МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Благотворительность и добровольчество: перспективы развития

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_Социальная работа_СЗН-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 66 66 66 66
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., Доцент, Антонович И.В.

Рецензент(ы):
к.соц.н., Доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Благотворительность и добровольчество: перспективы развития

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Срок действия программы: - уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Овладение студентами теоретического и практического материала по вопросам благотворительности и добровольчества как социальных феноменов в современном обществе

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5Способен к подготовке и организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских) организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
ПК-5.1 Разрабатывает планы по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
ПК-5.2 Владеет навыками организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих волонтерских)организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Основные положения законодательных актов в отношении благотворительности и добровольчества.
Способы организации целеполагания, планирования, анализа для привлечения дополнительных финансовых средств.
Способы взаимодействия с людьми, навыки работы в группе, коллективе, владение различными навыками социального проектирования.

3.2.Уметь:
3.2.1.Логически и творчески мыслить; под-твердить теоретические положения собственными примерами.
Самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения комплексных и индивидуальных социальных проектов информацию, организовывать и преобразовывать ее.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Креативными навыками: владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Владеть навыками деятельности по отношению к информации в данном учебном предмете.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы явления благотворительности в России: прошлое и настоящее.
1.1. Основные тенденции становления благотворительности как общественного феномена Лекции 3 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.2. Основные подходы к определению благотворительности как социального явление Практические 3 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.3. Основные тенденции становления благотворительности как общественного феномена Сам. работа 3 1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.4. История российской благотворительности: реконструкция национального опыта и возможности его применения в современных условиях Лекции 3 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.5. Особенности развития идеи милосердия и благотворительной деятельности в различных религиозных конфессиях Практические 3 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.6. Особенности развития идеи милосердия и благотворительной деятельности в различных религиозных конфессиях Сам. работа 3 9 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.7. История общественного призрения на Алтае (конец XVIII – начало XX вв.) Лекции 3 1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.8. Особенности становления социальной благотворительности в Алтайском крае Практические 3 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.9. История общественного призрения на Алтае (конец XVIII – начало XX вв.) Сам. работа 3 12 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.10. Государственная социальная политика и благотворительность: подходы и тенденции Лекции 3 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.11. Современное состояние благотворительности в России и ее основные формы Практические 3 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.12. Современное состояние благотворительности в России и ее основные формы Сам. работа 3 12 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Теоретико-методологические основы явления добровольчества: прошлое и настоящее
2.1. Основные тенденции становления добровольчества Лекции 3 1 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.2. Основные подходы к определению добровольчества как социального явление Практические 3 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.3. Исторические традиции добровольческого движения в России и ее основные формы Сам. работа 3 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.4. Эволюция социального строя и изменения характера добровольческой деятельности Лекции 3 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.5. История российской благотворительности: реконструкция национального опыта и возможности его применения в современных условиях Практические 3 4 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.6. Некоммерческие организации и роль их в развитии добровольчества на современном этапе Привлечение добровольцев: основные этапы работы Сам. работа 3 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.7. Государственная социальная политика и добровольчество: подходы и тенденции Лекции 3 6 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.8. История российского добровольчества: реконструкция национального опыта и возможности его применения в современных условиях Практические 3 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.9. Особенности развития идеи милосердия и благотворительной деятельности в различных религиозных конфессиях Сам. работа 3 12 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.10. Некоммерческие организации и роль их в развитии добровольчества на современном этапе Лекции 3 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.11. Особенности функционирования некоммерческих организаций в развитии добровольчества на современном этапе Практические 3 2 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.12. Некоммерческие организации и роль их в развитии добровольчества на современном этапе Сам. работа 3 16 Л2.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
2.13. зачет Практические 3 6 Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1020
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-5: Способен к подготовке и организации мероприятий по привлечению ресурсов организаций, общественных объединений, добровольческих (волонтерских) организаций и частных лиц к реализации социального обслуживания граждан

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Первый документ, регулирующий отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России назывался…
a) Церковный устав князей Владимира и Ярослава;
b) Положение о губернских и уездных земских учреждениях;
c) Судебный устав;
ОТВЕТ: a
2. Слово волонтер произошло от французского «volontaire», которое в переводе означает…
a) Помощник
b) Ответственный
c) Доброволец
ОТВЕТ: c
4. Какой знак является всемирным символом добровольчества?
a) Красный круг
b) Зеленый треугольник
c) Красная буква «V»
ОТВЕТ: c
5. Какой из документов позиционирует добровольчество как способ сохранения и укрепления человеческих ценностей; реализации прав и обязанностей граждан, путем изучения и личностного роста, через осознание полного человеческого потенциала.
a) Всемирная Декларация Добровольчества
b) Концепция добровольчества Кировской области
c) Федеральный закон № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
ОТВЕТ: a
6. Международный День Добровольцев проводится с целью:
a) Признания важной роли и вклада добровольцев в социально-экономическое развитие государств.
b) Чествования международных добровольческих организаций.
c) Награждения лучших добровольцев мира за вклад в социально-экономическое развитие государств.
ОТВЕТ: a
8. Международный день добровольцев празднуется:
a) 8 июня
b) 1 июня
c) 5 декабря
ОТВЕТ: c
9. Какая из характеристик наиболее полно отражает суть понятия «добровольцы»:
a) молодежь, участвующая в социальных акциях в свободное от учебы и работы время;
b) физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности).
c) разные группы населения, принимающие участие в трудовых акциях, субботниках.
ОТВЕТ: b
10. Добровольцы – это… (продолжите определение)
a) граждане с доброй волей
b) граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда
c) городские сумасшедшие
ОТВЕТ: b
11. Социальный проект – это…
a) план мероприятий
b) программа действий, направленная на решение социальных проблем
c) выборы в муниципальные органы власти
ОТВЕТ: b
12. Крупнейшими благотворителями, «Мануфактурной династией» Московских купцов до революции в России являлись…
a) С. Абрикосовы;
b) С. Морозовы;
c) Н. Демидовы;
ОТВЕТ: b
13. . Учреждение, которое в течение года собирало сведения обо всех пожертвованиях и в конце года предоставляло отчет об этих данных называлось…
a) отдел пожертвований;
b) отдел призрения;
c) отдел пенсий и пособий;
ОТВЕТ: a
14. В каком году в России благотворительность законодательно признана правовым видом деятельности?
a) 1997
b) 2001
c) 1995
ОТВЕТ: c
15. Что такое НКО?
a) неформальные коммерческие организации
b) непонятное какое-то определение
c) некоммерческие организации
ОТВЕТ: c
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Развитие благотворительной деятельности связано с принятием------------------------------------------------ как основного вероисповедания.
христианства

2. Исполнение заповедей божьих, главнейшими из которых являются, ------------------------------------ являлось залогом милости Божьей.
любить Бога и ближнего своего,

3. На Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич-----------------------------высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи — убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.
Грозный

4. При ------------------- (середина XVIII в.) в Москве открывается государственно-филантропическое “Воспитательное общество” (филантропия - человеколюбие).
Екатерине II

5. Попечительство о глухонемых детях, основанное императрицей -----------------------------, содержало за счет своих средств школы, учебные мастерские, приюты и убежища для детей, выдавало пособия семьям, имеющим глухонемых иждивенцев.
Марией Федоровной

6. Система общественно-государственного призрения детей в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть -------------------------- обществ и учреждений, деятельность которых значительно опередила становление профессиональной социальной работы и социальной педагогики в Европе.
благотворительных

7. Традиция российской благотворительности была нарушена революцией ----------- года
1917

8. Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.), обострили положение детей. Государство пытается решить их проблемы путем создания школ-интернатов для --------------------- детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан.
Эвакуированных

9. Каждый этап изменения благотворительной помощи и взаимопомощи связан с изменением субъекта и -----------------(который может либо расширяться, либо сужаться), институтов поддержки, идеологии помощи.
Объекта

10. Благотворительные общественные объединения располагают некоторыми условиями и средствами для реализации своей деятельности: получают определенные социальные заказы от властей (с соответствующим финансированием), пользуются льготами при аренде --------------------, получают организационную и информационную помощь со стороны государственных и муниципальных структур, им разрешена и коммерческая деятельность.
Помещений

11. Все цели, в которых может осуществляться благотворительная деятельность, четко перечислены в пункте 2.1. Федерального закона ------------------------------
« О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»,

12. В ХХ веке, на фоне войн на европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего ------------------------феномена.
общественного

13. Добровольчество существует абсолютно везде, где есть люди, которые проявляет ----------------- о других и уделяют внимание проблемам общество.
заботу

14. Co времени христианизации Руси до петровcких реформ дело "общественного призрения" находилось исключительно в руках такого социального института, как -----------. Дела милосердия и благотворительности были нераздельно закреплены за Церковью еще Уставом князя Владимира.
Церквь.

15. Призывы к милосердию по отношению к страждущим, нуждающимся в практике пророка Мyxаммада сочетались c его решительной борьбой против нищенства и ------------------ настроений среди трудоспособных людей и стремлением научить их добывать хлеб свой насущный своим трудом.
иждивенческих

16. Призывы к милосердию по отношению к страждущим, нуждающимся в практике пророка Мyxаммада сочетались c его решительной борьбой против нищенства и ------------------ настроений среди трудоспособных людей и стремлением научить их добывать хлеб свой насущный своим трудом.
иждивенческих

17. Католическая церковь, оформившаяся после разделения христианства в 1054 году на западное и восточное, накопила большой опыт милосердной и благотворительной деятельности, которую на Западе принято называть ----------------------------- деятельностью.
Каритативной

18. После реформ 60-70-годов, в России, начался бурный рост числа самых разнообразных ---------------- обществ, учреждений и заведений, а также филантропических акций.
благотворительных

19. Одним из первых заведений, которое попыталось облегчить положение ----------------- в г. Барнауле, была богадельня, открытая в 1880-х гг. Называлась она Горнозаводская. Эта богадельня была предназначена для приюта престарелых и неспособных к труду лиц, бывших крепостных в Алтайском горном ведомстве.
Престарелых

20. В 1914 году, в связи с началом Первой Мировой войны, возник новый пласт
призреваемых – -------------------- воины. Повсеместно на всей территории России, а также в Алтайском крае стали открываться общества, целью которых было оказание помощи воинам, вдовам, детям и беженцам.
раненые и увечные
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
• Благотворительность на Алтае: прошлое и настоящее.
• Благотворительные общества и их учреждения (направления деятельности и категории призреваемых).
• Великокняжеская благотворительность как форма социального служения (на примере отдельных князей).
• Взаимоотношения между добровольцем и организацией с точки зрения трудовых взаимоотношений и благотворительной деятельности.
• Добровольческое движение, понятие «доброволец», основные принципы добровольчества.
• Знаменитые женщины России, их вклад в благотворительность.
• Исследования истории российской благотворительности и реконструкция национального опыта и возможности его применения в современных условиях.
• Милосердие и благотворительность в русском православии и протестантских церквях.
• Мониторинг и оценка добровольческой деятельности в НКО.
• Мотивы благотворительности и меценатства российских предпринимателей.
• Нормативно-правовая база добровольчества на современном этапе.
• Особенности составления договора между организацией и добровольцем.
• Роль некоммерческих организаций в развитии добровольчества на современном этапе
• Рынок исследований добровольчества в современной России: попытка системного осмысления.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
Изучив правила написания социального проекта, опишите один из пунктов (на выбор) по конкретному проекту, разработанному вами.
Вопросы для заполнения.
Компоненты проекта Объективные свидетельства
(данные, показатели, обснования) Внешние условия
(факторы ,предпосылки, допущения)
Постановка проблемы
1. Почему возникла необходимость в выполнении проекта?
2. Почему решение данной проблемы -приоритетная задача?
Какие источники информации (статистическая и аналитическая информация, публикации в прессе, материалы конференций, постановление администрации и т.п.) помимо самого заявителя свидетельствуют о том, что проблема существует и ее важно решить?
Цель
1. Какова цель, на достижении которой направлена деятельность в рамках проекта? Насколько ее достижение решит или снизит остроту поставленной проблемы?
2. Кто выиграет в результате достижения цели проекта? 1. Каковы средства проверки достижения цели проекта?
2. Каким образом проверяющие организации/лица смогут убедиться, что проект внес ожидаемый вклад в продвижении к цели ?
3. Предусматривается ли проектом сбор информации/данных, позволяющих измерить степень продвижения к цели? 1. Насколько реально достижение поставленной цели в условиях данного региона (позиция администрации, наличие законодательной базы, доступность дополнительных ресурсов, наличие специалистов и т.п.)?
Задачи –
Ожидаемые результаты
1. каковы конкретные шаги (этапы) на пути к достижению цели проекта ?
2. Какие результаты (их характер и количественное измерение) необходимо получить для выполнения поставленных задач?
3. Как выполнение поставленных задач приближает ситуацию к достижению заявленных целей?
4. Какие свидетельства, данные и показатели подтверждают, что поставленная задача решена?
5. Каковы конкретные количественные методы измерения результатов, позволяющие проверяющему судить о степени выполнения работ по проекту?
6. Предусматривается ли проектом сбор данных, позволяющих контролировать и корректировать ход выполнения работ?
7. Какие события, условия или решения, находящиеся вне контроля проекта, необходимы для того, чтобы:
Выполнение поставленных задач способствовало продвижению к поставленной цели;
Достижение запланированных результатов проводило бы к выполнению задач;
Методы
(мероприятия, проводимые в ходе проекта)
1. Какими методами будут решаться обозначенные выше задачи проекта?
2. Насколько оптимально (адекватно) используемые методы ведут к получению указанных в проекте результатов?
3. Насколько экономически эффективны используемые методы? 7. Почему выбраны именно эти методы ?
4. Как можно обосновать необходимость (целесообразность) использования именно этих методов?
5. Из какого набора методов был сделан выбор?
Ресурсы
1. Какие ресурсы – кадры, оборудывание, услуги и др. – должны быть использованы для проведения мероприятий, намеченных в проекте?
2. Из каких источников поступят эти ресурсы (исполнитель, сотрудничащие и поддерживающие организации, правительство, фонды и т.д.)? 11.Какие показатели позволяют оценить эффективность использования средств?
3. Выделение необходимых ресурсов приводило бы к проведению мероприятий (применению указанных методов)
4. Каковы возможные препятствия на каждом из этапов реализации проекта?
Результат – эффект
1. Какой конкретный эффект может быть достигнут во время выполнения проекта, т.е. если проект будет выполнен, то какого конкретно улучшения или изменения следует ожидать в связи срешаемой в рамках проекта проблемой?
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. В. Антонович, Ю. А. Калинина Антонович И. В. Благотворительность и добровольчество в российском обществе: история и современность : учеб. пособие / И. В. Антонович, Ю. А. Калинина ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014. - 196 с.: Благотворительность и добровольчество в российском обществе: история и современность : АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Митрофаненко В.В. Технологии организации волонтерского движения: учебное пособие: Технологии организации волонтерского движения: учебное пособие Ставрополь: СКФУ, , 2015 biblioclub.ru
Л2.2 Антонович, И. В. Антонович, И. В. Добровольчество в российском обществе: история и перспективы развития: монография / И. В. Антонович ; АлтГУ. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2015. - 108 с.: Добровольчество в российском обществе: история и перспективы развития: монография Изд-во АлтГУ, 2015
Л2.3 Благотворительность в России : Санкт-Петербург : Типография Н. Л. Ныркина, 1901 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 2. Нормативно-правовые документы Алтайского края [Элект. ресурс] // Нормативно-правовые документы Алтайского края. www.altairegion22.ru
Э2 3. Свободная энциклопедия Википедия [Элект. ресурс] // Свободная энциклопедия Википедия. Добровольчество. - Электр. данн. (1 файл). - режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ ru.wikipedia.org
Э3 4. Cоюз благотворительных организаций России. - Электр. данн. (1 файл). - режим доступа: http://www.sbornet.ru/ www.sbornet.ru
Э4 5. Благотворительность в России: история и перспективы. - Электр. данн. (1 файл). - режим доступа: http://charity.lfond.spb.ru/volunteers/ charity.lfond.spb.ru
Э5 6.Нормативно-правовые документы Алтайского края [Элект. ресурс] // Нормативно-правовые документы Алтайского края. http://www.altairegion22.ru/rus/official_docs/ www.altairegion22.ru
Э6 7. Курс в Moodle «Благотворительность и добровольчество: иcтория и перспективы развития» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Итоговый контроль.
Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.