МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Инструменты и методы экономического анализа

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита
Направление подготовки38.05.01. специальность Экономическая безопасность
СпециализацияЭкономико-правовое обеспечение экономической безопасности
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план38_05_01_Экономическая_безопасность_ЭПОЭБ-2022
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 88
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 20
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 36 36 36 36
Сам. работа 88 88 88 88
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.э.н., доцент, Семиколенова М.Н.

Рецензент(ы):
к.э.н., доцент, Деркач Н.О

Рабочая программа дисциплины
Инструменты и методы экономического анализа

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - специалитет по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность (приказ Минобрнауки России от 14.04.2021 г. № 293)

составлена на основании учебного плана:
38.05.01 Экономическая безопасность
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2022-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.э.н., профессор Санникова И.Н.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экономической безопасности, учета, анализа и аудита

Протокол от 07.06.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой д.э.н., профессор Санникова И.Н.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.раскрывает особенности содержания и методики проведения комплексного анализа как инструмента контроля и управления деятельности коммерческой организации.
Преподавание курса преследует следующие основные цели:
- освоение методов и моделей, используемых в экономическом анализе;
- формирование практических навыков по анализу и оценке финансового состояния и результатов деятельности организации;
- освоение технологии выработки управленческих решений.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3Способен рассчитывать экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов.
ОПК-3.1 Знает основные принципы формирования экономической информации; классификацию аналитических показателей; методики расчета экономических показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации
ОПК-3.2 Умеет классифицировать, систематизировать экономическую информацию для ее подготовки к аналитической работе
ОПК-3.3 Формирует систему показателей для проведения анализа; оценивает экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов; решает аналитические задачи с помощью основных методик, способов и приемов
ОПК-3.4 Владеет навыками расчета экономических показателей организации; навыками использования методики комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности организаций различных форм собственностей
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает основные принципы формирования экономической информации; классификацию аналитических показателей; методики расчета экономических показателей, характеризующих финансово-хозяйственную деятельность организации
3.2.Уметь:
3.2.1.
ОПК-3.2. Умеет классифицировать, систематизировать экономическую информацию для ее подготовки к аналитической работе.
ОПК-3.3. Формирует систему показателей для проведения анализа; оценивает экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов; решает аналитические задачи с помощью основных методик, способов и приемов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.
ОПК-3.4. Владеет навыками расчета экономических показателей организации; навыками использования методики комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности организаций различных форм собственностей

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономический анализ как наука
1.1. Экономический анализ как наука Лекции 4 2 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Экономический анализ как наука Практические 4 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Экономический анализ как наука Сам. работа 4 20 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Методология и методика экономического анализа экономического анализа деятельности предприятий. Методы экономического анализа: их состав, взаимосвязь и последовательность применения
2.1. Методология и методика экономического анализа экономического анализа деятельности предприятий. Методы экономического анализа: их состав, взаимосвязь и последовательность применения Лекции 4 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Методология и методика экономического анализа экономического анализа деятельности предприятий. Методы экономического анализа: их состав, взаимосвязь и последовательность применения Практические 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Методология и методика экономического анализа экономического анализа деятельности предприятий. Методы экономического анализа: их состав, взаимосвязь и последовательность применения Сам. работа 4 16 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Методика факторного анализа
3.1. Методика факторного анализа Сам. работа 4 18 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Методика факторного анализа Лекции 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Методика факторного анализа Практические 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности
4.1. Система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности Лекции 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности Практические 4 6 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. Система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности Сам. работа 4 16 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Основные концепции анализа. Эволюция и перспективы его развития
5.1. Основные концепции анализа. Эволюция и перспективы его развития Лекции 4 4 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Основные концепции анализа. Эволюция и перспективы его развития Практические 4 8 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.3. Основные концепции анализа. Эволюция и перспективы его развития Сам. работа 4 18 ОПК-3.1, ОПК-3.2, ОПК-3.3, ОПК-3.4 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля (контрольные вопросы, практические задания) размещены в онлайн-курсе на образовательном портале https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3420
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
Проверяемая компетенция
ОПК-3: Способен рассчитывать экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
1. Анализ экономических показателей начинают с
а) определение динамики показателя;
б) определение динамики главных факторов;
в) выявление количественного влияния главных факторов
г) структуры показателя
2. Суть приема элиминирования состоит в:
а) разложении показателя на главные факторы;
б) определении количественного влияния главных факторов на смену показателя;
в) сопоставлении данных отчетного периода с прошлым
г) сопоставлении фактического с плановым
3. Основными факторами влияния на фондоотдачу являются:
а) стоимость основных средств и площадь сельскохозяйственных угодий;
б) стоимость валовой продукции и основных средств ;
в) стоимость основных средств и численность работников
г) стоимость валовой продукции и численность работников .
4. Рентабельность активов зависит от главных факторов:
а) суммы чистой прибыли и среднегодовой стоимости собственного капитала;
б) суммы валовой прибыли и себестоимости реализованной продукции;
в) суммы чистой прибыли и среднегодовой стоимости активов
г) суммы валовой прибыли и выручки от реализованной продукции
5. К объектам экономического анализа относятся:
а) способы и приемы обработки аналитических данных;
б) субъекты сбытовой деятельности;
в) всестороннее изучение производственной, снабженческой и сбытовой деятельности
г) экономические результаты деятельности
6. Характерные особенности метода экономического анализа:
а) Изучение явлений хозяйственной деятельности;
б) Необходимость дробления на элементы;
в) Объединение однородных явлений в группы
г) Использование системы показателей, способов и приемов для изучения и оценки деятельности
7. Какие условия необходимо учесть при использовании приема сравнения?
а) Привести информацию в сопоставимый вид;
б) сгруппировать исходные данные;
в) Провести классификацию факторов
г) Отобрать нужные для анализа показатели
8. Примером качественных показателей являются:
а) Посевная площадь;
б) Производительность труда;
в) Объем валовой продукции
9. Прием группировки данных заключается в:
а) Определении связи отдельных факторов на обобщающий результат;
б) Корректировке показателя, принятого за основу сравнения;
в) Установлении равновесия между несколькими однородными и взаимосвязанными показателями;
г) Выделении из совокупности исследуемых явлений качественно однородных типов, групп по существенным признакам.
10. Ретроспективный (последующий) анализ делится на:
а) предыдущий и следующий;
б) внутрихозяйственный и межхозяйственный;
в) оперативный и текущий
г) технико-экономический и финансово-экономический
11. Какой недостаток имеет перспективный вид анализа:
а) невозможность использования метода цепных подстановок;
б) ограниченность временного интервала измерения показателей одним годом;
в) приближенность величин расчетных показателей
12. Стандартный прием анализа финансовой отчетности:
а) корреляционный;
б) вертикальный;
в) операционный

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. а
2. б
3. б
4. в
5. в
6. г
7. а
8. б
9. г
10. в
11. в
12. б

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается в 1 балл. Оценивание КИМ в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно менее 60% заданий.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)
1. Анализ в переводе с греческого языка означает_________ ___________ .
2. Метод синтеза означает______ составных частей.
3. Фондоотдача показывает _______ использования основных средств.
4. Как называется показатель, выраженный в коэффициентах, структуре, процентах?
5. Как называется величина, дающая обобщенную количественную характеристику совокупности однородных явлений по определенному признаку?
6. Способ изучения исследуемого предмета(процесса) от частного к общему – это _______.
7. Как называется метод экономического анализа, состоящий в установлении равновесия между несколькими однородными и взаимосвязанными показателями?
8. Как вид сравнительного анализа используется для определения абсолютных и относительных отклонений значения исследуемого показателя от его базового значения?
9. Укажите тип детерминированной модели, которая описывает связь между результативным показателем выручки от продаж и влияющими на нее факторами количества проданной продукции и цен.
10. Соотношение выручки от продаж и среднегодовой балансовой величины оборотных активов – это коэффициент ______ оборотных средств.
11. Зависимость показателя рентабельности активов от коэффициента оборачиваемости оборотных активов является _____ пропорциональной.
12. Показатель, который рассчитывается как соотношение прибыли от продаж и средней балансовой величины заемного капитала, - это ________ заемного капитала.
13. Какой вид экономического анализа используют для оценки выполнения программ, планов, достигнутых результатов?
14. Назовите вид экономического анализа задачей которого является выявление факторов хозяйственной деятельности и количественная оценка их влияния на обобщающие показатели.
15. Процентное отношение фактического оборота отчётного периода к фактическому обороту базисного периода – это ______ изменения оборота.
16. Цена продукции по плану – 10 руб / шт., плановый объем продаж – 21 тыс. шт.; фактически цена составила 12 руб / шт., а фактический объем – 19 тыс. шт. Влияние изменения цены на отклонение фактической выручки от плановой, согласно методу абсолютных разниц, равно в тыс. руб. (записать цифрой).
17. Зависимость показателя Х от факторов А и В представляет собой детерминированную факторную систему вида Х = А / В. Исходные значения факторов: А = 20, В = 2; текущие значения – А = 21, В = 3. Влияние фактора А на отклонение текущего значения показателя Х от исходного, согласно методу цепных подстановок, составляет_____
18. Как называется тип детерметинированной модели, при которой неприменим интегральный метод?
19. При построении кратной факторной модели оборачиваемости активов в числители формуле отражается ______.
20. При построении факторной модели зависимости объема производства от эффективности использования трудовых ресурсов в качестве факторов выступают численность работающих, количество отработанных дней, продолжительность рабочего дня и среднечасовая ______.
21. Плановая сумма затрат на производство продукции составляет 3456 тыс. руб., а фактическая – 3951 тыс. руб. Известно, что план производства выполнен на 110 %. Выполнен ли план по уровню себестоимости? Укажите да или нет.
22. Объем продаж фирмы в отчетном году составил 35 млн руб., а в предыдущем – 25 млн руб. Темп прироста объема продаж составил _____ процентов.
23. Статистический показатель, представляющий собой отношение двух состояний какого-либо признака – это _______.
24. Рассчитайте показатель рентабельности продаж, если выручка от продаж составляет 45 600 тыс. руб., себестоимость продаж – 29 640 тыс. руб. Ответ запишите в процентах.
25. Определите фондоотдачу, если производительность труда составляет 165 тыс. руб., а фондовооруженность составляет 206, 25 тыс. руб.
26. Определите абсолютное отклонение величины активов организации за период, если стоимость активов на начало периода составляет 3 953 тыс. руб, стоимость активов на конец периода составляет 4 092 тыс. руб. Ответ запишите с указанием знака отклонение + или -.
27. Чему равен запас финансовой прочности в абсолютном выражении, если в отчетном периоде сумма постоянных затрат – 100 тыс. рублей, удельные переменные затраты – 60 рублей, отпускная цена единицы продукции – 80 рублей, объем продаж – 8 000 штук.
28. Определите величину прибыли от реализации продукции на конец месяца, если известны следующие
данные: прибыль на начало месяца - 20 000 руб., выручка от реализации продукции, вкл. НДС - 480 000 руб., производственная себестоимость реализованной продукции - 250 500 руб., НДС – 80 000 руб., коммерческие расходы – 100 000 руб. Сумму прибыли укажите цифрами в рублях
29. Рассчитайте коэффициент рентабельности активов, если выручка от продаж составляет 62 165 тыс. руб, прибыль составляет 20 250 тыс. руб., стоимость активов – 56 250 тыс. руб.
30. Предприятие имеет возможность ввести в эксплуатацию часть основных средств, находящихся на консервации, в объеме 280 тыс. руб. Определите резерв увеличения выпуска продукции, если фактический объем выпуска составляет 2 430 тыс. руб, среднегодовая стоимость действующих основных средств равна 1 350 тыс. руб. Ответ укажите в тыс. руб.
31. Экономический показатель, отражающий отношение прибыли от продаж к себе¬стоимости реализованной продукции – это _____ продукции.
32. Связь, при которой рост (уменьшение) факторного признака приводит к уменьшению (росту) результативного признака, - это _____ связь.
33. Отношение абсолютного отклонения показателя к его исходному (базисному) значению, выраженное в процентах, - это ____ _____
34. Показатель экономической эффективности основных средств, характеризующий величину основных средств, приходящихся на одного работника (рабочего) – это ______.
35. Экономический показа¬тель, характеризующий соотношение величины выпущенной продукции и материальных затрат – это _____.
36. Факторная модель детерминированного анализа, в которой показатель-результат может быть представлен как кратное от деления одного фактора на другой.– это _____ модель.
37. Показатель, определяе¬мый как соотношение двух показателей - это _____ показатель.
38. Вид экономического анализа, направленный на выявление резервов уменьшения затрат на производство изделия путем поиска более де¬шевых вариантов выполнения необходимых функции и исключе¬ния излишних функции, - это _____ анализ.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1. разложение
2. обобщение
3. эффективность
4. относительный
5. средняя
6. индукция
7. балансовый
8. горизонтальный
9. мультипликативная
10. оборачиваемости
11. прямо
12. рентабельность
13. текущий
14. факторный
15. темп
16. 38
17. 0,5
18. аддитивная
19. выручка
20. выработка
21. нет
22. 40
23. индекс
24. 35
25. 0,8
26. + 139
27. 240 000
28. 69 500
29. 0,36
30. 504
31. рентабельность
32. обратная
33. темп прироста
34. фондовооруженность
35. материалоотдача
36. кратная
37. качественный
38. функционально-стоимостной

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Процедура проведения:
- по результатам работы в семестре и итогам текущей аттестации – итоговая оценка за промежуточную аттестацию складывается по результатам выполнения всех практических заданий в течение семестра;
- выполнение тестовых заданий при недостаточном объеме выполненных заданий в течение семестра
- устный зачет по дисциплине (теоретический вопрос и практическое задание).
Пример оценочного средства в виде тестовых заданий представлен в 5.1
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
1. Научные основы экономического анализа.
2. Место и роль анализа в системе экономической науки.
3. Роль экономического анализа в информационном обеспечении управления.
4. Экономический анализ как функция управления.
5. Связь экономического анализа с другими экономическими науками.
6. Информационные связи экономического анализа с бухгалтерским учетом и контролем.
7. Информационное обеспечение экономического анализа.
8. Предмет экономического анализа.
9. Цели, задачи и содержание экономического анализа деятельности организации.
10. Основные элементы аналитической работы. Направления использования результатов анализа.
11. Методология экономического анализа как основа методики исследования.
12. Методика экономического анализа как совокупность специальных приемов (методов) анализа.
13. Состав, взаимосвязь и последовательность применения методов экономического анализа.
14. Классификация методов экономического анализа.
15. Экономико-математические методы (ЭММ) анализа хозяйственной деятельности: классификация и сфера использования.
16. Сущность и особенности стохастического факторного анализа.
17. Сущность и особенности детерминированного факторного анализа.
18. Виды функциональной зависимости в детерминированных факторных моделях.
19. Роль и основные приемы моделирования факторных систем.
20. Способы детерминированного факторного анализа.
21. Способ цепных подстановок и его разновидности.
22. Применение ЭММ в решении типовых аналитических задач.
23. Система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности: основные принципы и этапы.
24. Система поиска резервов для повышения эффективности бизнеса.
25. Понятие и классификация факторов повышения эффективности хозяйственной деятельности.
26. Экстенсивные и интенсивные факторы роста производства. Понятие «экстенсификации» и «интенсификации» производства.
27. Понятие и виды резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности.
28. Комплексная оценка резервов повышения эффективности производства.
29. Методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности.
30. Анализ эффективности использования производственных ресурсов.
31. Основные концепции экономического анализа.
32. История развития экономического анализа: причины возникновения и основные этапы.
33. Эволюция экономического анализа в России: основные этапы и характерные черты.
34. Перспективы развития экономического анализа деятельности предприятий в условиях укрепления рыночных отношений и реформирования бухгалтерского учета.

Примерное задание на экзамен

Составить мультипликативную модель, отражающую взаимосвязь общей фондоотдачи, удельного веса активной части ОПФ и ее фондоотдачи. Выполнить факторный анализ
Показатель Базисный период Отчетный период
Объем выпущенной продукции, тыс. руб. 86234 87364
Среднегодовая стоимость ОПФ, тыс.руб. 12653 14567
Среднегодовая стоимость активной части ОПФ, тыс.руб. 8654 9893

Критерии оценивания:
- при выполнение тестовых заданий
Отлично(зачтено) – выполнено 90-100% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос;
Хорошо(зачтено) – выполнено 75-89% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан полный ответ на поставленный вопрос; однако были допущены неточности в определении понятий, терминов и др.
Удовлетворительно(зачтено) – выполнено 60-74% заданий предложенного теста, в заданиях открытого типа дан неполный ответ на поставленный вопрос, в ответе не присутствуют доказательные примеры, текст со стилистическими и орфографическими ошибками.
Неудовлетворительно(не зачтено) – выполнено менее 60% заданий предложенного теста, на поставленные вопросы ответ отсутствует или неполный, допущены существенные ошибки в теоретическом материале (терминах, понятиях).
- при сдаче экзамена
Отлично (зачтено) – обучающимся дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
Хорошо (зачтено) – обучающимся дан развернутый ответ на поставленный вопрос, обучающийся демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и практических занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. При этом могут допускаться неточности в ответе. Решены предложенные практические задания с небольшими неточностями.
Удовлетворительно (зачтено) – обучающимся дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Неудовлетворительно (не зачтено) – обучающимся дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов, неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Обучающийся не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Прыкина Л.В. Экономический анализ предприятия: Учебник для бакалавров: Экономический анализ предприятия: Учебник для бакалавров Издательство "Дашков и К", 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Войтоловский Н.В. - отв. ред., Калинина А.П. - отв. ред., Мазурова И.И. - отв. ред. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ в 2 ч. Часть 1. 6-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Л. Г. Глубокова, М. Н. Семиколенова, В. Н. Стась Экономический анализ: учеб. пособие: Барнаул : АлтГУ, http://elibrary.asu.ru/handle/asu/3476
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭУМКД portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU- en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Профессиональная база данных: электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
2. Профессиональная база данных: научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
3. Электронная база данных справочной правовой системы ГАРАНТ.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение учебной дисциплины студентами предусматривает два вида работ:
- работа с преподавателем;
- самостоятельная работа.

Работа с преподавателем охватывает два вида учебных занятий: лекционные занятия и практические занятия. Последовательность проведения данных занятия, их содержание определяются настоящей программой. Посещение данных занятий является обязательным для всех студентов. Практическое занятие требует подготовки студентов, предусматривающей изучение теоретического материала по теме занятия с использованием учебной литературы, перечень которой приведен в данной рабочей программе.

Вторым видом работы студента, выполняемым им при изучении курса является самостоятельная работа, которая помимо подготовки к практическим занятиям предусматривает изучение нормативных правовых актов и рекомендованной основной и дополнительной литературы, а также выполнение заданий для самостоятельной работы студентов.
Цель заданий для самостоятельной работы - закрепить полученные знания в рамках отдельных тем по учебной дисциплине, сформировать умения и навыки по решению вопросов, составляющим содержание курса.