МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Организационные основы социальной защиты населения

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_Социальная работа_СЗН-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Калинина Ю.А.;к.с.н., Препод., Мазайлова Т.А.

Рецензент(ы):
д.с.н., профессор , Максимова С.Г.

Рабочая программа дисциплины
Организационные основы социальной защиты населения

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2021 г. № 08
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова С.Г., д.с.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 21.05.2021 г. № 08
Заведующий кафедрой Максимова С.Г., д.с.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать овладению студентами знаниями о теоретико-методологических основах социального защиты населения, формированию целостного представления о системе социальной защиты населения в РФ

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен диагностировать социальные проблемы граждан и социальных групп и определять индивидуальные потребности в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-1.1 Знает основы диагностики социальных проблем и методики оценки потребностей
ПК-1.2 Умеет применять методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан
ПК-1.3 Владеет методами комплексных подходов в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-2Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.1 Знает т технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-2.2 Умеет определять технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.3 Оформляет документацию, необходимую для предоставления мер социальной защиты
ПК-3Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-3.1 Знает законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-3.2 Умеет применять законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-3.3 Умеет применять современные технологии социальной работы, направленные на обеспечения прав человека в сфере социальной защиты и профилактику обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает законодательные и другие нормативные акты федерального и регионального уровней для предоставления социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет применять методы диагностики причин, ухудшающие условия жизнедеятельности граждан
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1. Владеет методами комплексных подходов в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Сущность социального обслуживания населения
1.1. Понятие и сущность социального обслуживания Лекции 5 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Общие принципы и формы социального обслуживания населения Лекции 5 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.3. Общие принципы и формы социального обслуживания населения Практические 5 6 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.4. Общие принципы и формы социального обслуживания населения Сам. работа 5 8 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Законодательные и нормативные основы социального обслуживания населения
2.1. Нормативно-правовая база в области социального обслуживания населения; Федеральный закон «Об основах социального облуживания населения в РФ» Лекции 5 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Нормативно-правовая база в области социального обслуживания населения; Федеральный закон «Об основах социального облуживания населения в РФ» Практические 5 6 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.3. Нормативно-правовая база в области социального обслуживания населения; Федеральный закон «Об основах социального облуживания населения в РФ» Сам. работа 5 10 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.4. Национальные стандарты социального обслуживания населения Практические 5 6 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
2.5. Национальные стандарты социального обслуживания населения Сам. работа 5 10 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Организация и администрирование в системе социальных служб
3.1. Особенности функционирования различных типов учреждений социального обслуживания Лекции 5 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Инфраструктура учреждений в Алтайском крае. Специфика организации работы различных типов учреждений. Результаты деятельность учреждений. Перспективы развития. Практические 5 6 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Презентаций учреждений социального обслуживания Алтайского края. Формирование карты учреждений Сам. работа 5 20 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
3.4. Виды социальных услуг, порядок и условия их предоставления Сам. работа 5 10 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Перспективы развития системы социального обслуживания
4.1. Результативно-ориентированные принципы социального обслуживания. Автономные некоммерческие организация. Бюджетирование, ориентированное на результат. Лекции 5 2 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Проектная культура учреждения. Внедрения систем оценки качества услуг, эффективности работы. Практические 5 6 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Подготовка рефератов. Разработка проекта государственного заказа для оказания социальных услуг для различных типов учреждений Сам. работа 5 10 Л2.2, Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

ПК-1: Способен диагностировать социальные проблемы граждан и социальных групп и определять индивидуальные потребности в предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи

Тестовые задания (выбор одного ответа)

1. Выберите вид услуги социального обслуживания
a) Социально-экономическая;
b) Информационная;
c) Гуманитарная
2. Выберите вид услуги социального обслуживания
a) Социально-медицинская;
b) Информационно-организационная;
c) Гуманитарная

3. Выберите вид услуги социального обслуживания
a) Социально-психологическая ;
b) Информационно-организационная;
c) Гуманитарная
4. Выберите вид услуги социального обслуживания
a) Социально-педагогическая;
b) Информационно-организационная;
c) Гуманитарная
5. Выберите вид услуги социального обслуживания
a) Социально-бытовая ;
b) Информационно-организационная;
c) Гуманитарная
6. Выберите вид услуги социального обслуживания
a) Культурно-досуговая;
b) Информационно-организационная;
c) Гуманитарная

7. Выберите вид услуги социального обслуживания
a) Оказание социально-правовой помощи;
b) Информационно-организационная;
c) Гуманитарная

8. Выберите вид услуги социального обслуживания
a) консультирование;
b) Информационно-организационная;
c) Гуманитарная

9. Выберите вид услуги социального обслуживания
a) Социальное сопровождение;
b) Информационно-организационная;
c) Гуманитарная
10. Выберите вид услуги социального обслуживания
a) Социальная реабилитация;
b) Информационно-организационная;
c) Гуманитарная
11. Услуга по социального обслуживанию это
a) Оказание государственными учреждениями социального обслуживания помощи клиенту для преодоления ими социального положения или трудной жизненной ситуации;
b) Оказание государственными учреждениями помощи в виде натуральной помощи
c) Оказание государственными учреждениями социального обслуживания мер по поиску мест трудоустройства для преодоления ими социального положения или трудной жизненной ситуации;

12. В течении какого времени с момента обращения гражданина осуществляется оценка его нуждаемости в услугах соцобслуживания
a) 1 месяц
b) 2 недели
c) 1 неделя

13. Срочное социальное обслуживание осуществляется
a) Срочно
b) В течении 1 дня
c) После подтверждения нуждаемости

14. Оказание услуг социального обслуживания оказывается после заключения договора
a) Да
b) Нет
15. Оказание срочного социального обслуживания осуществляется после заключения договора
a) Да
b) нет
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.


Контрольные вопросы
1. Комплекс услуг, направленных на формирование новых и усиление существующих ресурсов социального, психического и физического развития клиентов. Это лечебные или социальные мероприятия по отношению к инвалидам или другим группам лиц , направленные на адаптацию их к жизни. (Абилитация)
2. Материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию конституционных социально-экономических и социально-политических прав членов общества (гарантии социальные)
3. Один из видов политики действий государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные социальные результаты называется ………….политика (социальная)
4. Государственные социальные ………….- установленные законами минимальные размеры оплаты труда , доходов граждан, пенсионного обеспечения , социальной помощи, размеров других видов социальных выплат, установленные законами и другими нормативно-правовыми актами, которые обеспечивают уровень жизни не ниже прожиточного минимума. (гарантии)
5. Государственный социальный _________________- установленный законодательством Российской Федерации минимальный уровень гарантий социальной защиты, обеспечивающий удовлетворение важнейших потребностей человека, выражаемых в нормах и нормативах предоставления бесплатных и общедоступных социальных услуг, социальных выплат и пособий. (Стандарт)
6. Социальная ___________________- потребность в социальных контактах, состояние социального дискомфорта, сопровождаемого непривычными и негативными переживаниями, которые возникают как осознание личностью разрыва между ожиданиями и реальностью. (депривация)
7. Система _______________________ как составляющая образа жизни, деятельность, связанная с вовлечением людей в процессы хозяйственной жизни, прежде всего в систему общественного разделения труда, направленная на удовлетворение базовых потребностей и нужд. (жизнеобеспечение)
8. Социальные ___________________ - организуемое нововведение в социальной практике в ответ на изменение социальных условий , потребностей общества, новые проблемы , не решаемые традиционными способами (инновации)
9. Социальная ___________________________ - совокупность таких отраслей как наука , образование, здравоохранение, торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, ЖКХ, транспорт и т.д.
10. Качество ____________ - содержательная сторона образа жизни и условий жизнедеятельности индивида, степень комфортабельности его жизненной среды. Интегральная характеристика физического, психологического, эмоционального и социального функционирования клиента, основанного на его субъективном восприятии (качество жизни)
11. Качество____________________ - совокупность свойств населения: его образовательный уровень, профессионально-квалификационные структура, состояние здоровья (населения)
12. Получатель социальных ______________ - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги. (услуг)
13. _____________ социальной услуги - основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг; (стандарт)
14. ______________ социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание; (поставщик)
15. Деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам социальное обслуживание (социальное обслуживание)
16. ¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬¬________________ обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, - система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. (профилактика)
17. Права получателей социальных услуг
(уважительное и гуманное отношение;
получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя социальных услуг, о возможности получения этих услуг бесплатно, а также о поставщиках социальных услуг; выбор поставщика или поставщиков социальных услуг; отказ от предоставления социальных услуг; защиту своих прав и законных интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации;)
18. Обязанности получателей социальных услуг
(предоставлять в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации сведения и документы, необходимые для предоставления социальных услуг; своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, обусловливающих потребность в предоставлении социальных услуг; соблюдать условия договора о предоставлении социальных услуг, заключенного с поставщиком социальных услуг, в том числе своевременно и в полном объеме оплачивать стоимость предоставленных социальных услуг при их предоставлении за плату или частичную плату.)
19. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности (полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию;
наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.)
20. Документ, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 (Индивидуальная программа)
21. В каких формах предоставляются социальные услугих получателям (социальное обслуживание на дому, или в полустационарная форме, или стационарная форма).
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан
ПК-2: Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
1. Укажите один принцип социальной политики
a) Социальная солидарность
b) Коммуникативности
c) Конфиденциальности

2. Что является обьектом социальной политики населения
b) Все населения
c) Малоимущие
d) Граждане, приехавшие из других стран

3. Что является предметом социальной политики
a) Процессы социальной практики, взаимодействия социальных групп по поводу их общественного положения
b) Субьекты социальной практики, формирующие социальные механизмы потребления
c) Методы формирование качества жизни населения

4. Укажите один принцип социальной политики
a) Принцип соблюдения гражданских прав;
b) Коммуникативности
c) Конфиденциальности

5. Субъекты социальной политики
a) Государство
b) Семья
c) Законы

6. Субьекты социальной политики
a) Политические партии
b) Семья
c) Законы

7. Что такое организационная структура?
a) это формальная система, которая определяет, как управляются и координируются различные функциональные направления, подразделения и индивиды в организации;
b) система которая определяет, как формируются функциональные направления, распределения полномочий
c) формат организации жизнедеятельности внутри субьектов социальной политики

8. В широком смысле слова социальная политика это?
a) комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения.
b) Система мер, правил и законов регулирующая уровень жизнеобеспечения населения
c) Формат политической деятельности

9. Принципы социального обслуживания
a) Адресности
b) Компенсаторности
c) Факториальности

10. Принципы социального обслуживания
a) Гуманности
b) Компенсаторности
c) Факториальности

11. Принципы социального обслуживания
a) Обеспечения равных возможностей
b) Компенсаторности
c) Факториальности

12. Принципы социального обслуживания
a) Приоритетности
b) Компенсаторности
c) Факториальности

13. Принципы социального обслуживания
a) комплексности
b) Компенсаторности
c) Факториальности

14. Принципы социального обслуживания
a) Профилактической направленности
b) Компенсаторности
c) Факториальности

15. Принципы социального обслуживания
a) Соблюдения прав человека
b) Компенсаторности
c) Факториальности


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

1. Что включают в себя срочные социальные услуги:
(обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; иные срочные социальные услуги)
2. В какое время суток оказываются социальные услуги в полустационарной форме получателем организацией социального обслуживания? (в время работы получателя , оговоренного в режиме работы в дневное время)
3. Социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) ____________________ проживании в организации социального обслуживания. Получатели социальных услуг в стационарной форме обеспечиваются жилыми помещениями, а также помещениями для предоставления видов социальных услуг. (круглосуточном)
4. Услуги направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту; (социально-бытовые)
5. Услуги, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья; ( социально-медицинские),
6. Услуги, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия; (социально-психологические)
7. Услуги, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей . (социально-педагогические)
8. Услуги, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией ( социально-трудовые)
9. Услуги, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг (социально-правовые)
10. Организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие ______________________ на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное. ( Социальное обслуживание)
11. __________________ оценка качества условий оказания услуг организациями социального обслуживания является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления получателям социальных услуг информации о качестве условий оказания услуг организациями социального обслуживания, а также в целях повышения качества их деятельности. (Независимая)
12. Кому бесплатно предоставляются социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания? (несовершеннолетним детям; 2) лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов)
13. Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания предоставляются бесплатно, если на дату обращения ___________________________доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта Российской Федерации. (среднедушевой)
14. Порядок определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно для целей настоящего Федерального закона устанавливается __________________________(Правительством Российской Федерации)
15. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта Российской Федерации и не может быть ниже полуторной величины______________________, установленного в субъекте Российской Федерации для основных социально-демографических групп населения. (прожиточного минимума)
16. Источниками финансового обеспечения социального обслуживания могут являться (средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; благотворительные взносы и пожертвования; средства получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату; доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иные не запрещенные законом источники)
17. Форма устройства детей оставшихся без попечения родителей и детей-сирот, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; устанавливается над детьми, не достигшими 18 лет (опека, попечительство )
18. Форма правовой защиты личных и имущественных интересов граждан. Устанавливается над совершеннолетним, дееспособным гражданином, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. (Патронаж )
19. Исполнительный органом Алтайского края, осуществляющим функции по реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения Алтайского края, демографического развития Алтайского края, преодоления последствий радиационного воздействия на население Алтайского края ядерных испытаний и космической деятельности (далее – «установленная сфера деятельности»), а также функции по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности (Министерство социальной защиты Алтайского края, Минсоцзащита Алтайского края.)
20. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности (Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации)
Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан

ПК-3: Способен к реализации деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
1.Принципы социального обслуживания
b) Выбора форм соцобслуживания
c) Компенсаторности
d) Факториальности

2. Социальное обслуживание это-
a) Деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам
b) Деятельность по социальной реабилитации граждан
c) Деятельность по социальному обеспечению граждан

3. Стандарт социальной услуги
a) Требования к объему, периодичности, периодичности и качеству, предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг
b) Требования к объему, периодичности, и качеству оборудования для предоставления социальной услуги
c) Требования к объему материальных выплат, которые может получить нуждающийся в период получения социальной услуги

4. Название Федерального закон № 178 ФЗ
a) «О государственной социальной помощи»
b) «О мерах оказания государственной социальной помощи»
c) «О способах оказания государственной социальной помощи»

5. Государственная социальна помощь – это
a) предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров
b) предоставление граждан, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров
c) предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан социальных услуг и жизненно необходимых товаров

6. Социальное пособие – это
a) Безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
b) Безвозмездное предоставление гражданам необходимой им суммы за счет средств бюджетной системы Российской Федерации
c) Безвозмездное предоставление гражданам товаров и услуг за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

7. Субсидия это –
a) Имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданину социальных услуг
b) Имеющая целевое назначение полная оплата предоставляемых гражданину коммунальных услуг
c) Целевое назначение частичная оплата, предоставляемых гражданину социальных услуг

8. Социальное обеспечение это -
a) система материального обеспечения и обслуживания граждан по возрасту, болезни и инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца, воспитания детей и в других установленных законодательством случаях
b) система материального обеспечения граждан по возрасту, болезни и инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца, воспитания детей и в других установленных законодательством случаях
c) система социального обслуживания граждан по возрасту, болезни и инвалидности, безработице, по случаю потери кормильца, воспитания детей и в других установленных законодательством случаях

9. Принципы социального обеспечения
a) Целевое использование средств
b) Фасилитативный принцип
c) Экономический

10. Принципы социального обеспечения
a) Всеобщность соцобеспечения
b) Фасилитативный принцип
c) Экономический

11. Принципы социального обеспечения
a) Общедоступности соцобеспечения
b) Фасилитативный принцип
c) Экономический

12. Принцип социального обеспечения
a) Многообразие видов, форм, оснований соцобеспечения
b) Фасилитативный принцип
c) Экономический

13. Принцип социального обеспечения
a) Установление уровня соцобеспечения, гарантирующего достойную жизнь
b) Установления минимального уровня прожиточного минимума
c) Установление форм и мер социального обслуживания

14. Принципы социального обеспечения
a) Дифференциация условий и порядка предоставления соцобеспечения субьектам
b) Экономического формирования новых способов оказания социальной помощи
c) Дифференциация порядка социального обслуживания субьектов

15. Функция социального обеспечения
a) Экономическая
b) Психотерапевтическая
c) Коррекционная


Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.
1. Система социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение неблагополучных явлений, заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития , а также на повышение устойчивости организма человека к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды (профилактика)
2. Наука о профессиональной морали как совокупности идеалов, ценностей, идей о должном, этических принципов и норм, обеспечивают характер взаимоотношений между людьми в процессе профессиональной деятельности. (Профессиональная этика)
3. Возможность нанесения ущерба здоровью или развитию человека определенным условиями или действиями (риск)
4. Социальная _________________ - комплексный процесс исследования социального общества или социального явления с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенеденции дальнейшего развития. (диагностика
5. Система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных, правовых мер, обеспечивающих условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание равных возможностей всем нуждающимся гражданам возможностей участия в жизни общества. (социальная защита)
6. Технология оказания социальной помощи путем преимущественно психологического, информационного воздействия на человека или малую группу в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров , выработки социальных норм поведения (социальное консультирование)
7. Социальная ______________________ - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты. (недостаточность)
8. Социальная ________________ - предоставление денежных пособий, кредитов, информации, возможности обучения (переобучения) и иных льгот отдельным группам трудоспособного населения, временно оказавшимся в трудной жизненной ситуации. (поддержка)
9. Социальная __________________________ - периодическая и / или регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности. (помощь)
10. Технология социальной работы, направленная на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений, расстройства здоровья, утраченного социального статуса, девиантным поведение и т.д. (Социальная реабилитация)
11. Процесс, который лишает определенных лиц или семьи, группы или определенные сообщества ресурсов необходимых для полноценной жизни в обществе. (Социальная Эксклюзия)
12. Социальное________________________- система мер, предусматривающая содействие, поддержку и услуги, которые оказывают социальные службы отдельным лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержки их социального статуса и полноценной жизнедеятельности ( обслуживание )
13. Социальные ____________________ - предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности и хозяйствования, а также граждане, оказывающие социальные услуги лицам, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждающиеся в посторонней помощи (службы)
14. Трудная ______________________ ситуация – положение, объективно нарушающее жизнедеятельность гражданина (инвалидность, безработица, жестокое обращение и т.д.), которое он не может преодолеть самостоятельно, в связи с чем ему необходима помощь и поддержка социальных служб. (жизненная)
15. Уровень ________ - обеспеченность населения необходимыми материальными благами , достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения рациональных потребностей различных социальных групп.
16. -Часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.( Обязательное социальное страхование)
17. Система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации (Обязательное социальное страхование)
18. Форма денежных выплат, которая осуществляется государством через специально предназначенные для этого органы и производится из определенного пенсионного фонда. (Пенсии)
19. Трудовое __________________ - выплачиваются лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием и утратившим заработную плату временно в связи с нетрудоспособностью (пособие)
20. Пособие, получаемое на основании листка нетрудоспособности, выдаваемое в медицинском учреждении (пособие по временной нетрудоспособности)
21. ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного законодательством возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которых определяется по условиям и нормам, установленным законодательством Российской Федерации. (Государственная пенсия)
22. Страхование, осуществляемое государством (в лице Пенсионного фонда Российской Федерации) за счет средств единого социального налога и/или обязательных страховых взносов работодателей и застрахованных с целью возмещения части утраченного заработка при наступлении страхового события (старость, инвалидность, потеря кормильца, выслуга лет) путем выплаты пенсии на протяжении всего страхового случая. (Государственное пенсионное страхование)
23. В широком смысле – деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение его важнейших социальных прав. В узком смысле – комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения. (Социальная защита)
24. Социальное партнерство – способ регулирования социально-трудовых отношений и согласования интересов наемных работников и работодателей посредством заключения коллективных договоров и соглашений.


Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.




5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
непредусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Вопросы к промежуточной аттестации по дисциплине

1. Сущность, основные принципы, объекты и основные категории социальной политики.
2. Субъекты социальной политики (государство, партии, общественные движения, объединения, общности, группы и т.п.).
3. Понятие организационной структуры в социальной работе.
4. Организационные технологии в социальной работе.
5. Организационные цели, функции, эффективность результатов, мотивации и стимулирование персонала.
6. Понятие организационного механизма в социальной работе: разделения функций.
7. Понятие управления как функции организационной системы в социальной работе.
8. Основные технологии управления в социальной работе.
9. Планирование в социальной работе.
10. Планирование трудовых ресурсов: этапы, технологии.
11. Цель, средства, методы, условия управления.
12. Понятие стиля управленческого мышления в социальной работе.
13. Теория «человеческих отношений» в практике управления в социальной работе.
14. Понятие и типы системы управления.
15. Понятие и классификация управленческих решений в социальной работе.
16. Процессный подход к управлению в социальной работе.
17. Понятие администрирования в социальной работе.
18. Административные факторы в деятельности учреждений социальной работы.
19. Понятие «рабочее место специалиста по социальной работе».
20. Развитие персонала: понятие, условия, критерии эффективности, процедуры.
21. Тарификационно-квалификационные характеристики и должностные обязанности специалиста по социальной работе, социального работника.
22. Особенности организации труда специалиста по социальной работе в системе социальной защиты, занятости, миграции, образовании, здравоохранении, правоохранительных органах, на производстве.
23. Проблемы личностного и профессионального роста.
24. Аттестация работника социальной службы.
25. Ведение документации специалистом социальной работы.
26. Реабилитационные карты, акты обследования, социальный паспорт семьи (семьи риска), дневники патронажа, журналы консультаций и др. документов.
Практические :
1. Каковы особенности функционирования социальной сферы и ее управления в современных социально-экономических условиях? Обоснуйте свой ответ.
2. Назовите основные особенности организации социальной защиты в сфере: образования; досуга; культуры; труда и занятости; спорта; здравоохранения.
3. Дайте определение понятий «организация социального обслуживания», «получатель социальной услуги», «поставщик социальной услуги».
4. Институциональным признаком организации социального обслуживания являются: правовой статус, организационная структура и функции. Раскройте содержание этих признаков.
5. Назовите основные виды социальных служб. Раскройте их сущность.
6. Назовите социальные службы, которые имеются в Вашем регионе (городе, селе и т.д.).
7. Создание каких социальных служб Вы считаете приоритетным в Вашем районе (городе)? Обоснуйте свой ответ.
8. Назовите основные виды социального обслуживания в современном российском обществе, в Вашем регионе (крае, области, городе, селе).
9. Дайте определение понятия «социальные услуги».
10. Дайте определение понятия «государственные услуги».
11. Как соотносятся между собой понятия «государственные услуги» и «социальные услуги».
12. Дайте определение понятия «административный регламент».

Форма промежуточной аттестации: зачет
Процедура проведения:
Зачет проводится в устной форме. Студенту предлагается ответить на один теоретический вопрос

Оценивание ответа на экзамене (зачете)
Отлично (зачтено) Студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленный вопрос, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса.
Хорошо (зачтено) Студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускается неточность в ответе.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Роик В. Д. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2020 https://urait.ru/bcode/455691
Л1.2 И.С. Романычев, Н.Н. Стрельникова, Л.В. Топчий и др. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: учебник Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Анбрехт Т.А. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Малофеев, И.В. Социальные услуги в системе социального обслуживания населения: Москва : Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452853
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Комплексный подход в социальной работе с семьями группы социального риска. Методический сборник риска. Режим доступа: www.aksp.ru/metod
Э2 Нормативно-правовая база «Консультант» www.consultant.ru
Э3 Нормативно-правовая база "Гарант" www.garant.ru
Э4 Курс в Moodle "Организационные основы социального обслуживания населения" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
Образовательная платформа Юрайт https://urait.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3. Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.