МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Этносоциология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология организации и управления
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_С-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 15
индивидуальные консультации 24
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 15 15 15 15
Консультации 24 24 24 24
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Пустовалова Е.В.

Рецензент(ы):
к.соц.н., доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Этносоциология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомление с основными понятиями, которые используются при изучении этносоциологических явлений, этнонационального измерения социума, особенностей этнонациональных проблем в российском обществе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 Способен к социологическому анализу и научному объяснению социальных явлений и процессов на основе научных теорий, концепций, подходов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.2.1. Знает специфику социологического анализа и научного объяснения социальных явлений
3.2.Уметь:
3.2.1.2.2.Умеет описывать социальные исследования и процессы на основе объективной безоценочной интерпретации эмпирических данных
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.2.3. Владеет навыками объяснения социальных явлений и процессов на основе концепций и объяснительных моделей социологии

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Этносоциология в системе гуманитарного знания
1.1. Этносоциология как научная дисциплина Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.2. Этносоциология как научная дисциплина Практические 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.3. Этносоциология как научная дисциплина Сам. работа 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.4. Предмет и метод этносоциологии как научной дисциплины Лекции 5 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.5. Предмет и метод этносоциологии как научной дисциплины Практические 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.6. Предмет и метод этносоциологии как научной дисциплины Сам. работа 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.7. Основные понятия этносоциологии Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.8. Основные понятия этносоциологии Практические 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
1.9. Основные понятия этносоциологии Сам. работа 5 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Этнос и этничность: основные подходы к трактовке
2.1. Этносоциологические понятия этнос и этничность Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.2. Этносоциологические понятия этнос и этничность Практические 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.3. Этносоциологические понятия этнос и этничность Сам. работа 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.4. Примордиалистская трактовка этноса Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.5. Примордиалистская трактовка этноса Практические 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.6. Примордиалистская трактовка этноса Сам. работа 5 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.7. Конструктивистская модель этничности Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.8. Конструктивистская модель этничности Практические 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.9. Конструктивистская модель этничности Сам. работа 5 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.10. Этничность в инструментализме Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.11. Этничность в инструментализме Практические 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
2.12. Этничность в инструментализме Сам. работа 5 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Этнические факторы социального развития. Социальная обусловленность функционирования этнических общностей
3.1. Этнические факторы социального развития, социальная обусловленность функционирования этнических общностей Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.2. Этнические факторы социального развития, социальная обусловленность функционирования этнических общностей Практические 5 6 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.3. Этнические факторы социального развития, социальная обусловленность функционирования этнических общностей Сам. работа 5 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.4. Этносоциальные проблемы производственной деятельности и социальной мобильности Лекции 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.5. Этносоциальные проблемы производственной деятельности и социальной мобильности Практические 5 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.6. Этносоциальные проблемы производственной деятельности и социальной мобильности Сам. работа 5 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1
3.7. Индивидуальные консультации Консультации 5 24 ОПК-2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=3710 – ДО
https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=7015 - ОЗО
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен к социологическому анализу и научному объяснению социальных явлений и процессов на основе научных теорий, концепций, подходов

Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания закрытой формы (выбор одного или нескольких вариантов)
(возможно несколько вариантов ответов)
1. К общенаучным методам социологии относится:
1. структурно-функциональный метод
2. метод социометрии Я. Морено
3. социологический опрос
4. фокус-группа

2. К основным социологическим парадигмам относятся (возможно несколько вариантов):
1. антропоценрическая
2. социоцентрическая
3. этноцентрическая

3. Социологические парадигмы можно разделить на следующие группы (возможно несколько вариантов):
1. структурно-функциональные
2. целевые
3. интерпретативные
4. интегральные
5. гипотетические

4. По мнению О. Конта, социология, претендующая на целостный анализ общества, включает в себя (возможно несколько вариантов):
1. социальную философию;
2. социальную психологию;
3. социальную экологию;
4. социальную статику;
5. социальную динамику.

5. Два признака традиционного социального действия выделяют в соответствии с типологией М. Вебера (возможно несколько вариантов):
1. действие характеризуется сознательной верой в этическую самоценность определенного поведения;
2. действие совершается с целью выражения эмоций;
3. действие совершается по привычке;
4. действие характеризуется тем, что в нем соотносится средство и цель.

6. Совокупность политических, правовых, культурных учреждений и форм
общественного сознания в концепции К. Маркса (возможно несколько вариантов):
1. базис;
2. социальная сфера;
3. надстройка;
4. духовная сфера;

7. Этот выдающийся социолог XIX - начала XX в. оказал наибольшее влияние на сторонников конфликтологического направления середины - конца XX в.:
1. О. Конт;
2. Э. Дюркгейм;
3. К. Маркс;
4. О. Шпенглер.

8. В социологии термин «выборка» означает:
1. процедуру отбора достоверной значимой информации;
2. процедуру выбора методов и технологии исследования;
3. процедуру отбора элементов объекта исследования (как правило, респондентов).

9. Центральным понятием «понимающей социологии» М. Вебера является:
1. социальный факт;
2. закон интеллектуальной эволюции;
3. социальное действие;
4. способ производства.

10. Теория, в которой утверждается, что деятельность человека осуществляется ради вознаграждения, — это:
1. этнометодология;
2. теория обмена;
3. теория идеальных типов;
4. марксистская социология.

11. Автором концепции «социального обмена» является:
1. Р. Мертон;
2. Дж. Хоманс;
3. Ч.Р. Миллс;
4. Т. Парсонс.

12. Назовите ученого, который внес значительный вклад в создание теории элит:
1. Э. Гидденс;
2. Дж. Хоманс;
3. Р. Дарендорф;
4. В. Парето.

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:
1-1
2-1,2
3-1,3,4
4-4,5
5-2,4
6-1,3
7-2
8-3
9-3
10-2
11-2
12-4

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 2 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 24 баллов.

Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Направление на стыке социологии и социальной психологии, которое объясняло социальное поведение и общественную жизнь через подражание — имманентно свойственное человеку стремление воспроизводить воспринимаемое поведение других индивидов и групп – теория __________________
2. Знание закономерностей развития природы, общества, мышления называется______________________.
3. Описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего – это ______________________.
4. Сложный вид социологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении _______________________________.
5. Сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфической предметной отрасли – это _____________________________________________________
6. Наиболее простой способ представления результатов исследования, показывающий распространенность объектов с различными значениями переменной таблицы называют_______________________________________
7. Один из основных способов анализа, используемых для того, чтобы увидеть, какую связь переменные имеют друг с другом, называется________________________________
8. Метод, используемый для описания изменчивости наблюдаемых коррелированных переменных в терминах потенциально меньшего числа ненаблюдаемых переменных, называемых факторами – это _________________________
9. Результаты проведенного лично исследователем опроса или наблюдения называются______________________
10. Результаты исследования, проведенного кем-то другим, опубликованные в печати, называются__________________________
11. Многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы – это _____________________________
12. Опрос по принципу «всех подряд» из наиболее доступных респондентов – это _____________________
13. Способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности – это __________________________ выборка
14. Микромодель объекта социологического исследования, формируемая на основе статистических сведений (параметров квот) преимущественно о социально-демографических характеристиках элементов генеральной совокупности – это ___________________ выборка
15. Качественный метод исследования, который позволяет проводить полевое изучение индивидов в их естественной среде и в повседневных жизненных обстоятельствах – это ____________________________________
16. Добровольный участник массового опроса, анкетирования, интервью – это ___________________
17. Пробное исследование, в котором проверяется работоспособность методики, и проводится предварительный сбор данных
18. Закон социальной эволюции человечества выявил ______________________
19. Использование количественного и качественного анализа является особенностью ________________ познания
20. Часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации обо все совокупности, называется_______________________

ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ:

1-подражания
2-наука
3-предсказание
4-описательное исследование
5-методика социологического исследования
6-линейное распределение данных
7-анализ двумерных распределений
8-факторный анализ
9-первичные данные
10-вторичные данные
11-кластерный анализ
12-стихийная выборка
13-целенаправленная (неслучайная)
14-квотная
15-включенное наблюдение
16-респондент
17-пилотажное исследование
18-О. Конт
19-социального
20-выборочная совокупность

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий открытой формы студент получает по 3,8 балла за каждый правильный ответ. Общая суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 76 баллов.

Общая суммарная оценка за выполнение задания «Итоговое тестирование по курсу (Final test)» может составлять максимум 100 баллов.
Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий теста автоматически пересчитываются системой в 4-балльную шкалу (от «5» до «2»). Баллы, начисленные студенту за выполнение заданий пересчитываются преподавателем по схеме:
1-49 баллов – оценка «2»,
50-69 баллов – оценка «3»,
70-84 баллов – оценка «4»,
85-100 баллов – оценка «5».
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Контрольно-измерительный материал для письменного опроса формируется из заданий открытого типа текущего контроля, размещенных в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ». Количество заданий в письменном опросе для промежуточной аттестации составляет 20.
Задания для письменного опроса открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Направление на стыке социологии и социальной психологии, которое объясняло социальное поведение и общественную жизнь через подражание — имманентно свойственное человеку стремление воспроизводить воспринимаемое поведение других индивидов и групп – теория __________________
2. Знание закономерностей развития природы, общества, мышления называется______________________.
3. Описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего – это ______________________.
4. Сложный вид социологического исследования, предполагающий получение сведений, дающих относительно целостное представление об изучаемом явлении _______________________________.
5. Сумма частных приемов, позволяющих применить тот или иной метод к данной специфической предметной отрасли – это _____________________________________________________
6. Наиболее простой способ представления результатов исследования, показывающий распространенность объектов с различными значениями переменной таблицы называют_______________________________________
7. Один из основных способов анализа, используемых для того, чтобы увидеть, какую связь переменные имеют друг с другом, называется________________________________
8. Метод, используемый для описания изменчивости наблюдаемых коррелированных переменных в терминах потенциально меньшего числа ненаблюдаемых переменных, называемых факторами – это _________________________
9. Результаты проведенного лично исследователем опроса или наблюдения называются______________________
10. Результаты исследования, проведенного кем-то другим, опубликованные в печати, называются__________________________
11. Многомерная статистическая процедура, выполняющая сбор данных, содержащих информацию о выборке объектов, и затем упорядочивающая объекты в сравнительно однородные группы – это _____________________________
12. Опрос по принципу «всех подряд» из наиболее доступных респондентов – это _____________________
13. Способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности – это __________________________ выборка
14. Микромодель объекта социологического исследования, формируемая на основе статистических сведений (параметров квот) преимущественно о социально-демографических характеристиках элементов генеральной совокупности – это ___________________ выборка
15. Качественный метод исследования, который позволяет проводить полевое изучение индивидов в их естественной среде и в повседневных жизненных обстоятельствах – это ____________________________________
16. Добровольный участник массового опроса, анкетирования, интервью – это ___________________
17. Пробное исследование, в котором проверяется работоспособность методики, и проводится предварительный сбор данных
18. Закон социальной эволюции человечества выявил ______________________
19. Использование количественного и качественного анализа является особенностью ________________ познания
20. Часть объектов генеральной совокупности, отобранная с помощью специальных приемов для получения информации обо все совокупности, называется_______________________
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом.
Оценивание КИМ в целом:

Для экзамена: «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51- 69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Куканова Е. В., Павленок П. Д. Социология: Учебное пособие для вузов М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 А. И. Кравченко Социология : учебник и практикум для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в moodle "Этносоциология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)

6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.