МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Комплексный экономический анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.04.08. Финансы и кредит
ПрофильБизнес и финансовая аналитика
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_04_08_Финансы и кредит_БиФА-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Бобровская Т.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Деркач Н.О.

Рабочая программа дисциплины
Комплексный экономический анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.08 Финансы и кредит (приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 г. № 991)

составлена на основании учебного плана:
38.04.08 Финансы и кредит
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 26.06.2023 г. № 12
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 26.06.2023 г. № 12
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины "Комплексный экономический анализ" является теоретическое освоение студентами материала, необходимого для понимания его как метода научного исследования и как современного вида экономического анализа; формирование у них профессиональных компетенций, связанных с освоением концепций и методов комплексного анализа для принятия управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен использовать методы количественного и качественного анализа, связанные с финансовыми аспектами деятельности хозяйствующих субъектов, обоснованием перспектив их развития
ПК-1.1 Знать: способы и методы аналитической работы, связанными с финансовыми аспектами деятельности хозяйствующих субъектов
ПК-1.2 Уметь: на практике применять основные способы и методы аналитической работы, связанными с финансовыми аспектами деятельности хозяйствующих субъектов; анализировать существующие финансово-экономические риски
ПК-1.3 Владеть: основными методами аналитической работы, связанными с финансовыми аспектами деятельности хозяйствующих субъектов; навыками составления прогнозной оценки основных финансовых показателей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1.Знать: способы и методы аналитической работы, связанными с финансовыми аспектами деятельности хозяйствующих субъектов;






3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Уметь: на практике применять основные способы и методы аналитической работы, связанными с финансовыми аспектами деятельности хозяйствующих субъектов; анализировать существующие финансово-экономические риски.




3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК- 1.3. Владеть: основными методами аналитической работы, связанными с финансовыми аспектами деятельности хозяйствующих субъектов; навыками составления прогнозной оценки основных финансовых показателей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научные основы КЭА
1.1. Цель, функции и содержание КЭА Лекции 3 1 ПК-1.1 Л1.1, Л2.2
1.2. Цель, функции и содержание КЭА Практические 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л1.1, Л2.2
1.3. Цель, функции и содержание КЭА Сам. работа 3 4 ПК-1.1 Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 2. Методология КЭА
2.1. Методы КЭА Лекции 3 1 ПК-1.1 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.2. Методы КЭА Практические 3 2 ПК-1.1 Л3.1, Л1.1, Л2.2
2.3. Методы КЭА Сам. работа 3 8 ПК-1.1 Л3.1, Л1.1, Л2.2
Раздел 3. Анализ ресурсного потенциала организации
3.1. Анализ производственных ресурсов организации Лекции 3 2 ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Анализ производственных ресурсов организации Практические 3 8 ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.3. Анализ производственных ресурсов организации Сам. работа 3 16 ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Анализ финансовых ресурсов организации. Рейтинговый анализ ФС организации
4.1. Анализ финансового состояния организации Лекции 3 4 ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Анализ финансового состояния организации Практические 3 12 ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Анализ финансового состояния организации Сам. работа 3 48 ПК-1.2, ПК-1.3 Л3.1, Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)

Проверяемая компетенция:
ПК-1: Способен использовать методы количественного и качественного анализа, связанные с финансовыми аспектами деятельности хозяйствующих субъектов, обоснованием перспектив их развития

1. Анализ экономических показателей начинают с
а) определение динамики показателя;
б) определение динамики главных факторов;
в) выявление количественного влияния главных факторов
г) структуры показателя

2. Суть приема элиминирования состоит в:
а) разложении показателя на главные факторы;
б) определении количественного влияния главных факторов на смену показателя;
в) сопоставлении данных отчетного периода с прошлым
г) сопоставлении фактического с плановым

3. Основными факторами влияния на фондоотдачу являются:
а) стоимость основных средств и площадь сельскохозяйственных угодий;
б) стоимость валовой продукции и основных средств ;
в) стоимость основных средств и численность работников
г) стоимость валовой продукции и численность работников

4. Рентабельность активов зависит от главных факторов:
а) суммы чистой прибыли и среднегодовой стоимости собственного капитала;
б) суммы валовой прибыли и себестоимости реализованной продукции;
в) суммы чистой прибыли и среднегодовой стоимости активов
г) суммы валовой прибыли и выручки от реализованной продукции

5. К объектам экономического анализа относятся:
а) способы и приемы обработки аналитических данных;
б) субъекты сбытовой деятельности;
в) всестороннее изучение производственной, снабженческой и сбытовой деятельности
г) экономические результаты деятельности

6. Характерные особенности метода комплексного экономического анализа:
а) Изучение явлений хозяйственной деятельности;
б) Необходимость дробления на элементы;
в) Объединение однородных явлений в группы
г) Использование системы показателей, способов и приемов для изучения и оценки деятельности

7. Какие условия необходимо учесть при использовании приема сравнения?
а) Привести информацию в сопоставимый вид;
б) сгруппировать исходные данные;
в) Провести классификацию факторов
г) Отобрать нужные для анализа показатели

8. Примером качественных показателей являются:
а) Посевная площадь;
б) Производительность труда;
в) Объем валовой продукции

9. Прием группировки данных заключается в:
а) Определении связи отдельных факторов на обобщающий результат;
б) Корректировке показателя, принятого за основу сравнения;
в) Установлении равновесия между несколькими однородными и взаимосвязанными показателями;
г) Выделении из совокупности исследуемых явлений качественно однородных типов, групп по существенным признакам.

10. Ретроспективный (последующий) анализ делится на:
а) предыдущий и следующий;
б) внутрихозяйственный и межхозяйственный;
в) оперативный и текущий
г) технико-экономический и финансово-экономический

11. Какой недостаток имеет перспективный вид анализа:
а) невозможность использования метода цепных подстановок;
б) ограниченность временного интервала измерения показателей одним годом;
в) приближенность величин расчетных показателей

12. Стандартный прием анализа финансовой отчетности:
а) корреляционный;
б) вертикальный;
в) операционный

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. а
2. б
3. б
4. в
5. в
6. г
7. а
8. б
9. г
10. в
11. в
12. б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
Проверяемая компетенция:
ПК-1: Способен использовать методы количественного и качественного анализа, связанные с финансовыми аспектами деятельности хозяйствующих субъектов, обоснованием перспектив их развития

1. Анализ в переводе с греческого языка означает_________ ___________ .
2. Метод синтеза означает______ составных частей.
3. Фондоотдача показывает _______ использования основных средств.
4. Как называется показатель, выраженный в коэффициентах, структуре, процентах?
5. Как называется величина, дающая обобщенную количественную характеристику совокупности однородных явлений по определенному признаку?
6. Способ изучения исследуемого предмета(процесса) от частного к общему – это _______.
7. Как называется метод экономического анализа, состоящий в установлении равновесия между несколькими однородными и взаимосвязанными показателями?
8. Как вид сравнительного анализа используется для определения абсолютных и относительных отклонений значения исследуемого показателя от его базового значения?
9. Укажите тип детерминированной модели, которая описывает связь между результативным показателем выручки от продаж и влияющими на нее факторами количества проданной продукции и цен.
10. Соотношение выручки от продаж и среднегодовой балансовой величины оборотных активов – это коэффициент ______ оборотных средств.
11. Зависимость показателя рентабельности активов от коэффициента оборачиваемости оборотных активов является _____ пропорциональной.
12. Показатель, который рассчитывается как соотношение прибыли от продаж и средней балансовой величины заемного капитала, - это ________ заемного капитала.
13. Какой вид экономического анализа используют для оценки выполнения программ, планов, достигнутых результатов?
14. Назовите вид экономического анализа задачей которого является выявление факторов хозяйственной деятельности и количественная оценка их влияния на обобщающие показатели.
15. Процентное отношение фактического оборота отчётного периода к фактическому обороту базисного периода – это ______ изменения оборота.
16. Цена продукции по плану – 10 руб / шт., плановый объем продаж – 21 тыс. шт.; фактически цена составила 12 руб / шт., а фактический объем – 19 тыс. шт. Влияние изменения цены на отклонение фактической выручки от плановой, согласно методу абсолютных разниц, равно в тыс. руб. (записать цифрой).
17. Зависимость показателя Х от факторов А и В представляет собой детерминированную факторную систему вида Х = А / В. Исходные значения факторов: А = 20, В = 2; текущие значения – А = 21, В = 3. Влияние фактора А на отклонение текущего значения показателя Х от исходного, согласно методу цепных подстановок, составляет_____
18. Как называется тип детерметинированной модели, при которой неприменим интегральный метод?
19. При построении кратной факторной модели оборачиваемости активов в числители формуле отражается ______.
20. При построении факторной модели зависимости объема производства от эффективности использования трудовых ресурсов в качестве факторов выступают численность работающих, количество отработанных дней, продолжительность рабочего дня и среднечасовая ______.
21. Плановая сумма затрат на производство продукции составляет 3456 тыс. руб., а фактическая – 3951 тыс. руб. Известно, что план производства выполнен на 110 %. Выполнен ли план по уровню себестоимости? Укажите "да" или "нет".
22. Объем продаж фирмы в отчетном году составил 35 млн руб., а в предыдущем – 25 млн руб. Темп прироста объема продаж составил _____ процентов.
23. Статистический показатель, представляющий собой отношение двух состояний какого-либо признака – это _______.
24. Рассчитайте показатель рентабельности продаж, если выручка от продаж составляет 45 600 тыс. руб., себестоимость продаж – 29 640 тыс. руб. Ответ запишите в процентах.
25. Определите фондоотдачу, если производительность труда составляет 165 тыс. руб., а фондовооруженность составляет 206, 25 тыс. руб.
26. Определите абсолютное отклонение величины активов организации за период, если стоимость активов на начало периода составляет 3 953 тыс. руб, стоимость активов на конец периода составляет 4 092 тыс. руб. Ответ запишите с указанием знака отклонение + или -.
27. Чему равен запас финансовой прочности в абсолютном выражении, если в отчетном периоде сумма постоянных затрат – 100 тыс. рублей, удельные переменные затраты – 60 рублей, отпускная цена единицы продукции – 80 рублей, объем продаж – 8 000 штук.
28. Определите величину прибыли от реализации продукции на конец месяца, если известны следующие
данные: прибыль на начало месяца - 20 000 руб., выручка от реализации продукции, вкл. НДС - 480 000 руб., производственная себестоимость реализованной продукции - 250 500 руб., НДС – 80 000 руб., коммерческие расходы – 100 000 руб. Сумму прибыли укажите цифрами в рублях
29. Рассчитайте коэффициент рентабельности активов, если выручка от продаж составляет 62 165 тыс. руб, прибыль составляет 20 250 тыс. руб., стоимость активов – 56 250 тыс. руб.
30. Предприятие имеет возможность ввести в эксплуатацию часть основных средств, находящихся на консервации, в объеме 280 тыс. руб. Определите резерв увеличения выпуска продукции, если фактический объем выпуска составляет 2 430 тыс. руб, среднегодовая стоимость действующих основных средств равна 1 350 тыс. руб. Ответ укажите в тыс. руб.
31. Экономический показатель, отражающий отношение прибыли от продаж к себе¬стоимости реализованной продукции – это _____ продукции.
32. Связь, при которой рост (уменьшение) факторного признака приводит к уменьшению (росту) результативного признака, - это _____ связь.
33. Отношение абсолютного отклонения показателя к его исходному (базисному) значению, выраженное в процентах, - это ____ _____
34. Показатель экономической эффективности основных средств, характеризующий величину основных средств, приходящихся на одного работника (рабочего) – это ______.
35. Экономический показа¬тель, характеризующий соотношение величины выпущенной продукции и материальных затрат – это _____.
36. Факторная модель детерминированного анализа, в которой показатель-результат может быть представлен как кратное от деления одного фактора на другой.– это _____ модель.
37. Показатель, определяе¬мый как соотношение двух показателей - это _____ показатель.
38. Вид экономического анализа, направленный на выявление резервов уменьшения затрат на производство изделия путем поиска более де¬шевых вариантов выполнения необходимых функции и исключе¬ния излишних функции, - это _____ анализ.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. разложение
2. обобщение
3. эффективность
4. относительный
5. средняя
6. индукция
7. балансовый
8. горизонтальный
9. мультипликативная
10. оборачиваемости
11. прямо
12. рентабельность
13. текущий
14. факторный
15. темп
16. 38
17. 0,5
18. аддитивная
19. выручка
20. выработка
21. нет
22. 40
23. индекс
24. 35
25. 0,8
26. + 139
27. 240 000
28. 69 500
29. 0,36
30. 504
31. рентабельность
32. обратная
33. темп прироста
34. фондовооруженность
35. материалоотдача
36. кратная
37. качественный
38. функционально-стоимостной

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. приложения
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. приложения
Приложения
Приложение 1.   ФОС КЭА ФиК БиФА 2022-23.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мельник М. В., Поздеев В. Л. Теория экономического анализа. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Учебник Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Н.А. Казакова Финансовый анализ в 2 ч.: Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Григорьева Т.И. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ: ОЦЕНКА, ПРОГНОЗ 3-е изд., пер. и доп. : Учебник для бакалавриата и магистратуры Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л. Г. Глубокова, М. Н. Семиколенова, В. Н. Стась Экономический анализ: учеб. пособие: Барнаул : АлтГУ,, 2017 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3476
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Электронно-библиотечная система издательства "Лань" www.e.lanbook.com
Э2 Библиоклуб www.biblioclub.ru
Э3 СПС «Гарант» garant.park.ru
Э4 Комплексный экономический анализ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса «Комплексный экономический анализ» позволяет получить теоретические знания и навыки практических расчетов для оценки экономического состояния хозяйствующих субъектов.
Построение курса предусматривает проведение лекций, практических и семинарских занятий. На лекциях студенты знакомятся с вопросами, касающимися содержания КЭА, его методологии, последовательности проведения, особенностями современного этапа развития в РФ. Рекомендуется обратить особое внимание на роль КЭА в принятии управленческих решений заинтересованными пользователями.
Изучение теории вопроса позволяет уяснить такой важный момент: КЭА является не только аналитической методикой, но это есть и метод экономического анализа, что предопределяет его особое значение в сравнении с другими видами и направлениями экономического анализа.
На практических занятиях проводится обсуждение выполненных расчетов, проблем, выявленных в ходе анализа, поиску резервов улучшения финансово-хозяйственной деятельности, что важно для дальнейшей профессиональной деятельности.
Отличительной особенностью данного курса является его практикоориентированный характер. Значительное количество аудиторных занятий посвящено выполнению практических заданий, цель которых состоит в приобретении навыков и опыта проведения комплексного анализа хозяйственной деятельности. Представленные материалы позволяют не только производить необходимые вычисления, но и оценивать полученные результаты.
Важным обстоятельством при освоении курса является то, что информационной базой проведения анализа являются данные не условной компании, а публичная финансовая отчетность реального российского акционерного общества. Все расчеты, необходимые для выполнения практикума, основаны на этой информации. Кроме того, для оценки финансово-хозяйственной деятельности Общества студенты могут привлечь дополнительные сведения, содержащиеся в его годовом отчете. Это будет способствовать более эффективному усвоению материала курса.
Практические задания охватывают большое количество задач по анализу финансово-экономической деятельности субъектов хозяйствования, что позволяет ознакомиться с последовательностью и основными способами КЭА, освоить методологию аналитических расчетов, понять роль и особенности форм бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций.
Практические задания охватывают две области КЭА:
1) анализ ресурсного потенциала хозяйствующего субъекта,
2) анализ финансового состояния хозяйствующего субъекта.
По каждому направлению существуют свои задачи анализа, инструментарий и алгоритм выполнения, что позволяет приобрести навыки работы специалиста с экономической информацией, ее обработкой для оценки эффективности функционирования субъектов хозяйствования и разработки эффективных управленческих решений.
Рекомендуется следующая последовательность выполнения практических заданий:
 ознакомление с теоретическим и лекционным материалом по данному направлению анализа;
 уяснение цели,задач и методических подходов к анализу;
 обоснование методики анализа и построение системы показателей для его проведения;
 составление аналитических таблиц (графического материала), расчет, аналитическая обработка и интерпретация показателей, указанных в задании;
 формулирование выводов, заключений и обобщений по результатам проделанной работы;
 составление аналитического заключения;
 оформление результатов выполнения практикума в соответствии с требованиями.
Решение практических заданий позволяет интенсифицировать изучение литературы по данной тематике, углубить теоретические знания. По результатам решения заданий можно судить о том, насколько освоен теоретический курс и каковы возможности применения полученных знаний на практике.

Самостоятельная работа предполагает изучение теоретического материала по актуальным вопросам дисциплины и практическое его применение в расчетах. Рекомендуется самостоятельное изучение законодательства РФ, доступной учебной и научной литературы.
Текущий контроль знаний проводится в ходе проверки результатов выполнения практических и тестовых заданий,а также устного опроса студентов преподавателем.
Опыт и практические навыки, полученные на этом этапе обучения, далее будут использованы при подготовке курсовых работ и выпускной квалификационной работы.
К процедуре итогового контроля знаний по курсу «КЭА» в соответствии с календарно-тематическим планом допускаются студенты, успешно выполнившие практические задания и тесты.