МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг взаимооотношений и партнерские отношения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильСтратегический маркетинг и менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_02_Менеджмент_СМиМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н. , доцент, Добрыднева Т.С.

Рецензент(ы):
к.э.н. , доцент , Капустян Л.А .

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг взаимооотношений и партнерские отношения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц., Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц., Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Учебный курс направлен на изучение студентами маги-стратуры последних достижений ученых и практиков в области методологии и методов мар-кетинга. Необходимость такого курса обусловлена тем, что внешняя среда бизнеса все более и более становится динамичной, изменчивой и прежние подходы и методы к управлению бизнесом становятся неэффективными. В ответ на динамику внешней среды, ее турбулент-ность наука и практика маркетинга ищут и находят новые способы и приемы взаимодействия предприятий (производственных и торговых) с рынком: в части исследований нужд и по-требностей потребителей, разработки потребительных свойств товаров, продвижения их на рынок. Изучению этих методических приемов и подходов, как в обобщающем представле-нии, так и в частных их проявлениях, и посвящен данный курс.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен разрабатывать маркетинговые программы с использованием инструментов комплекса маркетинга и контролировать их реализацию
ПК-3.1 Знает инструменты комплекса маркетинга их возможности их применения при разработке маркетинговых программ
ПК-3.2 Умеет применять инструменты комплекса маркетинга, разрабатывать маркетинговые программы
ПК-3.3 Способен осуществлять разработку и реализацию маркетинговых программ с использованием инструментов комплекса маркетинга
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.инструменты комплекса маркетинга их возможности их применения при разработке маркетинговых программ
3.2.Уметь:
3.2.1.применять инструменты комплекса маркетинга, разрабатывать маркетинговые программы
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способен осуществлять разработку и реализацию маркетинговых программ с использованием инструментов комплекса маркетинга

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концепция МО в теории маркетинга. Основные научные школы теории МО. Лояльность потребителей в рамках МО. Партнерские отношения с поставщиками. Концепция МО в теории маркетинга. Основные научные школы теории МО. Лояльность потребителей в рамках МО. Партнерские отношения с поставщиками.
1.1. Внешняя и внутренняя среда маркетинга Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Внешняя и внутренняя среда маркетинга Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Внешняя и внутренняя среда маркетинга Сам. работа 3 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Концептуальная эволюция маркетинга: направление развития и основные признаки Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Маркетинг отношений Практические 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Концептуальная эволюция маркетинга: направление развития и основные признаки Сам. работа 3 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Маркетинг, ориентированный на стоимость Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Формирование марочного капитала Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Лояльность потребителей в рамках маркетинга отношений Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.10. Лояльность потребителей в рамках маркетинга отношений Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.11. Лояльность потребителей в рамках маркетинга отношений Сам. работа 3 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.12. CRM-технологии как элемент маргетинга отнощений Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.13. CRM-технологии как элемент маргетинга отнощений Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.14. Теория стейкхолдеров Лекции 3 1 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.15. Теория стейкхолдеров Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.16. Теория стейкхолдеров Сам. работа 3 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.17. CRM-технологии как элемент маргетинга отнощений Сам. работа 3 12 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.18. Концепция открытых инноваций Лекции 3 2 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.19. Концепция открытых инноваций Практические 3 4 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.20. Концепция открытых инноваций Сам. работа 3 16 ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
Маркетинг взаимоотношений и партнерские отношения https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=4594

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

ПК-3: Способен разрабатывать маркетинговые программы с использованием инструментов комплекса маркетинга и контролировать их реализацию
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Ф. Котлер, Ж-Ж. Ламбен и др., определяют маркетинг отношений
a) как совокупность практических приемов удержания потребителей
b) как результат продолжающегося развития маркетинга, отражающего его современное состояние, как следующую ступень после концепции социально-ориентированного маркетинга.
c) это философия ведения бизнеса, стратегическая ориентация, которая фокусируется скорее на удержании и «улучшении» текущих потребителей, чем на привлечении новых
d) это концепция управления маркетингом на основе построения долгосрочных, взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами организации: клиентами, поставщиками, дистрибьюторами, персоналом и др.
Ответ: b
2. Управления партнерскими взаимоотношениями (Маркетинг отношений) обеспечивает следующие преимущества для компании
a) достигается снижение издержек, особенно связанных с привлечением клиентов
b) компания получает рост числа и суммы покупок, поскольку постоянные потребители увеличивают свои расходы по возрастающей ставке и итоговая прибыль превышает скидки этой категории потребителей
c) обеспечивает наличие ключевой группы потребителей, которая предоставляет компании рынок для тестирования и выведения новых продуктов или предложений с меньшим риском, что ведет к уменьшению неопределенности для компании в целом
d) все вышеперечисленное
Ответ: d
3. Маркетинговая теория, основанная на четырёх основных «координатах» маркетингового планирования:
a) Product
b) Price
c) Promotion
d) Place
e) Все вышеперечисленное
Ответ: e
4. Управление взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM)
a) это бизнес-стратегия, предназначенная для оптимизации доходов, прибыльности и удовлетворенности клиентов
b) это философия ведения бизнеса, стратегическая ориентация, которая фокусируется скорее на удержании и «улучшении» текущих потребителей, чем на привлечении новых
c) это концепция управления маркетингом на основе построения долгосрочных, взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами организации: клиентами, поставщиками, дистрибьюторами, персоналом и др.
d) нет правильного варианта ответа
Ответ: a
5. Принципы маркетинга взаимоотношений следующие:
a) большее внимание к качеству, чем в традиционной концепции маркетинга;
b) применение в маркетинге отношений расширенного комплекса маркетинга, поскольку традиционный комплекс (4Р) недостаточен для построения долгосрочных взаимоотношений с потребителем;
c) внутренний маркетинг как важная составляющая маркетинга взаимодействия.
d) все вышеперечисленное
Ответ: d
6. Потребитель не является полностью лояльным по отношению к товарной марке, если:
a) не удовлетворен и не рекомендует приобретенную марку своему окружению;
b) не приобретает ту же марку в очередной раз;
c) не удовлетворен приобретенной маркой;
d) каждое из вышеприведенных определений не является точным.
Ответ: a
7. Связь между лояльностью и удовлетворенностью:
a) не существует;
b) выражается через коэффициент удовлетворенности (CSI);
c) выражается через коэффициент лояльности (NPS);
d) показывает, что только удовлетворенные потребители осуществляют повторные покупки
Ответ: c
8. Выберите верное утверждение. Импульсивная покупка:
a) отличается от других типов процессов принятия решения своей незапланированностью;
b) отличается от других типов процесса принятия решения наличием высокой степени лояльности;
c) отличается от других типов процессов принятия решения низкой эмоциональной вовлеченностью;
d) все вышеуказанные утверждения верны.
Ответ: a
9. Что такое прибыльность покупателей:
a) отношение дохода, полученного от продажи товаров в расчете на одного покупателя, к средним затратам, связанного с обслуживанием покупателей и реализацией товаров;
b) расходы покупателей на покупку товаров в расчете на один квадратный метр торговой площади;
c) размер товарооборота на душу населения.
Ответ: a
10. Сдвиг маркетинговой практики от попыток максимизировать прибыль за счёт отдельных сделок к созданию прочных взаимовыгодных отношений с потребителями и другими лицами называется:
a) маркетинг продаж.
b) производственный маркетинг.
c) отличный маркетинг.
d) маркетинг отношений.
Ответ: d
11. Предоставляемая потребительская ценность может быть определена как:
a) разность между воспринимаемой и действительной ценностью.
b) разность между совокупной потребительской ценностью и совокупными затратами потребителя.
c) разность между полученной и ожидаемой ценностью.
d) разность между совокупными затратами и совокупными потребностями потребителя.
Ответ: b
12. Какие переменные величины содержат модели взаимоотношений при покупке на рынке организаций?
a) общие цели;
b) доверие;
c) соперничество;
d) конкуренцию.
Ответ: a,b
13. Сбалансированная система ценностей включает в себя
a) система, описывающая три основные группы ценностей коммерческого предложения с точки зрения потребителя: ценность продукта, ценность компании, ценность личности.
b) система, формирующая положительную совокупную ценность предложения.
c) система, формирующая наиболее конкурентную (по сравнению с предложениями других компаний) совокупную ценность предложения
d) все ответы верны.
Ответ: c
14. Различают три группы культурных ценностей, имеющих наибольшее воздействие на потребительское поведение:
1)ценности, ориентированные на другого (взгляды общества на отношения между людьми);
2)ценности, ориентированные на среду (взгляды общества на взаимоотношения с окружающей средой);
3)ценности, ориентированные на себя (подходы к жизни, которое общество считает желательными).
Если маркетинговая программа рассчитана на статус - ориентированное общество (а не на общество, где вознаграждаются достигнутые результаты) какая группа ценностей задействована?
a) 1;
b) 2;
c) 3;
d) ни одна из вышеперечисленных групп.
Ответ: a
15. Привычное решение на основе лояльности к товарной марке – это:
a) мотивация, которая ведет к привычному решению, принимаемому из-за отсутствия достаточной побудительной причины покупать товары других марок;
b)лежат базовые физиологические потребности;
c) мотивация, в основе которой лежат гедонические потребности.
Ответ: a
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Маркетинг взаимоотношений еще называют:
Ответ: Маркетинг взаимоотношений и партнерских отношений
2. Какие основные принципы маркетинга отношений Эбрат и Рассел (Abratt and Russel) выделяют:
Ответ: упор на длительном взаимодействии, противопоставляемом отдельным транзакциям и, как следствие, на удержании потребителей против их привлечения;
экономическое обоснование удержания потребителей, что включает нацеливание на прибыльных потребителей; больший упор качество, чем в традиционной концепции маркетинга.

3. Менеджер по взаимоотношениям отвечает за:
Ответ: работу с клиентом, выступает источником информации о клиенте и организатором направленной на него деятельности компании; описания работы, критерии оценки деятельности и обеспечивает менеджеров необходимыми ресурсами.

4. При покупке каких товаров степень вовлеченности покупателя в процесс покупки выше?
Ответ: при покупке дорогих товаров

5. Перечислите основные принципы маркетинга отношений в сфере малого бизнеса:
Ответ:
нацеленность на долгосрочное (постоянное) взаимодействие с конечным потребителем;
создание обоюдной выгоды в процессе взаимодействия;
формирование персонифицированной информационной базы данных о клиентах;
постоянное повышение уровня и качества обслуживания;

6. Как определить современный подход, основанный на продолжительных, доверительных и продуктивных отношениях продавца и покупателя?
Ответ: маркетинг отношений
7. Как еще называют традиционный маркетинг в сравнении с маркетингом отношений?
Ответ: трансакционный
8. Трансакционные издержки – это___________________________.
Ответ: Издержки, связанные с заключением, исполнением, контролем и завершением контрактов.
9. В чем состоит фокус маркетинга отношений применительно к первому P (product) комплекса маркетинга?
Ответ: на создание потребительской ценности
10. Что такое “взаимоотношение” как основной термин маркетинга?
Ответ: Это нематериальный актив, возникающий на основе длительных и устойчивых взаимодействий, и является источником дополнительных конкурентных преимуществ компании.
11. Как можно определить воспринимаемую ценность товара для потребителей?
Ответ: Это ощущаемая потребителем разница между выгодой от приобретения товара и затратами на его приобретение и использование.
12. В какой из научных школ маркетинг отношений рассматривается как новая парадигма маркетинга?
Ответ: Североевропейская школа.
13. В чем состоит смысл простой модели Э. Гумессона, показывающей связь между удовлетворением клиента и получением прибыли компанией?
Ответ: Удовлетворенность клиента является основой его удержания и прибыльности компании.
14. Интегральная оценка потребителей полезности товара или услуги, основанная на сопоставлении того, что он получает и чем он жертвует, это - ___________________.
Ответ: воспринимаемая ценность товара.
15. Что позволяет оценить индекс NPS (net promoter score)?
Ответ: Степень лояльности клиента
16. Для чего используется индекс CSI (customer satisfaction index)?
Ответ: для оценки уровня удовлетворенности клиента
17. Удовлетворенность клиента – это _________________________.
Ответ: ощущение удовольствия, возникающее у покупателя, сравнивающего свои ожидания и воспринимаемую ценность приобретенного товара.
18. Какие ключевые термины используются в концепции маркетинга отношений?
Ответ: взаимная ценность, доверие, долгосрочное партнерство, приверженность, взаимное развитие.
19. Процесс развития отношений с потребителем можно представить в виде лестницы лояльности. Перечислите ее основные этапы:
Ответ: потенциальный потребитель, кандидат в покупатели, покупатель, клиент, сторонник (адвокат).
20. Какой индекс для оценки показателей лояльности считается одним из лучших по оценке международных и российских экспертов?
Ответ: индекс NPS.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации –зачет за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра. Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 35.
- устный зачет по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1

Примерные вопросы к зачету
1. Сущность и основные подходы к определению маркетингу взаимоотношений и партнерских отношений (ВО и ПО)
2. Предпосылки и причины возникновения маркетинга ВО и ПО
3. Сравнительная характеристика транзакционного маркетинга и маркетинга отношений
4. Сущность основных научных школ теории маркетинга ВО и ПО
5. Концептуальная эволюция маркетинга: направление развития
6. Место концепции маркетинга ВО и ПО в теории маркетинга
6. Маркетинг, ориентированный на стоимость
8. Внешняя и внутренняя среда маркетинга
9. Основные факторы макросреды. STEP/PEST-анализ
10.Теоретические основы внутреннего маркетинга
11. Внутренний климат и культура организации
12.Сущность потребительской лояльности
13. Ценность, удовлетворенность, лояльность.
14. Виды потребительской лояльности
15. Методы оценки потребительской лояльности
16.Факторы и проблемы формирования лояльности
17. Программы формирования лояльности
18. Партнерские отношения с поставщиками
19. Взаимоотношения с поставщиками на рынке В2В
20. CRM как бизнес-концепци и технология взаимодействия компании с клиентами.
21. Роль CRM систем в построении клиенториентированной компании.
22. Использование CRM систем как основы построения комплекса маркетинговых коммуникаций
23. Взаимоотношения со стейкхолдерами
24. Концепция открытых инноваций и маркетинг ВО и ПО.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
- при выполнении тестовых заданий
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий

- при сдаче зачета
Зачтено - обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.

Не зачтено – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Овсянников А.А. СОВРЕМЕННЫЙ МАРКЕТИНГ. В 2 Ч. : для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.2 Калюжнова Н.Я. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ МАРКЕТИНГА: для вузов Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ойнер О.К. УПРАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬЮ МАРКЕТИНГА : для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).