МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология личности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_Экономическая безопасность_ЭПОЭБ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Рудакова О.Ю.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Горбунова А.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Психология личности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 14.04.2021 г. № 293)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
канд. экон. наук, доц., Рудакова О. Ю.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 27.05.2022 г. № 9
Заведующий кафедрой канд. экон. наук, доц., Рудакова О. Ю.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – cформировать у студентов представление о психологии личности как теоретической и практической области знания, направленной на исследование закономерностей формирования и развития человека в природе, обществе и индивидуальном жизненном пути.
Задачи курса:
• раскрыть содержание теоретических и эмпирических исследований, а также психологических и психотехнических практик, которые разрабатывались различными психологическими школами
• дать общее представление о закономерностях формирования и развития личности в биогенезе, социогенезе и персоногенезе;
• рассмотреть проблематику внутренней сущности, ценностно-смысловых оснований, мотивации, характера и направленности личности;
• сформировать представление о психологическом здоровье, нормальном и аномальном развитии личности;
• научить владеть основными методами психологической диагностики индивидуально-личностных качеств и свойств и применять их в практической жизнедеятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3Способен осуществлять текущее управление деятельностью подразделения аудиторской организации
ПК-3.1 Знает основные задачи и принципы аудита; этапы планирования предварительной подготовки аудитами контроля; международные профессиональные стандарты аудита
ПК-3.2 Умеет выбирать и применять на практике методы документального контроля с учетом их особенностей; документально оформлять промежуточные и окончательные результаты аудита
ПК-3.3 Владеет навыками ПО составлению плана и программы аудита; формирует план-график работе бюджет подразделения аудиторской организации
ПК-3.4 Осуществляет контроль выполнения аудиторских заданий иных проектов, выполняемых подразделением аудиторской организации
УК-6Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
УК-9Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
УК-9.1 Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
УК-9.2 Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
УК-9.3 Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента
Знает основные принципы и подходы формирования инклюзивной компетентности, психологические закономерности и особенности возрастного и личностного развития в условиях инклюзивной образовательной среды
Знает основные задачи и принципы аудита; этапы планирования предварительной подготовки аудитами контроля; международные профессиональные стандарты аудита
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
Умеет использовать методические приемы формирования инклюзивной компетентности в профессиональной деятельности с учетом особенностей лиц с ОВЗ и принципами инклюзивного образования
Умеет выбирать и применять на практике методы документального контроля с учетом их особенностей; документально оформлять промежуточные и окончательные результаты аудита
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
Способен реализовывать различные способы взаимодействия с учетом дефектологических знаний между всеми субъектами в социальной и профессиональной сферах
Владеет навыками ПО составлению плана и программы аудита; формирует план-график работе бюджет подразделения аудиторской организации
Осуществляет контроль выполнения аудиторских заданий иных проектов, выполняемых подразделением аудиторской организации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Психология личности как наука
1.1. Этапы развития психологии личности как науки Лекции 5 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Этапы развития психологии личности как науки Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Проблема предмета психологии личности Сам. работа 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Уровни теоретического знания о личности Лекции 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.5. Уровни теоретического знания о личности Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.6. Уровни теоретического знания о личности Сам. работа 5 10 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.7. Требования и критерии оценки теории личности. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.8. Требования и критерии оценки теории личности. Практические 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.9. Требования и критерии оценки теории личности. Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Субъектность как область исследования психологии личности
2.1. Основные парадигмы в рамках интерпретации категории «субъект». Лекции 5 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Основные парадигмы в рамках интерпретации категории «субъект». Практические 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Взаимосвязь категорий «субъект» и «личность». Сам. работа 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Общее представление о субъектности. Лекции 5 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.5. Общее представление о субъектности. Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.6. Общее представление о субъектности. Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.7. Структура личности Лекции 5 1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.8. Структура личности Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.9. Структура личности Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.10. Психологические методы диагностики субъектности Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.11. Психологические методы диагностики субъектности Практические 5 4 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.12. Психологические методы диагностики субъектности Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Суверенность психологического пространства личности
3.1. Феномен суверенности психологического пространства личности Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Феномен суверенности психологического пространства личности Практические 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Психологические методы диагностики личности. Лекции 5 2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Психологические методы диагностики личности. Сам. работа 5 12 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – «Психология личности» (https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2740)
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
УК-6: Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни
УК-9: Способен использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах
ПК-3: Способен осуществлять текущее управление деятельностью подразделения аудиторской организации
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Согласно А.В. Петровскому, ориентация на системный подход к изучению личности предполагает
1) выяснение общей структуры
2) исследование набора различных качеств, свойств, черт, характеристик психики
3) поиск системообразующего признака
Ответ: 3.
Вопрос 2. Согласно А.В. Петровскому, ориентация на структурный подход к изучению личности предполагает
1) выяснение общей структуры
2) исследование набора различных качеств, свойств, черт, характеристик психики
3) поиск системообразующего признака
Ответ: 1.
Вопрос 3. Согласно А.В. Петровскому, ориентация на коллекционерский подход к изучению личности предполагает
1) выяснение общей структуры
2) исследование набора различных качеств, свойств, черт, характеристик психики
3) поиск системообразующего признака
Ответ: 2.
Вопрос 4. По мнению Д.А. Леонтьева, классический этап развития психологии личности датируется …
варианты ответов:
1) конец 1930-х гг. – конец 1960-х гг.
2) начало 1940-х гг. – конец 1970-х гг.
3) с начала 1970-х гг.
Ответ: 1.
Вопрос 5. По мнению Д.А. Леонтьева, неклассический этап развития психологии личности датируется …
варианты ответов:
1) конец 1930-х гг. – конец 1960-х гг.
2) начало 1940-х гг. – конец 1970-х гг.
3) с начала 1970-х гг.
Ответ: 3.
Вопрос 6. Функцией теории личности является
варианты ответов:
1) объяснительная
2) демонстративная
Ответ: 1.

Вопрос 7. Последовательную разработку идей С.Л. Рубинштейна осуществляла
варианты ответов:
1) Д.А. Леонтьев
2) К.А. Абульханова-Славская
Ответ: 2.

Вопрос 8. Ведущее значение Эго-составляющей структуры личности в своей теории придавала …
варианты ответов:
1) З. Фрейд
2) А. Фрейд
Ответ: 2.
Вопрос 9. С точки зрения классического психоанализа энергия, управляющая личностью имеет природу:
1) космическую
2) сексуальную
Ответ: 2.
Вопрос 10. З. Фрейд рассматривает личность как
1) иррациональную
2) самоактуализирующуюся
Ответ:1.
Вопрос 11. А. Маслоу рассматривает личность как
1) иррациональную
2) самоактуализирующуюся
Ответ: 2.
Вопрос 12. Одним из авторов теории объектных отношений является:
1) Б.Ф. Скиннер
2) М. Кляйн
Ответ: 2.

Вопрос 13. Идея о том, что личность представляет собой организованную систему конструктов является центральной в теории
варианты ответов:
1) С.Л. Рубинштейна
2) Дж. Келли.
Ответ: 2.
Вопрос 14. Личность предстает как система отношений в концепции …
варианты ответов:
1) Б.С. Братуся 2) В.Н. Мясищева
Ответ: 2.
Вопрос 15. Выберете автора, представляющего бихевиоральный подход:
1) Л.С. Выготский
2) Б. Ф. Скиннер

Ответ: 2.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
Вопрос 1. Методом исследования особенностей ценностно-смысловой сферы и смысла жизни личности является тест
Ответ: Тест Смысложизненных ориентация личности (СЖО)
Ответ: 1.
Вопрос 2. Исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности позволяет осуществлять методика
Ответ: Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах
Вопрос 3. Исследование мотивации достижения и избегания неудач личности позволяет осуществлять методика
Ответ: «Мотивация достижения и избегания неудач».
Ответ: 2.
Вопрос 4. По мнению большинства отечественных психологов, носителем биологического в человеке является …
Ответ: индивид
Вопрос 5. По мнению большинства отечественных психологов, носителем социального в человеке является
Ответ: личность
Вопрос 6. Сложная система мотивационных образований личности-это..
Ответ: мотивационная сфера
Вопрос 7. Сложная система ценностно-смысловых образований личности – это …
Ответ: ценностно-смысловая сфера.
Вопрос 8. Носителем биологических или социальных свойств человека является индивид?
Ответ: биологических свойств.
Вопрос 9. Носителем биологических или социальных свойств человека является личность?
Ответ: социальных свойств.
Вопрос 10. Особенности ценностно-смысловой сферы характеризуют человека как индивида или личности?
Ответ: личность.
Вопрос 11. Вставьте пропущенное слово:
Психологическая защита-это психические процессы, направленные на ………….. действия психического напряжения, дискомфорта, травмы, тревоги.
Ответ: уменьшение.
Вопрос 12. По мнению какого автора в структуру психического здоровья входят такие компоненты как положительное отношение к себе, оптимальное развитие, рост и самоактулизация личности?
Ответ: А.Маслоу
Вопрос 13. Вставьте пропущенное слово: ценностные ориентации, смысловые конструкты, смысл жизнь являются образованиями ……………………………………………………….личности .
Ответ: ценностно-смысловой.
Вопрос 14. Согласно А.Н. Леонтьеву, мотивы, побуждающие деятельность и при этом придающие ей смысл – это …
Ответ: смыслообразуюшие мотивы.
Вопрос 15. Вставьте пропущенное слово: мотивы, потребности, влечения, хотения являются образованиями …………… сферы личности .
Ответ: мотивационной.
Вопрос 16. По мнению большинства отечественных психологов, носителем биологического в человеке является …
Ответ: индивид
Вопрос 17. По мнению большинства отечественных психологов, носителем социального в человеке является
Ответ: личность
Вопрос 18. Согласно А.Н. Леонтьеву, психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе – это
Ответ: личность.
Вопрос 19. Человек как единичное природное существо, представитель человеческого рода – это
Ответ: индивид.
Вопрос 20. Развитие человека как личности осуществляется в ходе?
Ответ: социогенез, социализация.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.


5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Р. С. Немов Теории личности : учебник и практикум, Том III в 2 кн. Книга 1. : для академического бакалавриата М. Издательство Юрайт , 2018 www.biblio-online.ru/book/38C33AE9-C633-4AF3-863B-786F6B32A815
Л1.2 З. В. Диянова, Т. М. Щеголева Психология личности. Закономерности и механизмы развития личности : для бакалавриата и магистратуры Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/4C579971-ECEC-4EB9-AB4E-88FB2CD26143.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ипполитова Е.А., Ральникова И.А. Психология личности: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в ЭИОС portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
100С центр деловых игр – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места (модульные столы 8 шт.); телевизор LG; диван; пуфик – 2 шт., журнальный столик – 1 шт.
100С центр деловых игр – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 24 посадочных места (модульные столы 8 шт.); телевизор LG; диван; пуфик – 2 шт., журнальный столик – 1 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации к самостоятельной работе.
Самостоятельная работа обеспечивает подготовку студента к текущим аудиторным занятиям и контрольным мероприятиям по дисциплине. Результаты этой подготовки проявляются в активности студента на занятиях и в качестве выполненных заданий, предложенных в рамках текущего контроля. Самостоятельная работа может осуществляться в следующих формах: изучение лекционного материала, предусматривающее проработку конспекта лекций и учебной литературы; поиск (подбор) и обзор литературы и электронных источников информации по изучаемой проблеме; изучение материала, вынесенного на самостоятельное изучение; подготовка к практическим занятиям; подготовка к тестовому контролю; подготовка к промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям.
В рамках практических занятий реализуется проверка усвоения теоретического и практического материала. Для подготовки к практическим занятиям по конкретной теме необходимо разобраться в вопросах, предложенных для подготовки к практическому занятию по данной теме, уметь раскрыть основное содержание вопросов, уметь приводить примеры. Для подготовки к практическому занятию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.

Работа с учебной и научной литературой в рамках самостоятельной работы.
При работе с книгой необходимо научиться правильно ее читать, вести записи. Важно помнить, что рациональные навыки работы с книгой позволяют экономить время и повышают продуктивность. Правильный подбор учебников рекомендуется преподавателем, читающим лекционный курс. Необходимая литература указана в РПД по данному курсу. Самостоятельная работа с учебниками и книгами - это важнейшее условие формирования научного способа познания. Основные приемы можно свести к следующим: прочитанные книги, учебники следует конспектировать, но это не означает, что надо конспектировать «все подряд»: можно выписывать кратко основные идеи автора и иногда приводить наиболее яркие и показательные цитаты; следует выработать способность «воспринимать» сложные тексты; для этого лучший прием научиться «читать медленно», когда понятно каждое прочитанное слово (а если слово незнакомое, то либо с помощью словаря, либо с помощью преподавателя обязательно его узнать).

Подготовка к тестам контроля знаний.
Подготовка к тестированию требует от обучающихся тщательного изучения материала лекционных и практических занятий, по тематике которых проводится тест. Для подготовки к тестированию необходимо использовать предложенные в РПД список литературы, информационные справочные системы, профессиональные базы данных.