МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Маркетинговый анализ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_Экономическая_безопасность_ЭПОЭБ-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 9

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 5 (9) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 26 26 26 26
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Бобровская Т.В.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Деркач Н.О

Рабочая программа дисциплины
Маркетинговый анализ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 14.04.2021 г. № 293)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 26.06.2023 г. № 12
Срок действия программы: 2021-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 26.06.2023 г. № 12
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор, Санникова Инна Николаевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью дисциплины "Маркетинговый анализ" является теоретическое освоение студентами материала, необходимого для понимания маркетингового анализа как современного направления экономического анализа; формирование у них профессиональных компетенций, связанных с ролью маркетингового анализа в принятии управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен осуществлять анализ массива экономической информации о деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется
ПК-1.1 Знает налоговое законодательство РФ; международный национальные стандарты аудита; методы поиска, отбора, анализа и систематизации информации
ПК-1.2 Умеет осуществлять сбор, систематизацию и анализ различных видов информации
ПК-1.3 Владеет современными подходами к планированию и выполнению аудиторского задания и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью
ПК-1.4 Умеет разрабатывать и формулировать надлежащее аудиторское заключение и/или иной итоговый документ по результатам аудиторских услуг
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1. Знает налоговое законодательство РФ; международные и национальные стандарты аудита; методы поиска, отбора, анализа и систематизации информации
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2. Умеет осуществлять сбор, систематизацию и анализ различных видов информации
ПК-1.4. Умеет разрабатывать и формулировать надлежащее аудиторское заключение и/или иной итоговый документ по результатам аудиторских услуг
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3. Владеет современными подходами к планированию и выполнению аудиторского задания и прочих услуг, связанных с аудиторской деятельностью

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Научные основы маркетингового анализа
1.1. Содержание и роль маркетингового анализа в принятии УР Лекции 9 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.2. Содержание и роль маркетингового анализа в принятии УР Практические 9 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
1.3. Содержание и роль маркетингового анализа в принятии УР Сам. работа 9 8 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Информационная база маркетингового анализа
2.1. Источники информации для проведения маркетингового анализа Лекции 9 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.2. Источники информации для проведения маркетингового анализа Практические 9 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
2.3. Источники информации для проведения маркетингового анализа Сам. работа 9 16 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 3. Методология маркетингового анализа
3.1. Методические подходы к расчету и оценке показателей, характеризующих маркетинговую деятельности организации Лекции 9 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.2. Методические подходы к расчету и оценке показателей, характеризующих маркетинговую деятельности организации Практические 9 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
3.3. Методические подходы к расчету и оценке показателей, характеризующих маркетинговую деятельности организации Сам. работа 9 18 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Учетно-аналитические аспекты маркетинга
4.1. Особенности учета и анализа расходов, связанных с маркетинговой деятельностью организации Лекции 9 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.2. Особенности учета и анализа расходов, связанных с маркетинговой деятельностью организации Практические 9 10 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1
4.3. Особенности учета и анализа расходов, связанных с маркетинговой деятельностью организации Сам. работа 9 24 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-1.4 Л1.3, Л1.2, Л2.1, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Проверяемая компетенция:
ПК-1: Способен осуществлять анализ массива экономической информации о деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется

1.Методические основы и порядок составления консолидированной финансовой отчетности в РФ устанавливают:
а) ПБУ 4/99
б) МСФО
в) Федеральный закон от 27.07.2010 №208 «О консолидированной финансовой отчетности»
г) Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учёте»
2. Актуальность применения консолидированной финансовой отчетности:
а) способствует повышению прозрачности и открытости деятельности организации
б) обеспечивает единообразие и сравнимость финансовой отчетности российских организаций с аналогичными хозяйствующими субъектами за рубежом
в) повышает инвестиционную привлекательность организаций и расширяет возможности их доступа к международным финансовым рынкам
г) обеспечивает инвесторов дополнительной информацией, необходимой для принятия инвестиционных решений
д) способствует повышению качества информационной базы для принятия решения руководством отчитывающихся организаций
е) всё вышеперечисленное
3. Целью составления корпоративной отчетности НЕ является:
а) унификация и облегчение процедур составления обобщающей отчетности для корпоративных групп
б) обеспечение возможности сравнительного анализа деятельности компании
в) стимулирование развития и практического использования передовых методик учета и составления консолидированной отчетности
г) обеспечение возможности и механизма контроля деятельности крупных корпораций со стороны государства в лице налоговых органов
4. Основные признаки корпорации:
а) юридическое лицо, которое имеет самостоятельный бухгалтерский баланс
б) ограниченная ответственность
в) свободная продажа акций
г) централизованное управление советом директоров
д) всё вышеперечисленное
5. Ключевые принципы, на которых строится корпоративная отчетность:
а) справедливость
б) прозрачность
в) подотчетность
г) ответственность
6. Принципы построения системы показателей корпоративной отчетности:
а) одинаковые методики расчета во всех подразделениях корпорации
б) простота расчета показателей
в) включение всех значимых аспектов деятельности компании и факторов успеха
г) взаимоувязка показателей
д) возможность проверки налоговыми органами
7. Области корпоративной отчетности:
а) финансовая и нефинансовая отчетность
б) финансовая, статистическая, налоговая отчетность
в) бухгалтерская (финансовая) и управленческая отчетность
г) сводная отчетность
8. К формам подготовки корпоративных отчетов НЕ относится:
а) традиционный годовой отчёт с элементами информации об устойчивом развитии компании
б) комбинированный годовой отчёт
в) интегрированный отчет
г) отчет в статистические и налоговые органы
9. Существует ли стандартная форма интегрированной отчетности, установленная нормативным регулированием корпоративной отчетности?
а) да
б) нет
10. Цели составления нефинансовой корпоративной отчетности:
а) повышение информирования заинтересованных пользователей о деятельности компании, её влиянии на экологию и экономику, о социально значимых проектах, о корпоративной социальной ответственности, о благотворительности и т. д.
б) усиление рыночных позиций компании
в) структурирование внутренней организации компании - осознание необходимости иметь четкую стратегию развития, а также осмысление социальной и экологической корпоративной ответственности
г) построение оптимальной функциональной инфраструктуры управления деятельностью компании
д) всё вышеперечисленное
11. Виды нефинансовых отчетов:
а) экологические, социальные, отчеты об устойчивом развитии, отраслевые, смешанные, комплексные
б) бухгалтерские (финансовые) и управленческие
в) экологические и социальные
г) материнской и дочерних компаний
д) оперативные, сводные, комплексные
12. Консолидированная финансовая отчетность может составляться за период более одного года?
а) да, это определяет сама корпорация
б) нет, этот период должен совпадать с требованиями нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности
13. Верно ли утверждение, что сутью консолидации финансовой отчетности является построчное сложение аналогичных статей активов, обязательств, капиталов, доходов и расходов?
а) да
б) нет
14. Верно ли утверждение, что консолидированная финансовая отчетность направлена не на выявление налогооблагаемой прибыли, а связана с аналитикой, т е с получением общего
а) да
б) нет
15. Методы консолидации финансовой отчетности:
а) метод полной консолидации
б) метод долевого участия
в) метод пропорциональной консолидации
16. Держателем Национального регистра нефинансовых отчетов является:
а) министерство экономического развития РФ
б) налоговая служба
в) Государственный информационный ресурс бухгалтерской отчетности (ГИРБО)
г) Российский союз промышленников и предпринимателей

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. б, в
2. е
3. г
4. д
5. б, в
6. а, б, в, г
7. а
8. г
9. б
10. д
11. а
12. а
13. б
14. а
15. а, б
16. г
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Проверяемая компетенция:
ПК-1: Способен осуществлять анализ массива экономической информации о деятельности аудируемого лица и среды, в которой она осуществляется
Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Основа составления корпоративной отчетности – это ______________________________ .
2. Система корпоративного управления должна обеспечивать своевременное раскрытие достоверной информации по всем существенным вопросам, касающимся АО, в т.ч. о его финансовом положении, результатах деятельности, структуре собственности и управления. Это отвечает такому принципу корпоративного управления как ____________________________.
3. Система корпоративного управления должна обеспечивать стратегией руководство общества, эффективный контроль за управляющими со стороны Совета директоров, а также подотчетность совета директоров обществу и акционерам. Это отвечает такому принципу корпоративного управления как ____________________________.
4. Информационная модель организации, которая имеет стратегическую направленность и обеспечивает получение во всех отношениях информации для реализации задач корпоративного управления, средство коммуникации между компанией и внешней средой – это ________________________________________ отчетность.
5. Система показателей, смоделированная по принципам и требованиям международных стандартов финансовой отчетности и российского законодательства, достоверность которой должна регулярно подтверждаться системой внутреннего контроля корпорации и независимыми аудиторами – это ________________ _____________________ отчетность.
6. Процесс, в результате которого организация представляет информацию о создании ею ценности на протяжении времени, описание всего бизнеса, взаимоувязанная информация об управлении капиталом компании, в т. ч. описание прошлого, текущего и будущего состояния компании – это _____________________________ отчетность.
7. В отношении корпоративной отчетности может быть установлен режим коммерческой тайны (напишите «да» или «нет»): _______________
8. Высшая стадия корпоративной отчетности, новое веяние в корпоративном управлении - это __________________________ отчет.
9. Существует две области корпоративной отчетности: ________________ и _________________ отчетность.
10. Глобальное объединение компаний, регуляторов, инвесторов, органов по стандартизации, бухгалтерских и негосударственных организаций – это ____________________ ______________ по интегрированной отчетности.
11. Принципы, элементы интегрированной отчетности и фундаментальные концепции содержит утвержденный МСИО в декабре 2013 г.) _______________________ ____________________ __________________________ _______________________.
12. Добровольно раскрываемая информация, которая достоверна и доступна для ключевых, заинтересованных сторон, отражает основные аспекты и результаты деятельности компании, связанные с реализацией стратегии устойчивого развития бизнеса – это _________________________ _____________________.
13. Информацию, посвященную анализу экологических последствий деятельности компаний, а также мерам по снижению негативного воздействия на окружающую среду содержит _________________________________ отчет.
14. Информацию, посвященную благотворительным программам и акциям компаний, программам партнерства на территории присутствия, системе работы с персоналом и потребителями, программам в области охраны труда и промышленной безопасности содержит ____________________________ отчет.
15. Процедура заверения корпоративной отчетности аудиторскими или общественными организациями – это ___________________________ отчетности.
16. Основополагающие принципы подготовки отчетов по устойчивому развитию на уровне отдельных предприятий закреплены в Руководстве по нефинансовой отчетности, разработанном организацией - __________________________________________________________________.
17. Показатели деятельности, которые помогают организации в достижении стратегических и тактических целей и отображают, насколько эффективно компания движется к выполнению поставленных целей и задач - это _____________________________ показатели.
18. Традиционные показатели, рассчитываемые в ходе анализа финансовой деятельности корпорации и позволяющие оценить финансовое состояние компании, ее финансовую устойчивость и эффективность принимаемых решений – это ключевые ____________________ показатели.
19. Нефинансовые показатели, отражаемые в корпоративной отчетности и характеризующие устойчивое развитие корпорации – это ключевые ___________________________, _____________________ и ___________________________ показатели.
20. Суммирование активов, обязательств, доходов, расходов и капитала дочерних и материнской компании на основе принципов МСФО - это ____________________________ отчетности.
21. Согласно МСФО 10, финансовая отчетность группы компаний, в которой активы, обязательства, доходы, расходы, капитал и потоки денежных средств материнского предприятия и его дочерних компаний представлены как активы, обязательства, доходы, расходы, капитал и потоки денежных средств единого субъекта экономической деятельности – это ___________________________________________________________________ .
22. Многошаговая процедура, предусматривающая ряд специальных расчетов, алгоритм превращения финансовых отчётов отдельных компаний в комплект консолидированной отчётности – это ____________________________________.
23. Процесс исключения из консолидированной финансовой отчетности внутригрупповых операций – это __________________________________________.
24. Разница между стоимостью бизнеса в целом и агрегированной величиной его идентифицированных чистых активов, оценённых по справедливой стоимости
- это _____________________.
25. Формула расчета консолидированного капитала: ______________________________________плюс______________________________ минус____________________________________________.

26. Доля акций, принадлежащая миноритарным акционерам – это _____________________________________________________ доля.
27. Формула расчета неконтролируемой доли, представленной в пассиве консолидированного балансового отчета: ____________________________________________х_______________________________________________.

28. Метод консолидации финансовой отчетности, при котором: а) консолидации подлежат все чистые активы дочерних компаний (приоритет контроля над владением); б) в пассиве консолидированного балансового отчета отражается неконтролируемая доля – это метод _______________ консолидации.
29. Метод консолидации финансовой отчетности, при котором: а) доля инвестора в чистых активах объекта инвестирования отражается в балансе отдельной строкой; б) неконтролируемая доля в балансе не отражается – это метод _______________________________________________.
30. Метод консолидации финансовой отчетности, который отменен в 2013 г. – это метод ______________________________ консолидации.

ОТВЕТЫ:
1. Концепция и принципы корпоративного управления
2. прозрачность
3. подотчетность
4. корпоративная
5. консолидированная финансовая
6. интегрированная
7. нет
8. интегрированный
9. финансовая и нефинансовая
10. Международный совет
11. Международный стандарт по интегрированной отчетности
12. нефинансовая отчетность
13. экологический
14. социальный
15. верификация
16. Глобальная инициатива по отчетности (The Global Reporting Initiative – GRI)
17. ключевые
18. финансовые
19.экономические, экологические, социальные
20. консолидация
21. консолидированная финансовая отчетность
22. график консолидации
23. элиминирование
24. гудвилл
25. капитал материнской компании (полностью) (плюс) доля группы в прибылях дочерней компании после даты приобретения (минус) переоценка гудвилла
26. неконтролируемая
27. стоимость чистых активов дочерней компании (х) доля владения
миноритарных акционеров
28. полной
29. долевого участия
30. пропорциональной

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный зачет
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
ПРимерный перечень вопросов к зачету:
1. Предмет «Маркетинговый анализ» и его роль в подготовке экономистов.
2. Маркетинговый анализ как аналитическая функция маркетинга.
3. Маркетинговый анализ как метод принятия управленческих решений.
4. Информационное обеспечение маркетингового анализа. Использование возможностей компьютерных программ для целей маркетингового анализа.
5. Методы маркетингового анализа и особенности их применения.
6. Современные тенденции в развитии маркетинга.
7. Роль маркетингового анализа в оперативном и стратегическом планировании.
8. Комплексная методика анализа рынка.
9. Конъюнктура рынка: понятие, система показателей и анализ.
10. Анализ и прогнозирование рынка. Основные способы анализа емкости рынка.
11. Анализ и оценка текущего и потенциального спроса.
12. Основные типы моделей для прогнозирования размера рынка.
13. Роль, задачи и основные элементы макроанализа.
14. Роль, задачи и основные элементы микроанализа.
15. Маркетинговый анализ организации: роль, задачи и содержание.
16. Особенности проведения маркетингового анализа потребителей.
17. Анализ конкурентов: назначение, содержание и особенности проведения.
18. Анализ товара и оценка его конкурентоспособности.
19. Маркетинговый анализ упаковки (этикетки, рекламных буклетов и т.п.): роль и методические подходы к проведению.
20. Маркетинг-аудит.
21. Анализ и оценка эффективности затрат на маркетинг.
22. Маркетинговое планирование и бюджет маркетинга.
23. Товарный знак: функции и структура затрат, связанных с созданием и использованием товарных знаков.
24. Основные подходы к анализу и оценке стоимости бренда.

Критерии оценивания:
- при выполнении тестовых заданий
Отлично (зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо (зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно (зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно (не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).

- при сдаче зачета
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения
Приложение 1.   ФОС МА ЭБ_ПК1.doc

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Мхитарян С.В., Русин В.Н., Карпова С.В. - под общ. ред. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Голубков Е.П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru
Л1.3 Беляев В.И. Маркетинговые исследования: сбор данных и производство знаний: учебник Барнаул: [Азбука], 2012
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Липсиц И.В. - Отв. ред., Ойнер О.К. - Отв. ред. МАРКЕТИНГ-МЕНЕДЖМЕНТ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Карпова С.В. - под общ. ред. МАРКЕТИНГ. ПРАКТИКУМ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader

Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
1. КонсультантПлюс http://www.consultant.ru/.
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)


7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса «Маркетинговый анализ» позволяет получить теоретические знания и навыки практических расчетов для оценки экономического состояния хозяйствующего субъекта и разработки стратегии его поведения на рынке. Роль курса связана с его направленностью на исследование такого непростого и противоречивого социально-экономического объекта как рынок и учетом результатов в деятельности организации.
Построение курса предусматривает проведение лекций и практических занятий. На лекциях студенты знакомятся с вопросами, касающимися роли и содержания маркетингового анализа как одного из важных видов экономического анализа, особенностями современного этапа его развития в России и за рубежом.
Рекомендуется обратить особое внимание на возможности, предоставляемые маркетинговым анализом для российских предприятий по повышению их конкурентоспособности и рыночной устойчивости. Маркетинговый (ситуационный) анализ является одним из наиболее сложных видов маркетинговой деятельности, поскольку содержит в себе элемент предвидения рынка. Необходимо осмыслить, что его содержание и формы зависят от хозяйственной структуры, внешних и внутренних факторов, в которых она развивается, и могут существенно различаться.
На лекционных занятиях раскрывается методология проведения анализа, показывается его специфика в сравнении с другими видами экономического анализа.
На практических занятиях проводится обсуждение наиболее сложных интересных вопросов, выполняются практические задания по отдельным элементам курса, в частности, макроанализу внешней среды, анализу конкурентоспособности продукции и др. Решение заданий позволяет интенсифицировать изучение литературы по данной тематике, углубить теоретические знания. По результатам решения заданий можно судить о том, насколько освоен теоретический курс и каковы возможности применения полученных знаний на практике.
Изучение этих вопросов позволит уяснить роль маркетингового анализа в принятии управленческих решений по разработке маркетинговой стратегии, обоснованию маркетинговой части бизнес-плана и др., что важно для дальнейшей профессиональной деятельности.
Отличительной особенностью данного курса является его практикоориентированный характер.Важным обстоятельством при освоении курса является то, что информационной базой проведения анализа являются данные реальных российских, в т.ч. алтайских предприятий, а не условных компаний. Это способствует более эффективному усвоению материала курса.
Самостоятельная работа предполагает изучение теоретического материала по актуальным вопросам дисциплины и практическое его применение в расчетах. Рекомендуется самостоятельное изучение законодательства РФ, доступной учебной и научной литературы.
Текущий контроль знаний проводится в ходе проверки результатов выполнения практических заданий, тестов, предусмотренных календарно-тематическим планом, а также устного опроса студентов преподавателем.
К промежуточной аттестации допускаются студенты, успешно выполнившие практические задания и тесты в соответствии с календарно-тематическим планом.