МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы менеджмента и маркетинга

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_Экономическая_безопасность_ЭПОЭБ-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 84
самостоятельная работа 105
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 16 20
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16 32 32
Практические 26 26 26 26 52 52
Сам. работа 66 66 39 39 105 105
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.э.н., Доцент, Пяткова О.Н.;к.э.н., Доцент, Петрова Л.И.

Рецензент(ы):
к.э.н., Доцент, Рудакова О.Ю.

Рабочая программа дисциплины
Основы менеджмента и маркетинга

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 14.04.2021 г. № 293)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Срок действия программы: 20232024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Рудакова Оксана Юрьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра менеджмента, организации бизнеса и инноваций

Протокол от 07.06.2023 г. № 11
Заведующий кафедрой Рудакова Оксана Юрьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать приобретению знаний, умений относительно основных подходов и инструментов маркетинга, развития концепции маркетингового управления в условиях цифровой инфраструктуры бизнеса, а также формированию навыков совместного создания ценности на основе маркетинговых исследований, построения длительных взаимоотношений с целевыми потребителями, создания и продвижения продуктов с использованием цифровых технологий.
Задачи дисциплины (модуля):
-изучение базовых понятий, современных процессов и концепций маркетинга в условиях цифровой инфраструктуры бизнеса;
-освоение процесса совместного создания ценности и управления взаимоотношениями с потребителями;
-формирование навыков применения полученных знаний на практике.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-4Способен разрабатывать и принимать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения, планировать и организовывать профессиональную деятельность, осуществлять контроль и учет ее результатов.
ОПК-4.1 Знает основы планово-расчетной работы; понятие проектного решения; методы анализа и обоснования эффективности организационно-управленческих решений; механизмы управленческого контроля и мониторинга результатов деятельности хозяйствующего субъекта
ОПК-4.2 Умеет осуществлять планово-отчетную работу; разрабатывать текущие и перспективные планы экономического развития организации; осуществлять экономическое обоснование проектов по развитию организации на основе статистических данных и в интересах минимизации рисков
ОПК-4.3 Владеет навыками составления текущих и перспективных планов организации; навыками расчета смет, бизнес-планов
ОПК-4.4 Владеет навыками выработки предложений по реализации разработанных проектов, планов, программ
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные методы принятия управленческих решений и способы их экономического и финансового обоснования
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет предлагать экономически-обоснованные организационно-управленческие решения для решения маркетинговых задач
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применяет знания в области менеджмента и маркетинга для решения задач профессиональной деятельности; разрабатывает проекты организационно-управленческих решений и оценивает финансовые и экономические последствия их реализации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы менеджмента
1.1. Методологические основы менеджмента Лекции 3 6 Л1.2, Л1.4, Л2.2
1.2. Методологические основы менеджмента Практические 3 12 Л1.2, Л1.4, Л2.2
1.3. Методологические основы менеджмента Сам. работа 3 26 Л1.2, Л1.4, Л2.2
1.4. Менеджмент в условиях цифровой трансформации Лекции 3 10 Л1.2, Л1.4, Л2.2
1.5. Менеджмент в условиях цифровой трансформации Практические 3 14 Л1.2, Л1.4, Л2.2
1.6. Менеджмент в условиях цифровой трансформации Сам. работа 3 40 Л1.2, Л1.4, Л2.2
Раздел 2. Комплекс маркетинга: содержание и направления развития в среде цифровых технологий
2.1. Социально-экономическая природа маркетинга: направления развития в современной технологической среде Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.2. Социально-экономическая природа маркетинга: направления развития в современной технологической среде Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.3. Социально-экономическая природа маркетинга: направления развития в современной технологической среде Сам. работа 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.4. Комплекс маркетинга: содержание и направления развития в среде цифровых технологий Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.5. Комплекс маркетинга: содержание и направления развития в среде цифровых технологий Практические 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.6. Комплекс маркетинга: содержание и направления развития в среде цифровых технологий Сам. работа 4 6 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.7. Товарная политика организации: формирование, обоснование, реализация Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.8. Товарная политика организации: формирование, обоснование, реализация Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.9. Товарная политика организации: формирование, обоснование, реализация Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.10. Ценовая политика организации: формирование, обоснование, реализация Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.11. Ценовая политика организации: формирование, обоснование, реализация Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.12. Ценовая политика организации: формирование, обоснование, реализация Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.13. Коммуникационная политика Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.14. Коммуникационная политика Практические 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.15. Коммуникационная политика Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.16. Распределительная политика организации Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.17. Распределительная политика организации Практические 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
2.18. Распределительная политика организации Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
Раздел 3. Маркетинговые исследования и маркетинговая информационная система.
3.1. Маркетинговая информационная система Лекции 4 1 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.2. Маркетинговая информационная система Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.3. Маркетинговая информационная система Сам. работа 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.4. Маркетинговые исследования с применением цифровых технологий Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.5. Маркетинговые исследования с применением цифровых технологий Практические 4 4 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.6. Маркетинговые исследования с применением цифровых технологий Сам. работа 4 5 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.7. Маркетинговое планирование и управление маркетинговой деятельностью Лекции 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.8. Маркетинговое планирование и управление маркетинговой деятельностью Практические 4 2 Л1.1, Л2.1, Л1.3
3.9. Маркетинговое планирование и управление маркетинговой деятельностью Сам. работа 4 6 Л1.1, Л2.1, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» в курсе Маркетинг https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2786

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ

ОПК-4: Способен разрабатывать и принимать экономически и финансово обоснованные организационно-управленческие решения, планировать и организовывать профессиональную деятельность, осуществлять контроль и учет ее результатов.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Сегментация проведена правильно, если
a) реакция потребителя внутри сегмента неоднородна;
b) существенных различий между сегментами нет;
c) есть существенные различия между сегментами;
d) невозможно сделать количественную оценку размера сегмента ;
e) реакция потребителей внутри сегмента одинакова
Ответ: с, е

2. Исключите неправильный ответ: Провести анализ маркетинговой макросреды, это, значит, про¬анализировать:
а) Технологические факторы;
б) Экономические факторы;
в) Потребителей образовательных услуг;
г) Природные и культурные факторы.
Ответ: в

3. Элементами коммуникативной политики НЕ являются:
а) PR;
б) Стимулирование сбыта;
в) Личная продажа;
г) Ценообразование;
д) Каналы сбыта;
д) Разработка стратегии роста
Ответ: г,д

4.К основным положениям маркетингового плана относятся сле¬дующие положения:
а) Выбор текущей позиции;
б) Установка маркетинговых целей;
в) Разработка программы;
г) Выработка предпочтительной маркетинговой стратегии;
д) Все вышеперечисленное.
Ответ:д

5. Массовый маркетинг подразумевает
а) разработку комплекса маркетинга для каждого сегмента
б) сосредоточение маркетинговых усилий на дифференциации товара
г) сосредоточение маркетинговых усилий на дифференциации цены
д) пренебрежение различиями между сегментами и обращение ко всему рынку сразу
Ответ: д)

6. Разработка комплекса маркетинга НЕ предусматривает:
а) Разработка товара (услуги);
б) Установление цены (ценообразование);
в) Разработка системы контроля выполнения марке¬тинговых мероприятий;
г) Выбор методов распространения товаров;
д) Разработка системы стимулирования сбыта.
Ответ: в

7. Уровень «товар с подкреплением» - это
a) поставки и кредитование;
б) упаковка товара;
в) марочное название;
г) внешнее оформление;
д) послепродажное обслуживание
Ответ: а, д
8. Что из перечисленного НЕ является характеристикой услуги?
а) Неосязаемость;
б) Несостоятельность;
в) Неудовлетворенность качеством
г) Неотделимость;
д) Непостоянство;
е) Несохраняемость.
Ответ: б,в


9. Анализ маркетинговой микросреды организации НЕ предполагает изучение следующих факторов:
а) Поставщиков;
б) Конкурентов;
в) Потребителей образовательных услуг;
г) Налоговую политику государства.
Ответ: г

10. Исключите неправильный ответ: Провести анализ маркетинговой макросреды, это, значит, про¬анализировать:
а) Технологические факторы;
б) Экономические факторы;
в) Потребителей образовательных услуг;
г) Природные и культурные факторы.
Ответ: в
11. На каком этапе ЖЦТ приемы по стимулированию сбыта используются на постоянной основе
a) этап внедрение;
б) этап роста;
в) этап насыщения;
г) этап упадка.

Ответ: в

12.К основным положениям маркетингового плана относятся сле¬дующие положения:
а) Выбор текущей позиции конкретного образовательного учреждения
б) Установка маркетинговых целей;
в) Разработка программы;
г) Выработка предпочтительной маркетинговой стратегии;
д) Все вышеперечисленное.
Ответ:д

13. Исследование рынка необходимо начинать:
а) с панельного исследования
б) с интервью
в) с эксперимента
г) с поиска вторичных данных
д) со сбора первичных данных
Ответ: г
14. Позиционирование определяет
а)причины покупки товара;
б) выбор признаков сегментации;
в) стратегию массового маркетинга;
г)конкурентные преимущества товара
Ответ: а, г

15. Что из нижеперечисленного относится к рекламным целям
а) увеличение доли рынка на Х-%
б) формирование и запоминание торговой марки без подсказки
в) увеличение продаж на У-%
г) увеличение числа торговых точек
Ответ: б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Совокупность активных субъектов и сил, действующих за пределами организаций и влияющих на возможность руководства службы маркетинга устанавливать и поддерживать с клиентами отношения успешного сотрудничества - это _____
Ответ: маркетинговая среда фирмы

2. Перечислите основные концепции маркетинговой деятельно¬сти:
Ответ: концепция совершенствования произ¬водства, концепция совершенствования товара, концепция маркетинга, концепция интенсификации коммерче¬ских усилий, концепция социально-этичного маркетинга.

3. Перечислите этапы выбора целевых рынков
Ответ: Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование товара (услуги) на рынке.

4. Процесс выявления лучших конкурентоспособных организаций (в т. ч. Образовательных) с оценкой их продукции и методов производства - это _________
Ответ: бенчмаркетинг

5. Сегментация рынка – это ____________
Ответ: Разделение рынка на более мелкие составляющие.

6. Если образовательное учреждение строит свою стратегию таким образом, чтобы его услуги покупали представители всех сегментов рынка, то это ________
Ответ: Недифференцированный маркетинг.

7. Новый подход в маркетинговом исследовании, ориентированный на поиск и изучение лучшего опыта в практике конкурентов, называется:
Ответ: бенчмаркинг
8. Перечислите последовательность этапов по разработке рекламного плана
Ответ: ситуационный анализ – цели маркетинга – маркетинговая стратегия – цели рекламы – рекламная стратегия – рекламный план
9. Маркетинговая среда предприятия – это ____________
Ответ: совокупность микро- и макросреды.

10. Новый подход в маркетинговом исследовании, ориентированный на поиск и изучение лучшего опыта в практике конкурентов, называется:
Ответ: бенчмаркинг.

11. Проверка соответствия концепции нового товара потребностям покупателей предполагает использование ______
Ответ: тестирования рынка.

12. Массовый маркетинг подразумевает _________
Ответ: пренебрежение различиями между сегментами и обращение ко всему рынку сразу с одним предложением.

13. На каком этапе ЖЦТ приемы по стимулированию сбыта используются на постоянной основе __________
Ответ: этапе насыщения.

14. Массовый маркетинг подразумевает _________
Ответ: пренебрежение различиями между сегментами и обращение ко всему рынку сразу с одним предложением.

15. Перечислите последовательность этапов ценообразования:
Ответ: выбор цели – определение спроса - анализ издержек – анализ цен конкурентов – выбор метода ценообразования.

16. Интенсивное распределение товаров предполагает ________
Ответ: использование максимального числа посредников.
17. Разработка программы маркетинговых коммуникаций начинается с ______
Ответ: определения целевой аудитории.

18. Кодирование в процессе передачи информации – это ______
Ответ: набор символов, передаваемых отправителем.

19. Стратегия продвижения товара с использованием средств стимулирования сбыта и поощрения торгового персонала – стратегия ______
Ответ: проталкивания товара.

20. Основными недостатками рекламы по телевидению являются ___________
Ответ: высокая стоимость и мимолетность рекламного воздействия.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; вл
адеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» - Маркетинг в образовании https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10967 . Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 40.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Л. А. Данченок Маркетинг: учебник и практикум для академического бакалавриата Юрайт, 2018 : www.biblio-online.ru/book/68D05243-E9BB-454B-91C6-7F6532F365FC
Л1.2 К.В. Балдин, С.Н. Воробьев, В.Б. Уткин Управленческие решения : Учебник «Дашков и К°», , 2023 biblioclub.ru
Л1.3 Лукичёва Т. А. Маркетинг: учебник и практикум для вузов Юрайт, 2022 urait.ru
Л1.4 А. А. Одинцов Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/66F6B5AD-1104-4E97-946E-C5F5A021280D.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Калюжнова, Ю. Е. Кошурникова Современные модели маркетинга: учебное пособие для вузов Юрайт, 2022 https://urait.ru/bcode/492979
Л2.2 Одинцов А.А. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 СПС КонсультантПлюс www.consultant.ru
Э2 Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru).
2. Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com).
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru).
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение данного курса предполагает последовательное выполнение всех заданий по порядку (пройти лекцию, изучить термины из глоссария, выполнить задания и тесты). Последовательность проведения занятий и их содержание определяются настоящей программой. Основная работа проводится на практических занятиях и в форме самостоятельной работы. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе. Самостоятельная работа предусматривает также изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение соответствующих заданий студентами самостоятельно. Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.
Для прохождения итоговой аттестации по дисциплине студент должен продемонстрировать систематическую подготовку к разделам дисциплины в течение учебного семестра в виде выполненных практических заданий, заданий для самостоятельной работы, решение тестов, написание реферата (эссе).