МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная политика и социальная защита населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_Социальная работа_СПиСЗН-2022
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 119
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовая работа: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 15,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 10 10 20 20 30 30
Практические 12 12 28 28 40 40
Сам. работа 14 14 105 105 119 119
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 36 36 180 180 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Сиротина Т.В.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Теория социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 29.10.2021 протокол № 1/1.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Срок действия программы: 2012-2018 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., проф. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2018 г. № 01
Заведующий кафедрой д.с.н., проф. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины:
Овладение теоретико-методологической основой исследования и оценки социальной реальности в контексте проблем, составляющих содержание социальной работы как академической дисциплины и научной теории, для эффективного решения задач практики социальной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.05

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов
ОПК-2.1 Знает научные теории, концепции и актуальные подходы в сфере социальной работы
ОПК-2.2 Анализирует и обобщает профессиональную информацию на теоретико методологическом уровне
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает научные теории, концепции и актуальные подходы в сфере социальной работы
3.2.Уметь:
3.2.1.Анализирует и обобщает профессиональную информацию на теоретико методологическом уровне
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Применяет научные теории, концепции и актуальные подходы в сфере социальной работы

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Природа социальной работы
1.1. Основные тенденции развития социальной работы как профессии, академической дисциплины, науки Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.2. Социальная работа как общественное явление Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.3. Феномен социальной работы Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.4. Основные этапы развития теории социальной работы Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.5. Особенности развития теории социальной работы в XX в. Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.6. Основные тенденции становления социальной работы как науки Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Социальная работа как научная теория
2.1. Объект и предмет социальной работы Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.2. Объект и предмет социальной работы Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.3. Объект и предмет социальной работы Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.4. Категории теории социальной работы. Принципы и закономерности социальной работы. Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.5. Категории теории социальной работы Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.6. Категории теории социальной работы Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.7. Принципы и закономерности теории социальной работы Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.8. Принципы и закономерности теории социальной работы Сам. работа 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.9. Методы теории социальной работы Лекции 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.10. Методы теории социальной работы Практические 3 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.11. Методы теории социальной работы Сам. работа 3 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.12. Парадигмы и содержание теории социальной работы Лекции 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.13. Парадигмы и содержание теории социальной работы Практические 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.14. Парадигмы и содержание теории социальной работы Сам. работа 4 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.15. Функции теории социальной работы. Сам. работа 4 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.16. Функции теории социальной работы. Теория социальной работы в структуре социальных наук Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
2.17. Теория социальной работы в структуре социальных наук Сам. работа 4 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Теоретические основы практики социальной работы
3.1. Социальная работа как специфический вид деятельности Лекции 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
3.2. Социальная работа как социальная деятельность Практические 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
3.3. Социальная работа как социальная деятельность Сам. работа 4 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
3.4. Объекты и субъекты практики социальной работы Лекции 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
3.5. Объекты практики социальной работы Практические 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
3.6. Объекты практики социальной работы Сам. работа 4 13 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
3.7. Субъекты практики социальной работы Практические 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
3.8. Субъекты практики социальной работы Сам. работа 4 14 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
3.9. Теории и модели практики социальной работы Лекции 4 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
3.10. Теории и модели практики социальной работы Практические 4 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
3.11. Теории и модели практики социальной работы Сам. работа 4 22 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
3.12. Принципы и закономерности практики социальной работы. Содержание практики социальной работы Практические 4 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
3.13. Принципы и закономерности практики социальной работы. Содержание практики социальной работы Сам. работа 4 12 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Перспективы социальной работы
4.1. Социальная работа в современном мире Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
4.2. Социальная работа в современном мире Практические 4 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
4.3. Социальная работа в современном мире Сам. работа 4 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2179

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ
ОПК-2: Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Совокупность понятий, категорий и терминов, которые позволяют в обобщенной форме отразить явления, изучаемые теорией социальной работы,  это _______ теории социальной работы:
a. принципы
b. методы
c. понятийно-категориальный аппарат
Ответ: с

2. Принцип социальной работы, отражающий исключение всех форм дискриминации при оказании социальной помощи по любым признакам идеологического, политического, религиозного, национального, возрастного и др. характера,  это принцип:
a. конфиденциальности
b. коммуникативности
c. универсализма
Ответ: с

3. Принцип социальной работы, основанный на том, что в процессе оказания социальных услуг клиенту не могут ущемляться права клиента,  это принцип:
a. охраны социальных прав клиента
b. опоры на силы клиента
c. универсализма
Ответ: a

4. Деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам – это:
a. социальная помощь
b. социальное обслуживание
c. социальное страхование
Ответ: b

5. Предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров, - это:
a. социальная помощь
b. социальное обслуживание
c. cоциальная защита
Ответ: a

6. Метод сбора первичной информации, применяемый в исследованиях по социальной работе:
a. анкетирование
b. анализ
c. сравнение
Ответ: a

7. Метод активной групповой работы, направленный на совершенствование и развитие установок, навыков, знаний, поведения клиентов:
a. наблюдение
b. тренинг
c. интервью
Ответ: b

8. Метод сбора информации в социальной работе, реализуемый в форме беседы, где специалист задаёт вопросы своим собеседникам и получает ответы:
a. интервью
b. наблюдение
c. эксперимент
Ответ: a

9. Функция социальной работы, заключающаяся в выявлении возможных состояний социального объекта в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе, – это функция:
a. внедрения
b. прогноза
c. информирования
Ответ: b

10. Форма социального обслуживания, при которой социальные услуги предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток:
a. стационарная
b. полустационарная
c. на дому
Ответ: b

11. Обеспечение питанием получателей услуг относится к _______ услугам:
a. социально-бытовым
b. социально-правовым
c. социально-педагогическим
Ответ: a

12. Оказание помощи в оформлении и восстановлении документов получателей социальных услуг относится к _______ услугам:
a. социально-бытовым
b. социально-правовым
c. социально-педагогическим
Ответ: b

13. Направление в социальной работе, которое уделяет особое внимание психологическим аспектам трудной жизненной ситуации клиента, - это __________ социальная работа:
a. структурная
b. системная
c. психосоциальная
Ответ: с

14. Какая теория социальной работы относится к психолого-ориентированным:
a. психодинамическая
b. радикальная
c. системная
Ответ: a

15. Какая теория социальной работы относится к социолого-ориентированным:
a. психодинамическая
b. радикальная
c. гуманистическая
Ответ: b

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. Социальная работа в России приобрела профессиональный статус в _______ году.
Ответ: в 1991 г.

2. Принцип социальной работы, основанный на признании человека высшей ценностью, защите его достоинства и гражданских прав, создании условий для свободного и всестороннего проявления способностей личности – это принцип _______.
Ответ: гуманизма.

3. Принцип социальной работы, отражающий установление доверительных отношений с клиентом, общение с клиентом на понятном для него языке, - это принцип _____________
Ответ: коммуникативности.

4. Принцип социальной работы, не допускающий разглашение информации персонального характера о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных и иных обязанностей, - это принцип _____________
Ответ: конфиденциальности.

5. Метод исследования, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов, называется:
Ответ: анкетирование.

6. Метод теоретического исследования, характеризующийся выделением и изучением отдельных частей объекта исследования, называется:
Ответ: анализ.

7. Функция социальной работы, заключающаяся в применении рекомендаций, сформулированных в результате исследования, в практику социальной работы, называется:
Ответ: внедрение.

8. Функция социальной работы - «распространение информации о выявленных проблемах, способах их профилактики, положительном опыте решения проблем» называется:
Ответ: информирование.

9. Гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальные услуги, - это _______.
Ответ: получатель социальных услуг или клиент.

10. Действие в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности - это _______.
Ответ: социальная услуга.

11. Вид социальных услуг, направленных на оказание помощи в получении юридических услуг, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг, называется:
Ответ: социально-правовые услуги.

12. К какому виду социальных услуг относится оказание организация досуга в организации социального обслуживания?
Ответ: социально-педагогические услуги.

13. К какому виду социальных услуг относится оказание неотложной помощи, в т.ч. обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и пр.?
Ответ: срочные социальные услуги.

14. Форма социального обслуживания, при которой социальные услуги предоставляются их получателям при постоянном, временном или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания:
Ответ: стационарная.

15. Социальная работа с отдельными людьми, семьями является ____ уровнем социальной работы.
Ответ: микро.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, как объект социальной работы.
2. Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, как объект социальной работы.
3. Дети-сироты как объект социально работы.
4. Многодетные семьи как объект социальной работы.
5. Молодые семьи как объект социальной работы.
6. Профилактика правонарушений несовершеннолетних как направление социальной работы.
7. Люди с инвалидностью как объект социальной работы.
8. Люди без определенного места жительства как объект социальной работы.
9. Теоретико-методологические основы социальной защиты пожилых людей.
10. Теоретико-методологические основы социальной защиты людей с ограниченными возможностями.
11. Теоретико-методологические основы социальной работы в пенитенциарной системе.
12. Теоретико-методологические основы социальной работы в системе образования.
13. Теоретико-методологические основы социальной работы с осужденными.
14. Социальная реабилитация как направление социальной работы.
15. Несовершеннолетние родители как объект социальной работы.
16. ВИЧ-инфицированные как объект социальной работы.
17. Волонтерство как социально значимая деятельность
18. Непрофессиональная социальная работа в России
19. Профессионализация социальной работы в России.
20. Ответственное родительство в контексте социальной работы.
21. Технологии социальной работы с различными группами населения (на примере конкретного объекта социальной работы).
22. Уровни организации социальной работы на современном этапе развития.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Вопросы и задания размещены в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Холостова Е.И. - отв. ред., Кононова Л.И. - отв. ред., Вдовина М.В. - отв. ред. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Фирсов М. В. ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ 4-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров: Гриф МО М.:Издательство Юрайт, 2019 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Курс в Moodle «Теория социальной работы» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинарском занятии, выполнить все практические задания, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
Обязательно записывайте ключевые моменты (определение, факты, правила и т.д.).
Если по содержанию материала возникают вопросы, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового материала.
3. Семинарское занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо иметь план семинарского занятия.
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии).
На семинарское занятие выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно помнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезна работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте рассмотренный материал, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях. Выполнение заданий для самостоятельной работы необходимо для успешного освоения курса.