МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология семьи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 50
индивидуальные консультации 26
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Практические 16 16 16 16
Сам. работа 50 50 50 50
Консультации 26 26 26 26
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
канд.филос.наук, доцент, Пустовалова Елена Валерьевна

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология семьи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.,канд.социол.наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.,канд.социол.наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение студентами основных понятий, теоретических подходов в сфере социологии семьи
концептуальная ориентация в истории социальных идей относительно семьи, брака и родительства
введение в направления эмпирического изучения феномена семьи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен к социологическому анализу и научному объяснению социальных явлений и процессов на основе научных теорий, концепций, подходов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает специфику социологического анализа и научного объяснения социальных явлений
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет описывать социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками объяснения социальных явлений и процессов на основе концепций и объяснительных моделей социологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Раздел 1. Теоретико-методологические основы социологии семьи
1.1. Предметное поле социологии семьи Лекции 8 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Предметное поле социологии семьи Практические 8 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Предметное поле социологии семьи Сам. работа 8 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Основные теоретические направления и концепции современной социологии семьи Лекции 8 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.5. Основные теоретические направления и концепции современной социологии семьи Практические 8 2
1.6. Основные теоретические направления и концепции современной социологии семьи Сам. работа 8 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.7. Социологический подход к изучению межличностных отношений в семье Практические 8 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Раздел 2. Основные проблемы социологии семьи
2.1. Семья, ее структуры и функции. Жизненный цикл семьи Лекции 8 4 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Семья, ее структуры и функции. Жизненный цикл семьи Практические 8 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Семья, ее структуры и функции. Жизненный цикл семьи Сам. работа 8 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Брачность и разводимость Лекции 8 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Брачность и разводимость Практические 8 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.6. Брачность и разводимость Сам. работа 8 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.7. Рождаемость и репродуктивное поведение семьи Лекции 8 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.8. Рождаемость и репродуктивное поведение семьи Практические 8 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.9. Рождаемость и репродуктивное поведение семьи Сам. работа 8 8 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.10. Смертность и самосохранительное поведение Лекции 8 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.11. Социологические проблемы семьи и семейной политики Сам. работа 8 16 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.12. Методы социологического исследования семьи и брака Практические 8 2 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.13. Методы социологического исследования семьи и брака Сам. работа 8 18 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.14. Консультации 8 26 ОПК-2 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» –
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10447 – ДО
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11032 - ОЗО
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен к социологическому анализу и научному объяснению социальных явлений и процессов на основе научных теорий, концепций, подходов

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
(возможно несколько вариантов ответов)

1. Создатель неоэволюционизма:
1. Т. Парсонс
2. Л. Морган
3. Л. Козер
4. М. Вебер

2. К основным социологическим парадигмам относятся (возможно несколько вариантов):
5. антропоценрическая
6. социоцентрическая
7. этноцентрическая

3. Социологические парадигмы можно разделить на следующие группы (возможно несколько вариантов):
8. структурно-функциональные
9. целевые
10. интерпретативные
11. интегральные
12. гипотетические

4. По мнению О. Конта, социология, претендующая на целостный анализ общества, включает в себя (возможно несколько вариантов):
1. социальную философию;
2. социальную психологию;
3. социальную экологию;
4. социальную статику;
5. социальную динамику.

5. Два признака традиционного социального действия выделяют в соответствии с типологией М. Вебера (возможно несколько вариантов):
1. действие характеризуется сознательной верой в этическую самоценность определенного поведения;
2. действие совершается с целью выражения эмоций;
3. действие совершается по привычке;
4. действие характеризуется тем, что в нем соотносится средство и цель.

6. Совокупность политических, правовых, культурных учреждений и форм
общественного сознания в концепции К. Маркса (возможно несколько вариантов):
1. базис;
2. социальная сфера;
3. надстройка;
4. духовная сфера;

7. Этот выдающийся социолог XIX - начала XX в. оказал наибольшее влияние на сторонников конфликтологического направления середины - конца XX в.:
1. О. Конт;
2. Э. Дюркгейм;
3. К. Маркс;
4. О. Шпенглер.

8. Автор теории обмена в социологии семьи:
13. К. Маркс
14. Л. Козер
15. Т. Парсонс
16. Дж Хоманс

9. Центральным понятием «понимающей социологии» М. Вебера является:
1. социальный факт;
2. закон интеллектуальной эволюции;
3. социальное действие;
4. способ производства.

10. Теория, в которой утверждается, что деятельность человека осуществляется ради вознаграждения, — это:
1. этнометодология;
2. теория обмена;
3. теория идеальных типов;
4. марксистская социология.

11. Автором концепции «социального обмена» является:
1. Р. Мертон;
2. Дж. Хоманс;
3. Ч.Р. Миллс;
4. Т. Парсонс.

12. Назовите ученого, который внес значительный вклад в создание теории элит:
1. Э. Гидденс;
2. Дж. Хоманс;
3. Р. Дарендорф;
4. В. Парето.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-1
2-1,2
3-1,3,4
4-4,5
5-2,4
6-1,3
7-2
8-4
9-3
10-2
11-2
12-4

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 2 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 24 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Предмет социологии семьи включает в себя, в первую очередь, изучение семьи как ____________________
2. Направление на стыке социологии и социальной психологии, которое объясняло социальное поведение и общественную жизнь через подражание — имманентно свойственное человеку стремление воспроизводить воспринимаемое поведение других индивидов и групп – теория __________________
3. Изменения современной семьи интерпретируются как проявления её глобального системного кризиса в рамках парадигмы ____________________
4. Знание закономерностей развития природы, общества, мышления называется______________________.
5. Описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего – это ______________________.
6. Сложный вид социологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении _______________________________.
7. Сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфической предметной отрасли – это _____________________________________________________
8. Наиболее простой способ представления результатов исследования, показывающий распространенность объектов с различными значениями переменной таблицы называют_______________________________________
9. Один из основных способов анализа, используемых для того, чтобы увидеть, какую связь переменные имеют друг с другом, называется________________________________
10. Метод, используемый для описания изменчивости наблюдаемых коррелированных переменных в терминах потенциально меньшего числа ненаблюдаемых переменных, называемых факторами – это _________________________
11. Результаты проведенного лично исследователем опроса или наблюдения называются______________________
12. Результаты исследования, проведенного кем-то другим, опубликованные в печати, называются__________________________
13. Многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы – это _____________________________
14. Опрос по принципу «всех подряд» из наиболее доступных респондентов – это _____________________
15. Способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности – это __________________________ выборка
16. Микромодель объекта социологического исследования, формируемая на основе статистических сведений (параметров квот) преимущественно о социально-демографических характеристиках элементов генеральной совокупности – это ___________________ выборка
17. Качественный метод исследования, который позволяет проводить полевое изучение индивидов в их естественной среде и в повседневных жизненных обстоятельствах – это ____________________________________
18. Добровольный участник массового опроса, анкетирования, интервью – это ___________________
19. Использование количественного и качественного анализа является особенностью ________________ познания
20. Становление фамилистической школы социологов в России приходится на вторую половину ________ века

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1-социального института
2-подражания
3-кризиса семьи
4-наука
5-предсказание
6-описательное исследование
7-методика социологического исследования
8-линейное распределение данных
9-анализ двумерных распределений
10-факторный анализ
11-первичные данные
12-вторичные данные
13-кластерный анализ
14-стихийная выборка
15-целенаправленная (неслучайная)
16-квотная
17-включенное наблюдение
18-респондент
19-социального
20-ХХ

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 3,8 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 76 баллов.

Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
Задания для письменного опроса открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Предмет социологии семьи включает в себя, в первую очередь, изучение семьи как ____________________
2. Направление на стыке социологии и социальной психологии, которое объясняло социальное поведение и общественную жизнь через подражание — имманентно свойственное человеку стремление воспроизводить воспринимаемое поведение других индивидов и групп – теория __________________
3. Изменения современной семьи интерпретируются как проявления её глобального системного кризиса в рамках парадигмы ____________________
4. Знание закономерностей развития природы, общества, мышления называется______________________.
5. Описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего – это ______________________.
6. Сложный вид социологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении _______________________________.
7. Сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфической предметной отрасли – это _____________________________________________________
8. Наиболее простой способ представления результатов исследования, показывающий распространенность объектов с различными значениями переменной таблицы называют_______________________________________
9. Один из основных способов анализа, используемых для того, чтобы увидеть, какую связь переменные имеют друг с другом, называется________________________________
10. Метод, используемый для описания изменчивости наблюдаемых коррелированных переменных в терминах потенциально меньшего числа ненаблюдаемых переменных, называемых факторами – это _________________________
11. Результаты проведенного лично исследователем опроса или наблюдения называются______________________
12. Результаты исследования, проведенного кем-то другим, опубликованные в печати, называются__________________________
13. Многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы – это _____________________________
14. Опрос по принципу «всех подряд» из наиболее доступных респондентов – это _____________________
15. Способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности – это __________________________ выборка
16. Микромодель объекта социологического исследования, формируемая на основе статистических сведений (параметров квот) преимущественно о социально-демографических характеристиках элементов генеральной совокупности – это ___________________ выборка
17. Качественный метод исследования, который позволяет проводить полевое изучение индивидов в их естественной среде и в повседневных жизненных обстоятельствах – это ____________________________________
18. Добровольный участник массового опроса, анкетирования, интервью – это ___________________
19. Использование количественного и качественного анализа является особенностью ________________ познания
20. Становление фамилистической школы социологов в России приходится на вторую половину ________ века

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:

Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А. И. Кравченко Социология : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
Л1.2 Колесникова Г.И. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Л.Ю. Логунова Социология семьи: Социально-культурный и исторический анализ изменения семейного поведения (опыт восстановления историй сибирских семей): учебное пособие Кемерово : КемГУКИ, 2007 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Социология.RU sotsiologia.ru
Э4 Электронная библиотека Социологического факультета Московского Государственного Университета им. М. В. Ломоносова (МГУ) lib.socio.msu.ru
Э5 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) wciom.ru
Э6 Национальная социологическая энциклопедия voluntary.ru
Э7 Курс в moodle "Социология семьи" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.