Закреплена за кафедрой | Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций |
---|---|
Направление подготовки | 38.05.01. специальность Экономическая безопасность |
Специализация | Экономико-правовое обеспечение экономической безопасности |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 6 ЗЕТ |
Учебный план | 38_05_01_Экономическая_безопасность_ЭПОЭБ-2022 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 20 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 16 | 16 | 16 | 16 | 32 | 32 |
Практические | 26 | 26 | 26 | 26 | 52 | 52 |
Сам. работа | 66 | 66 | 39 | 39 | 105 | 105 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 216 | 216 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова Оксана Юрьевна
1.1. | Способствовать приобретению знаний, умений относительно основных подходов и инструментов маркетинга, развития концепции маркетингового управления в условиях цифровой инфраструктуры бизнеса, а также формированию навыков совместного создания ценности на основе маркетинговых исследований, построения длительных взаимоотношений с целевыми потребителями, создания и продвижения продуктов с использованием цифровых технологий. Задачи дисциплины (модуля): -изучение базовых понятий, современных процессов и концепций маркетинга в условиях цифровой инфраструктуры бизнеса; -освоение процесса совместного создания ценности и управления взаимоотношениями с потребителями; -формирование навыков применения полученных знаний на практике. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04 |
ОПК-4 | Способен разрабатывать и принимать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения, планировать и организовывать профессиональную деятельность, осуществлять контроль и учет ее результатов. |
ОПК-4.1 | Знает основы планово-расчетной работы; понятие проектного решения; методы анализа и обоснования эффективности организационно-управленческих решений; механизмы управленческого контроля и мониторинга результатов деятельности хозяйствующего субъекта |
ОПК-4.2 | Умеет осуществлять планово-отчетную работу; разрабатывать текущие и перспективные планы экономического развития организации; осуществлять экономическое обоснование проектов по развитию организации на основе статистических данных и в интересах минимизации рисков |
ОПК-4.3 | Владеет навыками составления текущих и перспективных планов организации; навыками расчета смет, бизнес-планов |
ОПК-4.4 | Владеет навыками выработки предложений по реализации разработанных проектов, планов, программ |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | Знает основные методы принятия управленческих решений и способы их экономического и финансового обоснования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | Умеет предлагать экономически-обоснованные организационно-управленческие решения для решения маркетинговых задач |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | Применяет знания в области менеджмента и маркетинга для решения задач профессиональной деятельности; разрабатывает проекты организационно-управленческих решений и оценивает финансовые и экономические последствия их реализации |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основы менеджмента | ||||||
1.1. | Методологические основы менеджмента | Лекции | 3 | 6 | Л1.2, Л1.4, Л2.2 | |
1.2. | Методологические основы менеджмента | Практические | 3 | 12 | Л1.2, Л1.4, Л2.2 | |
1.3. | Методологические основы менеджмента | Сам. работа | 3 | 26 | Л1.2, Л1.4, Л2.2 | |
1.4. | Менеджмент в условиях цифровой трансформации | Лекции | 3 | 10 | Л1.2, Л1.4, Л2.2 | |
1.5. | Менеджмент в условиях цифровой трансформации | Практические | 3 | 14 | Л1.2, Л1.4, Л2.2 | |
1.6. | Менеджмент в условиях цифровой трансформации | Сам. работа | 3 | 40 | Л1.2, Л1.4, Л2.2 | |
Раздел 2. Комплекс маркетинга: содержание и направления развития в среде цифровых технологий | ||||||
2.1. | Социально-экономическая природа маркетинга: направления развития в современной технологической среде | Лекции | 4 | 1 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
2.2. | Социально-экономическая природа маркетинга: направления развития в современной технологической среде | Практические | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
2.3. | Социально-экономическая природа маркетинга: направления развития в современной технологической среде | Сам. работа | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
2.4. | Комплекс маркетинга: содержание и направления развития в среде цифровых технологий | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
2.5. | Комплекс маркетинга: содержание и направления развития в среде цифровых технологий | Практические | 4 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
2.6. | Комплекс маркетинга: содержание и направления развития в среде цифровых технологий | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
2.7. | Товарная политика организации: формирование, обоснование, реализация | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
2.8. | Товарная политика организации: формирование, обоснование, реализация | Практические | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
2.9. | Товарная политика организации: формирование, обоснование, реализация | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
2.10. | Ценовая политика организации: формирование, обоснование, реализация | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
2.11. | Ценовая политика организации: формирование, обоснование, реализация | Практические | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
2.12. | Ценовая политика организации: формирование, обоснование, реализация | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
2.13. | Коммуникационная политика | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
2.14. | Коммуникационная политика | Практические | 4 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
2.15. | Коммуникационная политика | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
2.16. | Распределительная политика организации | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
2.17. | Распределительная политика организации | Практические | 4 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
2.18. | Распределительная политика организации | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
Раздел 3. Маркетинговые исследования и маркетинговая информационная система. | ||||||
3.1. | Маркетинговая информационная система | Лекции | 4 | 1 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
3.2. | Маркетинговая информационная система | Практические | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
3.3. | Маркетинговая информационная система | Сам. работа | 4 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
3.4. | Маркетинговые исследования с применением цифровых технологий | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
3.5. | Маркетинговые исследования с применением цифровых технологий | Практические | 4 | 4 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
3.6. | Маркетинговые исследования с применением цифровых технологий | Сам. работа | 4 | 5 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
3.7. | Маркетинговое планирование и управление маркетинговой деятельностью | Лекции | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
3.8. | Маркетинговое планирование и управление маркетинговой деятельностью | Практические | 4 | 2 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 | |
3.9. | Маркетинговое планирование и управление маркетинговой деятельностью | Сам. работа | 4 | 6 | Л1.1, Л2.1, Л1.3 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» в курсе Маркетинг https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2786 ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-4: Способен разрабатывать и принимать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения, планировать и организовывать профессиональную деятельность, осуществлять контроль и учет ее результатов. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА 1. Сегментация проведена правильно, если a) реакция потребителя внутри сегмента неоднородна; b) существенных различий между сегментами нет; c) есть существенные различия между сегментами; d) невозможно сделать количественную оценку размера сегмента ; e) реакция потребителей внутри сегмента одинакова Ответ: с, е 2. Исключите неправильный ответ: Провести анализ маркетинговой макросреды, это, значит, про¬анализировать: а) Технологические факторы; б) Экономические факторы; в) Потребителей образовательных услуг; г) Природные и культурные факторы. Ответ: в 3. Элементами коммуникативной политики НЕ являются: а) PR; б) Стимулирование сбыта; в) Личная продажа; г) Ценообразование; д) Каналы сбыта; д) Разработка стратегии роста Ответ: г,д 4.К основным положениям маркетингового плана относятся сле¬дующие положения: а) Выбор текущей позиции; б) Установка маркетинговых целей; в) Разработка программы; г) Выработка предпочтительной маркетинговой стратегии; д) Все вышеперечисленное. Ответ:д 5. Массовый маркетинг подразумевает а) разработку комплекса маркетинга для каждого сегмента б) сосредоточение маркетинговых усилий на дифференциации товара г) сосредоточение маркетинговых усилий на дифференциации цены д) пренебрежение различиями между сегментами и обращение ко всему рынку сразу Ответ: д) 6. Разработка комплекса маркетинга НЕ предусматривает: а) Разработка товара (услуги); б) Установление цены (ценообразование); в) Разработка системы контроля выполнения марке¬тинговых мероприятий; г) Выбор методов распространения товаров; д) Разработка системы стимулирования сбыта. Ответ: в 7. Уровень «товар с подкреплением» - это a) поставки и кредитование; б) упаковка товара; в) марочное название; г) внешнее оформление; д) послепродажное обслуживание Ответ: а, д 8. Что из перечисленного НЕ является характеристикой услуги? а) Неосязаемость; б) Несостоятельность; в) Неудовлетворенность качеством г) Неотделимость; д) Непостоянство; е) Несохраняемость. Ответ: б,в 9. Анализ маркетинговой микросреды организации НЕ предполагает изучение следующих факторов: а) Поставщиков; б) Конкурентов; в) Потребителей образовательных услуг; г) Налоговую политику государства. Ответ: г 10. Исключите неправильный ответ: Провести анализ маркетинговой макросреды, это, значит, про¬анализировать: а) Технологические факторы; б) Экономические факторы; в) Потребителей образовательных услуг; г) Природные и культурные факторы. Ответ: в 11. На каком этапе ЖЦТ приемы по стимулированию сбыта используются на постоянной основе a) этап внедрение; б) этап роста; в) этап насыщения; г) этап упадка. Ответ: в 12.К основным положениям маркетингового плана относятся сле¬дующие положения: а) Выбор текущей позиции конкретного образовательного учреждения б) Установка маркетинговых целей; в) Разработка программы; г) Выработка предпочтительной маркетинговой стратегии; д) Все вышеперечисленное. Ответ:д 13. Исследование рынка необходимо начинать: а) с панельного исследования б) с интервью в) с эксперимента г) с поиска вторичных данных д) со сбора первичных данных Ответ: г 14. Позиционирование определяет а)причины покупки товара; б) выбор признаков сегментации; в) стратегию массового маркетинга; г)конкурентные преимущества товара Ответ: а, г 15. Что из нижеперечисленного относится к рекламным целям а) увеличение доли рынка на Х-% б) формирование и запоминание торговой марки без подсказки в) увеличение продаж на У-% г) увеличение числа торговых точек Ответ: б КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом: • «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; • «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий. ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА 1. Совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами организаций и влияющих на возможность руководства службы маркетинга устанавливать и поддерживать с клиентами отношения успешного сотрудничества - это _____ Ответ: маркетинговая среда фирмы 2. Перечислите основные концепции маркетинговой деятельно¬сти: Ответ: концепция совершенствования произ¬водства, концепция совершенствования товара, концепция маркетинга, концепция интенсификации коммерче¬ских усилий, концепция социально-этичного маркетинга. 3. Перечислите этапы выбора целевых рынков Ответ: Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование товара (услуги) на рынке. 4. Процесс выявления лучших конкурентоспособных организаций (в т. ч. Образовательных) с оценкой их продукции и методов производства - это _________ Ответ: бенчмаркетинг 5. Сегментация рынка – это ____________ Ответ: Разделение рынка на более мелкие составляющие. 6. Если образовательное учреждение строит свою стратегию таким образом, чтобы его услуги покупали представители всех сегментов рынка, то это ________ Ответ: Недифференцированный маркетинг. 7. Новый подход в маркетинговом исследовании, ориентированный на поиск и изучение лучшего опыта в практике конкурентов, называется: Ответ: бенчмаркинг 8. Перечислите последовательность этапов по разработке рекламного плана Ответ: ситуационный анализ – цели маркетинга – маркетинговая стратегия – цели рекламы – рекламная стратегия – рекламный план 9. Маркетинговая среда предприятия – это ____________ Ответ: совокупность микро- и макросреды. 10. Новый подход в маркетинговом исследовании, ориентированный на поиск и изучение лучшего опыта в практике конкурентов, называется: Ответ: бенчмаркинг. 11. Проверка соответствия концепции нового товара потребностям покупателей предполагает использование ______ Ответ: тестирования рынка. 12. Массовый маркетинг подразумевает _________ Ответ: пренебрежение различиями между сегментами и обращение ко всему рынку сразу с одним предложением. 13. На каком этапе ЖЦТ приемы по стимулированию сбыта используются на постоянной основе __________ Ответ: этапе насыщения. 14. Массовый маркетинг подразумевает _________ Ответ: пренебрежение различиями между сегментами и обращение ко всему рынку сразу с одним предложением. 15. Перечислите последовательность этапов ценообразования: Ответ: выбор цели – определение спроса - анализ издержек – анализ цен конкурентов – выбор метода ценообразования. 16. Интенсивное распределение товаров предполагает ________ Ответ: использование максимального числа посредников. 17. Разработка программы маркетинговых коммуникаций начинается с ______ Ответ: определения целевой аудитории. 18. Кодирование в процессе передачи информации – это ______ Ответ: набор символов, передаваемых отправителем. 19. Стратегия продвижения товара с использованием средств стимулирования сбыта и поощрения торгового персонала – стратегия ______ Ответ: проталкивания товара. 20. Основными недостатками рекламы по телевидению являются ___________ Ответ: высокая стоимость и мимолетность рекламного воздействия. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ. «Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. «Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; вл адеет основной литературой, суждения правильны. «Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. «Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - Маркетинг в образовании https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10967 . Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий. |
Приложения |
Приложение 1.
ФОС_Осн.мен. и марк._Эконом.безопасность.docx
|
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Л. А. Данченок | Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата | Юрайт, 2018 | : www.biblio-online.ru/book/68D05243-E9BB-454B-91C6-7F6532F365FC |
Л1.2 | К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин | Управленческие решения : Учебник | «Дашков и К°», , 2023 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Лукичёва Т. А. | Маркетинг: учебник и практикум для вузов | Юрайт, 2022 | urait.ru |
Л1.4 | А. А. Одинцов | Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов | М. : Издательство Юрайт, 2018 | www.biblio-online.ru/book/66F6B5AD-1104-4E97-946E-C5F5A021280D. |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Калюжнова, Ю. Е. Кошурникова | Современные модели маркетинга: учебное пособие для вузов | Юрайт, 2022 | https://urait.ru/bcode/492979 |
Л2.2 | Одинцов А.А. | ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | СПС КонсультантПлюс | www.consultant.ru | ||
Э2 | Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета | elibrary.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно); LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно); Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно); Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024); Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно); Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно); Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru). 2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com). 3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru). 4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru). |
Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса. Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе). |