МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современный стратегический анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильСтратегический маркетинг и менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_02_Менеджмент_СМиМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
Д-р экон. наук, Профессор, Беляев В.И.

Рецензент(ы):
канд. экон. наук, Доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Современный стратегический анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 20222024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О. Ю., канд. экон. наук, доц.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О. Ю., канд. экон. наук, доц.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение знаний, умений и навыков в области стратегического анализа, применяемого в решении задач разработки и обоснования корпоративных стратегий развития.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен к исследованию, проведению анализа и обоснованию управленческих решений при реализации проектов в маркетинге и менеджменте
ПК-1.1 Знает методологические основы организации и проведения научно-исследовательских работ, анализа экономической и организационно-управленческой информации
ПК-1.2 Умеет осуществлять выбор инструментов и методов исследования, анализировать процессы управления, экономическую организационно-управленческую информацию, выявлять и формулировать актуальные научные проблемы
ПК-1.3 Способен проводить анализ и обоснование управленческих решений, осуществлять организацию и проведение исследований в профессиональной сфере
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.методологические основы организации и проведения научно-исследовательских работ, анализа экономической и организационно-управленческой информации
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять выбор инструментов и методов исследования, анализировать процессы управления, экономическую и организационно-управленческую информацию, выявлять и формулировать актуальные научные проблемы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способен проводить анализ и обоснование управленческих решений, осуществлять организацию и проведение исследований в профессиональной сфере

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономическая среда в России, как объект стратегического анализа
1.1. Политико-правовая и экономическая среда современной России: правовые системы мира, правовая система РФ валовый внутренний продукт РФ занятость, доходы населения, денежно-кредитная система, инфляция – объекты стратегического анализа Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Политико-правовая и экономическая среда современной России: правовые системы мира, правовая система РФ валовый внутренний продукт РФ занятость, доходы населения, денежно-кредитная система, инфляция – объекты стратегического анализа Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Политико-правовая и экономическая среда современной России: правовые системы мира, правовая система РФ валовый внутренний продукт РФ занятость, доходы населения, денежно-кредитная система, инфляция – объекты стратегического анализа Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Анализ демографической среды России в первой четверти XXI века. Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Анализ демографической среды России в первой четверти XXI века. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Анализ географической среды России (анализ регионов РФ). Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Анализ географической среды России (анализ регионов РФ). Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Распределение доходов и социальная структура России в первой четверти XXIвека. Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Распределение доходов и социальная структура России в первой четверти XXIвека. Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Рынок и структура фирмы: показатели и направления стратегического анализа
2.1. Стратегический анализ деятельности фирмы Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.2. Стратегический анализ деятельности фирмы Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.3. Стратегический анализ деятельности фирмы Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.4. Стратегический анализ рынка фирмы: показатели – границы рынка, емкость рынка, доля рынка, сегментная структура рынка, емкость сегментов. Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.5. Стратегический анализ рынка фирмы: показатели – границы рынка, емкость рынка, доля рынка, сегментная структура рынка, емкость сегментов. Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.6. Стратегический анализ динамики рынка. Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.7. Стратегический анализ динамики рынка. Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.8. Стратегический анализ ассортимента выпускаемой продукции и формирование ассортиментной политики (метод АВС-анализа) Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.9. Стратегический анализ ассортимента выпускаемой продукции и формирование ассортиментной политики (метод АВС-анализа) Практические 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
2.10. Стратегический анализ ассортимента выпускаемой продукции и формирование ассортиментной политики (метод АВС-анализа) Сам. работа 3 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Стратегический анализ продвижения товаров на рынки с целью трансформации продуктов в бренды
3.1. Стратегический анализ возможностей формирования уникального торгового предложения Лекции 3 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.2. Стратегический анализ возможностей формирования уникального торгового предложения Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.3. Стратегический анализ возможностей формирования уникального торгового предложения Сам. работа 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.4. Стратегический анализ возможностей формирования цепей межфирменных взаимодействий в решении проблем продвижения товаров на другие региональные рынки Практические 3 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1
3.5. Стратегический анализ возможностей формирования цепей межфирменных взаимодействий в решении проблем продвижения товаров на другие региональные рынки Сам. работа 3 5 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ПК-1: Способен к исследованию, проведению анализа и обоснованию управленческих решений при реализации проектов в маркетинге и менеджменте
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. В мире используются три правовых системы. Какие? (Выберите один правильный ответ):
a) Обычное право. Гражданское право. Теократическое право.+
b) Необычное право. Гражданское право. Теократическое право.
c) Обычное право. Коммерческое право. Теократическое право.
d) Римское право. Гражданское право. Теократическое право.

2. Правовая среда США включает в себя элементы… (Выберите один правильный ответ)
a) Коммерческое право, поскольку в США есть Коммерческий кодекс.
b) Обычное и гражданское право.+
c) Гражданское право.
d) Гражданское и теократическое право.

3. Правовая система РФ – это … (выберите один правильный ответ):
a) Коммерческое право, обусловленное переходом страны к рыночной модели.
b) Гражданское право.+
c) Обычное право.
d) Обычное и гражданское право.

4. Показатели, характеризующие экономическую среду страны, которые определяют стратегию ее развития, а также и стратегии компаний, находящихся на территории этой страны. (Выберите один правильный ответ):
a) Валовый внутренний продукт, емкость складов торговых предприятий, занятость, инфляция.
b) Валовый внутренний продукт, доходы населения, количество рабочих мест, инфляция.
c) Валовый внутренний продукт, доходы населения, занятость, количество денег в системе обращения.
d) Валовый внутренний продукт, доходы населения, занятость, инфляция.+

5. Границы рынка, которые учитываются в стратегическом маркетинге, могут быть… (выберите один правильный ответ):
a) Географические, по покупательским предпочтениям, ценовые, экономические, социальные.
b) Географические, демографические, ценовые, экономические, социальные.+
c) Географические, демографические, расовые, экономические, социальные.
d) Географические, демографические, ценовые, экономические, имущественные.

6. Емкость рынка – это… (Выберите один правильный ответ):
a) Денежный оборот в определенных территориальных границах рынка.
b) Объемы продаж всех товаров в пределах территориальных границ.
c) Объем продаж конкретного товара в единицу времени (чаще всего в год) на конкретном четко ограниченном рынке.+
d) Объем продаж конкретных товаров конкретными производителями в конкретных территориальных границах.

7. Доля рынка – это… (Выберите один правильный вариант ответа):
a) Доля в емкости рынка конкретного товара, которую занимает конкретный производитель (фирма, продавец).+
b) Доля дохода, которую получает конкретный производитель (фирма) в общем объеме продаж.
c) Доля торговых площадей, которую имеет фирма конкретном регионе (городе).
d) Доля занятых фирмы в общем объеме занятых в конкретном регионе (городе).

8. Стратегический анализ, в целях оценки внешних угроз, должен сосредоточиваться на пяти силах М. Портера, к которым относятся следующие. (Выберите один правильный ответ):
a) Угрозы со стороны действующих конкурентов. Угрозы со стороны кредитных учреждений. Угрозы со стороны потребителей. Угрозы появления товаров-субститутов. Угрозы со стороны поставщиков.
b) Угрозы со стороны действующих конкурентов. Угрозы появления новых участников рынка. Угрозы со стороны потребителей. Угрозы появления товаров-субститутов. Угрозы со стороны торговых посредников.
c) Угрозы со стороны действующих конкурентов. Угрозы сокращения участников рынка. Угрозы со стороны потребителей. Угрозы появления товаров-субститутов. Угрозы со стороны поставщиков.
d) Угрозы со стороны действующих конкурентов. Угрозы появления новых участников рынка. Угрозы со стороны потребителей. Угрозы появления товаров-субститутов. Угрозы со стороны поставщиков.+

9. Материальные источники уникальных торговых предложений, как предмет стратегического анализа. (Выберите один правильный ответ):
a) Новые технологии; новые законы; новые материалы.
b) Новые материалы; новые торговые скидки с цены; новые налоговые льготы.
c) Новые налоговые льготы; новые технологии; новые материалы;
d) Новые технологии; новые материалы; уникальные характеристики территорий.+

10. Сильные стороны бренда, как предмет стратегического маркетингового анализа. (Выберите один правильный ответ):
a) Доля рынка. Темпы роста. Ценовая позиция. Облегченная дистрибуция. Приверженность потребителей.+
b) Доля рынка. Емкость рынка. Ценовая позиция. Облегченная дистрибуция. Приверженность потребителей.
c) Доля рынка. Темпы роста. Объем прибыли. Облегченная дистрибуция. Приверженность потребителей.
Доля рынка. Темпы роста. Ценовая позиция. Облегченная дистрибуция. Отсутствие задолженностей по кредитам.

11. Модель ADL предполагает четыре стадии зрелости отрасли: рождение, рост, зрелость, старость. По приведенной характеристике определите стадию зрелости: Отрасль, находящаяся на этой стадии, как правило, является возникшей недавно, как осознание существования некоторой неудовлетворенной потребности группы потребителей или путем развития рынков товаров, основанных на новых технологиях, ранее не существовавших или не использовавшихся, для удовлетворения определенных потребностей потребителя. Основными характеристиками такой отрасли являются изменения в технологии, энергичный поиск новых потребителей и фрагментарность предложений на быстро меняющемся рынке.
а) рождение +
б) рост
в) зрелость
г) старость

12. Разбивка модели Shell/DPM на 9 клеток (в виде матрицы 3х3) сделана не случайно. Каждая из 9 клеток соответствует специфической стратегии. Определите какую позицию характерная для «Лидера бизнеса»:
а) Отрасль привлекательна и организация имеет в ней сильные позиции, являясь лидером; потенциальный рынок велик, темпы роста рынка высокие; слабых сторон организации, а также явных угроз со стороны конкурентов не отмечается.+
б) Отрасль умеренно привлекательна, но организация занимает в ней сильные позиции. Такое организация является одним из лидеров, находящимся в зрелом возрасте жизненного цикла данного бизнеса. Рынок является умеренно растущим или стабильным, с хорошей нормой прибыли и без присутствия на нем какого либо другого сильного конкурента.
в) Организация занимает достаточно сильные позиции в непривлекательной отрасли. Оно, если не лидер, то один из лидеров здесь. Рынок является стабильным, но сокращающимся, а норма прибыли в отрасли – снижающейся. Существует определенная угроза и со стороны конкурентов, хотя продуктивность организации высока, а издержки низки.
г) Организация занимает среднее положение в привлекательной отрасли. Поскольку доля рынка, качество продукции, а также репутация организации достаточно высоки (почти такие же, как и у отраслевого лидера), то организация может превратиться в лидера, если разместит свои ресурсы надлежащим образом.

13. По модели Shell/DPM можно определить стратегии инвестирования. Определите какие возможны стратегии для позиции «Стратегии свертывания бизнеса»:
а) инвестируйте осторожно и небольшими порциями, будучи уверенным, что отдача будет скорой, и постоянно проводите тщательный анализ своего экономического положения
б) поскольку маловероятно, что, попадая в эту позицию, организация будет продолжать зарабатывать существенный доход, постольку предлагаемой стратегией будет не развивать данный вид бизнеса, а постараться превратить физические активы и положение на рынке в денежную массу, а затем использовать собственные ресурсы для освоения более перспективного бизнеса
в) никаких инвестиций; все управление должно быть сориентировано на баланс потока денежной наличности; стараться удерживаться в данной позиции до тех пор, пока она приносит прибыль; постепенно сворачивать бизнес
г) необходимо сделать все усилия, чтобы избавиться от такого бизнеса, и чем скорее, тем лучше+

14. Стратегический анализ – это?
а) высшее руководство отслеживает наиболее важные для будущего корпорации факторы, называемые стратегическими факторами
б) формирование альтернативных направлений развития предприятия, их оценка, выбор лучшей стратегической альтернативы для реализации
в) разработка программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии
г) прогнозирование внешней среды и разработка способов адаптации предприятия к её изменениям
+

15. SWOT-анализ основан на оценке:
а) сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз;+
б) сильных сторон организации и возможностей;
в) сильных и слабых сторон, возможностей;
г) возможностей и угроз, сильных сторон организации.

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ
1. Какие виды стратегий различают в зависимости от выбранного объекта стратегического управления:
Ответ: корпоративная стратегия, бизнес-стратегия, функциональная стратегия.

2. Назовите основное различие между долгосрочным и стратегическим планированием:
Ответ: в системе долгосрочного планирования считается, что будущее может быть предсказано методом экстраполяции сложившихся тенденций.

3. Что характеризует такой этап в развитии методологии стратегического управления как управление на основе гибких экстренных решений?
Ответ: стратегическое планирование.

4. Какую последовательность действий предполагает стратегическое управление?
Ответ: постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов, реализацию стратегии и контроль за ее исполнением;

5. При планировании должны учитываться все события и ситуации, которые могут иметь значение для развития организации – это принцип…
Ответ: полноты планирования.

6. Какой вид планирования строится на генеральном целевом и стратегическом планировании?
Ответ: долгосрочное планирование.

7. Необходимо ли проводить анализ внутренней среды организации для разработки ее стратегии?
Ответ: да

8. Фирма проводит интенсивные маркетинговые усилия для того, чтобы с данным товаром на данном рынке завоевать лучшее положение – это стратегия…
Ответ: центрированной диверсификации.

9. Рост осуществляется за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном рынке – это стратегия…
Ответ: вперед идущей вертикальной интеграции;

10. Расширение за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые предполагается реализовывать на новых рынках – это стратегия…
Ответ: конгломеративной диверсификации.

11. Что должна учитывать философия стратегии организации?
Ответ: ценности, менталитет высшего руководства и организационную культуру.

12. Необходимо ли разработать систему бюджетов на этапе разработки программы развития (одной из этапов стратегического планирования)?
Ответ: да.

13. Какой раздел стратегического плана фирмы предполагает наличие следующих данных – анализ организационно-технического уровня производства, анализ социального развития коллектива, анализ деятельности фирмы в области охраны окружающей среды?
Ответ: стратегия обеспечения производства;

14. Для кого в первую очередь разрабатывается миссия организации?
Ответ: для потребителей, сотрудников и руководства.


15. Конкретными, достижимыми, ориентированными во времени, согласованными должны быть…
Ответ: цели компании;

16. Определение «графоаналитический метод управления процессами создания любых систем» относится к понятию…
Ответ: сетевого планирования.

17. Заранее спланированная реакция организации на изменения внешней среды – это:
Ответ: Стратегия

18. Результат анализа сильных и слабых сторон организации, а также определения возможностей и препятствий ее развития, это:
Ответ: СВОТ – анализ

19. Матрица Бостонской консалтинговой группы основана на анализе характеристик:
Ответ: темп роста рынка и доля рынка

20. Согласно модели ADL на данной стадии у покупателей теряется интерес к продукции в связи с тем, что появляются новые виды товара, более качественные, и меняются потребительские предпочтения покупателей. Это стадия:
Ответ: зрелость


Критерии оценки .
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный экзамен по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к экзамену
1. Правовые системы мира: содержание, отличительные черты и характеристики.
2. Политико-правовая среда России в первой четверти XXI века.
3.Экономическая среда России в первой четверти XXI века.
4. Валовый внутренний продукт современной России: содержание, динамика, использование в стратегическом анализе возможностей развития фирмы.
5. Доходы населения в современной России: содержание, динамика, использование в стратегическом анализе возможностей развития фирмы.
6. Занятость в современной России: содержание, динамика, использование в стратегическом анализе возможностей развития фирмы.
7. Денежно-кредитная система в современной России: содержание, использование в стратегическом анализе возможностей развития фирмы.
8. Инфляция в современной России: содержание, динамика, использование в стратегическом анализе возможностей развития фирмы.
9. Демографическая ситуация в современной России: содержание, динамика, использование в стратегическом анализе возможностей развития фирмы.
10. Географическая среда России: содержание, использование в стратегическом анализе возможностей развития фирмы.
11. Регионы России: содержание, характеристика экономики, использование в стратегическом анализе возможностей развития фирмы.
12. Распределение доходов и социальная структура России в первой четверти XXI века: содержание, использование в стратегическом анализе возможностей развития фирмы.
13. Рынок и структура фирмы.
В14. Границы рынка, как объект экономического и стратегического анализа.
15. Емкость рынка, как объект экономического и стратегического анализа.
16. Сегментная структура рынка и емкость сегментов, как объект экономического и стратегического анализа.
17. Метод «вмененных коэффициентов» в оценке емкости рынков, как объект экономического и стратегического анализа.
18. Динамика рынка: методы оценки в решении задач стратегического анализа.
19. Матрица Мак-Кинси: содержание и использование в решении задач стратегического анализа.
20. Матрица Ансоффа: содержание и использование в решении задач стратегического анализа.
21. Матрица Бостонской консультационной группы: содержание и использование в решении задач стратегического анализа.
22. Стратегический анализ конкурентного окружения фирмы.
23. Стратегический анализ конкурентных преимуществ фирмы.
24. Матрица Майкла Портера в стратегическом анализе фирмы.
25. SWOT-анализ в оценке стратегических преимуществ фирмы в сравнении с конкурентами.
26. Стратегический анализ и оценка возможностей фирмы в создании уникального торгового предложения.
27. Позиционирование фирмы в стратегическом анализе и оценке ее возможностей в сравнении с конкурентами.
28. Стратегический анализ жизненного цикла товара в оценке ее сбытового потенциала.
29. ABC-анализ и его использование в формировании ассортиментной политики фирмы.
30. XYZ-анализ и его использование в стратегическом анализе возможностей фирмы.
31. Стратегический анализ политики ценообразования фирмы.
32. Стратегический анализ и поиск путей создания (развития) бренда компании.
33. Стратегический анализ и поиск возможностей продвижения товаров на другие региональные рынки посредством создания цепей межфирменных взаимодействий.
34. Стратегический анализ и оценка возможностей повышения эффективности рекламной деятельности фирмы.
Практическое задание к Экзамену

На примере компании (на выбор):

1) опишите применение инструментов анализа экономической и организационно-управленческой информации, факторы, определяющие выбор инструмента и его эффективность
2) опишите алгоритм исследования организации с точки зрения стратегических возможностей
3) проведите анализ и обоснование управленческих решений на основе результатов применения методик стратегического анализа

Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Казакова, Н. А. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для магистратуры Москва : Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Отварухина, Н. С. Современный стратегический анализ: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Москва : Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).