировании и становлении профессиональной геоинформационной компетентности научного работника, преподавателя и студента;
– реализация функциональных возможностей геоинформационного картографирования и геоинформационно-картографического моделирования;
– получение навыков картографирования тематического содержания карт в научной и практической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять информационно-аналитическое обоснование управленческих решений
ПК-1.1 Знает инструменты и методы анализа информации, необходимой для принятия управленческих решений, основные экономические показатели работы организации
ПК-1.2 Умеет анализировать информацию для принятия управленческих решений, оценивать возможность реализации решения сточки зрения выбранных целевых показателей и имеющихся ресурсов
ПК-1.3 Использует современные технические средства, информационные технологии и аналитический инструментарий при обосновании управленческих решений
ПК-2Способен осуществлять управленческие функции на уровне организации и / или структурного подразделения
ПК-2.1 Знает функции, инструменты и методы управления
ПК-2.2 Умеет применять инструменты и методы управления, разрабатывать управленческую документацию (в том числе стандарты, нормы и правила, техническую документацию) с использованием современного программного обеспечения
ПК-2.3 Способен осуществлять управленческие функции на уровне организации и/или структурногоподразделения
ПК-2.4 Владеет актуальными технологиями управления и навыками разработки технико-экономической документации с учетом концепций «умного города» и «бережливого производства» и других технологий управления, в том числе в процессе эксплуатации городского хозяйства и цифровизации городской среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.информационно-аналитическое обоснование управленческих решений;
управленческие функции на уровне организации и/или структурного подразделения
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать информацию для принятия управленческих решений, оценивать возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей и имеющихся ресурсов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Использует современные технические средства, информационные технологии и аналитический инструментарий при обосновании управленческих решений;
Владеет актуальными технологиями управления и навыками разработки технико-экономической документации с учетом концепций «умного города» и «бережливого производства» и других технологий управления, в том числе в процессе эксплуатации городского хозяйства и цифровизации городской среды

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в ГИС
1.1. Понятие ГИС. Общая структура и классификация ГИС Основные программные средства ГИС. Модели данных в ГИС Разработка ГИС-проектов Лекции 7 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
1.2. Изучение интерфейса и функциональных возможностей ГИС с открытой архитектурой (ArcGIS, MapInfoPro). Свободные ГИС на платформе GDAL – QGIS. Основы работы с векторно- ориентированными ГИС. Механизм разработки проектов на базе ГИС MapInfoPro. Топология и модели пространственных данных в ГИС Лабораторные 7 3 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
1.3. Понятие ГИС. Общая структура и классификация ГИС Основные программные средства ГИС. Модели данных в ГИС Разработка ГИС-проектов Сам. работа 7 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Обзор программных продуктов в сфере ГИС и ДДЗ
2.1. Обзор программных продуктов. Знакомство с программой ArcGIS, обзор программных продуктов. Знакомство с программой MapInfo, обзор программных продуктов. Знакомство с программой QGIS,обзор программных продуктов для дешифрирования данных дистанционного зондирования Земли Лекции 7 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
2.2. Системы координат в ГИС. Математическая основа электронных карт Аппаратно-технические и программные средства ввода и дигитализации (оцифровка) пространственных данных. Ввод данных геодезических съемок в ГИС. Принципы и способы конвертации геоданных при автоматизированной обработке результатов геодезических измерений Использование сканерных технологий. Методы регистрации аналоговых картографических данных. Лабораторные 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
2.3. Обзор программных продуктов. Знакомство с программой ArcGIS, обзор программных продуктов. Знакомство с программой MapInfo, обзор программных продуктов. Знакомство с программой QGIS,обзор программных продуктов для дешифрирования данных дистанционного зондирования Земли Сам. работа 7 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Цифровая картография: методика, технические приемы, прикладные вопросы
3.1. Основные понятия и нормативная база, методика и алгоритмы создания цифровых карт, использование технологии цифровой картографии в туризме и других отраслях экономики, комические снимки как источник данных для ГИС Лекции 7 7 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
3.2. Основные понятия и нормативная база Методика и алгоритмы создания цифровых карт Использование технологии цифровой картографии в туризме и других отраслях экономики Комические снимки как источник данных для ГИС Лабораторные 7 15 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
3.3. Основные понятия и нормативная база, методика и алгоритмы создания цифровых карт, использование технологии цифровой картографии в туризме и других отраслях экономики, комические снимки как источник данных для ГИС Сам. работа 7 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Пространственная аналитика и алгоритмы анализа данных
4.1. Картографическое моделирование и основы геоинформационного анализа пространственных данных Базовые алгоритмы анализа данных с помощью ГИС Картографирование статистических данных в ArcGIS Лекции 7 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
4.2. Картографическое моделирование и основы геоинформационного анализа пространственных данных Базовые алгоритмы анализа данных с помощью ГИС Картографирование статистических данных в ArcGIS Лабораторные 7 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
4.3. Картографическое моделирование и основы геоинформационного анализа пространственных данных Базовые алгоритмы анализа данных с помощью ГИС Картографирование статистических данных в ArcGIS Сам. работа 7 16 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Интеграция и визуализация данных с помощью Web-ГИС технологий, возможности практического применения
5.1. Инфраструктура пространственных данных: примеры практического использования на региональном уровне Web-ГИС как универсальный инструмент получения доступа к актуальным данным и продвижения брендов Геопорталы и геосервисы как инструмент формирования инвестиционной привлекательности Лекции 7 5 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
5.2. Инфраструктура пространственных данных: примеры практического использования на региональном уровне Web-ГИС как универсальный инструмент получения доступа к актуальным данным и продвижения брендов Геопорталы и геосервисы как инструмент формирования инвестиционной привлекательности Лабораторные 7 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1
5.3. Инфраструктура пространственных данных: примеры практического использования на региональном уровне Web-ГИС как универсальный инструмент получения доступа к актуальным данным и продвижения брендов Геопорталы и геосервисы как инструмент формирования инвестиционной привлекательности Сам. работа 7 17 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-2.3, ПК-2.4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тесты:
1. Городское местное самоуправление – это:
а) Особая форма публичной власти (народовластия).
б) Способ самоорганизации жителей для решения общих дел.
в) Форма государственной власти на местах.
г) Деятельность жителей по решению вопросов местного значения.
(укажите все правильные варианты ответа)
2. Право на местное самоуправление:
а) Возникает в силу и на основании Конституции и закона, поэтому население не вправе отказаться от его реализации.
б) Возникает на основании волеизъявления населения, которое путем референдума может отказаться от данного права.
3. Органы городского местного самоуправления:
а) Элемент системы государственной власти.
б) Обособлены от государственной власти.
4. Местное самоуправление города отличается от общественно самоуправления тем, что:
а) Организуется на больших территориях.
б) В него вовлечено большее количество людей.
в) Вправе издавать общеобязательные правила и предписания.
г) Ничем.
5. Принцип законности в деятельности органов городского самоуправления состоит в том, что:
а) Местное самоуправление действует исключительно в рамках законов.
б) Местное самоуправление вправе издавать локальные нормативные акты и действовать в их соответствии.
в) Местное самоуправление действует в рамках законов и принятых в соответствии с ними уставов и иных муниципальных нормативных актов.


1. Охарактеризуйте современные технологии создания цифровых планов и карт с помощью ГИС.
2. Отобразите принцип сканирования планов и карт, дайте развернутую характеристику.
3. Отобразите схематично способы географической привязки планов и карт в ГИС.
4. Назовите средства и способы разработки ГИС, отобразите общий алгоритм.
5. Отобразите архитектуру ГИС, выберите главные компоненты.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Перечень вопросов, выносимых на экзамен:
1. Геоинформатика как научная дисциплина.
2. История развития ГИС: основные этапы и их характеристика.
3. Типовая структура ГИС.
4. Аппаратно-технические средства ввода данных в ГИС.
5. Аппаратно-технические и программные средства обработки данных в ГИС.
6. Аппаратно-технические и программные средства визуализации пространственно-координированной информации.
7. Информационные модели объектов территориально-распределенных систем в ГИС.
8. Модели для представления графической информации.
9. Модели для представления атрибутивной (семантической) информации.
10. Формирование графических информационных ресурсов. Особенности формирования и реа-лизации моделей ГИС.
11. Связь пространственных и атрибутивных данных в ГИС.
12. Топологические отношения в ГИС.
13. Унифицированные системы классификации объектов и их типовой состав.
14. Мeтричeские, сeмантичeские и динамичeские свойства объeктов.
15. Системы условных знаков. Компонeнты систeм условных знаков.
16. Cтатичeские и динамичeские данные в ГИС.
17. Послойный и объектно-ориентированный принципы организации информации в территори-ально-распределенных системах.
18. Структура моделей объектов ГИС с точки зрения объектно-ориентированного подхода.
19. Классификация ГИС.
20. Функциональные возможности ГИС и их использование в решении прикладных задач.
21. Инструментальные средства расширения возможностей ГИС.
22. Применение ГИС в решении экономических задач.
23. Применение ГИС на различных уровнях управления.
24. ГИС в решении задач городского хозяйства.
25. Технологии ГИС в государственном в земельном кадастре России.
26. Сетевые транспортные системы.
27. Поддержка маркетинговых исследований и задач учета недвижимости.
28. Экология и ГИС. Устойчивое развитие территорий.
29. Применение ГИС в бизнесе. Перспективы использования ГИС в бизнесе.
30. Проблемы внедрения и эксплуатации ГИС в России.
31. Проблемы интеграции ГИС в существующие на предприятиях и в организациях информационные системы.
32. Охарактеризуйте структуру ГИС. Основные функциональные возможности ГИС.
33. Доступ к картографической информации в сети INTERNET.
34. Основные источники данных в ГИС. Для чего используются GPS и ГЛОНАСС системы.
35. Структура данных в ГИС.
36. Картографические проекции. Проекция Гаусса-Крюгера.
37. Разграфка и номенклатура топографических карт.
38. Рынок современных ГИС.
39. Современные технические средства ГИС.
40. Понятие геополя. TIN – модели.
41. САПР для обработки пространственно-координированной информации.
42. Дистанционное зондирование. Взаимосвязь ДЗ и картографии.
Приложения
Приложение 1.   ФОС_ГИС-технологии.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Д.А. Ловцов; А.М. Черных Геоинформационные системы: учебное пособие Москва: Российская академия правосудия, 2012 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 К.В. Шошина, Р.А. Алешко Геоинформационные системы и дистанционное зондирование: учебное пособие Архангельск: ИД САФУ, 2014 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в Moodle на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru