МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы социальной медицины и доврачебная помощь

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 22
самостоятельная работа 23
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 23 23 23 23
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Чудова С.Г.

Рецензент(ы):
к.с.н., Доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Основы социальной медицины и доврачебная помощь

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от г. №
Срок действия программы: уч. г.

Заведующий кафедрой
Чудова Светлана Георгиевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от г. №
Заведующий кафедрой Чудова Светлана Георгиевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Формирование предствлений о современных тенденциях и взглядах на проблемы здоровья и здорового образа жизни

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-8Способен создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества, в том числе при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций и военных конфликтов
УК-8.1 Знает терминологию, предмет безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, источники, причины их возникновения, детерминизм опасностей; методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций; сущность и содержание чрезвычайных ситуаций, их классификацию, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций; основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и способы применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий; технику безопасности и правила пожарной безопасности
УК-8.2 Способен разрабатывать алгоритм безопасного поведения при опасных ситуациях природного, техногенного и пр. характера; использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций
УК-8.3 Имеет опыт использования основных средств индивидуальной и коллективной защиты для сохранения жизни и здоровья граждан; планирования обеспечения безопасности в конкретных техногенных авариях и чрезвычайных ситуациях; оказания первой помощи пострадавшим в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о современных тенденциях и взглядах на проблемы здоровья и здорового образа жизни
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать социокультурный потенциал национально- государственного управления, социально ориентирован- ного бизнеса и гражданского общества своей страны для решения задач обеспечения благополучия населения, социальной защищенности человека, его физического, психического и социального здоровья
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.использовать социокультурный потенциал национально- государственного управления, социально ориентирован- ного бизнеса и гражданского общества своей страны для решения задач обеспечения благополучия населения, социальной защищенности человека, его физического, психического и социального здоровья

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Социальная медицина как наука о законо- мерностях развития общественного здоро- вья и здравоохранения
1.1. Социальная медицина: основные понятия и катего- рии, междисциплинарный характер социальной ме- дицины. Предмет и задачи социальной медицины. Взаимосвязь и взаимовлияние социальной и клини- ческой медицины. Становление основных понятий. Медицина и общество в контексте социальных про- цессов. Лекции 2 2 Л1.1
1.2. Социальная медицина: основные понятия и катего- рии, междисциплинарный характер социальной ме- дицины. Предмет и задачи социальной медицины. Взаимосвязь и взаимовлияние социальной и клини- ческой медицины. Становление основных понятий. Медицина и общество в контексте социальных про- цессов. Практические 2 2 Л1.3, Л1.1
Раздел 2. Общественное и индивидуальное здоровье
2.1. Определение общественного общественного здоровья. Наиболее социально- значимый показатель общественного здоровья. Рас- чет показателей естественного движения населения. Охарактеризовать показатель инвалидности и физи- ческого развития. Лекции 2 2 Л1.3
2.2. Определение индивидуального здоровья. Объектив- ные и субъективные показатели индивидуального здоровья населения. Практические 2 2 Л1.3, Л2.1
2.3. Общественное здоровье населения России в конце 20 и начало 21 вв. Стратегии здоровья по ВОЗ. На- циональные программы здоровья в развитых стра- нах. Сам. работа 2 10 Л1.2
Раздел 3. Профилактика инфекционных заболеваний
3.1. История инфекционных заболеваний. Характери- стика инфекционного процесса. Понятие эпидемио- логического процесса. Варианты развития эпиде- миологического процесса. Механизм передачи ин- фекции. Основные направления противоэпидемиче- ских мероприятий. Методы дезинфекции. Феде- ральный закон «Об иммунопрофилактике инфекци- онных болезней». Национальный календарь профи- лактических прививок. Понятие об иммунитете и его видах. Лекции 2 2 Л1.3, Л2.1
3.2. История инфекционных заболеваний. Характери- стика инфекционного процесса. Понятие эпидемио- логического процесса. Варианты развития эпиде- миологического процесса. Механизм передачи ин- фекции. Основные направления противоэпидемиче- ских мероприятий. Методы дезинфекции. Феде- ральный закон «Об иммунопрофилактике инфекци- онных болезней». Национальный календарь профи- лактических прививок. Понятие об иммунитете и его видах. Практические 2 0 Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 4. Социально-значимые и социально-обусловленные заболевания
4.1. Социально-значимые заболевания: сахарный диабет, бронхиальная астма, инфаркт миокарда, психиче- ские заболевания и пр. Социально-обусловленные заболевания: туберкулез, наркомания, алкоголизм и пр. Сам. работа 2 0 Л1.3, Л2.1, Л1.1
4.2. Социально-значимые заболевания: сахарный диабет, бронхиальная астма, инфаркт миокарда, психиче- ские заболевания и пр. Социально-обусловленные заболевания: туберкулез, наркомания, алкоголизм и пр. Лекции 2 2 Л1.3, Л2.1
4.3. Социально-значимые заболевания: сахарный диабет, бронхиальная астма, инфаркт миокарда, психиче- ские заболевания и пр. Социально-обусловленные заболевания: туберкулез, наркомания, алкоголизм и пр. Практические 2 6 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Основы социально-медицинской работы
5.1. Принципы социально-медицинской работы. Место социально-медицинской работы среди смежных видов деятельности. Формы и методы социально-медицинской работы. Кадры социально-медицинской работы. Источники финансирования социально-медицинской работы. Цель социально-медицинской работы. Объекты социально-медицинской работы. Лекции 2 2 Л1.2
5.2. Принципы социально-медицинской работы. Место социально-медицинской работы среди смежных видов деятельности. Формы и методы социально-медицинской работы. Кадры социально-медицинской работы. Источники финансирования социально-медицинской работы. Цель социально-медицинской работы. Объекты социально-медицинской работы. Практические 2 2 Л1.3, Л1.1
5.3. Принципы социально-медицинской работы. Место социально-медицинской работы среди смежных видов деятельности. Формы и методы социально-медицинской работы. Кадры социально-медицинской работы. Источники финансирования социально-медицинской работы. Цель социально-медицинской работы. Объекты социально-медицинской работы. Сам. работа 2 13 Л1.2, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
№ 1
* 1 -один правильный ответ
Социальная медицина — это наука
1) о закономерностях общественного здоровья и здравоохранении
2) об общественном здоровье
3) о системе мероприятий по охране здоровья населения
4) о социологии здоровья
! 1
№ 2
* 1 -один правильный ответ
Основным методом социально-гигиенических исследований является
1) исторический
2) статистический
3) экспериментальный
4) экономический
! 2
№ 3
* 1 -один правильный ответ
По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье — это
1) отсутствие болезней
2) нормальное функционирование систем организма
3) состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов
4) состояние организма человека, когда функции его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения
! 3
№ 4
* 1 -один правильный ответ
Ведущий критерий общественного здоровья для практического здравоохранения
1) демографические показатели
2) заболеваемость населения
3) физическое развитие
4) инвалидность
! 2
№ 5
* 1 -один правильный ответ
Ведущие факторы, формирующие здоровье населения
1) биологические
2) природные
3) социально-экономические
4) организация медицинской помощи
! 3
№ 6
* 1 -один правильный ответ
Наибольшее влияние на формирование здоровья населения оказывает
1) генетический риск
2) окружающая среда
3) образ жизни населения
4) уровень и качество медицинской помощи
! 3
№ 7
* 1 -один правильный ответ
Универсальным интегрированным показателем здоровья населения является
1) средняя продолжительность предстоящей жизни
2) рождаемость
3) смертность
4) естественный прирост (убыль)
! 1
№ 8
* 1 -один правильный ответ
Уровень миграции населения в Российской Федерации в настоящее время
1) остался на прежнем уровне
2) резко возрос
3) сократился
4) носит волнообразный характер
! 2
№ 9
* 1 -один правильный ответ
Младенческая смертность — это смертность детей
1) до 14 лет
2) до 4 лет
3) на первом году жизни
4) на первом месяце жизни
! 3
№ 10
* 1 -один правильный ответ
Материнская смертность — это смертность беременных, рожениц и родильниц, в том числе в течение
1) одной недели после родов
2) одного месяца после родов
3) 42 дней после родов
4) 6 месяцев после родов
! 3
№ 11
* 1 -один правильный ответ
Демографическая ситуация в России характеризуется
1) естественным приростом населения
2) нулевым естественным приростом
3) естественной убылью
4) волнообразностью демографического процесса
! 3
№ 12
* 1 -один правильный ответ
Демографическая политика в России предполагает
1) повышение рождаемости
2) снижение рождаемости
3) оптимизацию естественного прироста населения
4) снижение смертности
! 3
№ 13
* 1 -один правильный ответ
Обязательной государственной регистрации подлежат показатели
1) демографические (количество рождений, смертей)
2) заболеваемости
3) физического развития
4) инвалидности
! 1
№ 14
* 1 -один правильный ответ
Профилактические медицинские осмотры способствуют выявлению заболеваний
1) острых
2) хронических
3) на ранних стадиях
4) инфекционных
! 3
№ 15
* 1 -один правильный ответ
Источником изучения заболеваемости по обращаемости является
1) контрольная карта диспансерного наблюдения
2) медицинская карта стационарного больного
3) статистический талон уточненных диагнозов
4) листок нетрудоспособности
! 3
№ 16
* 1 -один правильный ответ
Основным учетным документом при изучении заболеваемости с временной утратой
трудоспособности является
1) листок нетрудоспособности
2) акт освидетельствования в медико-социальной экспертной комиссии
3) контрольная карта диспансерного наблюдения
4) медицинская карта амбулаторного больного
! 1
№ 17
* 1 -один правильный ответ
Источником изучения инфекционной заболеваемости является
1) медицинская карта амбулаторного больного
2) экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении
3) медицинская карта стационарного больного
4) статистический талон уточненных диагнозов
! 2
№ 18
* 1 -один правильный ответ
Основной причиной смертности населения является
1) желудочно-кишечные заболевания
2) сердечно-сосудистые заболевания
3) онкологические заболевания
4) травмы, несчастные случаи, отравления
! 2
№ 19
* 1 -один правильный ответ
В структуре заболеваемости по обращаемости 1 место занимают болезни
1) системы пищеварения
2) системы кровообращения
3) органов дыхания
4) опорно-двигательного аппарата
! 3
№ 20
* 1 -один правильный ответ
В структуре причин инвалидности 1 место занимают
1) заболевания органов дыхания
2) сердечно-сосудистые заболевания
3) травмы, несчастные случаи, отравления
4) злокачественные образования
! 2
№ 21
* 1 -один правильный ответ
Группа инвалидности устанавливается
1) заместителем главного врача по экспертизе трудоспособности
2) клинико-экспертной комиссией
3) медико-социальной экспертной комиссией
4) заведующим отделением
! 3
№ 22
* 1 -один правильный ответ
В России в период до 1994 года действовала система здравоохранения
1) страховая
2) частная
3) государственная
4) смешанная
! 3
№ 23
* 1 -один правильный ответ
В настоящее время в Российской Федерации принята модель здравоохранения
1) государственная
2) бюджетно-страховая
3) частная
4) смешанная
! 2
№ 24
* 1 -один правильный ответ
Из фондов медицинского страхования финансируется
1) развитие материально-технической базы здравоохранения
2) подготовка медицинских кадров и научные исследования
3) медицина катастроф
4) оказание гарантированных видов медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования
! 4
№ 25
* 1 -один правильный ответ
Гарантированные виды медицинской помощи оказываются при страховании
1) обязательном медицинском
2) добровольном медицинском
3) возвратном
4) социальном
! 1
№ 26
* 1 -один правильный ответ
Основной элемент базовой программы обязательного медицинского страхования
1) первичная медико-санитарная помощь
2) стационарная хирургическая помощь
3) родовспоможение
4) профилактическая работа со здоровым взрослым населением
! 1
№ 27
* 1 -один правильный ответ
Целью аккредитации медицинского учреждения является
1) защита интересов потребителя медицинских услуг
2) определение объема медицинской помощи
3) установление соответствия стандартам качества медицинской помощи
4) оценка степени квалификации медицинского персонала
! 3
№ 28
* 1 -один правильный ответ
Аккредитации и лицензированию прежде всего подлежат учреждения определенной формы собственности
1) государственной
2) региональной
3) частной
4) муниципальной
! 3
№ 29
* 1 -один правильный ответ
Лицензирование медицинского учреждения означает
1) определение видов и объема медицинской помощи ЛПУ
2) выдачу документов на право заниматься определенным видом лечебно-профилактической деятельности

3) определение соответствия качества медицинской помощи установленным стандартам

4) оценку степени квалификации медицинского персонала
! 2
№ 30
* 1 -один правильный ответ
Совершенствование медицинской помощи населению Российской Федерации на современном этапе связано с развитием
1) стационарной помощи
2) медицинской науки
3) сельского здравоохранения
4) первичной медико-санитарной помощи
! 4
№ 31
* 1 -один правильный ответ
Приоритетная подсистема при бюджетно-страховой медицине
1) стационарная помощь населению
2) амбулаторно-поликлиническая помощь
3) сельское здравоохранение
4) государственный санитарно-эпидемиологический надзор
! 2
№ 32
* 1 -один правильный ответ
Новый тип учреждений здравоохранения
1) участковая больница
2) больница сестринского ухода
3) городская поликлиника
4) многопрофильный стационар
! 2
№ 33
* 1 -один правильный ответ
Наиболее перспективным считается вариант оказания первичной медико-санитарной помощи
1) участковыми врачами
2) врачами узкой специализации
3) врачами общей практики
4) цеховыми врачами
! 3
№ 34
* 1 -один правильный ответ
Профилактическая работа амбулаторно-поликлинических учреждений заключается в организации
1) дневных стационаров
2) диспансеризации населения
3) терапевтической помощи в поликлинике и на дому
4) реабилитационной работы
! 2
№ 35
* 1 -один правильный ответ
Диспансеризация — это метод
1) выявления острых и инфекционных заболеваний
2) активного динамического наблюдения за состоянием здоровья определенных контингентов с целью раннего выявления и оздоровления больных
3) наблюдения за состоянием окружающей среды
4) оказания неотложной помощи
! 2
№ 36
* 1 -один правильный ответ
Профилактические медицинские осмотры являются основой
1) первичной медико-санитарной помощи
2) диспансеризации
3) реабилитационной работы
4) экспертизы трудоспособности
! 2
№ 37
* 1 -один правильный ответ
Мощность стационара определяется
1) численностью обслуживаемого населения
2) количеством коек
3) количеством работающих врачей
4) уровнем технической оснащенности
! 2
№ 38
* 1 -один правильный ответ
Средние медицинские работники имеют право выдавать листок нетрудоспособности единолично и единовременно на срок
1) до 3 дней
2) до 5 дней
3) до 7 дней
4) до 10 дней
! 2
№ 39
* 1 -один правильный ответ
Первым этапом сельского здравоохранения является
1) фельдшерско-акушерский пункт
2) сельский врачебный участок
3) районное звено
4) областной или республиканский уровень
! 2
№ 40
* 1 -один правильный ответ
Страховые взносы работодателей составляют от фонда заработной платы
1) 2,5%
2) 3,6%
3) 5,0%
4) 7,5%
! 2
№ 41
* 1 -один правильный ответ
Документ, являющийся гарантией получения бесплатной медицинской помощи при бюджетно-страховой медицине
1) паспорт
2) страховой полис
3) медицинская карта амбулаторного больного
4) медицинская карта стационарного больного
! 2
№ 42
* 1 -один правильный ответ
Поликлиники оказывают населению помощь
1) социальную
2) первичную лечебно-профилактическую
3) санитарно-противоэпидемическую
4) стационарную
! 2
№ 43
* 1 -один правильный ответ
Амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь оказывают
1) родильные дома
2) диспансеры
3) женские консультации, фельдшерско-акушерские пункты
4) центры планирования семьи
! 3
№ 44
* 1 -один правильный ответ
Фельдшерско-акушерские пункты оказывают помощь
1) специализированную медицинскую
2) санитарно-противоэпидемическую
3) доврачебную медицинскую
4) социальную
! 3
№ 45
* 1 -один правильный ответ
Организация фельдшерско-акушерских пунктов способствует
1) улучшению качества медицинской помощи сельским жителям
2) приближению медицинской помощи к населению
3) обеспечению сельского населения специализированными видами медицинской помощи
4) обеспечению населения квалифицированной медицинской помощью
! 2
№ 46
* 1 -один правильный ответ
Основным медицинским учреждением на сельском врачебном участке является
1) фельдшерско-акушерский пункт
2) центральная районная больница
3) участковая больница
4) фельдшерский здравпункт при промышленном предприятии
! 3
№ 47
* 1 -один правильный ответ
Особенностью детской поликлиники является наличие
1) специализированных кабинетов
2) школьно-дошкольного отделения
3) отделения функциональной диагностики
4) лаборатории
! 2
№ 48
* 1 -один правильный ответ
Типовое учреждение по оказанию лечебно-профилактической помощи работникам промышленных предприятий
1) городская поликлиника
2) медико-санитарная часть
3) диспансер
4) фельдшерско-акушерский пункт
! 2
№ 49
* 1 -один правильный ответ
Профилактическая направленность является ведущей в деятельности учреждений
1) сельского здравоохранения
2) амбулаторно-поликлинического звена
3) государственного санитарно-эпидемиологического надзора
4) скорой и неотложной помощи
! 3
№ 50
* 1 -один правильный ответ
Задачей первичной профилактики является
1) ранняя диагностика заболеваний
2) предупреждение рецидивов и осложнений заболеваний
3) оздоровление окружающей среды
4) гигиеническое воспитание населения
! 3


1. Каждый случай временной нетрудоспособности является единицей наблюдения при изучении
• заболеваний с временной утратой трудоспособности
2. Образ, жизни, загрязнения среды обитания, качество медико-санитарной помощи относятся к медико-экологическим факторам, характерным для:
• условий окружающей среды
3. Стиль здорового образа жизни характеризует:
• тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчивые, воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности
4. Совокупность всех острых и всех хронических заболеваний, зарегистрированных в данном календарном году, — это:
• распространенность заболеваний
5. Педагогическая деятельность в системе социальной работы называется:
• социальной педагогикой

6. Поведение и деятельность людей как членов социальных групп и психологические характеристики этих групп изучает:
• социальная психология
7. Среди имеющихся нарушений восприятия наибольшую социальную опасность представляют:
• галлюцинации
8. Влияние техногенных катастроф на состояние общественного здоровья
• отрицательное
9. Под эустрессом понимается:
• стресс в нормальных условиях, обеспечивающий условия поддержания здоровья
10. Эпидемиология развилась из изучения
• повышенной заболеваемости

11. Быстрые (белые) мышечные волокна — это:
• толстые волокна, способные развивать большую силу и скорость мышечного сокращения, но не приспособленные к длительной работе на выносливость
12. Метод валеологической коррекции, заключающийся в сбалансированности энергопоступления и энергозатрат и восполнении организма незаменимыми полноценными пищевыми продуктами (белки, жиры, углеводы, вода, минеральные вещества, витамины):
• диетотерапия
13. Психомоторное возбуждение, при котором часто из-за незначительных раздражителей наступает бурная, неадекватная реакция, бурные бессмысленные движения с криком, бранью, сопротивлением осмотру врача и т.п., — это возбуждение ...
• психопатическое или истерическое
14. Намеренное ускорение смерти или умерщвление неизлечимого больного с целью прекращения его страданий называется:
• эвтаназией
15. А. Гротьян жил в Германии и исследовал проблемы
• социальной гигиены
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
нет
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра экзамена по всему изученному курсу. Экзамен проводится в устной форме по билетам. В билет входит 3 вопроса: 21 вопроса теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Социальная медицина как наука: система, объект, предмет, задачи.
2. Основные направления развития социальной медицины: публичная, общественная, социологическая, пенитенциарная, военная.
3. Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной
профессиональной деятельности.
4. Конституция РФ и «Основы законодательства РФ об охране здоровья
граждан» как основополагающие законы, регламентирующие охрану
здоровья населения. Стратегия ВОЗ в охране здоровья граждан.
5. Концепция социально-медицинской работы в РФ, её нормативно-
правовая база.
6. Международные организации социально-медицинского профиля.
Опыт социально-медицинской работы зарубежных стран.
7. Понятие «здоровье». Определение Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Уровни здоровья (индивидуальное, групповое, региональное, общественное).
8. Понятие индивидуального здоровья. Основные показатели (ресурсы здоровья, потенциал здоровья, баланс здоровья).
9. Понятие общественного здоровья. Показатели количественной оценки общественного здоровья (демографические показатели, заболеваемость, инвалидность, физическое развитие). Показатели ВОЗ для оценки общественного здоровья.
10. Заболеваемость – ведущий показатель общественного здоровья. Три уровня заболеваемости. Виды заболеваемости по обращаемости. Заболеваемость по данным медицинских осмотров (целевые осмотры, предварительные, периодические).
11. Классификация болезней, травм и причин смерти (МКБ - 10).
12. Инвалидность как социально-медицинский показатель состояния здоровья населения. Группы инвалидности.
13. Состояние здоровья женского населения. Задачи женской консультации.
14. Состояние здоровья детского населения. Возрастные группы. Комплексная оценка уровня физического развития (антропометрические, физиометрические, соматоскопические показатели). Группы здоровья, 4 критерия. Роль образования в укреплении здоровья детей и подростков.


КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Медик В. А., Юрьев В. К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник ГЭОТАР-Медиа, 2014 www.studentlibrary.ru
Л1.2 Черносвитов Е.В Социальная медицина: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2000
Л1.3 Е. В. Черносвитов Социальная медицина: курс лекций М. : ЮНИТИ- [ДАНА]//Сайт научной библиотеки АлтГУ. Режим доступа:http://www.lib.asu.ru, 2002
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Мартыненко А.В. - под ред. СОЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНА 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Оносы социальной медицины и доврачебная помощь portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Список ПО, указываемый в разделе ИТ, пункт Перечень программного обеспечения следующий:
«Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)».
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Лекция.
 На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
 На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
 Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
 В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
 Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
 Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
 Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
 Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
 На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
 Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet- ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
 В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
 Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
 В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
 Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
 Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
 При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
Самостоятельная работа.
 При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
 Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
 Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
 При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
 Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
Итоговый контроль.
 Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
 В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
 Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их