МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Управленческий анализ в отраслях

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_Экономическая безопасность_ЭПОЭБ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 23
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Управленческий анализ в отраслях

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 14.04.2021 г. № 293)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Срок действия программы: 2018-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Санникова И.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 16.04.2018 г. № 7
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Санникова И.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины специализации «Управленческий анализ в отраслях» - изучение особенностей методики и организации проведения экономического анализа в отличных от промышленности отраслях деятельности: строительстве, торговле и других.
Задачи изучения дисциплины:
- раскрыть особенности деятельности каждой отрасли;
- рассмотреть систему показателей, используемых в данной отрасли;
- научить студентов применять методы экономического анализа в специфических отраслевых условиях;
- раскрыть возможности принятия управленческих решений на основе проведенных аналитических расчетов и выводов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способен проводить экономические расчеты, направленные на идентификацию, анализ и оценку рисков
ПК-5.1 Знает характеристики ситуации неопределенности, основные принципы оценки риска; современные информационные системы и технологии управления рисками и возможности их применения; стратегии, методы управления рисками и варианты их применения
ПК-5.2 Умеет осуществлять расчеты, прогнозировать, тестировать и верифицировать методики управления рисками с учетом отраслевой специфики, включая проекты в рамках государственно-частного партнерства
ПК-5.3 Владеет навыками оценки эффективности воздействия на риск: выбор варианта или метода воздействия на риск, подготовка и внедрение планов воздействия на риск
ПК-5.4 Владеет навыками построения карты риска и методами подготовки и внедрения планов воздействия на риск целях обеспечения экономической безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-5.1. Знает характеристики ситуации неопределенности, основные принципы оценки риска; современные информационные системы и технологии управления рисками и возможности их применения; стратегии, методы управления рисками и варианты их применения

3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-5.2. Умеет осуществлять расчеты, прогнозировать, тестировать и верифицировать методики управления рисками с учетом отраслевой специфики, включая проекты в рамках государственно-частного партнерства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-5.3. Владеет навыками оценки эффективности воздействия на риск: выбор варианта или метода воздействия на риск, подготовка и внедрение планов воздействия на риск
ПК-5.4. Владеет навыками построения карты риска и методами подготовки и внедрения планов воздействия на риск в целях обеспечения экономической безопасности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Управленческий анализ застройщика
1.1. Сущность и правовые аспекты инвестиционной деятельности. Субъекты инвестиционной деятельности. Лекции 8 2 Л2.1, Л1.1
1.2. Анализ объемов капитальных вложений. Анализ выполнения плана по вводу объектов. Анализ незавершенного строительства. Анализ расходов застройщика. Анализ финансовых результатов застройщика по деятельности, связанной со строительством. Анализ источников финансирования капитального строительства. Управленческие решения, принимаемые по результатам анализа. Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
1.3. Анализ инвестиционной деятельности застройщика Сам. работа 8 30 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Управленческий анализ деятельности подрядной строительной организации.
2.1. Информационное обеспечение принятия управленческих решений в подрядной строительной организации (ПСО). Анализ выполнения планов по объемным показателям ПСО. Анализ продолжительности строительства объектов. Особенности анализа основных фондов в строительстве. Анализ себестоимости строительных работ. Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1
2.2. Анализ накладных расходов ПСО. Анализ потерь от брака в строительстве. Анализ расчетов с заказчиками и с партнерами по строительству объектов. Оптимизация показателей деятельности ПСО. Направления повышения эффективности строительного производства. Практические 8 4 Л2.1, Л1.1
2.3. Анализ выполнения планов по показателям деятельности ПСО Сам. работа 8 10 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Анализ товарооборота
3.1. Особенности деятельности организаций оптовой и розничной торговли, их значение для современного этапа развития экономики. Задачи и информационное обеспечение анализа товарооборота. Общий анализ товарооборота. Анализ товарооборота по составу, видам, формам оборота. Анализ ритмичности продаж. Лекции 8 6 Л2.1, Л1.1
3.2. Анализ обеспеченности и эффективности использования товарных ресурсов. Характеристика товарного баланса торговой организации. Классификация товарных запасов и их анализ. Анализ товарооборачиваемости. Управленческие решения по повышению товарооборота и оптимизации товарных запасов. Практические 8 2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Анализ издержек обращения
4.1. Основные понятия и задачи анализа издержек обращения. Информационная база для анализа издержек обращения. Анализ состава, структуры и динамики издержек обращения. Лекции 8 4 Л2.1, Л1.1
4.2. Факторный анализ издержек обращения. Анализ издержек обращения по статьям. Резервы снижения издержек обращения. Влияние издержек обращения на финансовые результаты торговой организации. Практические 8 16 Л2.1, Л1.1
4.3. Управленческие решения по оптимизации объема товарооборота, издержек обращения и прибыли. Сам. работа 8 26 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция:
ПК-5: Способен проводить экономические расчеты, направленные на идентификацию, анализ и оценку рисков
1. Релевантные расходы зависят:
а) от возраста предприятия;
б) объема деятельности и продаж;
в) принимаемого решения по управлению
2. Группировка затрат по статьям калькуляции – отличительный признак:
а) финансового учета;
б) налогового учета;
в) управленческого учета
3. Более информативными являются калькуляции:
а) элективные;
б) кумулятивные;
в) параметрические.
4. Возможность отнести затраты или их часть на конкретные обособленные виды изделий или услуг является главным отличительным признаком:
а) параметрических калькуляций;
б) позаказного калькулирования;
в) коэффициентного многопередельного калькулирования

Проверяемая компетенция: ПК-5: способностью осуществлять планово-отчетную работу организации, разработку проектных решений, разделов текущих и перспективных планов экономического развития организации, бизнес-планов, смет, учтено-отчетной документации, нормативов затрат и соответствующих предложений по реализации разработанных проектов, планов, программ
5. Умножив нормативную цену прямых материалов на нормативное количество прямых материалов, получим:
а) отклонение по цене прямых материалов;
б) отклонение по количеству (по использованию) прямых материалов;
в) нормативные затраты прямых материалов
6. Организация решила арендовать новый станок. Плата за аренду рассматривается как затраты:
а) переменные;
б) постоянные;
в) полупеременные
7. В рамках масштабной базы удельные постоянные расходы при увеличении деловой активности организации:
а) остаются неизменными;
б) постепенно уменьшаются;
в) возрастают.
8. Для данного отчетного периода и определенного вида продукции минимальные затраты должны быть в калькуляции:
а) плановой;
б) нормативной;
в) фактической

Проверяемая компетенция: ПК-6: способностью осуществлять бухгалтерский, финансовый, оперативный, управленческий и статистические учеты хозяйствующих субъектов и применять методики и стандарты ведения бухгалтерского, налогового, бюджетного учетов, формирования и предоставления бухгалтерской, налоговой, бюджетной отчетности
9. Процесс принятия управленческого решения обычно включает:
а) анализ двух или более альтернатив и выбор наилучшей из них;
б) выбор действий, которые обеспечивают наибольший объем продаж;
в) получение внешнего финансирования для проектов;
г) отбор только двух альтернатив для анализа.
10. Точка безубыточности рассчитывается:
а) как разница между доходом от продаж и переменными затратами;
б) как отношение постоянных затрат на маржинальный доход в расчете на единицу продукции;
в) объем продаж при наибольшей эффективности производства
11. Вмененные издержки предприятия представляют собой:
а) реальные затраты предприятия на производство и сбыт продукции;
б) расходы будущих периодов, включаемые в себестоимость;
в) экономическая выгода, упущенная вследствие предпочтения одного способа действий другим
12. Какие из следующих затрат включаются в производственную себестоимость при методе учета полных затрат и не включаются при методе учета переменных затрат:
а) переменные общепроизводственные расходы;
б) постоянные общепроизводственные расходы;
в) прямые материальные затраты;
г) прямые трудовые затраты

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. в
2. в
3. а
4. б
5. в
6. б
7. б
8. б
9. а
10. б
11. в
12. б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Разница между выручкой от продаж и переменными расходами это _________ ___________ .
2. Метод учета затрат, при котором аккумулирование затрат осуществляется по производственным подразделениям, а не по отдельным заказам называется ______ метод.
3. Затраты, которые не изменяются при изменении объемов производства – это ____ затраты.
4. Компания предполагает продавать продукцию А по цене 27 руб. за единицу, переменные расходы предполагаются равными 15 руб. за единицу. Постоянные расходы составят 197 040 руб. за месяц. Определить сколько единиц продукции должно быть продано за месяц, чтобы компания получила прибыли 6 000 руб. за месяц.
5. Метод учета затрат, при котором распределение косвенных расходов осуществляется исходя из бюджетных ставок распределения, - это _____ метод
6. Какой метод калькулирования целесообразно применять в массовых производствах однородной продукции для определения себестоимости?
7. Компания в ежемесячном отчете о прибыли показывает объем реализации – 200 000 руб., производственные расходы – 80 000 руб. (40% постоянные), коммерческие и административные расходы – 100 000 руб. (60% переменные). Рассчитать маржинальную прибыль, игнорируя материальные запасы.
8. Компания предполагает продавать продукцию А по цене 27 руб. за единицу, переменные расходы предполагаются равными 15 руб. за единицу. Постоянные расходы составят 197 040 руб. за месяц. Рассчитайте точку безубыточности в единицах продукции.
9. Затраты, размер которых находится в прямой зависимости от уровня производственной деятельности – это _________ затраты.
10. Система экономических расчетов себестоимости единицы продукции отдельных видов продукции (работ, услуг) – это ______
11. Объектом учета затрат и объектом калькулирования при позаказном методе учета затрат является отдельный производственный_____.
12. Структурное подразделение организации, во главе которого стоит руководитель (менеджер), контролирующий в определенной для данного подразделения степени затраты, доходы и средства, инвестируемые в этот сегмент бизнеса) - это ________ _________
13. Центр ответственности, менеджер которого отвечает за получение доходов, но не несет ответственности за издержки – это центр _________________
14. Тщательно рассчитанные предопределенные затраты, которые обычно выражаются в расчете на единицу готовой продукции – это _______ затраты.
15. Бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации, где доходы и расходы планируются исходя из одного уровня реализации – это ______ бюджет.
16. При методе учета затрат «Директ-костинг» в себестоимость продукции включаются _____ затраты.
17. Если предприятие в отчетном периоде произвело закупку сырья и материалов, оно осуществило _____
18. Затраты прошлых периодов, которые возникли в результате принятого решения и никоим образом не будут изменены в будущем – это ______ затраты.
19. Затраты, которые невозможно или экономически не выгодно прямо отнести на носитель затрат – это ______ затраты.
20. Для учета себестоимости произведенных полуфарикатов на стадиях обработки при полуфарикатном варианте учета используется счет ____
21. Определите себестоимость выпущенной готовой продукции, если остатки незавершенного производства на начало периода составляют 75 000 руб, остатки незавершенного производства на конец периода 55 000 руб., затраты на производство за отчетный период – 380 000 руб. Сумму указать в рублях
22. Калькуляция, которая представляет собой расчет себестоимости продукции не объекта калькулирования, а единицы параметра его производительности и других полезных свойств – это _____ калькуляция.
23. Калькуляция, которая предусматривает тот уровень затрат на производство и продажу продукции, который должен быть достигнут в течение заданного планируемого периода времени – это ____ калькуляция.
24. Сегмент деятельности, руководитель которого отвечает одновременно как за доходы, так и за затраты своего подразделения – это центр _____ .
25. Составление бюджетов начинается с формирования бюджета ______ .
26. Бюджет, пересчитанный на фактический объем деятельности- это_____ бюджет.
27. Чему равен запас финансовой прочности в абсолютном выражении, если в отчетном периоде сумма постоянных затрат – 100 тыс. рублей, удельные переменные затраты – 60 рублей, отпускная цена единицы продукции – 80 рублей, объем продаж – 8 000 штук.
28. Определите величину прибыли от реализации продукции на конец месяца, если известны следующие
данные: прибыль на начало месяца - 20 000 руб., выручка от реализации продукции, вкл. НДС - 480 000 руб., производственная себестоимость реализованной продукции - 250 500 руб., НДС – 80 000 руб., коммерческие расходы – 100 000 руб. Сумму прибыли укажите цифрами в рублях
29. Цена, по которой продукция и услуги передаются другим подразделениям одной компании, называется _____ цена.
30. Способ исчисления фактических затрат на производство продукции, основанный на предварительном нормировании издержек – это ______ метод учета затрат.
31. Способ организации учета производственных расходов и исчисления себестоимости продукции, при котором учет затрат ведется по отдельным переделам, технологическим стадиям – это _____ метод учета затрат.
32. Предполагаемый объема продаж компании - 6 000 тыс. руб., переменные затраты – 3 900 тыс. руб., постоянные затраты – 1 400 тыс. руб. Чему будет равна критическая точка в тыс. руб.
33. Компания планирует продать 200 000 единиц продукции В. Постоянные затраты – 400 000 руб. и переменные затраты – 60% от цены продажи. Для того чтобы иметь операционную прибыль 100 000 руб., цена продажи единицы продукции должна быть _____ (укажите в руб. и копейках)
34. Компания планирует себестоимость проданной продукции 2 000 000 руб., в том числе постоянные затраты – 400 000 руб. и переменные затраты 75 % от объема чистой продажи. Какой планируется объем чистой продажи? Ответ укажите в тыс. руб.
35. Стоимость материалов, израсходованных на производство продукции, по способу включения затрат в себестоимость продукции – это затраты _____.
36. Бюджет, который охватывает общую деятельность организации – это бюджет _____.
37. Процесс составления бюджета организации - это бюджетный _____.
38. В условиях системы «директ-костинг» постоянные общероизводственные расходы списываются бухгалтерской записью: дебет счета ___ кредит счета ____
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. маржинальный доход
2. попередельный
3. постоянные
4. 16 920
5. позаказный
6. попроцессный
7. 92 000
8. 16 420
9. переменные
10. калькулирование
11. заказ
12. центр ответственности
13. доходов
14. нормативные
15. статический
16. переменные
17. затраты
18. безвозвратные
19. косвенные
20. 21
21. 400 000
22. параметрическая
23. плановая
24. прибыли
25. продаж
26. гибкий
27. 240 000
28. 69 500
29. трансфертная
30. нормативный
31. попередельный
32. 4000
33. 4,17
34. 2 133
35. прямые
36. генеральный
37. цикл
38. 90-25

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный зачет по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Сущность и назначение управленческого анализа
2. Сравнительная характеристика управленческого и финансового анализа
3. Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений
4. Понятия «затраты», «издержки», «расход»
5. Особенности анализа в отраслях.
6. Классификация затрат для калькулирования и оценки произведенной продукции
7. Группировка затрат для принятия решений и планирования
8. Классификация затрат для осуществления процесса контроля и регулирования
9. Понятие и уровни производственной мощности
10. Экономическая модель безубыточности производства
11. Бухгалтерская модель безубыточности производства
12. Построение графика безубыточности
13. Построение графика валовой прибыли
14. Построение графика прибыли и объема производства
15. Понятие центра ответственности и их виды
16. Учет затрат по центрам ответственности
17. Основные принципы организации учета затрат
18. Понятия «себестоимость», «калькуляция» и их виды
19. Отличия систем учета переменных и полных затрат
20. Сущность метода "Директ-костинг"
21. Формирование финансового результата в системе учета полных и переменных затрат
22. Деление затрат на прямые и косвенные
23. Методы распределения косвенных затрат на носитель затрат
24. Попроцессный метод калькулирования себестоимости
25. Попередельный метод учета затрат
26. Позаказный метод учета затрат
27. Система нормативного учета затрат
28. Понятие нормативных затрат и система "Стандарт-кост"
29. Элементы нормативных затрат на единицу продукции
30. Алгоритм применения нормативов при использовании системы «стандарт-кост»
31. Отклонения фактических затрат и их анализ
32. Учетные записи при методе «стандарт-кост»
33. Определение релевантных издержек
34. Критерии принятия решений об объеме и структуре выпуска продукции
35. Решения о цене реализации товара
36. Расформирование сегмента
37. Принятие решений и ограничивающие факторы
38. Решение о собственном производстве или закупке
39. Организация подсистем финансового и управленческого учета
40. Управленческая отчетность как объект управленческого учета
41. Принципы составления управленческой отчетности
42. Принципы представления управленческой отчетности
43. Бюджетирование и функции бюджета
44. Разработка оперативного бюджета
45. Разработка финансового бюджета
46. Бюджет денежных средств: порядок составления и взаимосвязи с общим бюджетом
47. Принципы учета затрат и бюджетирования по видам деятельности (АВС)

Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично(зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо(зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно(зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно(не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС УАвО.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Косолапова М.В., Свободин В.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник: основная Дашков и К, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. Д. А. Ендовицкого Экономический анализ активов организаций: [учебник] М.: Эксмо, 2009 RU/НБ АлтГУ/BOOK/65.053.4/Э 401 -867428
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.bibioclub.ru
Э2 http://e.lanbook.com
Э3 www.minfin.ru
Э4 www.aprussia.ru
Э5 www.ipbr.org
Э6 www.garant.ru
Э7 www.consultant.ru/online/
Э8 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение теоретического материала по актуальным вопросам дисциплины и практическое его применение в расчетах. Рекомендуется самостоятельное изучение законодательства РФ, доступной учебной и научной литературы.
Степень овладения знаниями и практическими навыками определяется в процессе текущего и итогового контроля.
С целью текущего контроля знаний проводится проверка выполнения практических работ, тестов, предусмотренных календарно-тематическим планом, а также устный опрос студентов преподавателем.
С целью итогового контроля знаний проводится зачет. Семестровый зачет является итоговой формой контроля уровня знаний студента по дисциплине. К сдаче зачета допускаются студенты, успешно выполнившие практические задания в соответствии с календарно-тематическим планом.