МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Цифровые решения в управлении организацией

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.03.02. Менеджмент
ПрофильУправление бизнесом
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план38_03_02_Менеджмент_УБ-2022
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 98
самостоятельная работа 127
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) 3 (6) Итого
Недель 15,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 20 20 36 36
Лабораторные 26 26 36 36 62 62
Сам. работа 66 66 61 61 127 127
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 144 144 252 252

Программу составил(и):
д.э.н., Профессор, Лобова С.В.;к.э.н., доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
д.э.н., Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Цифровые решения в управлении организацией

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 970)

составлена на основании учебного плана:
38.03.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: формирование теоретических знаний и практических навыков в области применения цифровых технологий в управлении.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять информационно-аналитическое обоснование управленческих решений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает инструменты и методы анализа информации, необходимой для принятия управленческих решений, основные экономические показатели работы организации.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет анализировать информацию для принятия управленческих решений, оценивать возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей и имеющихся ресурсов.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК- 1.3. Использует современные технические средства, информационные технологии и аналитический инструментарий при обосновании управленческих решений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Цифровая экономика и управление организацией
1.1. Цифровая экономика и цифровизация бизнеса. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Лекции 5 4 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.2. Технологическое развитие и технологические уклады. Концепция «Индустрия 4.0» Лекции 5 2 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.3. Федеральный проект «Нормативное регулирование цифровой среды» Федеральный проект «Цифровые технологии» Лекции 5 4 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.4. Оценка цифровой зрелости и цифровой готовности предприятия (адаптация методики и ее автоматизация в программе MicrosoftExcel, Google-таблицах) Лабораторные 5 6 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.5. Технологическое развитие и технологические уклады Цифровая экономика и цифровизация бизнеса Сам. работа 5 32 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.6. Оценка процессов цифровизации и цифровые характеристики современной России в глобальной цифровизации Лабораторные 5 6 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Цифровизация управления организацией
2.1. Цифровые платформы и бизнес-модели Лекции 5 2 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.2. Цифровые двойники Лекции 5 2 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.3. Цифровые решения в разрезе управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль, координирование Лекции 5 2 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.4. Обзор цифровых проектов и цифровых бизнес-моделей российских предприятий Лабораторные 5 6 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.5. Обзор цифровых решений и кейсов компаний в реализации управленческих функций Лабораторные 5 8 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
2.6. Раздел "Цифровизация управления организацией" Сам. работа 5 34 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Технологии Индустрии 4.0 в управлении организацией и инструменты их внедрения
3.1. «Сквозная» технология «Новые производственные технологии». «Умное» производство Лекции 6 4 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.2. Промышленный интернет вещей Лекции 6 4 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.3. Виртуальная и дополненная реальность в управлении Лекции 6 2 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.4. Внедрение цифровых технологий. Манипуляторы и технологии манипулирования. Роботизация Лекции 6 4 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.5. Большие данные и искусственный интеллект Лекции 6 2 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.6. Аддитивные технологии промышленного производства Лекции 6 2 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.7. Блокчейн Лекции 6 2 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.8. Ключевые направления цифровизации управления Обзор инструментов внедрения цифровых технологий в решении управленческих задач Лабораторные 6 10 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.9. Сквозные цифровые технологии Лабораторные 6 8 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.10. Прикладные цифровые решения в управлении организацией Лабораторные 6 10 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.11. Большие данные, их обработка и анализ. Оптимизация бизнес-процессов. Архитектура предприятия. Коммуникации Лабораторные 6 8 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2
3.12. Раздел "Технологии Индустрии 4.0 в управлении организацией и инструменты их внедрения" Сам. работа 6 61 ПК-1 Л1.4, Л1.1, Л2.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 М. Н. Конягина Основы цифровой экономики : учебник и практикум для вузов Юрайт, 2021 URL: https://urait.ru/bcode/468187
Л1.2 Кудряшов А.А. Промышленные технологии и инновации: учебное пособие Поволжскийгосударственный университет телекоммуникаций и информатики, 2017 URL: http://www.iprbookshop.ru/75404.html
Л1.3 А. В. Макшанов, А. Е. Журавлев, Л. Н. Тындыкарь. Большие данные. Big Data : Учебник для вузов Санкт-Петербург : Лань, 2024 URL: https://e.lanbook.com/book/362318
Л1.4 Ю. И. Грибанов, М. Н. Руденко Цифровая трансформация бизнеса: учебное пособие Москва : Дашков и К°, 2023 biblioclub.ru
Л1.5 Д. С. Кокорев, Е. В. Корнеева, В. Г. Сидоренко, А. М. Шаш Математические методы интеллектуального управления: учебное пособие Москва : Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ), 2021 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. В. Макшанов, А. Е. Журавлев, Л. Н. Тындыкарь. Большие данные. Big Data : Учебник для вузов Санкт-Петербург : Лань, 2024 URL: https://e.lanbook.com/book/362318
Л2.2 Д. С. Кокорев, Е. В. Корнеева, В. Г. Сидоренко, А. М. Шаш Математические методы интеллектуального управления: учебное пособие Москва : Российский университет транспорта (РУТ (МИИТ), 2021 biblioclub.ru
Л2.3 Е. С. Григорян, И. А. Юрасов. Корпоративная социальная ответственность : учебник Москва : Дашков и К°, 2023 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), бессрочно
Windows 7 Professional (№ 61834699 от 22.04.2013), бессрочно
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), бессрочно
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), бессрочноMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
103С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации; помещение для саостоятельной работы Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска маркерная; марка ASUSTeK Computer INC модель P8B75-M - 15 единиц; мониторы: марка Asus модель VW224 - 15 единиц
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные, практические и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое и лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекционных и практических занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.