МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проектные решения в IT-сфере

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_Экономическая_безопасность_ЭПОЭБ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
канд.техн.наук, доцент, Стерлягов С.П.

Рецензент(ы):
канд.техн.наук, доцент, Трошкина Г.Н.

Рабочая программа дисциплины
Проектные решения в IT-сфере

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 14.04.2021 г. № 293)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Срок действия программы: 20222024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Трошкина Г.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра цифровых технологий и бизнес-аналитики

Протокол от 26.05.2021 г. № 9
Заведующий кафедрой Трошкина Г.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:получение студентами знаний основных стандартов проектирования информационных систем (ИС); усвоение студентами методологических основ проектирования ИС и инструментария, используемого в управлении проектами;
получение студентами навыков коллективного проектирования ИС.
Задачи дисциплины:
• реализация требований, установленных в квалификационной характеристике в области управления проектами и проектной деятельности, связанные с цифровизацией бизнес-процессов в своей предметной области.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-2Способен управлять проектом на всех этапах его жизненного цикла
УК-2.1 Знает основные законодательные и нормативно-правовые документы, основные этические ограничения, принятые в обществе, основные понятия, методы выработки принятия и обоснования решений задач в рамках поставленной цели, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, методы выбора оптимального решения задач
УК-2.2 Формулирует перечень взаимосвязанных задач, обеспечивающих достижение поставленной цели, в том числе с использованием сервисных возможностей соответствующих информационных (справочных правовых) систем
УК-2.3 Определяет ожидаемые результаты решения задач и разрабатывает различные виды планов по реализации проектов учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений, осуществлять поиск оптимальных способов решения поставленных задач, с учетом действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
УК-2.4 Проектирует решение задачи, выбирая оптимальный способ ее решения, оценивая вероятные риски и ограничения в выборе решения поставленных задач
УК-3Способен организовывать и руководить работой команды, вырабатывая командную стратегию для достижения поставленной цели
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
УК-6Способен определять и реализовывать приоритеты собственной деятельности и способы ее совершенствования на основе самооценки и образования в течение всей жизни
УК-6.1 Знает закономерности становления и развития личности; механизмы, принципы и закономерности процессов самоорганизации, самообразования и саморазвития; теорию тайм- менеджмента
УК-6.2 Умеет определять свои ресурсы и их пределы (личностные, ситуативные, временные и др.) для успешного выполнения порученной работы, ставить цели и устанавливать приоритеты собственного профессионально-карьерного развития с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществлять самоанализ и рефлексию собственного жизненного и профессионального пути
УК-6.3 Владеет методиками саморегуляции эмоционально- психологических состояний в различных условиях деятельности, приемами самооценки уровня развития своих индивидуально- психологических особенностей; технологиями проектирования профессионально-карьерного развития; способами планирования, организации, самоконтроля и самооценки деятельности
УК-6.4 Применяет разнообразные способы, приемы техники самообразования и самовоспитания на основе принципов образования в течение всей жизни
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-5.1. Знает современные информационные технологии и программные средства, возможности их использования в профессиональной деятельности; понимает роль цифровой культуры в информационном обществе и профессиональной деятельности
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-5.3. Умеет применять инструменты цифровой культуры для решения поставленных профессиональных задач и принятия организационно-управленческих решений
ОПК-6.2. Умеет применять методы и программные средства обработки деловой информации во взаимодействии со службами информационных технологий
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.УК-3.2. Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задания, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3. Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Жизненный цикл информационных систем
1.1. Организация процесса разработки информационных систем. Понятие жизненного цикла ИС, процессы и модели жизненного цикла ИС. Методологии и стандарты разработки информационных систем. Стандарты на процессы и организацию жизненного цикла, гибкая методология разработки. Обеспечение качества программного обеспечения. Основные понятия, определение и цели обеспечения качества ПО, факторы качества ПО, модели качества процессов разработки, деятельность по обеспечению качества ПО, план обеспечения качества ПО. Практические 4 18 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.2. Начало проекта. Выявление основных характеристик проекта методом мозгового штурма, построение ментальной карты проекта. Техническое задание. Состав и содержание технического задания по ГОСТ 34.602-89, рассмотрение примеров, составление ТЗ для своего проекта (командная работа). Конкурсные работы. Выбор тендерной площадки, создание пробного аккаунта, заполнение заявки (командная работа). Практические 4 8 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
1.3. Организация процесса разработки информационных систем Методологии и стандарты разработки информационных систем Обеспечение качества программного обеспечения Начало проекта Техническое задание Конкурсные работы Сам. работа 4 32 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
Раздел 2. Управление проектами
2.1. Введение в управление проектами. Основные понятия, процессы управления проектом. Управление персоналом. Основные понятия, подбор членов команды, взаимодействия в команде, состав команды. Планирование и контроль. Планы и планирование, наблюдения и контроль, оценка выполнения проектных заданий, цикл управления проектом. Управление конфигурацией. Основные понятия, процедуры управления конфигурацией, план управления конфигурацией. Управление рисками. Основные понятия, анализ рисков, ранжирование рисков, планирование управления рисками, разрешение и наблюдение рисков. Инструментальные средства управления проектами. Продукты, ориентированные на автоматизацию услуг (PSA), системы управления проектами и задачами, системы управления версиями, git. Практические 4 24 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.2. Управление задачами. Работа с настольной системой, создание задач, назначение ресурсов, работа в коллективной системе управления проектами. Управление конфигурацией. Знакомство с IBM Method Rational Composer, рассмотрение примеров, выбор шаблона, внесение изменений в конфигурацию, публикация конфигурации. Командная работа в системе управления проектами. Постановка задач и подзадач, принятие задач в работу, отчётность, коммуникации с членами команды. Планирование управления рисками. Идентификация рисков, анализ, ранжирование рисков, составление плана управления каждым риском, документирование. Управление версиями с помощью Git. Работа с локальным репозиторием (командная строка, графический интерфейс), работа с удалённым репозиторием (GitHub). Практические 4 22 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1
2.3. Введение в управление проектами Управление персоналом Планирование и контроль Управление конфигурацией. Управление рисками Инструментальные средства управления проектами Управление проектом Командная работа в системе управления проектами Управление версиями с помощью Git Разработка проектного и IT-решения в менеджменте Сам. работа 4 85 УК-6.1, УК-6.2, УК-6.3, УК-3.1, УК-3.2, УК-3.3, УК-2.1, УК-2.2, УК-2.3, УК-2.4, УК-6.4 Л1.2, Л1.1, Л2.2, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Предпроектное обследование предметной области.
Анализ первичных документов. Анализ законодательства и управляющих документов. Анализ штатного расписания. Исследование документов и отчетов предметной области. Формирование модели деятельности.
Разработка отчета и заявки на создание ИС.
2. Концепция проекта.
Анализ требований. Предварительное специфицирование. Контекстное моделирование.
Разработка концепции ИС. Разработка технического задания.
3. Системная архитектура проекта.
Описательная модель предметной области; жизненный цикл приложения баз данных; определение требований к системе; пользовательские представления; сбор и анализ требований пользователей; типы СУБД и моделей данных; проектирование базы данных; подходы к проектированию базы данных; моделирование данных; этапы проектирования базы данных; концептуальное проектирование: модель "сущность-связь"; расширенная модель "сущность-связь"; разработка приложений; рекомендации по проектированию пользовательского интерфейса; создание прототипов; реализация.
Разработка эскизного проекта.
4. Оценка затрат проекта.
Экономическая оценка внедрения программного обеспечения. Разработка ТЭО.
5. Разработка сетевого графика проекта.
Разработать календарный план-график проектных работ
6. Завершение проекта.
Сохранение материалов, имеющих отношение к проекту. Постпроектная оценка.
Подготовка документов, необходимых для успешного завершения проекта.
Должны быть представлены:
1. Акт завершения работ по проекту программного средства.
2. Акт приемки программного средства в промышленную эксплуатацию.
3. Инструкция административного управления программными средствами системы.
4. Инструкция пользователя.

Критерии оценивания:
Отлично (повышенный уровень)
Студентом задание решено самостоятельно. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логических рассуждениях, в выборе формул и решении нет ошибок, получен верный ответ, задание решено рациональным способом.
Хорошо (базовый уровень)
Студентом задание решено с подсказкой преподавателя. При этом составлен правильный алгоритм решения задания, в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок; правильно сделан выбор формул для решения; есть объяснение решения, но задание решено нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок, получен верный ответ.
Удовлетворительно (пороговый уровень)
Студентом задание решено с подсказками преподавателя. При этом задание понято правильно, в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущены существенные ошибки в выборе формул или в математических расчетах; задание решено не полностью или в общем виде.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован)
Студентом задание не решено.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Тематика курсовых работ
1. Анализ кредитоспособности физического лица в сфере ипотечного кредитования.
2. Автоматизация складского учета и процесса продажи товаров.
3. Разработка информационной системы поддержки принятия решения при ипотечном кредитовании.
4. Разработка ПО для учета заявок туристической фирмы.
5. Оперативный учет движения готовой продукции на коммерческой предприятии.
6. Разработка информационной системы поддержки принятия решения при подборе компьютерных комплектующих.
7. Разработка прикладного программного обеспечения «Кадровый учет».
8. Разработка ИС «Диспетчерская Автовокзала».
9. Разработка информационной системы учета клиентов частной клиники.
10. Автоматизация рабочего места менеджера по продажам автозапчастей.
11. Разработка информационной системы связи с клиентом модуль бухгалтерских приложений.
12. Разработка информационной системы поддержки принятия решений при подборе компьютерных комплектующих.
13. Разработка прикладного программного обеспечения «Учет продаж».
14. Информационная система учета договоров страхования.
15. Разработка информационной системы «Биржа труда».
16. Автоматизированная система подбора недвижимости.
17. Разработка модуля «Учет продажи билетов на предприятии Автовокзал».
18. Разработка ИС «Оценка кандидатов на вакантную должность».
19. Разработка прикладного программного обеспечения для организации розничной торговли.
20. Разработка ППО для оптового склада.
21. Разработка ИС «Инвентаризация имущества предприятия.
22. Автоматизация рабочего места сотрудника лизинговой компании автотранспорта.
23. Автоматизация рабочего места агента страховой компании.
24. Проектирование и разработка информационной системы учета и контроля объектов, представляющих архитектурную и историческую ценность.
25. Разработка ИС для работы приемной комиссии ВУЗА.
26. Разработка ИС для работы фото-сервиса.
27. Разработка ИС таксопарка.
28. Разработка ИС учета лекарственных средств аптеки.
29. Разработка ИС диспансерного учета поликлиники.
30. Разработка ИС учета расходных материалов сервисного центра компьютерной фирмы.

Требования к курсовым работам по дисциплине

Содержание
Введение (1,5 - 2 стр.)
1. ПРЕДПРОЕКТНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
1.1. Анализ предметной области и объекта исследования
1.2. Постановка задачи (глазами пользователя)
1.3. Входные и выходные документы (данные)
1.4. Анализ бизнес-процессов «объекта исследования» (макс. 5 стр.)
1.5. Информационные технологии разработки ИС
2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
2.1. Построение интегрированной бизнес-модели «объекта исследования» (макс. 8 стр.)
2.2. Построение инфологической модели ИС (IDEF1X) (макс. 5 стр.)
2.3. Требования к разрабатываемой ИС (макс. 5 стр.)
2.3.1. Концептуальные требования к функциональности ИС
2.3.2. Структура ИС и назначение каждого блока (модуля)
2.3.3. Исходные и результирующие документы ИС
3. ПРОГРАММНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИС «НазваниеИС»
3.1. Обоснование выбора ПО для разработки (макс. 2 стр.)
3.2. Структура ИС и функционирование каждого блока (макс. 5 стр.)
3.3. Структура базы данных (макс. 3 стр.)
3.4. Распределение ролей пользователей ИС (макс. 2 стр.)
3.5. Результаты работы ИС (макс. 2 стр.)
3.6. Оценка экономической эффективности внедрения продукта (макс. 2 стр.)
Заключение (1,5 – 3 стр.)
Литература
Приложения

Введение.
В начале введения обычно присутствует небольшая аннотация к проблематике курсового работы.
Во введении обязательно должны содержаться: Объект исследования, Предмет исследования, Цель исследования и задачи, которые необходимо решить для достижения Цели. Задачи соответствуют названиям пунктов содержания (более развернуто и понятно).
Далее следует краткое описание структуры работы по частям, и краткое описание материала, методов и средств, выводов по каждой части.
Объект исследования.
1. Реальный социально-экономический объект: организация, предприятие, его подразделение, отдел, цех и т.д. При этом если Ваша ИС разрабатывается для подразделения/отдела, то именно этот отдел и является Объектом исследования, а не вся организация. В этом случае Ваша ИС должна полностью охватывать ВСЕ бизнес-процессы на предприятии/организации/подразделении/отделе.
2. Некоторый бизнес-процесс на предприятии, организации, подразделении или отделе. При этом Объектом исследования будет этот самый бизнес-процесс на организации/подразделении/отделе, а не организация/подразделение/отдел.
Предметом исследования являются методы и средства инженерии программного обеспечения, применяемые Вами для разработки ИС. Если разрабатываемая Вами ИС служит для автоматизации некоего бизнес-процесса, то Предметом исследования должен быть не сам бизнес-процесс, а методы и средства разработки ИС для автоматизации этого бизнес-процесса.
Целью исследования является разработка прототипа информационной системы или программного комплекса для соответствующего бизнес-процесса или организации. В случае, если в работе нет реализации прикладного ПО, целью исследования является разработка проекта информационной системы или программного комплекса для соответствующего бизнес-процесса или организации.
Заключение.
Напоминается цель исследования. Проводится анализ выполненных задач по частям с соответствующими выводами. Указывается степень достижения цели исследования. Также указываются возможные дальнейшие этапы разработки, внедрения, перспективы и т.д.
Построение интегрированной бизнес-модели «объекта исследования»
По стандартам IDEF:
• Диаграммы организационной структуры
• Функциональная модель ИС (IDEF0)
• Модель потоков данных (IDEF1)
• Процессная модель (IDEF3)
• Диаграммы ролей пользователей ИС (Swimmer Lane)
Либо по стандартам UML:
• Диаграммы использования ИС
• Диаграммы классов
• Диаграммы состояния
• Иерархия классов и форм

Критерии оценивания:
Отлично (повышенный уровень)
Содержание курсовой работы соответствует теме утвержденной преподавателем. Студентом продемонстрировано уверенное знание фактического материала по заданной теме, отсутствуют фактические ошибки. Продемонстрировано уверенное владение понятийно-терминологическим аппаратом (уместность употребления, аббревиатуры, толкование и т.д.), отсутствуют ошибки в употреблении терминов. Показано умелое использование технологий проектирования и разработки баз данных. Части работы четко структурированы, выстроены в заданной логике. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла. Высокая степень самостоятельности, оригинальность работы, практическая значимость. Отсутствуют стилистические и орфографические ошибки в тексте. Работа выполнена аккуратно, соответствует требованиям, предъявляемым к курсовым работам.
Хорошо (базовый уровень)
Содержание курсовой работы соответствует теме утвержденной преподавателем. Студентом продемонстрировано знание фактического материала по заданной теме, присутствуют незначительные погрешности. Продемонстрировано достаточно уверенное владение базовым понятийно-терминологическим аппаратом. Показан навык владения основными технологиями проектирования и разработки баз данных. Части работы достаточно четко структурированы, выстроены в заданной логике. Объем ответа укладывается в заданные рамки при сохранении смысла. Присутствуют элементы самостоятельности, оригинальности работы, практической значимости. Присутствуют незначительные стилистические и орфографические ошибки в тексте. Работа выполнена достаточно аккуратно, соответствует требованиям, предъявляемым к курсовым работам.
Удовлетворительно (пороговый уровень)
Содержание курсовой работы в принципе соответствует теме утвержденной преподавателем, имеются недоработки, неполное выполнение плана работы. Студентом продемонстрированы элементы знания фактического материала по заданной теме на удовлетворительном уровне, присутствуют некритические погрешности и ошибки. Продемонстрировано владение базовым понятийно-терминологическим аппаратом на удовлетворительном уровне. Продемонстрированы некоторые навыки владения основными технологиями проектирования и разработки баз данных. Части работы плохо структурированы, имеет место некоторое нарушение логики изложения материала. При ответе студент демонстрирует неуверенное владение материалом при сохранении смысла. Присутствуют незначительные элементы самостоятельности, оригинальности работы, практической значимости. Присутствуют значительные стилистические и орфографические ошибки в тексте. Работа выполнена неаккуратно, но соответствует основным требованиям, предъявляемым к курсовым работам.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован)
Содержание курсовой работы не соответствует теме утвержденной преподавателем, имеются недоработки, невыполнение плана работы. Студентом не продемонстрировано знание фактического материала по заданной теме, присутствуют существенные погрешности и ошибки. Не продемонстрировано владение базовым понятийно-терминологическим аппаратом. Отсутствуют навыки владения основными технологиями проектирования и разработки баз данных. Части работы плохо структурированы, имеет место нарушение логики изложения материала. При ответе студент демонстрирует неуверенное владение материалом, не понимает смысла излагаемого материала. Отсутствуют элементы самостоятельности, работа содержит существенные заимствования материала, отсутствуют элементы практической значимости. Присутствуют критические стилистические и орфографические ошибки в тексте. Работа выполнена неаккуратно, не соответствует основным требованиям, предъявляемым к курсовым работам.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
На экзамене студент выбирает случайным образом билет с двумя вопросами из общего перечня вопросов к экзамену, соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной или письменной (по выбору преподавателя) форме. На подготовку ответа студенту отводится 20 минут.
При ответе учитывается качество выполненных в течение семестра лабораторных работ, при необходимости преподаватель может задавать вопросы по существу выполненных и (или) невыполненных работ.
С целью уточнения оценки экзаменатор может задать 2 – 3 дополнительных вопроса, не выходящих за рамки требований рабочей программы. Результат экзамена выражается оценкой «отлично» «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
1. Требования, предъявляемые к информационным системам: гибкость, надежность, эффективность, безопасность.
2. Понятие архитектуры информационной системы. Способы представления. Примеры.
3. Понятие жизненного цикла информационных систем. Понятие проекта. Классификация проектов.
4. Фазы проектирования: концептуальная, подготовка технического предложения, проектирование, разработка, ввод в эксплуатацию.
5. Процессы жизненного цикла информационных систем. Основные процессы жизненного цикла.
6. Процессы жизненного цикла информационных систем. Вспомогательные процессы жизненного цикла.
7. Процессы жизненного цикла информационных систем. Организационные процессы жизненного цикла.
8. Структура жизненного цикла информационных систем. Начальная стадия.
9. Структура жизненного цикла информационных систем. Стадия уточнения.
10. Структура жизненного цикла информационных систем. Стадия конструирования.
11. Структура жизненного цикла информационных систем. Стадия ввода в эксплуатацию.
12. Модель жизненного цикла информационных систем. Каскадная модель. Преимущества и недостатки.
13. Модель жизненного цикла информационных систем. Спиральная модель. Преимущества и недостатки.
14. Методология быстрой разработки информационных систем. Основные принципы методологии.
15. Методология быстрой разработки информационных систем. Фазы жизненного цикла информационных систем в рамках методологии. Фаза анализа и планирования требований.
16. Методология быстрой разработки информационных систем. Фазы жизненного цикла информационных систем в рамках методологии. Фаза проектирования.
17. Методология быстрой разработки информационных систем. Фазы жизненного цикла информационных систем в рамках методологии. Фаза построения.
18. Методология быстрой разработки информационных систем. Фазы жизненного цикла информационных систем в рамках методологии. Фаза внедрения.
19. Понятие профиля информационной системы. Принципы формирования профиля информационной системы.
20. Понятие профиля информационной системы. Структура профилей информационных систем.
21. Структура и процессы международного стандарта ISO/IEC 12207.
22. CASE-технологии проектирования информационных систем. Характеристика CASE-средств. Примеры.
23. Построение модели данных. Основные понятия и определения.
24. Построение модели данных. Этапы моделирования. Концептуальное моделирование.
25. Построение модели данных. Этапы моделирования. Логическое моделирование.
26. Построение модели данных. Этапы моделирования. Физическое моделирование.
27. Построение модели данных. Модель предметной области.
28. Математическая модель информационной системы. Классификация математических моделей.
29. Имитационная модель информационной системы. Классификация имитационных моделей.
30. Технико-экономическое обоснование проектных работ.

Критерии оценивания:
Отлично (повышенный уровень)
Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (базовый уровень)
Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (пороговый уровень)
Студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (уровень не сформирован)
Студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Т.е студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Чекмарев А. В. УПРАВЛЕНИЕ ИТ-ПРОЕКТАМИ И ПРОЦЕССАМИ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Долженко, А.И. Технологии командной разработки программного обеспечения информационных систем: Национальный Открытый Университет «ИНТУИТ», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428801
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Зуб, Анатолий Тимофеевич Управление проектами: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт,, 2022 urait.ru
Л2.2 Балашов А.И., Рогова Е.М., Тихонова М.В., Ткаченко Е.А. УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс на образовательном портале portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.
Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические (лабораторные) занятия. Последовательность проведения данных занятий, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов.
В ходе лекционных занятий необходимо вести конспектирование учебного материала, обращать внимание на категории, формулировки, раскрывающие содержание тех или иных явлений и процессов, научные выводы и практические рекомендации, задавать преподавателю уточняющие вопросы с целью уяснения теоретических положений, разрешения спорных ситуаций.
Практическое (лабораторное) занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.Результат такой работы должен проявиться в способности свободно ответить на теоретические вопросы,обсуждаемые на практическом занятии, выступать и участвовать в коллективном обсуждении вопросов изучаемой темы, правильно выполнять практические задания.
Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса, является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных, правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы.
Цель самостоятельной работы - закрепить полученные знания на лекциях, практических (лабораторных) занятиях, углубить и расширить их, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющих содержание курса.
При необходимости в процессе самостоятельной работы студент может получить индивидуальную консультацию у преподавателя.
Подробнее методические рекомендации по изучению курса представлены в Moodle на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru