МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию "Социальная работа"

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.соц.н., Доцент, Антонович И.В.

Рецензент(ы):
к.соц.н., Доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию "Социальная работа"

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2011-2022 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 27.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Способствовать овладению студентами базового теоретического и практического материала по вопросам об основах социальной работы, осознанию ее места и роли в современном обществе.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.4

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.1 Определяет технологии, формы и методы работы при предоставлении социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании
ПК-2.2 Оформляет документацию, необходимую для предоставления мер социальной защиты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Общее представление о методологии социальной работы, конкретных механизмах реализации различных моделей и принципов практики социальной работы.
Основные тенденции и проблемы развития социальной работы в России.
3.2.Уметь:
3.2.1.Формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемому учебному предмету и сфере деятельности.
Социально мыслить, работать с историческими источниками и литературой, подготовить рефераты, доклады, сообщения.

3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеть навыками деятельности по отношению к информации в данной учебной дисциплине.
Приемами и методами исторического анализа.
Принципами практической социальной работы за рубежом и в России в различные исторические периоды.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико - методологические основы социальной работы
1.1. Феномен социальной работы. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.2. Основы социальной работы Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
1.3. Феномен социальной работы. Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Особенности становления социальной работы как общественного феномена, профессии, науки: экскурс в историю . Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.5. Становление социальной работы в России. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
1.6. Особенности становления социальной работы как общественного феномена, профессии, науки: экскурс в историю . Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1
1.7. Теоретико-методологические основы социальной работы. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.8. Истоки формирования теории и практики социальной работы Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
1.9. Теоретико-методологические основы социальной работы. Сам. работа 1 3 Л1.1, Л2.1
1.10. Клиент социальной работы Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.11. Клиент социальной работы Сам. работа 1 2 Л1.1, Л2.1
1.12. Взаимодействие социального работника и клиента Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.13. Профессиональная и непрофессиональная деятельность в социальной работе. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.14. Социальный работник как профессионал Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
1.15. Профессиональная и непрофессиональная деятельность в социальной работе. Сам. работа 1 6 Л1.1, Л2.1
1.16. Семья как объект социальной работы. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.17. Семья как объект социальной работы. Практические 1 1 Л1.1, Л2.1
1.18. Семья как объект социальной работы. Сам. работа 1 5 Л1.1, Л2.1
1.19. Группы риска как объект социальной работы. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.20. Социальная работа с группами риска Практические 1 4 Л1.1, Л2.1
1.21. Группы риска как объект социальной работы. Сам. работа 1 6 Л1.1, Л2.1
1.22. Социальная служба в теории и практике социальной работы. Лекции 1 2 Л1.1, Л2.1
1.23. Особенности организации социальной работы с некоторыми группами риска (на примере различных социальных служб). Практические 1 2 Л1.1, Л2.1
1.24. Социальная служба в теории и практике социальной работы. Сам. работа 1 5 Л1.1, Л2.1
1.25. Состояние и перспективы развития социальной работы в России и регионе. Лекции 1 4 Л1.1, Л2.1
1.26. Актуальные проблемы социальной работы в современной России и Алтайском крае. Практические 1 3 Л1.1, Л2.1
1.27. Состояние и перспективы развития социальной работы в России и регионе. Сам. работа 1 4 Л1.1, Л2.1
1.28. Экзамен 1 27 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1561
ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-2: Способен к планированию деятельности по предоставлению социальных услуг, социального сопровождения, мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, а также профилактике обстоятельств, обуславливающих нуждаемость в социальном обслуживании.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Что не входит в социальное обслуживание?

Выберите один ответ:
a. услуги по предоставлению денежных выплат
b. социально-правовые услуги
c. социально-бытовые услуги
Ответ a
2. Выделите несколько основных функций семьи.
Выберите один или несколько ответов:
a. репродуктивная
b. стабилизационная
c. воспитательная
Ответ a. c

3. Что не входит в социальную реабилитацию?
Выберите один ответ:

a. восстановление психических функций человека
b. система правовых мер
c. система медико-психолого-педагогических мер
Ответ a. c

4. О каком виде помощи идет речь?...«осуществляется в форме "горящей линии" - телефонов доверия, индивидуальной консультации, групповой работы (дебрифинг) и предоставления убежища».
Выберите один ответ:
a. Экстренная психологическая помощь
b. Семейная терапия
c. Длительное сопровождение
Ответ a.

5. Когда социальная работа появилась как профессия в России?
Выберите один ответ:
a. 23 апреля 1991
b. 5 марта 1995
c. 25 апреля 1990
Ответ a.


6. Кто не является одним из основоположников гуманистической модели?
Выберите один ответ:
a. Б. Мартин
b. В Франкл
c. К. Роджерс
Ответ b.

7. Теория социальной работы является по содержанию
Выберите один ответ:
a. технической наукой
b. прикладной
c. социально – гуманитарной
Ответ c.
8. Как научная, теория социальная работа имеет...
Выберите один ответ:
a. объект и приемы исследования
b. объект и субъект, функции
c. объект и предмет исследования, категориальный аппарат, закономерности и принципы, функции
Ответ c.
9. Выберите несколько объективных факторов, влияющих на попадание семьи в социально опасное положение?

a. среднеспециальное образование у обоих родителей в семье
b. малодетная семья
c. злоупотребление спиртными напитками
Ответ c.
10. Воспитательная функция направлена на профилактику девиантного поведения подростков?
a. формирование у молодого человека стремления компенсировать тот или иной социальный недостаток усилением
b. активизация положительной социально полезной предметно-практической деятельности молодого человека;
c. восстановление положительных качеств, которые преобладали у молодого человека до появления «девиантности»,
Ответ c.
11. В каком году был принят Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в РФ?»
a. 1997
b. 1995
c. 1965
Ответ b.

12. Декларация о правах инвалидов была принята ООН в:

a. 1975
b. 1946
c. 1969
Ответ a.
13. Какая из задач не входит в социальную работу с женщинами пострадавшим от домашнего насилия?
a. Спасение
b. Поддержание социального функционирования
c. Коммуникативная
Ответ c.
14. Личность, проявляющая противозаконное поведение, квалифицируется как?
a. делинквентная личность
b. недостатками воспитания
c. столкновение интересов
Ответ a.
15. Основными условиями эффективности работы с подростками с девиантным поведением являются?
a. интеграция индивидуального и коллективного подхода к социально - психологической работе
b. выработку определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека
c. предполагает включение воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления
Ответ a.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Система взглядов и представлений по использованию и объяснению явлений и процессов, социальных отношений, возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению это...
теория социальной работы

2. Закономерности, обуславливающие характер и направленность развития социальных процессов в обществе – это
предмет теории социальной работы

3. Гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги это
клиент социальной службы

4. О каком виде помощи идет речь?...«осуществляется в форме "горящей линии" - телефонов доверия, индивидуальной консультации, групповой работы (дебрифинг) и предоставления убежища».
Экстренная психологическая помощь

5. Нравственно-гуманистическая функция – обозначает проявление ------------------------отношения человека к человеку. В условиях социальных потрясений, экономического кризиса социальная работа направляется прежде всего на тех, кто находится в более трудном положении - инвалиды, пенсионеры, дети, подростки, беженцы, бездомные.
гуманного

6. Теоретико-методологическая, прикладная, гуманистическая ..это
Функции теории социальной работы

7. Теоретическое обоснование социальной работы в настоящее время идет в трех направлениях. Во-первых, определяется место теории социальной работы в процессе развития таких дисциплин, как социальная философия, социальная история, политология, социальная психология, культурология. Во-вторых, ведется поиск собственной теоретической парадигмы социальной работы как специфического объекта исследования, и, в-третьих, выявляется ее взаимодействие с -------------- науками о человеке и обществе.
другими
8. Постепенно в теории социальной работы складываются системные представления о социальной помощи и защите, социальных гарантиях и социальном обслуживании населения, оказавшегося в ------------------- ситуациях.
сложных жизненных

9. Предмет исследования социальной работы как науки — социальные отношения и взаимосвязи разных уровней — является отражением этой сложной полицентрической системы, основными компонентами которой становятся люди с их биосоциальной природой, как носители разнообразных материальных, социальных и духовных потребностей и интересов, обладающие разным уровнем образования, культуры, жизненного опыта, различающиеся психологией и степенью активности участия в ------------процессах.
социальных

10. С функциональной точки зрения социальная работа может рассматриваться как взаимодействие ее субъекта и -----------------, как частный случай социального управления.
Объекта

11. Объектом социальной работы в широком понимании может выступать все --------------------
население.

12. Субъект социальной работы, будь это ------------------, социальная служба определенной направленности, учреждение или ведомство защиты населения в целом, и объект социальной работы, будь это конкретный человек, семья, социальная группа или другая общность, сами по себе представляют весьма сложные социальные и биосоциальные системы.
специалист

13. Социальная работа является особым видом ---------, цель которой — удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию
деятельности

14. Определение места теории социальной работы в системе других наук в немалой степени зависит от -------- ее категорий, от особенностей ее методов, от исследованности проблем, составляющих ее основное содержание.
содержания

15. Забота социального работника распространяется на различные ----------------категории населения и предусматривает активизацию социокультурных и социально-педагогических функций общества, семьи и личности.
возрастные
16. Среди специфических ценностей социальных работников как профессиональной группы приоритетными считаются стремление к преимуществу индивида по отношению к обществу, уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентами, готовность к передаче знаний и умений другим; уважение к индивидуальным и групповым различиям; стремление к развитию способностей подопечного помогать ----------------- и др.
себе самому

17. В функциональном назначении любого социального работника на первое место выдвигается его “умение создавать и развивать отношения между людьми, между человеком и его окружением”, “умение активизировать усилия подопечных по решению своих -----------------”, “умение посредничать и улаживать отношения между конфликтующими индивидами, группами”, “обеспечивать межинституциональные связи”.
Проблем

18. Осуществление всей практической деятельности социальных работников в мире рассматривается в русле пяти контекстов: географического, политического, социально-экономического, культурного и ---------------.
духовного.

19. Влиять на своих клиентов, решать профессиональные задачи можно только обладая знаниями и опытом социального работника, его узаконенными полномочиями -------------------------, статусом (правами) и репутацией (мнением о достоинствах и недостатках человека), харизматическими данными (исключительными качествами, талантом) и личной привлекательностью.
Должностью
20. Ко второй группе личностных качеств относят самоконтроль, самокритичность, самооценку своих поступков, а также ------------------ качества — физическую тренированность, самовнушаемость, умение переключаться и управлять своими эмоциями.
стрессоустойчивые

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Методы теории социальной работы.
2. Национальные и региональные программы и проекты в области социальной работы.
3. Общенаучные методы в социальной работе.
4. Объект социальной работы как научной теории.
5. Основные личностные и профессиональные качества социальных работников. Кодекс этики социального работника.
6. Понятие социальной сети (плотность, структура, размер).
7. Предмет социальной работы как научной теории.
8. Профессиональная и непрофессиональная социальная работа: формы и значение.
9. Социальная политика и социальная работа: основные направления взаимодействия.
10. Социальная работа как общественный феномен.
11. Субъект и объект практики социальной работы.
12. Функции социальной работы.
13. Особенности профессионального мышления в социономических профессиях: характеристики профессионального мышления социального работника.
14. Профессиональная и персональная информация в социальной работе: основания для дифференциации.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Безработные как объект социальной работы.
2. Военнослужащие и их семьи как объект социальной работы.
3. Дети с ограниченными возможностями и их семьи как объект социальной работы.
4. Дети-сироты как объект социальной работы.
5. Инвалиды как объект социальной работы.
6. Лица, попавшие в сложную жизненную ситуацию, как объект социальной работы.
7. Многодетные семьи как объект социальной работы.
8. Мужчины как объект социальной работы.
9. Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы.
10. Категории теории социальной работы. Основания для классификации.
11. Клиент социальной работы. Основания для классификации.
12. Осужденные и их семьи как объект социальной работы.
13. Пожилые люди как объект социальной работы.
14. Семья как объект социальной работы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.
Приложения

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Шмелева, Н.Б. Шмелева, Н.Б. Введение в профессию "Социальная работа [Электронный ресурс] : учебник / Н.Б. Шмелева. : Введение в профессию "Социальная работа Москва : Дашков и К, , 2017. e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Трапезникова И. С. Администрирование в социальной работе: учебное пособие: Москва, Берлин: Директ-Медиа, , 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ? Социальная работа как профессия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://extusur.net/content/4_socrabota/index.html
Э2 ? Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан и др.; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – 112 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.socd.univ.kiev.ua/LIB/PUB/R/ROMM/index2.htm
Э3 ? Опыт работы служб субъектов Российской Федерации по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними и осуществлению реабилитационных мероприятий с детьми, пострадавшими от жестокого обращения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fond-detyam.ru/?node=21&mode=Article&oid=2171&lang=ru
Э4 Курс в Moodle «Введение в профессию (социальную работу)» portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Для подготовки к семинару необходимо взять план семинарского занятия (у преподавателя, на кафедре или в методическом кабинете).
Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь в них: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/) и электронно-библиотечная система «Лань» (http://e.lanbook.com/).
При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
Итоговый контроль.
Для подготовки к экзамену возьмите перечень примерных вопросов у методиста кафедры.
В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.