МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинг-менеджмент

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.04.02. Менеджмент
ПрофильСтратегический маркетинг и менеджмент
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_02_Менеджмент_СМиМ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Пяткова Оксана Николаевна

Рецензент(ы):
к.экон.н., доцент, Капустян Л.А.

Рабочая программа дисциплины
Маркетинг-менеджмент

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 952)

составлена на основании учебного плана:
38.04.02 Менеджмент
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова О.Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой Рудакова О.Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Приобретение знаний и умений в области маркетингового управления современными предприятиями, освоение методологических основ концепции "Маркетинг менеджмент", формирование професииональных компетенций, необходимых для планирования, разработки и маркетингового обоснования управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен разработать стратегию организации, осуществлять управление деятельностью, проектами и ее развитием
ПК-2.1 Знает основы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью, проектами и развитием организации
ПК-2.2 Умеет осуществлять разработку проектов и стратегий организаций и их отдельных подразделений
ПК-2.3 Способен осуществлять управление деятельностью, проектами и развитием организации, разрабатывать стратегии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.основы стратегического, тактического и оперативного управления деятельностью, проектами и развитием организации
3.2.Уметь:
3.2.1.осуществлять разработку проектов и стратегий организаций и их отдельных подразделений
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Способен осуществлять управление деятельностью, проектами и развитием организации, разрабатывать стратегии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управление, менеджмент, администрирование, регулирование: соотношение понятий. Измерение и оценка менеджмента: концепция "4е". Концептуальная модель марктингового управления: "менеджмент, ориентированный на рынок". Управленческие решения: условия разработки и процедуры маркетингового обоснования. Организационные знания: производство и потребление в структуре задач маркетингового обоснования управленческих решений.
1.1. Управление, менеджмент, администрирование, регулирование: соотношение понятий Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.3
1.2. Управление, менеджмент, администрирование, регулирование: соотношение понятий Практические 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.3. Управление, менеджмент, администрирование, регулирование: соотношение понятий Сам. работа 2 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.4. Измерение и оценка менеджмента: концепция "4е" Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Измерение и оценка менеджмента: концепция "4е" Практические 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.2
1.6. Измерение и оценка менеджмента: концепция "4е" Сам. работа 2 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.2, Л2.3
1.7. Концептуальная модель марктингового управления: "менеджмент, ориентированный на рынок" Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.8. Концептуальная модель марктингового управления: "менеджмент, ориентированный на рынок" Практические 2 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.2
1.9. Концептуальная модель марктингового управления: "менеджмент, ориентированный на рынок" Сам. работа 2 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.10. Развитие концепции маркетингового управления: "менеджмент, ориентированный на рынок" Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2, Л2.2
1.11. Развитие концепции маркетингового управления: "менеджмент, ориентированный на рынок" Сам. работа 2 14 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.12. Развитие концепции маркетингового управления: "менеджмент, ориентированный на рынок" Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2, Л2.3
1.13. Управленческие решения: условия разработки и процедуры маркетингового обоснования Лекции 2 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.2
1.14. Управленческие решения: условия разработки и процедуры маркетингового обоснования Практические 2 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.2
1.15. Управленческие решения: условия разработки и процедуры маркетингового обоснования Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.16. Организационные знания: производство и потребление в структуре задач маркетингового обоснования управленческих решений Лекции 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2
1.17. Организационные знания: производство и потребление в структуре задач маркетингового обоснования управленческих решений Практические 2 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л3.1, Л1.2
1.18. Организационные знания: производство и потребление в структуре задач маркетингового обоснования управленческих решений Сам. работа 2 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л2.1, Л3.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1800

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция ПК-2: Способен разработать стратегию организации, осуществлять управление деятельностью, проектами и ее развитием
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Что является сущностью процесса обмена между поставщиком и потребителем?
a) Взаимная выгода.
b) Удовлетворенность потребителя.
c) Отсутствие разрыва между ожиданиями и впечатлениями у потребителя.
2. Кого называют пользователями товаров/услуг?
a) Тех, кто совершает покупку или выделяет средства для оплаты товаров/услуг, но может их и не употреблять для своих потребностей и нужд.
b) Тех, кто совершает покупку или выделяет средства для оплаты товаров/услуг и употребляет их для своих потребностей и нужд.
c) Тех, кто использует товары/услуги , но не оплачивает их.
3. Что можно сказать о зоне толерантности (расстоянии между приемлемым и желаемым качеством оказания услуги):
a) Зона толерантности остается неизменной, но она зависит от предоставляемого товара/услуги.
b) Зона толерантности может меняться (сужаться или расширяться) в зависимости от обстоятельств.
c) Зона толерантности зависит от времени и носит сезонный характер.
4. К поведенческим критериям сегментирования относятся:
a) Тип личности.
b) Интенсивность потребления.
c) Образ жизни.
5. Какой тип принятия решения проблем потребителем о покупке является самым сложным?
a) Решение рутинных проблем.
b) Решение ограниченных проблем.
c) Решение неограниченных проблем.
6. Специализированные, панельные и заказные данные относятся к:
a) Первичным данным.
b) Вторичным данным.
b) Внутренним и внешним данным.
7. Какой из методов маркетинговых исследований не относится к количественным методам?
a) Опросы.
b) Анкетирование.
c) Глубинные интервью.
8. Что не относится к качественным методам маркетинговых исследований?
a) Фокус-группы.
b) Отчеты об объемах продаж.
c) Наблюдения.
9. Кто является автором метода «Маркетинг во время прогулки»?
a) Том Питерс.
b) Питер Друкер.
c) Филип Котлер.
10. Маркетинг «ниши» это:
a) Дифференцированное нацеливание.
b) Концентрированное нацеливание+
c) Кастомизация.
11. Что понимается под сущностью товара?
a) Физические характеристики товара.
b) Выгоды, которые потребитель получает от использования физических характеристик товара.
c) Возможность решения проблем и удовлетворения потребностей потребителя.
12. Что такое жизненный цикл товара?
a) Время, которое товар служит потребителю.
b) Время, которое товар служит до переработки или вторичного использования.
c) Временной период существования товара на рынке, начиная с этапа внедрения на рынок и заканчивая этапом спада и уходом с рынка.
13. Какие параметры откладывают на вертикальной оси графика жизненного цикла товаров/услуг?
a) Показатель отдачи на вложенный капитал.
b) Показатель эффективности использования активов.
c) Прибыль.
14. Какой вид стратегии относится к стратегиям, определенным Игорем Ансоффом в одноименной матрице?
a) Стратегия диверсификации.
b) Стратегия интеграции.
c) Стратегия маркетинга.
15. Как в матрице Бостонской консультативной группы называют товары, которые могут принести прибыль, необходимую не только для их развития, но и для поддержки товаров входящих/уходящих с рынка?
a) Звезды.
b) Дойные коровы.
c) Трудные вопросы.

Правильные ответы:
1. a
2. c
3. b
4. b
5. c
6. a
7. c
8. b
9. a
10. b
11. c
12. c
13. c
14. a
15. b

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Документ, описывающий маркетинговые цели и стратегии компании – это _____________________ (маркетинговый план)
2. Для стратегии снятия сливок характерно суждение, что _________ цена способствует ____________ прибыли и более быстрому покрытию затрат на разработку и внедрение (высокая….высокой)
3. Стратегия проталкивания товара – это мероприятия направленные на продвижение
товара через каналы ________________ (распределения или сбытовые)
4. Согласно модели Портера в конкурентное окружение входят следующие силы:
рыночная власть конкурентов, новых игроков, ________________, поставщиков, товаров-заменителей (потребителей)
5. В качестве основного недостатка использования посредников в каналах распределения отмечают _____________ уровня контроля над товаром (снижение)
6. Аббревиатура SMART определяет требования к постановке целей, а именно, цели должны быть конкретными, ______________, достижимыми, согласованными, определенными во времени (измеримыми)
7. SWOT-анализ применяется для выявления сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и ____________ внешней среды (угроз)
8. В концепции позиционирования товары/бренды фиксируются в сознании ____________(потребителей)
9. Концепция имиджа товара Сиднея Лэви оправдывает высокие ____________ расходы (рекламные)
10. В соответствии с концепцией маркетинга акцент следует перенести с продажи того, что мы производим, на производство того, что необходимо ____________ (покупателю)
11. Стратегия, состоящая в расчленении рынка на сегменты, что позволяет фирме определять те, на которые ей следует ориентировать свой бизнес — это ___________ рынка (сегментация)
12. Концепция, которая перенесла акцент с продажи того, что мы производим, на производство того, что необходимо покупателю — концепция ________ (Маркетинга)
13. Процесс сбора, анализа и интерпретации информации о рынке и потребителях – это ________________ (маркетинговое исследование)
14. Разделение рынка на группы потребителей с общими характеристиками и потребностями – это __________ (сегментация рынка)
15. Создание уникального образа товара или услуги в умах потребителей – это ____________________ (позиционирование)
16. Комбинация продукта, цены, распределения и продвижения, используемая для достижения маркетинговых целей – это _______________________ (маркетинговый микс или 4р)
17. Долгосрочный план действий для достижения маркетинговых целей – это ______________________ (маркетинговая стратегия)
18. Уникальное имя, символ или образ, используемые для идентификации товара или услуги, обладающее известностью на рынке – это ______________ (бренд)
19. Опросы, наблюдение, эксперименты относят к методам сбора ________________ маркетинговой информации (первичной)
20. Для определения цены на товары/услуги необходимо учитывать внешние факторы: спрос, уровень цен конкурентов, наличие субститутов на рынке, ожидания ________________ (потребителей)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный зачет по дисциплине (1 теоретический вопрос).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
Примерные вопросы к зачету
1. Содержание и сущность концепции маркетинг-менеджмент (маркетингового управления)
2. Управление, менеджмент, администрирование, регулирование: соотношение понятий
3. Управление и менеджмент: соотношение понятий
4. Развитие понятия «менеджмент».
5. Администрирование: содержание и понятие.
6. Менеджмент в определениях.
7. Определение менеджмента, как совокупности ролей, исполняемых менеджером в процессе своей деятельности.
8. Функциональная структура менеджмента.
9. Измерение и оценка менеджмента: эффективность и результативность в оценке деятельности организаций.
10. Концепция «четырех Е» в оценке менеджмента. Экономичность. Эффективность. Результативность. Этичность.
11. Эффективность: S-образная кривая изменения эффективности.
12. Показатели результативности и этичности в оценке бизнеса.
13. Соотношение критериев эффективности и результативности.
14. Применение показателей эффективности в оценке развития территорий.
15. Маркетинг и его место в концепции маркетингового управления.
16. Общая характеристика маркетингового управления.
17. Противоречивое единство функциональной структуры менеджмента.
18. Определение маркетингового управления.
19. Основные направления деятельности в маркетинговом управлении.
20. Тотальный маркетинг.
21. Концепция менеджмента, ориентированного на рынок.
22. Содержание концепции менеджмента, ориентированного на рынок: соотношение задач менеджмента и маркетинга в концепции Ж.‑Ж. Ламбена.
23. Стратегия и политика: соотношение понятий.
24. Структура и содержание задач менеджмента, ориентированного на рынок.
25. Маркетинговое обоснование управленческих решений, как одна из форм практической реализации концепции маркетингового управления.
26. Управленческие решения как основной продукт управленческого труда.
27. Управленческие решения: общая схема разработки и обоснования.
28. Содержание процедур разработки управленческих решений. Содержание процедур обоснования управленческих решений.
29. Характеристика этапов разработки и обоснования управленческих решений.
30. Разработка и обоснование управленческих решений в условиях определенности.
31. Разработка и обоснование управленческих решений в условиях риска.
32. Разработка и обоснование управленческих решений в условиях неопределенности.
33. Стиль руководства: его роль и место в разработке, обосновании и принятии управленческих решений.
34. Данные и информация.
35. Информация и знание: явление и сущность.
36. Отличие знаний от информации на уровне применяемых методов их производства.
37. Производство новых организационных знаний в процессах их потребления.
38. Управленческие решения, в обосновании которых используется только информация
39. Запрограммированные и незапрограммированные решения.
40. Компромиссные решения.
41. Решения, в обосновании которых используются информация и произведенные знания.
42. Интуиция менеджера в обосновании управленческих решений.
43. Маркетинговое обоснование стратегических управленческих решений.
Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Синяева, И. М. Маркетинг: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/43F94F6D-751E-4C5A-83FB-2DC15CD1AAFE
Л1.2 Липсиц И. В. Маркетинг-менеджмент: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/961C3C1E-79C5-4949-95BC-5577C0F17C94
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л2.2 Карпова С. В. Маркетинг. Практикум.: Учебное пособие для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2016 www.biblio-online.ru/book/DB809F47-43AC-46F7-B2A3-322BDEBD95CB
Л2.3 Л. А. Данченок Маркетинг: Учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/68D05243-E9BB-454B-91C6-7F6532F365FC
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Соловьева, Ю. Н. Конкурентные преимущества и бенчмаркинг: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/8823DFFE-17D2-4ED6-809B-26E1068ACDF8
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в МУДЛ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).