МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Исследование социально-экономических и политических процессов

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра региональной экономики и управления
Направление подготовки38.03.04. Государственное и муниципальное управление
ПрофильСовременная система государственного и муниципального управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_03_04_Государственное и муниципальное управление_ССГиМУ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Сабына Елена николаевна

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Капустян Лариса Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Исследование социально-экономических и политических процессов

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 г. № 1016)

составлена на основании учебного плана:
38.03.04 Государственное и муниципальное управление
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Срок действия программы: 2020-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н.,профессор Мищенко В.В


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра региональной экономики и управления

Протокол от 26.04.2022 г. № 8
Заведующий кафедрой д.э.н.,профессор Мищенко В.В


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель изучения учебной дисциплины - формирование у студентов знаний, умений и навыков планирования, организации и проведения исследований социально-экономических и политических процессов. В соответствии с основной целью дисциплины ее задачами являются:
формирование знаний о видах и типах процессов;
выявление специфики различных методов исследования социально-экономических процессов;
раскрытие особенностей изучения конкретных социально-экономических явлений и процессов в современном обществе;
развитие аналитических навыков, использование современных методов исследования, диагностирования и оценки процессов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 Способен осуществлять функции по организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления
ПК-1.1 Знает основные этапы, закономерности и механизмы формирования и функционирования системы государственного управления и местного самоуправления
ПК-1.2 Умеет определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации управленческого решения
ПК-1.3 Владеет навыками применения экономических методов и механизмов государственного и муниципального управления в различных сферах, в том числе управления государственными и муниципальными финансами, государственным и муниципальным имуществом, управления государственными и муниципальными закупками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные этапы, закономерности и механизмы формирования и функционирования системы государственного управления и местного самоуправления





понятийно-категориальный аппарат, позволяющий описать процесс исследования социально-экономических и политических процессов;
методы исследований социально-экономических и политических процессов: общенаучные и конкретно-предметные;
логические основы системного анализа применительно к исследованиям социально-экономических и политических процессов: формирова-ние целей исследования, пути и ресурсы проведения исследований;
модели системного анализа, применяемые в исследованиях социально-экономических и политических процессов;
специфику фактологического обеспечения исследований;
сущность и основные методы проведения социологических исследований;
структуру программы и специфику организации социологического исследования;
специфику экспертных методов, методов социометрии, численной оценки.
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет определять приоритеты профессиональной деятельности, разрабатывать и эффективно исполнять управленческие решения, применять адекватные инструменты и технологии регулирующего воздействия при реализации
управленческого решения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками применения экономических методов и механизмов государственного и муниципального управления в различных сферах, в том числе управления государственными и муниципальными финансами, государственным и муниципальным имуществом, управления
государственными и муниципальными закупками

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Методологические основы исследования социально-экономических и политических процессов
1.1. Социально-экономические и политические процессы как объекты исследования (понятие, виды и типы) Лекции 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
1.2. Социально-экономические и политические процессы, их свойства и особенности, классификация. Практические 5 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
1.3. Социально-экономические и политические процессы как объекты исследования (понятие, виды и типы) Сам. работа 5 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
1.4. Методология исследования социально-экономических и политических процессов (общенаучные и конкретно-предметные методы исследования) Лекции 5 4 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2
1.5. Методология исследования социально-экономических и политических процессов (общенаучные и конкретно-предметные методы исследования) Практические 5 4 ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.6. Методология исследования социально-экономических и политических процессов (общенаучные и конкретно-предметные методы исследования) Сам. работа 5 4 ПК-1.2 Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.7. Логические основы системного анализа, модели системного анализа (формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения, метод структуризации проблемы построение дерева) Лекции 5 2 ПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.8. Логические основы системного анализа, модели системного анализа (формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения, метод структуризации проблемы построение дерева) Практические 5 2 ПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.9. Логические основы системного анализа, модели системного анализа (формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения, метод структуризации проблемы построение дерева) Сам. работа 5 4 ПК-1.2 Л1.1, Л1.2, Л2.1
1.10. Социологическое исследование социально-экономических процессов Лекции 5 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
1.11. Социологическое исследование социально-экономических процессов Практические 5 4 ПК-1.2
1.12. Социологическое исследование социально-экономических процессов Сам. работа 5 4 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
1.13. Программа и организация социологического исследования социально-экономических процессов Лекции 5 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.14. Программа и организация социологического исследования социально-экономических процессов Практические 5 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.15. Программа и организация социологического исследования социально-экономических процессов Сам. работа 5 4 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.16. Методы сбора социологической информации о социально-экономических процессах (социометрии, анкетные методы) Лекции 5 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2, Л2.3
1.17. Методы сбора социологической информации о социально-экономических процессах (социометрии, анкетные методы) Практические 5 4 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
1.18. Методы сбора социологической информации о социально-экономических процессах Сам. работа 5 4 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
1.19. Социологическое измерение характеристик социально-экономических процессов (численная оценка) Лекции 5 2 ПК-1.2 Л1.1, Л1.2
1.20. Фактологическое обеспечение исследований Практические 5 2 ПК-1.2, ПК-1.3
1.21. Социологическое измерение характеристик социально-экономических процессов (численная оценка) Сам. работа 5 4 ПК-1.2 Л1.1, Л1.2
1.22. Фактологическое обеспечение исследований Сам. работа 5 4 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
1.23. Фактологическое обеспечение исследований Практические 5 2 ПК-1.2, ПК-1.3
1.24. Аналитические методы в изучении социально-экономических процессов (эффективность решения) Сам. работа 5 7 ПК-1.2 Л1.1, Л1.2
1.25. Аналитические методы в изучении социально-экономических процессов (эффективность решения) Практические 5 4 ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л1.2
Раздел 2. Технология разработки и реализации социальных исследований

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3250
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-1: Способен осуществлять функции по организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления
1.Выделение какого цикла является характерным для социально-экономического процесса
а)спрос-предложение
б) инновации-инвестиции
в) цены-спрос
Ответ б
2.Какой из методов не является общенаучным
а)эксперимент
б)дедукции
в)контент-анализ
Ответ в
3.Какое определение системы является верным
а)система – это вид действия, имеющий комплексный характер
б)система – это совокупность элементов, составляющая сумму свойств, присущих этим элементам
в)система – это совокупность элементов, обнаруживающая особые свойства, отсутствующие у составляющих этой совокупность элементов
Ответ в
4. Что из ниже перечисленного не является социальным институтом
а) образование
б)преступность
в) банки
Ответ а
5.Воспроизведение в специально созданном объекте свойств изучаемого явления или процесса - природного, технологического, социального
а) моделирование
б) наблюдение
в) эксперимент
Ответ а
6.К методам эмпирического исследования относят (несколько вариантов ответа)
а) наблюдение; сравнение
б)эксперимент; измерение;
в) теория, закон
Ответ а,б
7.Метод перехода от мыслимого множества свойств и совокупности абстрактных отвлечений - к сущности исследуемого объекта, отражающей определенность, единство внутренних необходимых сторон, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии - это:
а)системный анализ
б)наблюдение
в)восхождение от абстрактного к конкретному
Ответ в
8. Социально-экономические и политические процессы – это
а) системное объединение экономических, социальных, политических, правовых и управленческих видов деятельности, направленных в своей совокупности на достижение устойчивого развития социально-экономического объекта
б) процессы, происходящие в обществе, служащие предметом научного рассмотрения
в)изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр
Ответ в
9.Системный подход позволяет осмыслить процесс управления в его целостности (объекты и субъекты управления в их взаимосвязи), найти оптимальные пути взаимодействия. Компоненты системного подхода – это:
а)цели и задачи;
б)ресурсы и технологии
в)структура и люди
г) все ответы верны
Ответы г
10. Метод сбора информации, в процессе которого создаются или подбираются необходимые и достаточные условия для проявления и измерения интересующей исследователя связи между явлениями, называется:
а)наблюдение
б)опрос
в)эксперимент
г)контент-анализ
Ответ в
11.Социометрический метод опроса – это
а) опрос, проводимый только в больших коллективах
б)метод опроса, направленный на выявление состояния и динамики межличностных отношений путем фиксации взаимных симпатий и антипатий среди членов группы
в) данные в плоскости социоматрицы
Ответ б
12.SWOT-анализ – это
а) метод, позволяющий оценивать степень взаимовлияния переменных в причинно-следственной связи
б)метод установления взаимосвязей между сильными и слабыми сторонами организации, которые в дальнейшем не учитываются при формулировании стратегии
в)оценка слабых и сильных сторон, а также возможностей и угроз для успешной деятельности организации
г) технология применения знаний в командной работе при формировании стратегии организации
Ответ в
13. Информация, с которой ученый имеет дело в процессе исследования
а) количественная и качественная
б) первичная и вторичная
в) точная и достоверная
Ответ в
14. По какому критерию не рекомендуется отбирать экспертов для решения поставленной задачи
а) возраст
б) специализация
в) квалификация и опыт
г) информированность
Ответ а
15. Тип вопроса, предлагающий респонденту выбор одного из представленного перечня ответов:
а) фильтр
б) открытый
в)закрытый
г)контрольный
Ответ в
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1.Из каких элементов складывается содержание социального процесса?
субъект, объект, участники, наблюдатель
2.Приведите примеры социально-экономических процессов
инфляция, миграция и т.д.
3. Приведите примеры политических процессов. Что является главным признаком, относящим процессы к категории политических?
Выборы, революция, реформа. Власть
4.Можно ли говорить о законах развития общества? Можно ли научить управлению обществом?
Можно говорить не сколько о законах а о закономерностях. Научиться можно.
5.Что такое функция? Какую роль играет эта категория при объяснении понимании социальных систем?
Это роль, которую выполняет система или конкретный ее элемент (подсистема) по отношению к ней как целостности
6.Чем структура отличается от системы?
Система обычно описывает внутреннее строение чего-либо, элементы этого внутреннего строения, а структура - взаимосвязи между элементами, входящими в систему.
7. Какие методы наиболее применяются, на Ваш взгляд, в повседневной практической деятельности органов государственного (муниципального) управления?
моделирование, SWOT-анализ, эксперимент, анализ и т.д.
8.Назовите не менее трех основных системных принципов.
целостность, структурность, наличие обратных связей, иерархичность, эмерджентности и т
9.Что такое процесс?
любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», то есть любое изменение изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве либо модификация его количественных характеристик
10. Как называется метод исследования в социологии, при котором источником информации служат текстовые сообщения, содержащиеся в любых документах: протоколах, докладах, резолюциях и решениях, публикациях газет, журналов, в письмах, художественных произведениях, иллюстрациях?
анализ документов (или могут дать ответ контент анализ)
11.Как называется подход, который связывает процесс с трансформацией институтов различных систем
Институциональный
12. Необходимо ли, чтобы в обществе все процессы были контролируемыми и управляемыми?
Нет, это приводит к административно-командной экономике
13. Что составляет основу политических процессов?
вызов- реакция
14. Что такое экономический процесс?
варианты ответов: развитие материального производства, производительных сил и складывающихся производственных отношений между людьми; это изменение экономического показателя во времени.
15. Назовите самый распространенный метод для исследования социальных процессов?
метод опроса
16. Как называется метод заключающийся в разделении множества различных объектов обладающих обнаруженных сходством и расчленение на группы и классы (дихотомия и классификация по изменению порядка; деление общего и деление целого).
классификации
17. Назовите основные формы работы с фактологическим материалом
сбор, классификация, систематизация и обработка фактологической информации
18. С какой информацией имеет дело государственные и муниципальные служащие в большинстве случаев?
фактологической(варианты ответа факты; точной и достоверной)
19.Что такое система?
вариант ответа - множество взаимосвязанных элементов, способствующее достижению цели и отражающее в сознании субъекта свойства исследуемого объекта или процесса
20. Систематическое воздействие на естественные и общественные процессы с целью обеспечения желательных изменений в состоянии экономики и социальной сферы?
Управление (вариант ответа регулирование)
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамена по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса
1.Понятие социально-экономических и политических процессов.
2. Виды и типы социально-экономических и политических процессов.
3.Подходы к изучению социально-экономических и политических процессов.
4. Управляемые социально-экономические и политические процессы: их свойства и особенности.
5.Анкетирование как разновидность опроса: структура анкеты, виды вопросов.
6.Классификация методов исследования.
7.Общенаучные методы исследований.
8.Конкретно-предметные методы исследования.
9.Системный подход к исследованию в области управления.
10.Понятие «система».
11.Классификации систем. Жесткие и мягкие системы.
12.Социологическое исследование: понятие и виды.
13.Структура программы социологического исследования и основные требования к ней.
14.Определение объекта и предмета; формулировка целей и задач исследования.
15.Методы сбора социологической информации. Опрос и интервью.
16.Социометрия как метод исследования социальных групп.
17.Экспертные методы исследования социально-экономических процессов. Классификация экспертных методов.
18.Метод Дельфи.
19.Фактологическое обеспечение исследований.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Лавриненко В. Н., Путилова Л. М. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
Л1.2 Рой О. М. ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горохов А. В. ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Ю. С. Воронков, А. Н. Медведь, Ж. В. Уманская История и методология науки: учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 // ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Л2.3 Афанасьев В.В. Методология и методы научного исследования: учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2022 urait.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 www.wto.org Всемирная торговая организация
Э2 www.worldbank.org Группа Всемирного банка
Э3 www.europa.eu.int Европейский Союз
Э4 www.ig.org Международная финансовая корпорация
Э5 www.imf.org Международный валютный фонд
Э6 www.oecd.org Организация экономического сотрудничества и развития
Э7 www.un.org Организация объединенных наций
Э8 www.cbr.ru Центральный банк РФ
Э9 www.imf.org IMF World Economic Outlook
Э10 www.wto.org International Trade Statistics
Э11 www.intrancen International Trade Center
Э12 www.un.org UN COMTRAGE
Э13 www.worldbank.org World Development Indicators
Э14 Курс в Moodle"Исследование социально-экономических и политических процессов" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для выполнения заданий необходимо изучить списки нормативных актов и экономической литературы, рекомендуемых по каждой теме учебной дисциплины.
Работа должна носить самостоятельный, творческий характер. При ее оценке преподаватель в первую очередь оценивает обоснованность и оригинальность выводов. В процессе работы над заданием закрепляются и расширяются знания по конкретным вопросам учебной дисциплины.
В письменной работе по теме задания студент должен полно и всесторонне рассмотреть все аспекты темы, четко сформулировать и аргументировать свою позицию по ключевым вопросам. Некоторые задания для самостоятельных работ предусматривают также обсуждение полученных результатов на практических занятиях.
При необходимости в процессе работы над заданием студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
При желании студентом может быть подготовлен реферат, по теме предложенной студентом и предварительно согласованной с преподавателем.