МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Экономические основы социальной работы

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 95
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 95 95 95 95
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.с.н., доцент, Мазайлова Татьяна Александровна

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Экономические основы социальной работы

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2023 уч. г.

Заведующий кафедрой
Максимова Светлана Геннадьевна, д.с.н., профессор


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Максимова Светлана Геннадьевна, д.с.н., профессор


1. Цели освоения дисциплины

1.1.ознакомить студентов с содержанием экономических процессов, протекающих на предприятиях, в учреждениях и организациях социокультурной сферы и социального обслуживания населения, научить адаптироваться в производственно-экономической среде, заложить основы самостоятельного участия в экономической деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов
ОПК-2.1 Анализирует и обобщает профессиональную информацию на теоретико методологическом уровне
ОПК-2.2 Описывает социальные явления и процессы на основе комплексной информации
УК-9Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
УК-9.1 Знает базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов; основные виды финансовых институтов и финансовых инструментов, основы функционирования финансовых рынков; ресурсные ограничения экономического развития, источники повышения производительности труда, особенности циклического развития рыночной экономики; понятие общественных благ и роль государства в их обеспечении
УК-9.2 Умеет использовать понятийный аппарат экономической науки для описания экономических и финансовых процессов; искать и собирать финансовую и экономическую информацию для принятия обоснованных решений; анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в сфере личных финансов; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для личных финансов; решать типичные задачи, связанные с личным финансовым планированием
УК-9.3 Владеет методами личного финансового планирования, оценки будущих доходов и расходов, сравнение условий различных финансовых продуктов; навыками решения типичных задач в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на всех этапах жизненного цикла
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.категориально-понятийный аппарат экономических основ социальной работы; сущность и структуру экономических основ социальной работы; общие закономерности и условия функционирования экономических систем и отдельных предприятий и организаций социальной сферы
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать полученные экономические знания в своей профессиональной деятельности; анализировать экономические ситуации, ресурсы и экономическое состояние предприятий и организаций социальной сферы; использовать полученные экономические знания в различных сферах жизнедеятельности, анализировать динамику материального благосостояния населения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способностью использовать экономические знания в своей профессиональной деятельности; навыками анализа экономических показателей деятельности предприятий и организаций социальной сферы; навыками выявления резервов экономической эффективности социальной работы; способностью описывать социально-экономические процессы на основе анализа и обобщения социальной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Экономико-методологические основы социальной работы
1.1. Сущность и структура экономических основ социальной работы Лекции 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.2. Сущность и структура экономических основ социальной работы Сам. работа 3 12 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.3. Основные экономические категории и понятия социальной работы Лекции 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.4. Принципы и методы экономической деятельности в сфере социальной работы Лекции 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
1.5. Нормативно-правовая база экономической деятельности в сфере социальной работы Лекции 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
Раздел 2. Социальная направленность экономической политики государства
2.1. Экономическая политика и благосостояние населения, его структура, дифференциация и динамика. Экономические основы деятельности организаций, учреждений и служб социального обслуживания Лекции 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.2. Социально-ориентированная экономика как основа социальной работы Практические 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.3. Социально-ориентированная экономика как основа социальной работы Сам. работа 3 12 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.4. Финансовые основы социальной работы Практические 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.5. Финансовые основы социальной работы Сам. работа 3 18 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.6. Экономическая среда организаций социального обслуживания Практические 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.7. Экономическая среда организаций социального обслуживания Сам. работа 3 18 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.8. Экономические основы деятельности организаций социального обслуживания Практические 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.9. Экономические основы деятельности организаций социального обслуживания. Сам. работа 3 8 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.10. Основные фонды и оборотные средства Практические 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.11. Основные фонды и оборотные средства Сам. работа 3 8 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.12. Трудовые ресурсы предприятия Практические 3 2 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.13. Трудовые ресурсы предприятия Сам. работа 3 7 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.14. Социальные гарантии, льготы, и выплаты Сам. работа 3 12 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1
2.15. Экзамен 3 27 Л2.1, Л2.3, Л2.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ»https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=6209
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ОПК-2: Способен описывать социальные явления и процессы на основе анализа и обобщения профессиональной информации, научных теорий, концепций и актуальных подходов
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. На какие типы подразделяются государственные и муниципальные учреждения?
a.
Всё вышеперечисленное
b.
Казенные
c.
Бюджетные
d.
Автономные
Ответ a

2. Фискальная политика представлена двумя формами —
a.
сдерживающей и расширительной
b.
экспансионистской и рецессивной
c.
мягкой и жесткой
d.
автоматической и дискреционной
Ответ d

3. ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» был принят:
a.
в 1997 г.
b.
в 1998 г.
c.
в 1996 г.
d.
в 1995 г.
e.
в 2000 г.
Ответ d

4. Что не относится к основным целевым ориентирам социальной политики?
a.
Доведение размеров денежного довольствия и пенсий военнослужащих до уровня, отвечающего важности данного вида деятельности в области обеспечения обороноспособности страны
b.
Снижение дифференциации населения по уровню доходов (соотношение доходов 10 процентов самых богатых и 10 процентов самых бедных)
c.
Повышение уровня абсолютной и относительной бедности (или малообеспеченной части населения), увеличение среднего класса к 2020 году до более половины населения
Ответ c


5. Что является объектом экономики здравоохранения?
a.
вопросы маркетинга
b.
всё перечисленное
c.
экономический анализ
d.
финансирование
e.
Организация
Ответ b

6. Закон РФ №1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" был принят:
a.
в 1993 г.
b.
в 1991 г.
c.
в 1996 г.
d.
в 1992 г.
Ответ b

7. Профессиональная подготовка - это
a.
повышение уровня уже имеющихся знаний, совершенствование уже имеющихся навыков и умений
b.
Все варианты верны
c.
обучение навыкам, которые необходимы для осуществления определенных обязанностей, связанных с работой
d.
обучение новым навыкам
Ответ b

8. На какой срок выдаётся лицензия для медицинских учреждений?
a.
2 года
b.
3 года
c.
1 год
d.
4 года
e.
5 лет
Ответ e

9. Фискальная политика является автоматической, если изменяются следующие параметры:
a.
увеличивается ставка подоходного налога
b.
повышаются размеры отчислений заработной платы в пенсионный фонд
c.
повышаются размеры отчислений заработной платы в пенсионный фонд
d.
при неизменной ставке подоходного налога повышаются размеры налоговых поступлений
Ответ d

10. К государственным внебюджетным фондам не относятся:
a.
Государственный фонд занятости населения РФ
b.
Общественные благотворительные фонды
c.
Пенсионный фонд РФ
d.
Фонд социального страхования
Ответ b

11. Основным документом, подтверждающим трудовой стаж является:
a.
показание свидетелей
b.
справка о заработной плате за последние 5 лет
c.
диплом об образовании
d.
трудовая книжка
Ответ d

12. Финансовый контроль в здравоохранении осуществляется:
a.
Всеми перечисленными органами
b.
Государственной налоговой инспекцией
c.
органом управления здравоохранением
d.
контрольно-ревизионным управлением Министерства финансов РФ
e.
финансовыми органами
Ответ a

13. ФЗ «О государственной социальной помощи» был принят:
a.
в 1996 г.
b.
в 1997 г.
c.
в 1999 г.
d.
в 2000 г.
e.
в 1998 г.
Ответ c

14. Какие экономические формы оказания гражданам медицинских услуг действуют в настоящее время в Российской Федерации?
a.
платная
b.
бесплатная
c.
бесплатная и платная
Ответ c

15. Что не относится к основным факторами борьбы с бедностью и улучшения благосостояния населения?
a.
Снижение заработной платы
b.
Высокие темпы экономического роста
c.
Создание эффективных рабочих мест
Ответ a

16. Федеральный закон «О медицинском страховании граждан в РФ» принят:
a.
в 1993 г.
b.
в 1992 г.
c.
в 1991 г.
d.
в 1996 г.
e.
в 1995 г.
Ответ c
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1) Экономика в сфере социальной работы исследует, изучает многогранные процессы и тенденции, связанные с природой возникновения и удовлетворения потребностей. Социальная работа ориентирована на защиту прав человека, а права человека — это санкционированные обществом (законом или моралью) его --------------
потребности.

2) Согласно классификации, применявшейся в советской статистике, социальное обслуживание относилось к непроизводственной сфере. Так, несколько условно, назывались отрасли и виды деятельности, не составляющие материальное -------
производство.

3) Сферу социальной работы более правильно следует назвать сферой производства нематериальных услуг. Эта сфера имеет специфические ------------------особенности
Экономические

4) Согласно экономической теории, всякий товар призван удовлетворять определенную человеческую потребность. Но потребительская стоимость становится товаром лишь тогда, когда представляет собой продукт-----, удовлетворяющий потребность не того, кто его произвел, а общество.
Труда

5) Многие виды социального обслуживания не могут развиваться на основе рыночных регуляторов. Поэтому учреждения социальной сферы традиционно рассматривались в нашей стране как потребители бюджетных средств и никогда не относились к организациям, имеющим отношение к созданию национального -------
дохода.

6) В течение последнего десятилетия сфера социально-бытовых услуг (парикмахерские, кинотеатры, прачечные, ателье и т.п.) перешла на -------условия хозяйствования с полным или частичным самофинансированием и самоокупаемостью.
Рыночные

7) Рост потребности населения в поддержке в условиях значительного сокращения ресурсов — еще одна особенность социальной работы в период перехода к --------------------отношениям.
Рыночным

8) В условиях разгосударствления, приватизации и утверждения многообразных форм собственности государство уже не имеет того общественного производства, за счет доходов от которого оно могло создавать общественный -потребления.
Фонд

9) В экономическом пространстве социальной работы осуществляется экономическое взаимодействие институтов социальной защиты, ее субъектов и объектов, обеспечивающее условия для нормальной жизнедеятельности членов общества, оптимального удовлетворения их потребностей и реализации творческого потенциала личности. Это постоянно развивающаяся, упорядоченная социальная ------
система.

10) Экономические отношения в социальном пространстве цивилизованного общества должны строиться на основе справедливого распределения материальных и духовных благ, надежных гарантий обеспечения жизнедеятельности входящих в него социальных субъектов. Именно это является важнейшей предпосылкой создания эффективной экономической основы -------работы.
Социальной

11) К экономическому пространству можно отнести органы федеральной, региональной и муниципальной власти, организации и учреждения системы социальной защиты населения: пенсионного обеспечения, социального обслуживания, социального страхования, службы занятости, а также здравоохранения, образования, культуры, попечительства, профсоюзные, благотворительные, религиозные и другие организации, в тесном контакте с которыми работают органы и -----------этой системы.
Учреждения

12) В структуре реализации экономических механизмов этого пространства выделяются два основных элемента: государственный (федеральный, региональный и местный) и --------------
негосударственный.

13) Согласно определению, данному в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), индивидуальное здоровье «является состоянием полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и --------------------------дефектов».
Физических

14) Общественное здоровье характеризуется комплектом демографических показателей (рождаемость, смертность), данными о физическом ------а также показателями заболеваемости и инвалидности.
развитии,

15) В настоящее время в России в целях совершенствования экономического пространства социальной защиты населения реализуются приоритетные -----------------проекты в таких областях, как здравоохранение, образование, жилье.
Национальные

16) Экономические основы --------------работы обусловлены сущностью, целями и спецификой хозяйственной деятельности в этой сфере, а также совокупностью производственных отношений, господствующим способом производства и экономическим базисом общества на данной ступени его развития.
Социальной

17) Социальная работа, как уже отмечалось, имеет свою специфику и относится к сфере нематериального производства, связанного с производством (оказанием) нематериальных услуг и созданием -----------------ценностей (образование, здравоохранение и т.д.). Она осуществляется в социальной сфере и непосредственно в таких ее отраслевых системах, как социальное обслуживание, социальное обеспечение, социальное страхование, пенсионное обеспечение и др.
Духовных

18) Социальная работа в системе социального обслуживания направлена на повседневное удовлетворение ---------людей, которые нуждаются в посторонней помощи вследствие возраста, инвалидности, заболеваний и т.д.
Потребностей

19) Социальное страхование и пенсионное обеспечение поддерживают на определенном уровне материальные возможности людей, лишившихся доходов вследствие временной-------------------, старости, производственной травмы и др.
Нетрудоспособности

20) Отрасли социальной сферы характеризуются наличием четко выраженных внешних эффектов. Социальное обеспечение и социальное обслуживание, предоставляя помощь беднейшим слоям общества, обеспечивают определенный уровень их удовлетворенности условиями жизни в данном обществе и снижают риск их асоциального ------------------
поведения.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

1. Экономическое пространство социальной работы.
2. Структура экономических основ социальной работы.
3. Факторы производства в сфере социальной работы.
4. Принципы и методы экономической деятельности в сфере социальной работы.
5. Организационно-правовые основы экономической деятельности в сфере социальной работы.
6. Ресурсы социальной работы.
7. Социальная направленность экономической политики государства.
8. Экономические основы системы социальной защиты.
9. Экономическая среда организаций социального обслуживания.
10. Система государственных экономических гарантий и льгот
11. Организационно-правовые формы предприятий и организаций социальной сферы и социального обслуживания.
12. Анализ воздействия факторов внешней среды на конкретные предприятия производственной и социальной сферы.
13. Объект и предмет изучения экономики предприятия
14. Признаки и организационно-правовые формы предприятий.
15. Экономические и социальные функции предприятия
16. Факторы внешней и внутренней среды предприятия.
17. Источники и состав средств предприятия
18. Источники финансирования учреждений социального обслуживания.
19. Участники рынка труда и их функции.
20. Персонал предприятия: количественные и качественные характеристики.
21. Социальные гарантии, льготы и выплаты.
22. Показатели и динамика материального благосостояния населения.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА

1. Охарактеризуйте особенности экономической деятельности в сфере социальной работы в современный период.
2. Оцените последствия разгосударствления, приватизации и утверждения многообразных форм собственности для социальной сферы.
3. Проанализируйте нормативно-правовые акты, закрепляющие экономические основы социальной работы.
4. Проведите экспертизу нормативно-правовой базы муниципальных социальных служб (на примере конкретной службы муниципалитетов Алтайского края).
5. Оцените значимость экономических методов социальной поддержки населения.
6. Проанализируйте экономические предпосылки развития социальной работы.
7. Охарактеризуйте систему государственных экономических гарантий и льгот.
8. Определите возможные критерии оценки качественных показателей благосостояния населения.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шимко П. Д. Экономика организации: учебник и практикум для среднего профессионального образования Москва : Издательство Юрайт, 2021 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Кумбашева Ю.А. Экономические и социальные проблемы России. Учебник для студентов-иностранцев: учебник М.: Флинта, 2016 / ЭБС «Университетская библиотека он-лайн», 2016 biblioclub.ru
Л2.2 Черникова Г. В. Экономические основы социальной работы: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Директ-Медиа, 2015 biblioclub.ru
Л2.3 Канаева О. А. Социальная политика государства и бизнеса: учебник для бакалавриата и магистратуры М.: Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт»., 2018 www.biblio-online.ru/book/BEE11ECE-616B-479F-B80F-E364DC235CEF
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lib.asu.ru – сайт научной библиотеки АлтГУ
Э2 http://www.isras.ru – сайт института социологии РАН
Э3 http://www.elibrary.ru –научная электронная библиотека
Э4 http://www.mon.gov.ru – сайт министерства образования РФ
Э5 Курс в moodle «Экономические основы социальной работы» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения

Рекомендации по освоению лекционных занятий.
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке практическим занятиям.
Подготовку к каждому практическому занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам
- полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе занятия давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по написанию реферата.
При подготовке реферата следует обязательно отразить актуальность темы, ее научную разработанность, провести комплексный анализ сущности и/или теоретических подходов по выбранной теме. Следует помнить, что реферирование предполагает анализ научных материалов по изучаемой проблеме, их обработку и формулирование полученных в результате выводов. Ссылки на используемую литературу обязательны.
Реферат должен содержать:
титульный лист; оглавление; введение; текст трех параграфов; заключение; библиографический список; приложения (при необходимости).
Требования к оформлению реферата:
Объем: от 10 до 20 страниц.
Формат страницы: А4 (210x297 мм).
Поля (верхнее, нижнее, левое, правое): по 20 мм.
Шрифт: размер (кегль) – 14, тип – Times New Roman.
Выравнивание: по ширине.
Межстрочный интервал: полуторный (от начала до конца).
Библиографический список оформляется в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5-2008 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу».

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий.
Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного
выполнения, и разбирать на практических занятиях и консультациях неясные вопросы.

Итоговый контроль.
При подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.