МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология организаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.01. Социология
ПрофильСоциология маркетинга и рекламы
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_01_Социология_СМиР-2022
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 38
самостоятельная работа 7
индивидуальные консультации 36
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 7 7 7 7
Консультации 36 36 36 36
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Стерлядева Н.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., Заведующий кафедрой, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология организаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.01 Социология (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 75)

составлена на основании учебного плана:
39.03.01 Социология
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., к.с.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.привить студентам знания в области исоциологического изучения организаций и компетенции, необходимые для реализации профессиональных задач

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен разрабатывать программу прикладного социологического исследования на этапах планирования, сбора, обработки и анализа полученных данных.
ПК-1.1 Знает социологические теории и методы социальных наук применительно к задачам прикладного социологического исследования социальных общностей, институтов и процессов, явлений, общественного мнения
ПК-1.2 Умеет анализировать и объяснять социальные явления и процессы на основе научных теорий, концепций, методологических подходов; интерпретировать данные социологического исследования
ПК-1.3 Владеет навыками разработки инструментария прикладного социологического исследования, соответствующего задачам исследования и используемым методам
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.социологические теории и методы социальных наук применительно к задачам прикладного социологического исследования социальных общностей, институтов и процессов, явлений, общественного мнения
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и объяснять социальные явления и процессы на основе научных теорий, концепций, методологических подходов; интерпретировать данные социологического исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками разработки инструментария прикладного социологического исследования, соответствующего задачам исследования и используемым методам

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социология организаций как наука
1.1. Предмет социологии организаций Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.2. Предмет социологии организаций Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.3. Классическая школа научного управления Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.4. Классическая школа научного управления Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.5. Основные теоретические направления в социологии организаций Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
1.6. Основные теоретические направления в социологии организаций Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Институциональное взаимодействие организационных и рыночных структур
2.1. Базовые различия организации и рынка. Организация и рынок в различных сферах общественной жизни Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.2. Базовые различия организации и рынка. Организация и рынок в различных сферах общественной жизни Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.3. Базовые различия организации и рынка. Организация и рынок в различных сферах общественной жизни Сам. работа 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.4. Организационное и рыночное сознание Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.5. Организационное и рыночное сознание Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
2.6. Организационное и рыночное сознание Сам. работа 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Организационные структуры
3.1. Структуры на основе распределения ответственности Лекции 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.2. Структуры на основе распределения ответственности Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.3. Структуры на основе распределения ответственности Сам. работа 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.4. Централизованные и децентрализованные структуры. Механические и органические структуры Лекции 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
3.5. Централизованные и децентрализованные структуры. Механические и органические структуры Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Организационная культура
4.1. Понятие организационной культуры. Структурные элементы организационной культуры. Практические аспекты организационной культуры Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
4.2. Понятие организационной культуры. Структурные элементы организационной культуры. Практические аспекты организационной культуры Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
4.3. Понятие организационной культуры. Структурные элементы организационной культуры. Практические аспекты организационной культуры Сам. работа 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
4.4. Управление организационной культурой Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
4.5. Управление организационной культурой Лекции 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
4.6. Управление организационной культурой Сам. работа 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Управление организацией. Управление риском в организациях
5.1. Сущность управления организацией. Роль социологии в изучении управления организацией Лекции 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.2. Сущность управления организацией. Роль социологии в изучении управления организацией Практические 8 2 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.3. Сущность управления организацией. Роль социологии в изучении управления организацией Сам. работа 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.4. Выявление и оценка рисков Лекции 8 1 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.5. Консультации 8 36 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1
5.6. Экзамен 8 27 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ПК-1. Способен разрабатывать программу прикладного социологического исследования на этапах планирования, сбора, обработки и анализа полученных данных
Контрольные вопросы и задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Тестовые задания (выбор одного или нескольких ответа)

1. Методологическая часть программы социологического исследования НЕ включает:
А) описание проблемной ситуации;
В) формулировку проблемы исследования;
С) проведение пилотажного исследования;
1-С
2. Методическая часть программы социологического исследования НЕ включает:
А) определение предмета исследования;
В) стратегический план исследования;
С) обоснование выборки;
D) описание методов сбора и анализа информации.
2-А

3. Тип и способ определения выборки зависит от:
А) вида исследования;
В) целей исследования;
С) гипотез исследования;
D) от всего иеречисленного.
3-D

4. По содержанию можно выделить следующие типы интервью:
А) свободное и стандартизированное;
В) документальное, интервью мнений;
С) интенсивное, фокусированное.
4-В

5. В зависимости от источника (носителя) первичной информации различаются опросы:
А) массовые и специализированные;
В) индивидуальные и экспертные;
С) свободные и стандартизированные.

6. Как называется метод анализа содержания письменных документов, теле-, радиопередач и других видов документов и информации путем подсчета некоторых повторяющихся в них элементов?
А) ивент-анализ;
В) эксперимент;
С) наблюдение;
D) контент-анализ.
6-D

7. К какой категории методов относится контент-анализ?
А) синтетические методы;
В) качественные методы;
С) количественные методы.
7-А

8. Как называется социометрическая процедура, при которой отвечающий выбирает в соответствии с заданным критерием столько лиц, сколько он считает нужным?
А) независимой;
В) свободной;
С) непараметрической;
D) параметрической.
8-С

9. Как называется метод сбора социологической информации, совокупность методологических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации, необходимой при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач?
А) контент-анализ;
В) анализ документов;
С) опрос;
D) наблюдение.
9-В

10. Как называется совокупность методов, направленных на получение данных о структуре малых социальных групп, о межличностных отношениях в этих группах?
А) социометрия;
В) опрос;
С) фокус-группа;
D) наблюдение.
10-А

11. Как называется метод сбора первичной социологической информации путем непосредственной регистрации исследователем событий, явлений и процессов, происходящих в определенных условиях?
А) опрос;
В) эксперимент;
С) интервью;
D) наблюдение.
11- D

12. Как называется группа, которая в экспериментальной ситуации не испытывает воздействия экспериментальных факторов?
А) контрольная;
В) зависимая;
С) независимая;
D) экспериментальная.
12- А

13. По специфике исследовательской задачи различают:
А) реальные и мысленные эксперименты;
В) параллельные и последовательные эксперименты;
С) полевые и лабораторные эксперименты;
D) научные и прикладные эксперименты.
13-D

14. Видами наблюдения как метода социологического исследования НЕ являются:
А) целенаправленное и независимое;
В) прямое и косвенное;
С) открытое и закрытое;
D) включенное и невключенное.
14-А

15. Как называется воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление?
А) валидность;
В) активность;
С) реактивность;
D) симметричность.
15-С

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий;
«не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
«отлично» - верно выполнено 85-100% заданий;
«хорошо» - верно выполнено 70-84% заданий;
«удовлетворительно» - верно выполнено 51-69% заданий;
«неудовлетворительно» - верно 50% или менее 50% заданий


Тестовые задания открытой формы (с кратким свободным ответом)

1. Что включает программа социологического исследования?
Ответ: методологическую и методическую части.

2. В чем заключается сущность интерпретации данных?
Ответ: в структурировании главных понятий, во всестороннем толковании их смысла.

3. Назовите основные требования к формулировке гипотез.
Ответ: гипотеза не должна содержать понятий, которые не получили эмпирической интерпретации; не должна противоречить ранее установленным научным фактам; должна быть проста; должна быть проверяема при данном уровне теоретических знаний, методологической оснащенности и практических возможностей исследования.

4. Назовите основные функции программы социологического исследования:
Ответ: методологическая, методическая, организационная.

5. Организационная функция обеспечивает ______________
Ответ: разработку четкой системы разделения обязанностей между членами исследовательского коллектива, позволяет обеспечить эффективную динамику исследовательского процесса.

6. Выборочный метод основан принципах ______________
Ответ: взаимосвязи и взаимообусловленности качественных характеристик объекта и предмета исследования и на правомерности выводов в целом при рассмотрении его части, которая по своей структуре является микромоделью целого, т. е. генеральной совокупности.

7. Что включает процедура исследования?
Ответ: последовательность всех операций, общая система действий и способ организации исследования.

8. Анализ документов позволяет выявить _____________
Ответ: тенденцию и динамику изменений и развития определенных явлений и процессов.

9. Как называется координирующая деятельность организации, направленная на сохранение существующей схемы работы?
Ответ: регулирующая.

10. Что включает эмпирическая интерпретация основных понятий
Ответ: выделение эмпирических признаков (структурных компонентов, элементов) понятия.

11. В качестве основы выборки используют ____________
Ответ: данные переписи населения, статические отчеты, списки сотрудников обследуемой организации, домовые книги, избирательные списки, картотеки отдела кадров и другие доступные для социолога документы.

12. Методы и принципиальные возможности исследования, основанные на подходе к объекту как черному ящику, разработал _______________
Ответ: У.Росс Эшби.

13. Перечислите основные преимущества использования метода наблюдения в организации
Ответ: оперативность получаемой информации; относительная дешевизна; возможность использовать метод в экстремальных ситуациях.

14. Перечислите преимущества метода анализа документов как источника социологической информации:
Ответ: стабильное состояние объекта исследования; получение информации не только о каких-либо фактах, но и об отношении к ним автора; анализ разных точек знания; информация структурирована, упорядочена, представлена в обобщенном виде.

15. Социометрические тесты, которые применяются в социологии организаций направлены _______________
Ответ: на количественное измерение и анализ структуры межличностных отношений в малых социальных группах организации путем фиксации среди членов группы связей, предпочтений в ситуациях выбора.

16. Основное назначение социометрического теста
Ответ: диагностика эмоциональных связей, т. е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы в организации.

17. Современные исследователи в области социологии организаций полагают, что организацию (выделенную как единое целое и обладающую четкими границами) следует представлять только в виде __________ системы
Ответ: открытой

18. Какие компоненты включает в себя обработка данных социологического исследования?
Ответ: редактирование и кодирование информации; создание переменных; статистический анализ.

19. Перечислите основные требования к итоговому отчету о результатах исследования:
Ответ: отчет должен полно, всесторонне и глубоко раскрывать работу на всех этапах; вскрывать проблемы, оставшиеся нерешенными; строго следовать разработанному программой методологическому и методическому аппарату исследования; отражать все направления организационной работы на всех этапах реализации исследования и обработки его результатов.

20. Воздействие процесса сбора данных на наблюдаемое явление -это:
Ответ: реактивность

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости). Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Предмет социологии организаций.
2. Формирование социологии организаций в рамках теории менеджмента
3. Классическая школа научного управления
4. Основные теоретические направления в социологии организаций
5. Базовые различия организации и рынка
6. Организация и трансакционные издержки
7. Рациональность организации и иррациональность рынка
8. Организация и рынок в различных сферах общественной жизни
9. Цели организаций и рынков
10. Организационное и рыночное сознание
11. Гибридные организационно-рыночные формы
12. Исторические тенденции развития организаций
13. Организация в доиндустриальную и индустриальную эпохи
14. Тенденции развития организаций в постиндустриальную эпоху
15. Уменьшение численности персонала
16. Участие персонала в прибылях организации
17. Демократизация управления организациями
18. Развитие малоуровневых структур управления и организационных сетей
19. Классификация организационных структур
20. Структуры на основе распределения ответственности
21. Организационные процессы
22. Организационная структура и этапы жизненного цикла организации
23. Процессы дифференциации и интеграции, процессы адаптации и контрадаптации
24. Понятие организационной культуры
25. Структурные элементы организационной культуры
26. Практические аспекты организационной культуры
27. Управление организационной культурой
28. Типологии организационной культуры
29. Организационная культура современных российских компаний
30. Сущность управления организацией
31. Функция планирования
32. Сущность и виды планирования
33. Стратегическое планирование
34. Текущее планирование
35. Методы планирования
36. Функция организации
37. Модели управления персоналом
38. Содержание управления персоналом
39. Управление риском в организациях
40. Выявление и оценка рисков

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. На примере вашего города исследуйте имеющиеся разновидности перспективных форм организаций.
2. Охарактеризуйте технологию как структурообразующий фактор в процессе образования организации.
3. Найдите примеры основных стратегий в отношениях организации с внешней средой.
4. Выберите интересующую вас организацию и создайте микропроект данной организации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Башмаков В. И. Социология управления : учебник М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2017
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Соколов С. В. Социология: учеб. пособие для вузов М.: ФОРУМ, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Курс в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Промежуточная аттестация.
- Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности