МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология международных отношений

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 53
индивидуальные консультации 30
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 14 14 14 14
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 53 53 53 53
Консультации 30 30 30 30
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Стерлядева Наталья Анатольевна

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология международных отношений

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Сформировать у студентов систематизированные знания о международной жизни с тем, чтобы они имели возможность более глубоко разбираться в содержании и ходе международных событий, во внешней политике государств и других субъектов международных отношений, понимали место и роль России в современном мире, ориентировались в ее национальных интересах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способен к организации сбора данных при опросе общественного мнения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.алгоритм сбора
социологической информации
применительно к условиям
исследования и особенностям
выбранной методической стратегии
3.2.Уметь:
3.2.1.готовить методические
документы для проведения
инструктажа персонала по сбору
информации: интервьюеров,
кодировщиков, наблюдателей
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками подготовки
полного комплекта отчётных
материалов по этапам сбора и анализа
информации в сфере управленческого
воздействия на социальную сферу

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования международных отношений
1.1. Становление социологии международных отношений Сам. работа 8 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.2. Россия в системе современных международных отношений Практические 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
1.3. Россия в системе современных международных отношений Сам. работа 8 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Социология международных отношений как специальная социологическая теория
2.1. Основные положения социологии международных отношений Лекции 8 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.2. Становление социологии международных отношений Лекции 8 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.3. Социология международных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности Практические 8 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.4. Социология международных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности Сам. работа 8 9 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.5. Методы исследования в социологии международных отношений. Анализ процесса принятия решений Лекции 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.6. Методы исследования в социологии международных отношений Практические 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.7. Методы исследования в социологии международных отношений Сам. работа 8 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
2.8. Анализ процесса принятия решений Сам. работа 8 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теоретические школы в исследовании международных отношений
3.1. Классическая традиция в исследовании международных отношений Лекции 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.2. Международные отношения в истории социально-политической мысли: традиции и парадигмы Практические 8 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.3. Международные отношения в истории социально-политической мысли: традиции и парадигмы Сам. работа 8 6 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.4. Либерально-идеалистическая и марксистская традиции в исследовании международных отношений Лекции 8 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
3.5. Основные теоретические подходы в исследовании международных отношений Лекции 8 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Современные теории в социологии международных отношений
4.1. Современные теории в социологии международных отношений:неореализм и неолиберализм; разновидности неолиберализма, неомарксизм, транснационализм и постмодернизм Лекции 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.2. Современные теории в социологии международных отношений Практические 8 4 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.3. Современные теории в социологии международных отношений Сам. работа 8 10 ПК-1 Л1.1, Л2.1
4.4. Основные направления в современной социологии международных отношений Практические 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Международные отношения как особый вид общественных отношений
5.1. Система, структура, среда международных отношений. Особенности среды международных отношений Лекции 8 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.2. Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда Практические 8 2 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.3. Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда Сам. работа 8 7 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.4. Основные классификации международных систем Лекции 8 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.5. Участники международных отношений. Цели, средства, интересы участников международных отношений Лекции 8 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.6. Принципы, право и мораль в международных отношениях Лекции 8 1 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.7. Принципы, право и мораль в международных отношениях Сам. работа 8 3 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.8. Консультации 8 30 ПК-1 Л1.1, Л2.1
5.9. Экзамен 8 27 ПК-1 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1. Способен к организации сбора данных при опросе общественного мнения
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких вариантов ответа)

1. К экспликативным методам изучения международных отношений относятся (возможны несколько вариантов ответа):
А) сравнение;
В) изучение документов;
С) контент-анализ;
D) когнитивное картирование.

2. Кто из исследователей систематизировал методы анализа процесса принятия решений?
А) Ф. Брайар и М.-Р. Джалили;
В) Б. Рассет и X. Старр;
С) А. Рапопорт;
D) М. Мерль.
3. В чем состоит главный недостаток метода наблюдения в международных отношениях?
А) невозможность исследователю быть прямым участником того или иного международного события;
В) невозможность использования какого-либо технического оборудования или инструментария (телевидения, радио и т.п.);
С) большая роль субъективных факторов, связанных с активностью участников международных событий, их идеологическими предпочтениями, а также несовершенством или деформированностью средств наблюдения.

4. Каковы основные прогностические методы исследования международных отношений (возможны несколько вариантов ответа)?
А) контент-анализ;
В) моделирование;
С) эксперимент;
D) прогнозирование.

5. Основные критерии международных отношений базируются на (возможны несколько вариантов ответа):

А) специфике участников международных отношений;
В) взаимодействии между государствами;
С) плюрализме суверенитетов;
D) особой природе международных отношений.

6. Какие виды наблюдения чаще всего используются при изучении международных отношений (несколько вариантов ответа)?
А) опосредованное (инструментальное);
В) косвенное;
С) непосредственное;
D) включенное.

7. Назовите основные методы объяснения в исследовании международных отношениях:
А) наблюдение;
В) эксперимент
С) контент-анализ;
D) сравнение.

8. Кто впервые применил метод контент-анализа?
А) М. Мерль;
В) Г. Моргентау;
С) Р. Арон;
D) Г. Лассуэл.

9. Попытку синтеза историко-социологического и эвристического подходов предпринял:
А) М.Каплан;
В) Р. Арон;
С) Р. Роузкранс;
D) Дж. Фрэнкел.

10. Согласно М. Каплану, международные организации имеют преобладающую
А) в универсальной системе;
В) в гибкой биополярной системе;
С) в иерархической системе;
D) в системе баланса сил.
11. Официальными источниками метода изучения документов при исследовании международных отношений являются:
А) сообщения пресс-служб дипломатических и военных ведомств;
В) информация о визитах государственных деятелей;
С) уставные документы и заявления наиболее влиятельных межправительственных организаций;
D) все вышеперечисленное

12. Основные направления внешней политики РФ определяет:
А) МИД;
В) Глава МИД;
С) Председатель Правительства;
D) Президент

13. Понятие «государство-цивилизация», закрепленное в Концепции внешней политики, означает (возможно несколько вариантов ответа):
А) страна самодостаточна;
В) стана исходит из своих интересов;
С) страна никуда не интегрируется;
D) страна сохраняет монокультурные ценности

14. Международные отношения характеризуются:
А) отсутствием консенсуса между их участниками относительно общих ценностей;
В) отсутствием общепринятых социальных правил, гарантируемых юридическими или моральными нормами;
С) отсутствием центральной власти;
D) совокупностью всех перечисленных моментов

15. Представители какого направления считают, что национальный интерес определяется через понятие силы?
А) марксизма;
В) политического реализма;
С) либерализма;
D) транснационализма.

Правильные ответы:
1- С, D
2- А
3- С
4- В, D
5- А, D
6- А, В
7- В, С
8- D
9- С
10- А
11- D
12- D
13- А,В,С
14- D
15- В

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» - верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» - верно 50% или менее 50% заданий

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Перечислите аналитические методы изучения международных отношений:
Ответ: наблюдение; изучение документов; сравнение.

2. Какие прогностические методы применяются при изучении международных отношений?
Ответ: дельфийский метод; построение сценариев; системный подход; моделирование.

3. Назовите этапы проведения социологического исследования
Ответ: подготовка исследования; сбор первичной информации; обработка полученного материала

4. Назовите виды опросных методов:
Ответ: интервью и анкетирование.
.
5. Назовите виды опроса по степени формализации:
Ответ: свободные, формализованные.

6. Назовите виды опроса по типу респондентов:
Ответ: индивидуальные, групповые (социометрические), экспертные.

7. Назовите виды опроса по способу коммуникации между респондентом и социологом:
Ответ: анкетные, интервью, почтовые, телефонные, прессовые.

8. Опросы, проводимые в устной форме, называются ____________
Ответ: интервьюированием

9. Перечислите виды интервьюирования:
Ответ: прямое; опосредованное; формализованное, свободное, открытое, неформализованное

10. Назовите функцию интервьюера при проведении неформализованного интервью:
Ответ: дать импульс беседе, а далее стимулировать поток сознания от респондента.
.

11. В чем состоит функциональное назначение контрольного анкетирования?
Ответ: в проверке правдивости ответов на основные вопросы, уточнении получаемых сведений.

12. В чем состоит «эффект начала», связанный с формулировкой вопросов?
Ответ: относительное смещение ответов к началу шкалы (к ответу, стоящему первым).

13. В двух- или трехальтернативных вопросах отмечается «эффект конца», т.е. ________
Ответ: альтернатива, упомянутая последней, имеет большую притягательную силу.

14. Перечислите современные теории в исследовании международных отношений:
Ответ: неореализм; неолиберализм; неомарксизм; транснационализм; постмодернизм.

15. С точки зрения политического реализма главными акторами международных отношений являются:
Ответ: государства.
16. Сторонники социологического подхода настаивают на необходимости анализа международных отношений в контексте _____________
Ответ: глобальных транснациональных связей и взаимодействий.
17. Какова особенность метода изучения документов применительно к международным отношениям?
Ответ: у исследователя часто нет свободного доступа к источникам
объективной информации.

18. Может ли РФ использовать армию для защиты территории союзников?
Ответ: да
19. Центральное понятие новой Концепции внешней политики ____________
Ответ: «государство-цивилизация»

20. Является ли одним из приоритетов внешней политики РФ обеспечение прав граждан России и организаций за рубежом?
Ответ: да

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.



5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» на странице курса https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2497 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 80-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-79% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 55-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Баженов, А. М. Социология международных отношений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/52AC91F5-55F0-4965-A0BE-2AFFDAE9EE7F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каримова, А. Б. Социология международных отношений: учебник для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/75725ABA-2D45-4365-9A7D-E39A9BEB7913
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://ru.wikipedia.org/wiki/международные отношения.
Э2 http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал.
Э3 http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов.
Э4 Курс в Moodle «Социология международных отношений» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).

Профессиональные базы данных:
1. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)
3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.