МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История социальной работы за рубежом

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_Социальная работа_СЗН-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 40
самостоятельная работа 68
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 68 68 68 68
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Сиротина Т.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История социальной работы за рубежом

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Срок действия программы: 2017-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., проФ. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 25.06.2019 г. № 10/д
Заведующий кафедрой д.с.н., проФ. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
Формирование научно обоснованных, подкрепленных фактами представлений об историческом развитии социальной работы за рубежом, особенностях её становления и развития в разных странах.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.1 Знает т технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
ПК-2.2 Умеет определять технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.3 Оформляет документацию, необходимую для предоставления мер социальной защиты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает т технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет определять технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Оформляет документацию, необходимую для предоставления мер социальной защиты

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные этапы историия социальной работы за рубежом
1.1. Архаический период благотворительности. Филантропический период благотворительности Сам. работа 5 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.2. Введение в курс «История социальной работы за рубежом» Лекции 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.3. Введение в курс «История социальной работы за рубежом» Сам. работа 5 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.4. Архаический период благотворительности. Благотворительность и призрение в древнейших государствах Лекции 5 1 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.5. Архаический период благотворительности. Благотворительность и призрение в древнейших государствах Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.6. Период церковной благотворительности Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.7. Европейское Средневековье: помощь нуждающимся Практические 5 6 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.8. Европейское Средневековье: практики призрения Сам. работа 5 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.9. Идеологии солидарности в 16 – 18 веках: влияние на практики призрения в Западной Европе Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.10. Идеи солидарности и социальной благотворительности в Новое время в Западной Европе и США Практические 5 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.11. Донаучный этап развития теории филантропии и милосердия в Западной Европе и США Сам. работа 5 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.12. Период государственной и общественной благотворительности Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.13. Европа в период Нового времени: государственные и общественные практики призрения Практические 5 8 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.14. Государственные и общественные практики призрения в 18 –19 веках Сам. работа 5 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.15. Период государственной и общественной благотворительности в США Лекции 5 2 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.16. Государственные и общественные практики призрения в 18 –20 веках: опыт США Сам. работа 5 10 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.17. Период социальной работы: начало 20 в. Практические 5 4 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1
1.18. Институционализация социальной работы на рубеже 19 – 20 веков Сам. работа 5 12 ПК-2.1, ПК-2.2, ПК-2.3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2593

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ПК-2: Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Какая форма помощи признавалась всеми религиозными и философскими учениями Древнего Востока и Античности в качестве основной?
a. милосердие к рабам
b. раздача милостыни
c. посещение больных
Ответ: b

2. Совершение главой рода религиозно-магического обряда с целью исцеления от эпидемии членов общины являлось _______ формой помощи:
a. хозяйственно-бытовой
b. культовой
c. общинно-родовой
Ответ: а

3. Престижная экономика в первобытной общине заключалась в:
a. взаимном дарообмене
b. братании кровью
c. посредничестве между живыми и мертвыми
Ответ: а

4. Меценатство зародилось в:
a. эпоху Средневековья
b. Новое время
c. эпоху Античности
Ответ: с

5. Кем был организован диаконический городок (убежище) для странников, нищих, больных, в т. ч. прокаженных, у ворот Кесарии Каппадокийской в 368 г.:
a. Аристотелем
b. Св. Василием Великим
c. Мартином Лютером
Ответ: b

6. Основным субъектом помощи в Средние века в Западной Европе является:
a. церковь
b. государство
c. благотворительные организации
Ответ: а

7. Идея о локализации нищенства реализуется с помощью законов о борьбе с профессиональным нищенством в:
a. эпоху Средневековья
b. Новое время
c. эпоху Античности
Ответ: b

8. В Новое время преимущественно считалось, что бедность – это следствие:
a. отсутствия работы
b. божественного устройства мира
c. лени, пьянства, транжирства
Ответ: с

9. Система обязательного социального страхования по месту работы, где размеры выплат зависят от количества внесенных денежных сумм, была впервые разработана и применена Отто Бисмарком в:
a. Голландии
b. Пруссии
c. Франции
Ответ: b

10. Автором метода работы со случаем (casework) является:
a. Дж. Аддамс
b. М. Ричмонд
c. А. Соломон
Ответ: b

11. Самая известная представитель Движения сеттельмента в США:
a. Дж. Аддамс
b. М. Ричмонд
c. А. Соломон
Ответ: а

12. Социальная работа как профессия и научная теория возникла:
a. в средние века
b. в к. 18 – нач. 19 вв.
c. в к. 19 – нач. 20 вв.
Ответ: с

13. Первое в мире учебное заведение для социальных работников в 1898 г. было открыто в:
a. Берлине
b. Лондоне
c. Нью-Йорке
Ответ: с

14. Чикагский Hull House – это самое (-ый) известное (-ый) в мире:
a. Общество организации благотворительности
b. Общество борьбы с нищетой
c. Сеттельмент
Ответ: с

15. Модель организации городской благотворительности, сочетавшая организованную общественную помощь с личным участием горожан на принципах адресности и индивидуального подхода, вошла в историю как:
a. Эльберфельдская
b. Филадельфийская
c. Французская
Ответ: а

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Филантропия переводится как _______.
Ответ: человеколюбие

2. Как назывались благотворительные заведения для содержания нетрудоспособных лиц (престарелых, немощных, инвалидов и др.) (название происходит от слов «Бога для»?
Ответ: богадельня.

3. Добровольная деятельность по бескорыстной передаче имущества, денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки, - это __________.
Ответ: благотворительность, благотворительная деятельность.

4. Деятельность, осуществляемая добровольно в форме безвозмездного выполнения работ на благо других людей, - это _____________
Ответ: добровольчество, волонтерство.

5. Устойчивая модель помощи, которая соответствует уровню развития данного общества, его культуре, включает в себя: идею помощи, организационные формы, субъекты и объекты помощи» (по М.В. Фирсову) - это _____________
Ответ: парадигма помощи.

6. Как назывались религиозные ордена, которые жили исключительно на средства милостыни? Монахи не имели собственности, принимали обет бедности с целью посвятить все время религиозному служению (какое прилагательное использовали для описания таких орденов):
Ответ: нищенствующие.

7. Идеализация бедности, представления о бедном как о Божьем человеке характерны для эпохи ________
Ответ: Средневековья.

8. Основателем протестантизма является __________
Ответ: М. Лютер.

9. Какие группы людей считались достойными помощи согласно законам о бедности (Англия, 17 век):
Ответ: престарелые, дети-сироты, калеки и др.

10. Каритас – это благотворительная организация, которая финансируется _________ церковью:
Ответ: католической.

11. ______ благотворительность должна была стать рациональным, светским противопоставлением религиозному, чувственному подходу к социальной деятельности во второй половине 19 века (какое прилагательное использовали для описания данной благотворительности)?
Ответ: научная.

12. Определяли социальные проблемы как средовые, боролись за социально-политические реформы, активно предоставляли образовательные услуги в 19 в. в:США представители Движения ___________:
Ответ: сеттельмента.

13. Как называли представителей Обществ организации благотворительности в США, о которых писали: «проводя с бедными свободное время, пытаясь занять их интересной беседой, читая свежие газеты и журналы, ________ всерьез полагали, что помогают таким образом беднякам улучшить свое положение»?
Ответ: дружественные посетители.

14. Автором индивидуальной социальной работы и книги "Социальные диагнозы" (1917 г.) является __________.
Ответ: М. Ричмонд.

15. Период социальной работы начинается в начале _____ века.
Ответ: двадцатого.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Вопросы и задания размещены в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кононова Т. Б. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Холостова Е. И. ИСТОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Учебное пособие для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «История социальной работы за рубежом» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.).
Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала.
3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия.
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии).
На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте рассмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса.