МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Методы и модели принятия решений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра финансов и кредита
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильСтратегический маркетинг и менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_02_Менеджмент_СМиМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д-р экон. наук, Дир. инст., Межов С.И.

Рецензент(ы):
д-р экон. наук, Нач. каф., Шваков Е.Е.

Рабочая программа дисциплины
Методы и модели принятия решений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 5
Срок действия программы: 20222024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Межов Степан Игоревич


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра финансов и кредита

Протокол от 14.03.2022 г. № 5
Заведующий кафедрой Межов Степан Игоревич


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины: формирование у обучающихся системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих принятие ими обоснованных, эффективных управленческих решений в профессиональной деятельности, умения использовать современные приемы и методы работы с данными, принимать и оптимизировать на их основе управленческие решения в условиях конкурентной среды.

Задачи дисциплины:
1) изучение технологии принятия решений, в том числе в условиях риска и неопределенности;
2) изучение методов анализа данных, разработки решений; получение практических навыков применения изучаемых методов к процедурам принятия решений посредством решения практических кейсов и решения управленческих задач;
3) формирование навыков анализа эффективных решений и использования соответствующих информационных технологий.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен самостоятельно принимать обоснованные организационно-управленческие решения, оценивать их операционную и организационную эффективность, социальную значимость, обеспечивать их реализацию в условиях сложной (в том числе кросс-культурной) и динамичной среды;
ОПК-3.1 Знает методологические основы принятия, обоснования и реализации организационно-управленческих решений, оценки их эффективности
ОПК-3.2 Умеет принимать обоснованные организационно-управленческие решения, оценивать их операционную и организационную эффективность, социальную значимость, обеспечивать их реализацию в условиях сложной (в том числе кросс-культурной) и динамичной среды
ОПК-3.3 Способен принимать обоснованные организационно-управленческие решения, оценивать их операционную и организационную эффективность, социальную значимость, обеспечивать их реализацию в условиях сложной (в том числе кросс-культурной) и динамичной среды
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические основы принятия, обоснования и реализации организационно-управленческих решений, оценки их эффективности



3.2.Уметь:
3.2.1.принимать обоснованные организационно-управленческие решения, оценивать их операционную и организационную эффективность, социальную значимость, обеспечивать их реализацию в условиях сложной (в том числе кросс-культурной) и динамичной среды
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способен принимать обоснованные организационно-управленческие решения, оценивать их операционную и организационную эффективность, социальную значимость, обеспечивать их реализацию в условиях сложной (в том числе кросс-культурной) и динамичной среды

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Анализ данных и принятие решений в условиях риска и неопределенности
1.1. Статистические методы анализа данных и правила принятия решений в условиях неполной информации Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Методы и модели интеллектального анализа данных в принятии решений Лекции 1 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л2.1
1.3. Правила и схемы принятия решений, игры с природой Лабораторные 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
1.4. Практические задачи и построение прогнозных моделей методами интеллектуального анализа данных Лабораторные 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Экономико-математическое моделирование в процедурах принятия решений
2.1. Одно- и многокритериальные методы оптимизации, аналитическое планирование Лекции 1 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Имитационные модели Лекции 1 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Задачи линейного программирования, метод анализа иерархий Лабораторные 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Имитационные модели в управлении запасами, системах массового обслуживания, прогнозировании Лабораторные 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Оценка риска и контроль реализации решений
3.1. Риски в принятии решений, их учет и анализ Лекции 1 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л1.3, Л2.1
3.2. Контроль реализации решений и ответственность Лекции 1 1 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л2.1
3.3. Карты риска, международные стандарты управления рисками Лабораторные 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л2.1
3.4. Организация выполнения принятых решений и методы контроля Лабораторные 1 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Самостоятельная работа студента
4.1. Математико-статистические методы в анализе данных, подходы к обучению моделей интеллектуального анализа данных Сам. работа 1 16 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.2, Л3.1, Л2.1
4.2. Регрессионные модели и метод Монте-Карло в построении прогнозов Сам. работа 1 16 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л1.1, Л2.1
4.3. Социально-психологические аспекты исполнения решений Сам. работа 1 17 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3 Л1.3, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=8744
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ОПК-3: Способен самостоятельно принимать обоснованные организационно-управленческие решения, оценивать их операционную и организационную эффективность, социальную значимость, обеспечивать их реализацию в условиях сложной (в том числе кросс-культурной) и динамичной среды
~Прогнозирование это-
| метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт,
так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения+
| один популярный метод науки управления
| это часто весьма практичный способ подстановки модели на место реальной
системы
| представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной
от самой целостности
| модель решений
~Платежная матрица это –
| один из методов статистической теорий решений, метод, который может оказать помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов+
| один популярный метод науки управления
| это часто весьма практичный способ подстановки модели на место реальной системы
| представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности
| модель решений
~Результат конкретной управленческой деятельности менеджера-это…
|управленческое решение+
| организационное решение
|финансовое решение
|конкретное решение
| самостоятельное решение
~ Запрограммированные решения представляют собой:
| последовательные решения при повторах+
| решения с использованием ЭВМ
| алгоритм выполнения работы
| алгоритм решения задачи
| интуитивное решение
~Незапрограммированные решения
| принимаются в новых или сложных ситуациях+
| принимаются без использования ЭВМ
| принимаются с решения первого руководителя
| принимаются на государственном уровне
| принимаются коллективно
~ К организационным рискам относятся:
|риски, связанные с решениями по распределению прав, обязанностей и ответственности среди персонала+
| риски, связанные с выбором методик обоснования бизнес-плана
| риски, связанные с выбором и реализацией базовых для фирмы форм контрактов и сотрудничества
| риски, связанные с техногенными катастрофами
| риски, связанные с непрофессионализмом
~Причина, наиболее часто приводящая к возникновению неопределенности при разработке управленческих решений в организации-это…
|отсутствие полной и достоверной информации+
|плохое настроения руководителя
|поломка компьютера
|отсутствие материального обеспечения
|социальный фактор
~Основным методом подготовки и оптимизации управленческих решений является метод…
| постановки проблем+
| анализа информации
| сравнения
| моделирования
| коммуникаций
~ Принятию решений в более короткие сроки способствуют связи…
| горизонтальные+
|коллективные
|коллегиальные
|вертикальные
|социальные
~Методы, используемые для повышения эффективности экономики:
| снижение количества затрат+
| рамка экономической эффективности
| предупреждение экономического ущерба
| определение общей стоимости
~Метод в планировании, который применяется в вопросах изучения оптимальной загрузки оборудования, производительности труда – это...
| экономико-математический метод+
| метод соотношений или пропорций
| аналитический метод
| нормативный метод
| экспериментальный метод
~Решения по степени неопределенности (полноты информации) бывают…
| решения в условиях определенности, в условиях риска и в условиях неопределенности+
| оперативные, тактические, стратегические
| устные, наглядные
| уникальные и творческие
| творческие и нетворческие
~Процесс принятие решения - это..
|определение проблемы и ее природы+
| планирование и контролирование
| контроль и решение
| планирование и распределение
~Риск (среда принятия решения):
| к решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна+
| решение принимается в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора
| когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет, что именно можно с ней сделать
| происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление фактических результатов с теми, которые руководитель надеется получить
| решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов
~Неопределенность (среда принятия решения):
| решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов+
| решение принимается в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора
| когда руководитель диагностирует проблему с целью принятия решения, он должен отдавать себе отчет, что именно можно с ней сделать
| к решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна
| происходит измерение и оценка последствий решения или сопоставление
~Линейное программирование – это ...
|метод, при котором решаются оптимизационные задачи, в которых целевая функция и функциональные ограничения являются линейными функциями относительно переменных, принимающих любые значения из некоторого множества значений+
| метод, при котором вопрос решается лицами, которые никогда не занимались данной проблемой, но являются специалистами в смежных областях
| способ формирования решения, при котором лицо, принимающее решение, приходит к разумному компромиссу в значениях различных критериев
| метод, при котором задачи решаются в условиях полной неопределенности
| поиск возможных решений проблем на основе заимствования из других объектов управления

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Открытые вопросы (ситуации)
1. Каково содержание понятий «неопределенность» и «риск» в процессе принятия управленческих решений?
2. Как уменьшить отрицательные последствия риска?
3. Перечислите основные критерии принятия решений в условиях неопределенности.
4. Какие требования предъявляются к критериям принятия решений? Как они реализуются в конкретной методике?
5. Какие критерии могут использоваться при принятии решений в условиях риска?
6. Назовите основные типы неопределенностей в задачах принятия решений.
7. Каковы общие принципы организации исполнения решений?
8. Почему необходим контроль за исполнением решений?
9. Назовите виды контроля и их особенности.
10. Каков механизм осуществления контроля за реализацией решений?
11. Процветание и будущее фирмы зависят, прежде всего, от внедрения нововведений. Однако нередко менеджеру приходится сталкиваться с сопротивлением изменениям, внедрению нового, передового. Какие действия может предпринять менеджер, чтобы преодолеть такое противодействие инновациям? Какую программу инноваций Вы предложите, если Вас назначат менеджером данной фирмы?
12. Какие вы примите решения как менеджер фирмы, если:
а) продукция вашей фирмы не пользуется спросом у потребителей на обозначенном рынке;
б) цены на продукцию фирмы резко снизились;
в) поставщик отказался от поставок основного сырья для вашей продукции.
г) (решения принимать по каждому пункту)?
13. В трудовой коллектив, где существует конфликт между двумя группами сотрудников по поводу внедрения изобретения, пришел новый руководитель, приглашенный со стороны. Каким образом ему лучше действовать, чтобы нормализовать создавшуюся обстановку в коллективе?
а) Выбрать актив, группу, поручить разобраться и предложить меры по нормализации обстановки в коллективе, опираться на актив, поддержку руководства.
б) Попытаться разубедить и привлечь на свою сторону сторонников прежнего стиля работы, противников нового, воздействовать на них убеждением в процессе дискуссии.
в) Изучить перспективы улучшения качества выпускаемой продукции, поставить перед коллективом новые перспективные задачи, опираться на лучшие достижения и трудовые традиции коллектива, не противопоставлять новое старому.
г) Установить деловой контакт со сторонниками нового, не принимая всерьез доводы сторонников старого подхода к технологии производства, проводить работу по реализации новшеств, воздействуя на противников силой своего примера и примера других прогрессивных руководителей.
14. Примите оптимальные решение при условии:
а) В связи с сокращением производства необходимо высвободить n-число сотрудников.
б) Резко ухудшилось качество производимой продукции (услуг).
в) На рынке упал спрос на производимую вашей фирмой продукцию (услуги).
15. Как вы понимаете выражение «детерминированные и стохастические связи»?
16. В чем достоинства и недостатки метода «дерева решений»?
17. Придумайте ситуацию, когда вы получаете постоянный доход, расходуя только следующие принадлежащие вам ресурсы:
• 1) человеческий капитал;
• 2) рабочую силу, предпринимательскую способность;
• 3) рабочую силу, человеческий капитал;
• 4) капитал, землю, рабочую силу;
• 5) другие (все) виды ресурсов.
18. Насколько верны следующие умозаключения?
• 1. Если увеличится моя заработная плата, это хорошо для меня. Если профсоюзы во всех отраслях экономики страны добьются повышения заработной платы, это хорошо для экономики страны в целом.
• 2. Если один владелец предприятия уменьшит заработную плату своим работникам, его издержки сократятся — это хорошо для него. Если все предприниматели поступят так же — это хорошо для всего класса предпринимателей в целом.
• 3. Я нашел лазейку в законодательстве и не плачу налоги - это хорошо для меня (увеличились мои доходы). Если все население страны нашло лазейки в законодательстве и не платит налогов — это хорошо для всего населения.
19. Представьте, что вы глава государства. Проанализируйте предполагаемые издержки и выгоды при принятии следующих решений:
• 1) о закрытии всех атомных электростанций в России;
• 2) о запрещении какой бы то ни было спекуляции (торговли);
• 3) об отмене режима прописки в стране.
20. Руководителем небольшого динамично развивающегося предприятия была сформулирована установка на прием новых сотрудников — обязательно молодых, амбициозных и нацеленных на профессиональный рост. Руководитель рассуждал так: если сотрудник стремится к успеху, он станет работать не только на себя, но и на предприятие, что будет способствовать его развитию.
В течение 1,5 лет эта политика давала свои плоды, однако к концу второго года возник резкий обвал увольнений. При приеме на работу людям обещали карьерный рост, но вакансий на руководящие должности в компании не было. В результате за короткое время организация потеряла самых активных и успешных работников.
В чем заключалась ошибка руководителя? Какие действия в этой ситуации можно было бы предпринять, чтобы стабилизировать наиболее ценных сотрудников?

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Критерии/Показатели/оценка
Обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса - отлично.
Обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе - хорошо.
Обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа - удовлетворительно.
Обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя - неудовлетворительно.

Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)
1. Методология принятия решений.
2. Технологии искусственного интеллекта в процедурах принятия решений.
3. Условия, факторы управленческих решений.
4. Технология разработки решения.
5. Методы и модели представления знаний и системы поддержки принятия решений.
6. Методы экономико-математического моделирования в принятии решений.
7. Взаимосвязь целей и решений.
8. Метод анализа иерархий.
9. Стратегические и тактические решения, их особенности и взаимосвязь.
10. Постановка задачи линейного программирования.
11. Статистические оценки альтернатив.
12. Карта рисков.
13. Постановка транспортной задачи.
14. Неопределенность, риск, специфика принятия решений.
15. Прогнозирование состояния внешней среды.
16. Источники и виды неопределенности.
17. Риск и его разновидности.
18. Меры по снижению возможного риска.
19. Методы прогнозирования.
20. Разработка решений при неопределенности ситуации.
21. Анализ и оценка последствий риска.
22. Оценка степени риска.
23. Платежная матрица и ее использование для поиска решений в условиях неопределенности и риска.
24. Основы машинного обучения.
25. Социально-психологические аспекты исполнения решений.
26. Оценка эффективности решений.
27. Регрессионный анализ и анализ временных рядов.
28. Нейросети и деревья решений.
29. Алгоритмы кластеризации.
30. Алгоритмы поиска ассоциативных правил.
Приложения
Приложение 1.   ФОС Менеджмент.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Набатова Д.С. МАТЕМАТИЧЕСКИЕ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Паклин Н.Б., Орешков В.И. Модели принятия решений: учебное пособие Москва : Юнити-Дана, 2017 biblioclub.ru
Л1.3 Халин В.Г. Теория принятия решений в 2 т. : Учебник и практикум М : Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A018513D-5154-4C62-A55D-A980760C0FF4/teoriya-prinyatiya-resheniy-v-2-t-tom-1; https://biblio-online.ru/book/D411F91F-0656-42A7-AAB8-5AF0F4121B06/teoriya-prinyatiya-resheniy-v-2-t-tom-2
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Колбин В.В. Методы принятия решений: Учебные пособия Издательство "Лань", 2016 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Нестеров, С. А. Интеллектуальный анализ данных средствами MS SQLServer 2008: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Методы и модели принятия решений portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и лабораторные занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Лабораторное занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы, обсуждаемые на лабораторном занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.