МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_Социальная работа_СЗН-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Социальное прогнозирование, проектирование и моделирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Срок действия программы: 2021-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г.. к.социол.наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2022 г. № 1
Заведующий кафедрой Максимова С.Г.. к.социол.наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.воспитание культуры научного анализа социальной проблемы, освоение студентами методологии и методов системного анализа, социального моделирования, прогнозирования и проектирования, обучение практическим навыкам формирования моделей социальных явлений и процессов, прогноза их состояний в будущем, разработки социальных проектов

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов
ОПК-2.1 Знает научные теории, концепции и актуальные подходы в сфере социальной работы
ОПК-2.2 Анализирует и обобщает профессиональную информацию на теоретико методологическом уровне
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.теоретические основы и специфику применения современных методов моделирования, прогнозирования и проектирования для анализа социально-значимых процессов и явлений
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать и выявлять тенденции развития социально-значимых процессов и явлений с использованием методов социального моделирования, прогнозирования и проектирования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.практическими навыками наглядного представления результатов социального проектирования, моделирования и прогнозирования социально-значимых процессов и явлений с использованием современных информационных технологий

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальное прогнозирование
1.1. Социальное прогнозирование как метод научного познания Практические 4 8 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Социальное прогнозирование как метод научного познания Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Методические и технологические основы социального прогнозирования Практические 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Методические и технологические основы социального прогнозирования Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Социальное моделирование
2.1. Теоретико-методологические аспекты социального моделирования Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Теоретико-методологические аспекты социального моделирования Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.3. Содержательные и технологические аспекты социального моделирования Практические 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.4. Содержательные и технологические аспекты социального моделирования Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Социальная диагностика и социальная экспертиза
3.1. Социальная диагностика и экспертиза Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.2. Социальная диагностика и экспертиза Сам. работа 4 10
3.3. Методы социальной диагностики и экспертизы Практические 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
3.4. Методы социальной диагностики и экспертизы Сам. работа 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Социальное проектирование
4.1. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Теоретико-методологические аспекты социального проектирования Сам. работа 4 20 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.3. Управление социальными проектами Практические 4 6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.4. Управление социальными проектами Сам. работа 4 20
4.5. Методические и технологические основы разработки социального проекта Практические 4 10 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.6. Методические и технологические основы разработки социального проекта Сам. работа 4 17 Л1.1, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс.

ОПК-2: Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов

Вопрос 1. Как называется умышленно искаженная информация?
а. Дезинформация
б. Информативный поток
в. Достоверная информация
с. Зашифрованная информация
Ответ а.

Вопрос 2. Как называется информация, к которой ограничен доступ?
а. Конфиденциальная
б. Противозаконная
с. Открытая
д. Недоступная
Ответ: а

Вопрос 3. Что называют защитой информации?
а. Все ответы верны
б. Деятельность по предотвращению утечки защищаемой информации
в. Деятельность по предотвращению несанкционированных воздействий на защищаемую информацию
с. Деятельность по предотвращению непреднамеренных воздействий на защищаемую информацию
Ответ: а

Вопрос 4.Носитель информации это:
а. физическое лицо, или материальный объект, в том числе, - физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;
в. субъект, осуществляющий пользование информацией и реализующий полномочия распоряжения в пределах прав, установленных законом и/или собственником информации;
с. субъект, пользующийся информацией, полученной от ее собственника, владельца или по-средника в соответствии с установленными правами и правилами доступа к информации либо с их нарушением;
д. субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения информацией в соответствии с законодательными актами;
е. участник правоотношений в информационных процессах.
Ответ: а

Вопрос 5. Стратегия это:
а. план, руководство, ориентир или направление развития, дорога из настоящего в будущее;
в. принцип поведения или следование некой модели поведения;
с. позиция, а именно расположение определенных товаров на конкретных рынках.
д. перспектива, т. е. основной способ действия организации, или это «теория бизнеса» организации.
е. ловкий прием, особый маневр, предпринимаемый с целью перехитрить соперника или конкурента.
Ответ: а

Вопрос 6. Выберите 2 0твета
Принято выделять следующие виды гипотез: (выбрать 2 варианта)
а. подтверждающиеся;
в. исходные;
с. второго уровня;
д. частные.
Ответ: в с

Вопрос 7. Оценка исследуемых процессов квалифицированными специалистами - экспертами - это:
а. панель;
в. эксперимент;
с. экспертная оценка;
д. метод мозговой атаки.
Ответ: с

Вопрос 8. Совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлече-ния из документальных источников информации в целях решения определённых исследо-вательских задач:
а. анкетирование;
а. наблюдение;
с. эксперимент
д.. анализ документов.
Ответ :д.

Вопрос 9. Предметом исследования является:
а. основное, выявляемое в ходе исследования противоречие;
в. специфика исследования;
с. совокупность лиц;
д. расчет выборки.
Ответ: а.

Вопрос 10. Научное прогнозирование опирается на:
а. объективные закономерности
в. качественную информацию
с. интуицию
д. логику

Ответ:_а, с, .д.

Вопрос 11. Выберите 1 ответ
Научный прогноз раскрывает:
а. гипотезы развития
в. условия, при которых обеспечивается решение поставленных задач
с. положительные и отрицательные тенденции
д. альтернативные направления развития

Ответ:_, .д.

Вопрос 12. Выберите 1 ответ
Более правдоподобная теория сменяет менее правдоподобную - таков путь развития нау-ки, по мнению
Выберите один ответ:
а. К.Поппера
б. И.Лакатоса
с. Т.Куна
Ответ:_а


Вопрос 13. Выберите 1 ответ
Предметом социогуманитарных наук являются:
а.Человек и природа
б. Общество и человек
с. Природа и космос
Ответ: б

Вопрос 14. Выберите 1 ответ.
Проблема понимания разрабатывается
а. В математике
б. В естествознании
с. В методологии социоuуманитарных наук

Ответ: с


Вопрос 15. Выберите 1 ответ.
В состав социогуманитарных наук входят:
а.Физика и химия
б. социология и история
с. математика и информатика
Ответ: б

Вопрос 16. Выберите 1 ответ.
Интерпретация – это:
А. Объяснение текстов
В. Понимание текстов
С. толкование текстов, направленное на понимание их смыслового содержания
Ответ: с

Ключ:
1- а
2- а
3 -а
4- а
5 -а
6-в,с
7 -с
8- д
9 -а
10. -а,с,д.
11 -- д
12- а
13 - б
14 - с
15 - б
16 - с

Критерии оценивания:
За выполнение тестовых заданий закрытой формы студент получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. Общая
суммарная оценка за выполнение заданий этого типа может составлять максимум 15 баллов.



Задания открытого типа
Задания 1-5 - задание на дополнение
Напишите пропущенное слово.

1. Временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата надлежащего качества, в ограниченные сроки с использованием ограниченных ресурсов носит название _____
Ответ: проект.


2. Способ достижения цели через детальную разработку проблемы в условиях ограниченности по срокам и ресурсам, которая должна завершиться вполне определённым практическим результатом, называется проектная_____
Ответ: деятельность
.
3. Постоянный вид деятельности с мало меняющимся составом исполнителей называют_____
Ответ: операционной.

4. Инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой риск, под имущественную ответственность, направленная на получение прибыли носит название _____ Ответ: предпринимательство.

5. Личный состав работающих на предприятии это_____.
Ответ: персонал

6. Перечислите (назовите) методы эмпирического исследования

Ответ:
К методам эмпирического уровня относят наблюдение, описание, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тестирование, эксперимент, моделирование и т. д.


7. Назовите методы теоретического уровня исследования

Ответ:
К методам теоретического уровня причисляют аксиоматический, гипотетический (гипотетико-дедуктивный), формализацию, абстрагирование, общелогические методы (анализ, синтез, индук-цию, дедукцию, аналогию) и др.

8. Назовите эмпирические методы, применяемые в социологии

Ответ:
Метод наблюдения, опрос (анкетирование, интервью), метод изучения документов, социальный эксперимент

9.. Какие методы относятся к общенаучным методам познания?
Ответ:
К общенаучным методам познания относятся анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, исторический метод, классификация.

10. Что такое достоверность результатов исследования и чем она определяется?
Ответ:
Достоверность (внутренняя валидность) результатов исследования определяется тем, на-сколько структура исследования соответствует поставленным задачам, и в какой степе-ни полученные данные справедливы в отношении изучавшейся выборки. Исходя из этого, достоверным нужно считать исследование, в котором возможность возникновения систе-матических и случайных ошибок сведена к минимуму.


11. Что представляет из себя исторический подход или «метод историзма» в социогуманитарном познании?
Ответ:
Важнейший метод социально-гуманитарных наук – метод историзма. Историзм – это метод исследования, предполагающий рассмотрение социальных явлений в процессе их воз-никновения, становления и развития в конкретных условиях и обстоятельствах. Главное в нем – реконструировать прошлое, описать настоящее и предсказать будущее.

12. Что такое проблемная ситуация
Ответ:
Проблемная ситуация в широком смысле - это совокупность отношений между необходимостью и возможностью возникновения нового научного знания.
Проблемная ситуация - это прежде всего познавательная ситуация, выражающаяся в не-возможности объяснить имеющиеся факты в рамках существующего знания. Начиная разрешать проблемную ситуацию ученый высказывает некоторые предположения о способах и результате разрешения, которые формулируются в гипотезах.

13. Каковы причины возникновения проблемных ситуаций:
Ответ:
Выделяют следующие причины и условия возникновения проблемной ситуации:
1. Новые факты не укладываются в рамки существующей теории, что требует новых гипотез и их экспериментальной проверки
2. Конкурируют несовместимые самостоятельные теории, объясняющие с разных принципиальных позиций одно и то же явление
3. Комплекс фактов противоречит господствующим теориям и требует пересмотра базовых теоретических представлений, мировоззрения и методологии


14. Назовите исследователей, внёсших значительный вклад в разработку метjодологии социальных наук
Ответ:
В.Дильтей, Гадамер, М.Вебер, Э. Дюргеййм, К.Маркс, Г.Риккерт, М.Бахтин,

15. На количественную или на качественную сторону ориентировано социальное познание?
Ответ :
Социальное познание ориентировано преимущественно на качественную сторону изучаемой им действительности. Здесь явления и процессы исследуются главным образом со стороны качества и единичного (индивидуального), а не количества и всеобщего.

16. Что такое экономические ресурсы?
Ответ: Это совокупность материальных и нематериальных факторов и средств, обеспечивающих бесперебойный процесс производства

17. Дайте определение экономической модели.
Ответ: Экономическая модель = это упрощенное представление экономической действительности, позволяющее выделить наиболее важные взаимосвязи изучаемых процессов и явлений

18. Какие документы относятся к учредительным?
Ответ: Юридические документы, подаваемые местным или федеральным властям, указывающие цель и правила деятельности компании; прежде чем предприятие получит юридический статус и сможет заниматься своей деятельностью на законных основаниях, эти документы должны быть утверждены местными или федеральными властями.

19. Что такое бизнес-план?
Ответ: Документ, который в краткой форме дает ответы на вопросы о том, каковы ваши цели, как вы можете их достигнуть и каких финансовых средств это потребует носит название

20. Что такое лицензия?
Ответ: Разрешение, выдаваемое государственными органами на право ведения той или иной хозяйственной деятельность

21. Поясните, что такое трудовая мотивация?
Ответ: это побуждение работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей

22. Что такое кадровое обеспечение?
Ответ: Это система подбора, подготовки, расстановки, стимулирования и использования трудовых ресурсов

23. Поясните понятие "конкуренция"
Ответ: Экономическое соперничество за достижение лучших результатов в области какой-либо деятельности, борьба товаропроизводителей за более выгодные условия хозяйствования, долю рынка и прибыли, получение конкретного заказа

24.. Что такое Социальная функция государства в условиях рыночной экономики
Ответ: Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта. Главное ее назначение - устранить или смягчить возможную социальную напряженность в обществе, постараться выровнять социальное положение людей, развивать здравоохранение, образование, культуру.

25.. Какие направления социальной защиты являются приоритетами в развитой рыночной экономике ?
Ответ:
1. Гарантия минимума заработной платы. Такая гарантия имеет исключительно социальное значение, поскольку образует базу оплаты труда во всех сферах и пересчёта уровня пенсий и пособий.
2. Обеспечение занятости. Главной целью правительства в сфере занятости является удержание безработицы на «естественном уровне» (не более 4-5% от всего экономически активного населения).

26.Какова цель социального проектирования?
Ответ: цель социального проектирования : привлечение внимания к актуальным социальным проблемам данного местного сообщества; включение населения в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих жителей (участников).




КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан,
терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополни-тельной
литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правиль-ный, нет
существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом;
владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки.
Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в
сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего мате-риала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.






5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вариант 1.1. онлайн-тестирование, количество заданий в тесте -30.

Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Тест размещён в разделе "Промежуточная аттестация по дисциплине на образовательном портале цифровой университет АлтГУ" Количество заданий в контрольно-измерительном материале (тесте) для промежуточной аттестации составляет 30.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для экзамена "отлично" - верно выполнено 85-100% заданий, "хорошо" - верно выполнено 70-84 % заданий, "удовлетворительно" - верно выполнено 51-69% заданий, "неудовлетворительно" - верно выполнено 50% и менее 50 % заданий.м. приложение

Тест
1.Как называется документ, определяющий цели и задачи
прогноза, регламентирующий порядок его разработки?
a. прогнозный проект
b. план осуществления прогноза
c. задание на прогноз

2 В чем состоит основная задача социального прогнозирования?
a. Предсказании вероятностного будущего.
b. Описании социальных субъектов в краткосрочной и среднесрочной перспективах
c. Разработка прогнозов в научном стиле

3. Как называется наука о закономерностях разработки прогнозов?
a. прогностика
b. футурология
c. фантазии

4. Кто в СССР начал в 50-60-ые годы разрабатывать основы прогнозирования?
a. Фролов, Ракитов
b. Моисеев и Казначеев
c. Араб-Оглы, Бестужев-Лада, . Гендин

5. Для создания и реализации качественного социального проекта закладка определенного бюджета
a. Нет никакой разницы в эффективности социального проекта как с заложенным бюджетом, так и без такового.
b. необходима
c. желательна

6. Когда социальное моделирование стало широко изучаться и развиваться?
a. 80е годы ХХ века
b. в 90е годы ХХ века
c. В 70е годы ХХ века

7. Какой временной масштаб устанавливается для краткосрочных прогнозов в социально-экономическом прогнозировании?
a. от 5 до 10 лет
b. от 1 до 5 лет
c. до 1 года
8. Что включает в себя «дерево социальных целей?»
a. Схему вида: цель, средство, результат
b. Схему достижения первичной, вторичной и третичной целей
c. Схему достижения первичной и вторичной целей

9. Какие методы моделирования являются более эффективными?
a. методы интуитивного моделирования
b. метод аналитического моделирования
c. прогнозные методы моделирования

10. Какие методы используются при социальном моделировании?
a. Сравнение и сопоставление
b. Формализация и абстрагирование
c. Идеализация и абстрагирование

11. В каком случае построение социального прогноза основывается только на методе экспертных оценок?
a. в ситуации неопределённости будущего
b. в отсутствии возможности построения социальных моделей будущего развития системы
c. когда исследуются области, где отсутствует достаточная информация о прошлом

12. Какие модели развития экономики выделяют в настоящее время?:
a. Российская, южнокорейская, африканская
b. Коммунистическая, социалистическая, капиталистическая
c. Капиталистическая, плановая, смешанная

13. Какие прогноза считаются самыми ранними?
a. Социально-философского толка
b. Религиозного толка
c. Утопического толка

14. Какой из нижеприведенных подходов не относится к социальному проектированию?
a. Объектно-ориентированных подход
b. Проблемно-ориентированный подход
c. Социально-ориентированный подход

15. Выберите понятие, обозначающее научное предположение, выдвигаемое для объяснения и требующее подтверждения
a. гипотеза
b. программа
c. проект

16. Какой принцип прогнозирования выражен в следующем суждении: взаимосвязность и соподчинённость исследований свойств и структуры объекта, внешних по отношению к нему условий (прогнозного фона) и их элементов.
a. принцип системности прогнозирования
b. принцип вариативности прогнозирования
c. принцип верифицируемости прогнозирования

17. Как называется совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий, существенных для решения задач прогноза?
a. прогнозный фон
b. вспомогательные фоновые условия
c. основные условия прогноза

18. Как называется этап прогнозирования, на котором исследуется история развития объекта прогнозирования и
прогнозного фона с целью получения их систематизированного описания?
a. предварительный этап прогноза
b. этап исторический
c. Ретроспекция прогнозная

19. Качественное или количественное выражение имеют социальные показатели социального прогнозирования и модерирования?
a. Только качественное выражение
b. Только количественное выражение
c. Могут иметь как качественное, так и количественное выражение

20. Какие существуют дополняющие друг друга способы разработки прогнозов?
a. анкетирование, экспрополирование и моделирование
b. опрос, составление проекта, указание сроков прогноза
c. опрос, составление плана, выработка проекта

21. Как называется активный прогноз, включающий в себя элементы активного влияния на будущее?
a. форсайт
b. прогноз-участие
c. проект
22. Что такое с точки зрения социологического знания футурофобия?
a. Иррациональная боязнь будущего
b. Иррациональная боязнь собственного прошлого
c. Иррациональная боязнь выхода из зоны комфорта.

23. Какие цели ставил Римский клуб в своей научной деятельности?
a. Исследовать рост народонаселения
b. Исследовать рост промышленного производства
c. Исследовать рост загрязнения природной среды
d. Все перечисленные цели
24. Кто развивал идеи социального пессимизм в футурологии?
a. Г.Линнеман,, А.Эррера
b. Д. Форрестер, Д. Медоуз
c. Э. Ласло, М. Месаревич

25. Какие основания взяты за основу деления прогнозов на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные?
a. возможные состояния явлений в будущем
b. цели прогноза
c. промежуток времени на который даётся прогноз

26. На чём основан научный прогноз
a. на интуиции
b. на законах и теориях
c. на эмпирических данных

27. На чём основывается научный прогноз?
a. на глубокой интуиции учёного
b. на теоретическом знании, на проверенных результатах эмпирических исследований
c. на повседневном опыте людей

28. Какой прогноз отвечает на вопрос: "Что необходимо сделать, чтобы достичь желаемого?"
a. поисковый
b. нормативный
c. программный

29. Какой прогноз отвечает на вопрос " Что именно желательно и почему?"
a. нормативный
b. плановый
c. целевой

30. Какие типы прогнозов выделяют в зависимости от цели?
a. организационный и проектный
b. целевой и плановый
c. поисковый и нормативный

Ключ:
1-с
2-а
3-b
4-c
5-b
6-c
7-b
8-a
9-b
10-c
11-c
12-c
13-b
14-c
15-a
16-a
17-a
18-c
19-b
20-a
21-a
22-a
23-d
24-b
25-c
26-b
27-b
28-c
29-c
30-c



Вариант - 2 (устный экзамен)
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена (для обучающихся, не получивших экзамен по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 теоретического вопроса.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

ВОПРОСЫ К экзамену
1. Понятие социального прогнозирования. Содержание основных понятий социального прогнозирования.
2. Особенности социальных проблем. Типы социальных проблем.
3. Основные принципы, законы, уровни, функции прогнозирования
(методологическая база социального прогнозирования).
4. Социальное прогнозирование. Комплексный, междисциплинарный характер социального прогнозирования.
5. . Проблемы социального прогнозирования. Сферы применения прогнозов.
6. Характеристика методов прогнозирования.
7. Техника разработки прогноза.
8. Типология прогнозов. Виды прогнозов по разным основаниям: по целям, по времени упреждения, по объекту исследования
9. Прогнозы нормативные и поисковые. Характеристика.
10. Основная тематика современного социального прогнозирования.
11. Прогнозный фон. Основные сложности исследователя при сборе данных прогнозного фона.
12. Тезаурус показателей: его сущность и роль в прогнозировании
13. Преимущества и недостатки различных техник работы с экспертами.
14. Прогнозирование и социальная политика. Краткосрочные прогнозы в социальной сфере. Причины и эффективность работы по ним
15. Этапы разработки программы прогностического исследования.
16. Экстраполяция, сценарии, экспертные оценки как методы прогностического исследования.
17.. Структура прогнозного фона. Целевая группировка прогноза.
18. Социальная политика как главный объект социального прогнозирования
19. Основные недостатки процесса прогнозирования. Пути их преодоления.
20. Понятие социального проекта и социального проектирования. Предметная и проблемная область социального проектирования.
21. Типология социальных проектов.
22. Технология социального проектирования
23. Основные требования к проекту. Проектный цикл
24. Социальная диагностика проекта. Методы социальной диагностики проектов.
25. Социальная экспертиза проекта. Методы социальной экспертизы проектов.
26. Современные концепции социально-проектной деятельности.
27. Методы коллективной работы над проектом.
28. . Механизм реализации социального проекта.
29. Описание проекта и планирование затрат на его осуществление (бюджет проекта)
30. Социальное проектирование как этап управления.
31. Внедрение проектной деятельности в социальную работу.
32.. Содержание и основные принципы социальной диагностики.
33. Социальный диагноз, его содержание и структура.
34.. Понятие «социальная экспертиза», ее цель и задачи, основные функции и содержание.
35.. Организационные модели социальной экспертизы (рецензия, мониторинг, проект).
36.. Виды и методы социальной экспертизы.
37.. Сущность понятий модель и моделирование. Выбор опросных методов при построении различных моделей прогнозов
38.. Технология построения социальных моделей.
39. Сферы применения метода социального моделирования.
40.. Типологии социальных моделей.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Отлично (зачтено) студентом дан полно й в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, .достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных мате-риалов по курсу, даёт аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных* вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным . умением давать аргументированные ответы и приводить примеры недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьёзных неточностей, обнаруживающей незнание процессов изучаемой предметной области, отличающейся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением дать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя







6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Стегний В.Н. Социальное прогнозирование и проектирование: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/38F67521-FBD4-4CCB-8259-61EA0A271125
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Солодянкина О.В. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе: учебник и практикум для прикладного бакалавриата М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2018 www.biblio-online.ru/book/9522632B-DFF5-4970-BAAF-9DA2B4C4CADB
Л2.2 О. Н. Колесникова Социальное проектирование и прогнозирование: учеб. пособие Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Творческое задание
Творческое задание предполагает групповую работу и публичное представление подготовленных проектов с дальнейшим их обсуждением, на основе которого оценивается задание. При оценивании творческого задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Экзамен
Студент на экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.