Закреплена за кафедрой | Кафедра социологии и конфликтологии |
---|---|
Направление подготовки | 39.03.01. Социология |
Профиль | Социология организации и управления |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | 39_03_01_С-2020 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (8) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 17 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 14 | 14 | 14 | 14 |
Практические | 20 | 20 | 20 | 20 |
Сам. работа | 53 | 53 | 53 | 53 |
Консультации | 30 | 30 | 30 | 30 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии
Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой к.с.н., доцент Нагайцев В.В.
1.1. | Сформировать у студентов систематизированные знания о международной жизни с тем, чтобы они имели возможность более глубоко разбираться в содержании и ходе международных событий, во внешней политике государств и других субъектов международных отношений, понимали место и роль России в современном мире, ориентировались в ее национальных интересах. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.1 |
ПК-1 | способен к организации сбора данных при опросе общественного мнения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | алгоритм сбора социологической информации применительно к условиям исследования и особенностям выбранной методической стратегии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | готовить методические документы для проведения инструктажа персонала по сбору информации: интервьюеров, кодировщиков, наблюдателей |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыками подготовки полного комплекта отчётных материалов по этапам сбора и анализа информации в сфере управленческого воздействия на социальную сферу |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретико-методологические основы исследования международных отношений | ||||||
1.1. | Становление социологии международных отношений | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Россия в системе современных международных отношений | Практические | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Россия в системе современных международных отношений | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Социология международных отношений как специальная социологическая теория | ||||||
2.1. | Основные положения социологии международных отношений | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.2. | Становление социологии международных отношений | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.3. | Социология международных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности | Практические | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.4. | Социология международных отношений как научная дисциплина: объект, предмет, закономерности | Сам. работа | 8 | 9 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.5. | Методы исследования в социологии международных отношений. Анализ процесса принятия решений | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.6. | Методы исследования в социологии международных отношений | Практические | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.7. | Методы исследования в социологии международных отношений | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
2.8. | Анализ процесса принятия решений | Сам. работа | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Теоретические школы в исследовании международных отношений | ||||||
3.1. | Классическая традиция в исследовании международных отношений | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.2. | Международные отношения в истории социально-политической мысли: традиции и парадигмы | Практические | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.3. | Международные отношения в истории социально-политической мысли: традиции и парадигмы | Сам. работа | 8 | 6 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.4. | Либерально-идеалистическая и марксистская традиции в исследовании международных отношений | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
3.5. | Основные теоретические подходы в исследовании международных отношений | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Современные теории в социологии международных отношений | ||||||
4.1. | Современные теории в социологии международных отношений:неореализм и неолиберализм; разновидности неолиберализма, неомарксизм, транснационализм и постмодернизм | Лекции | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Современные теории в социологии международных отношений | Практические | 8 | 4 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
4.3. | Современные теории в социологии международных отношений | Сам. работа | 8 | 10 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
4.4. | Основные направления в современной социологии международных отношений | Практические | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Международные отношения как особый вид общественных отношений | ||||||
5.1. | Система, структура, среда международных отношений. Особенности среды международных отношений | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда | Практические | 8 | 2 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.3. | Международные отношения как особый вид общественных отношений: система, структура, среда | Сам. работа | 8 | 7 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.4. | Основные классификации международных систем | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.5. | Участники международных отношений. Цели, средства, интересы участников международных отношений | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.6. | Принципы, право и мораль в международных отношениях | Лекции | 8 | 1 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.7. | Принципы, право и мораль в международных отношениях | Сам. работа | 8 | 3 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.8. | Консультации | 8 | 30 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 | |
5.9. | Экзамен | 8 | 27 | ПК-1 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
ПК-1. Способен к организации сбора данных при опросе общественного мнения Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины Тестовые задания (выбор одного или нескольких вариантов ответа) 1. К экспликативным методам изучения международных отношений относятся (возможны несколько вариантов ответа): А) сравнение; В) изучение документов; С) контент-анализ; D) когнитивное картирование. 2. Кто из исследователей систематизировал методы анализа процесса принятия решений? А) Ф. Брайар и М.-Р. Джалили; В) Б. Рассет и X. Старр; С) А. Рапопорт; D) М. Мерль. 3. В чем состоит главный недостаток метода наблюдения в международных отношениях? А) невозможность исследователю быть прямым участником того или иного международного события; В) невозможность использования какого-либо технического оборудования или инструментария (телевидения, радио и т.п.); С) большая роль субъективных факторов, связанных с активностью участников международных событий, их идеологическими предпочтениями, а также несовершенством или деформированностью средств наблюдения. 4. Каковы основные прогностические методы исследования международных отношений (возможны несколько вариантов ответа)? А) контент-анализ; В) моделирование; С) эксперимент; D) прогнозирование. 5. Основные критерии международных отношений базируются на (возможны несколько вариантов ответа): А) специфике участников международных отношений; В) взаимодействии между государствами; С) плюрализме суверенитетов; D) особой природе международных отношений. 6. Какие виды наблюдения чаще всего используются при изучении международных отношений (несколько вариантов ответа)? А) опосредованное (инструментальное); В) косвенное; С) непосредственное; D) включенное. 7. Назовите основные методы объяснения в исследовании международных отношениях: А) наблюдение; В) эксперимент С) контент-анализ; D) сравнение. 8. Кто впервые применил метод контент-анализа? А) М. Мерль; В) Г. Моргентау; С) Р. Арон; D) Г. Лассуэл. 9. Попытку синтеза историко-социологического и эвристического подходов предпринял: А) М.Каплан; В) Р. Арон; С) Р. Роузкранс; D) Дж. Фрэнкел. 10. Согласно М. Каплану, международные организации имеют преобладающую А) в универсальной системе; В) в гибкой биополярной системе; С) в иерархической системе; D) в системе баланса сил. 11. Официальными источниками метода изучения документов при исследовании международных отношений являются: А) сообщения пресс-служб дипломатических и военных ведомств; В) информация о визитах государственных деятелей; С) уставные документы и заявления наиболее влиятельных межправительственных организаций; D) все вышеперечисленное 12. Основные направления внешней политики РФ определяет: А) МИД; В) Глава МИД; С) Председатель Правительства; D) Президент 13. Понятие «государство-цивилизация», закрепленное в Концепции внешней политики, означает (возможно несколько вариантов ответа): А) страна самодостаточна; В) стана исходит из своих интересов; С) страна никуда не интегрируется; D) страна сохраняет монокультурные ценности 14. Международные отношения характеризуются: А) отсутствием консенсуса между их участниками относительно общих ценностей; В) отсутствием общепринятых социальных правил, гарантируемых юридическими или моральными нормами; С) отсутствием центральной власти; D) совокупностью всех перечисленных моментов 15. Представители какого направления считают, что национальный интерес определяется через понятие силы? А) марксизма; В) политического реализма; С) либерализма; D) транснационализма. Правильные ответы: 1- С, D 2- А 3- С 4- В, D 5- А, D 6- А, В 7- В, С 8- D 9- С 10- А 11- D 12- D 13- А,В,С 14- D 15- В Критерии оценивания: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий; «отлично» - верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» - верно 50% или менее 50% заданий Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом) 1. Перечислите аналитические методы изучения международных отношений: Ответ: наблюдение; изучение документов; сравнение. 2. Какие прогностические методы применяются при изучении международных отношений? Ответ: дельфийский метод; построение сценариев; системный подход; моделирование. 3. Назовите этапы проведения социологического исследования Ответ: подготовка исследования; сбор первичной информации; обработка полученного материала 4. Назовите виды опросных методов: Ответ: интервью и анкетирование. . 5. Назовите виды опроса по степени формализации: Ответ: свободные, формализованные. 6. Назовите виды опроса по типу респондентов: Ответ: индивидуальные, групповые (социометрические), экспертные. 7. Назовите виды опроса по способу коммуникации между респондентом и социологом: Ответ: анкетные, интервью, почтовые, телефонные, прессовые. 8. Опросы, проводимые в устной форме, называются ____________ Ответ: интервьюированием 9. Перечислите виды интервьюирования: Ответ: прямое; опосредованное; формализованное, свободное, открытое, неформализованное 10. Назовите функцию интервьюера при проведении неформализованного интервью: Ответ: дать импульс беседе, а далее стимулировать поток сознания от респондента. . 11. В чем состоит функциональное назначение контрольного анкетирования? Ответ: в проверке правдивости ответов на основные вопросы, уточнении получаемых сведений. 12. В чем состоит «эффект начала», связанный с формулировкой вопросов? Ответ: относительное смещение ответов к началу шкалы (к ответу, стоящему первым). 13. В двух- или трехальтернативных вопросах отмечается «эффект конца», т.е. ________ Ответ: альтернатива, упомянутая последней, имеет большую притягательную силу. 14. Перечислите современные теории в исследовании международных отношений: Ответ: неореализм; неолиберализм; неомарксизм; транснационализм; постмодернизм. 15. С точки зрения политического реализма главными акторами международных отношений являются: Ответ: государства. 16. Сторонники социологического подхода настаивают на необходимости анализа международных отношений в контексте _____________ Ответ: глобальных транснациональных связей и взаимодействий. 17. Какова особенность метода изучения документов применительно к международным отношениям? Ответ: у исследователя часто нет свободного доступа к источникам объективной информации. 18. Может ли РФ использовать армию для защиты территории союзников? Ответ: да 19. Центральное понятие новой Концепции внешней политики ____________ Ответ: «государство-цивилизация» 20. Является ли одним из приоритетов внешней политики РФ обеспечение прав граждан России и организаций за рубежом? Ответ: да Критерии оценки открытых вопросов. Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет. Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны. Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны. Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Не предусмотрено |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших оценку по результатам текущей успеваемости по всему изученному курсу). Тест размещен в разделе «Текущая и промежуточная аттестация» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» на странице курса https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2497 Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации, составляет 30 вопросов. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом: Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 80-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-79% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 55-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 54% и менее 54% заданий. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Баженов, А. М. | Социология международных отношений: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 | www.biblio-online.ru/book/52AC91F5-55F0-4965-A0BE-2AFFDAE9EE7F |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Каримова, А. Б. | Социология международных отношений: учебник для академического бакалавриата | М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 | www.biblio-online.ru/book/75725ABA-2D45-4365-9A7D-E39A9BEB7913 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://ru.wikipedia.org/wiki/международные отношения. | |||
Э2 | http://www.humanities.edu.ru/ – Социально-гуманитарное образование: федеральный портал. | |||
Э3 | http://window.edu.ru/window – Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Интегральный каталог образовательных интернет-ресурсов, электронная учебно-методическая библиотека, ресурсы системы федеральных образовательных порталов. | |||
Э4 | Курс в Moodle «Социология международных отношений» | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно); Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно); Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно); AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно); ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно) | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) 2. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/) 3. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 4. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения Рекомендации по освоению лекционных занятий. При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время. Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет. При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места. Студентам необходимо: - перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы; - на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции; - перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях. Рекомендации по подготовке практическим занятиям. Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме. Студентам следует: - приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию; - до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия; - при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; - проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам - полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/). - в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения; - в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов; - на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю. Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий. Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы. К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению. Студентам следует: - руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД; - выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы. Итоговый контроль. При подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем. Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности. |