МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология семьи

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.02. Социальная работа
ПрофильСоциальная работа в сфере социальной защиты населения
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_02_СР-2020
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 14,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н. , доцент, Черепанова М.И.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология семьи

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 76)

составлена на основании учебного плана:
39.03.02 Социальная работа
утвержденного учёным советом вуза от 30.06.2020 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № №9
Срок действия программы: 2022-2026 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 13.05.2022 г. № №9
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.способствовать становлению у студентов научных представлений о семье, семейных отношениях и формировать умения, необходимые для профессионального взаимодействия с семьей.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.1.1

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

УК-3Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
УК-3.1 Знает концепции, принципы и методы построения эффективной работы в команде с учетом правовых и этических принципов и норм социального взаимодействия, сущностные характеристики и типологию лидерства
УК-3.2 Участвует в обмене информацией, знаниями и опытом в интересах выполнениях командного задачи, презентуя профессиональные задачи
УК-3.3 Владеет способами самодиагностики определения своего ролевого статуса в команде, приемами эффективного социального взаимодействия и способами их правовой и этической оценки, коммуникативными навыками
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.• основные концепции изучения семьи отечественных и зарубежных исследователей, понимать важнейшие особенности семейного взаимодействия на разных этапах функционирования семьи и сущность оказания психосоциальной помощи семье.
• принципы, правила и сущность оказания психосоциальной помощи семье.
• принципы, правила и методы сбора социально-психологической информации о семье, членах семьи и особенностях внутрисемейных отношений; методы и приемы диагностики внутрисемейных отношений.
3.2.Уметь:
3.2.1.Уметь:
• использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности в соответствии с моральными, культурными, правовыми ценностями и нормами.
• применять эти знания в своей профессиональной деятельности, самостоятельно определить потенциальные ресурсы семьи и ее членов, а также причины негативного семейного функционирования и развития личности в семье.
• применять эти знания в своей профессиональной деятельности, опираясь на полученную информацию проектировать и реализовывать коррекционно-просветительскую, развивающую работу с молодежью.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.• различными формами, методами, методиками, приемами работы с семьей.
• навыками моделирования и решения на модельном уровне профессиональных, научно-методических задач различного типа и уровней сложности.
• навыками: разработки коррекционно-развивающих программ для детей и взрослых, направленных на преодоление трудностей связанных с особенностями семейного взаимодействия; психологического сопровождения семьи и отдельных членов семьи в ситуациях трудных, кризисных ситуациях.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы сихологии семьи
1.1. Семья. Основные понятия и подходы к изучению Лекции 6 6 Л1.2, Л2.3, Л1.4, Л1.1
1.2. Принципы функционирования семьи Лекции 6 8 Л2.3, Л1.1
1.3. Формы и типы семей. Полоролевая структура семьи. Функциональные и дисфункциональные семьи Сам. работа 6 4 Л2.3, Л1.1, Л1.5, Л1.6, Л2.1
1.4. Семья. Основные понятия и подходы к изучению Практические 6 12 Л2.3, Л1.1, Л1.5, Л2.2
1.5. Супружество – основа семьи Практические 6 4 Л2.3, Л1.1
1.6. Характеристики супружеского союза. Типы нарушения супружеских связей Лекции 6 4 Л2.3, Л1.1, Л1.5
1.7. Выбор партнера. Любовь и сексуальные отношения в супружестве Сам. работа 6 4 Л2.3, Л1.1, Л1.5, Л2.1
1.8. Детерминанты брака, взятые из родительской семьи. Семейные конфликты Сам. работа 6 4 Л2.3, Л1.1, Л1.5, Л2.1
1.9. Супружество – основа семьи Практические 6 2 Л2.3, Л1.1, Л1.5, Л2.1
1.10. Внутрисемейное взаимодействие: особенности детско-родительских отношений Сам. работа 6 10 Л2.3, Л1.1
1.11. Тактика воспитания в семье и типы семейных взаимоотношений Сам. работа 6 6 Л2.3, Л1.1
1.12. Типы материнского отношения к ребенку. Типы неправильного воспитания Сам. работа 6 16 Л2.3, Л1.1, Л1.5, Л2.1
1.13. Факторы эффективности семейного воспитания Сам. работа 6 6 Л2.3, Л1.1, Л2.1
1.14. Внутрисемейное взаимодействие: особенности детско-родительских отношений Сам. работа 6 6 Л2.3, Л1.1, Л1.6, Л2.1, Л1.3
1.15. Психологические нарушения основных сфер жизнедеятельности семьи Сам. работа 6 6 Л2.3, Л1.1, Л2.2
1.16. Типы нарушений функционирования семьи. Семья как источник психологической травмы Сам. работа 6 6 Л2.3, Л1.1
1.17. Общепсихологический подход к изучению семьи Сам. работа 6 4 Л2.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины


Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – ссылка на курс https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=2967

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ УК-3: Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Предмет психологии семьи включает?
А.Психологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей
В.Физиологические характеристики каждого возрастного этапа развития детей
С.функциональную структуру семьи, основные закономерности и динамику ее развития; развитие личности в семье .
ОТВЕТ С.
2. Главная задача психологии семьи?
А.Изучение психологических характеристик каждого возрастного этапа развития детей
В.Изучение социальных характеристик каждого возрастного этапа развития детей
С.Исследование закономерностей становления и развития функционально-ролевой структуры семьи на различных стадиях ее жизненного цикла .
ОТВЕТ С.
3. Почему семья это малая группа?
А. Так как это объединение людей, связанных кровным родством или брачными узами, ответственностью, единым хозяйством и бытом, взаимопомощью и взаимопониманием, духовной общностью
В. Так как она объединяет социальные характеристики каждого возрастного этапа развития детей
С.Так как она определяет закономерности становления и развития функции и ролей..
ОТВЕТ А.
4.В чем заключаеся социальная функция семьи?
А. Человек в семье формируется как индивид
В. Человек в семье формируется как личность
С.Человек в семье формируется как индивидуум
ОТВЕТ В.
5. В чем значимость репродуктивной функции семьи?
А. В необходимости реалиазции сексуальных функций
В. В необходимости формирования личности ребенка
С. В необходимости про­должения человеческого рода, что является не только биоло­гической потребностью, но также имеет огромное экономиче­ское значение для сохранения популяции.
ОТВЕТ С.
6. В чем состоит воспитательная функция семьи?
А. В необходимости реалиазции сексуальных функций
В. В необходимости формирования личности ребенка
С. В необходимости про­должения человеческого рода, что является не только биоло­гической потребностью, но также имеет огромное экономиче­ское значение для сохранения популяции.
ОТВЕТобусловлена тем, что родившееся человеческое дитя несет в себе только предпосылки, задатки сапиентности (комплекса признаков человека разумного). Ребенок должен быть постепенно введен в общество,
7. Что такое семейная социализация ?
А. Реализация социальных функций
В. Формирование личности ребенка
С. Процесс приобщения к при­нятым в обществе ценностям и нормам
ОТВЕТ С.
8. На что влияет общий семейный климат?
А. На реализацию социальных функций
В. На Формирование личности ребенка
С. На восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей
ОТВЕТ С.
9. Экономическая функция семьи -это?
А. Реализация мотивации к труду
В. Формирование личности будущего специалиста
С. Материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних
ОТВЕТ С.
10. Хозяйственно-бытовая функция семьи охватывает?
А. Реализацию мотивации к труду в семье
В. Формирование личности будущего специалиста
С. Ведение домашнего хозяйства, единого бюджета, получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами от других.
ОТВЕТ С.
11. В чем заключается коммуникативная функция в семье?
А. В реализации мотивации к общению в семье
В. В удовлетворении потребности человека в двух противопо­ложных явлениях—духовном общении и уединении.
С. В ведении домашнего хозяйства, единого бюджета, получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами от других.
ОТВЕТ В.
12. В чем заключается эмоциональная функция семьи ?
А. В реализации мотивации к общению в семье
В. В удо­влетворении потребности членов семьи в симпатии, уваже­нии, признании, эмоциональной поддержке и психологической; защите.
С. В ведении домашнего хозяйства, единого бюджета, получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами от других.
ОТВЕТ В.
13. Что такое рекреационная и психотерапевтическая функция семьи?
А. Это реализация абсолютной защищенности, абсолютного приятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения
В. Это удо­влетворение потребности членов семьи в симпатии, уваже­нии, признании, эмоциональной поддержке и психологической; защите.
С. Это ведение домашнего хозяйства, единого бюджета, получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами от других.
ОТВЕТ А.
14. Что такое фелицитологическая функция семьи?
А. Это реализация абсолютной защищенности, абсолютного приятия человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения
В. Это создание условий для счастья каждого члена семьи.
С. Это ведение домашнего хозяйства, единого бюджета, получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами от других.
ОТВЕТ В.
15. Что такое полная семья ?
А. Та, котрая реализует абсолютную защищенность, абсолютное приятие человека, вне зависимости от его талантов, жизненных успехов, финансового положения
В. Та, которая имеет в своем составе хотя бы одну супру­жескую пару, (мать или отец с детьми, семьи, состоящие из братьев, сестер, других родственников).
С. Та, где есть ведение домашнего хозяйства, единого бюджета, получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами от других.
ОТВЕТ В.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. Cемья -это?
Ответ: основанное на браке или кровно-родственных отношениях объединение людей, связанное хозяйственно-бытовой общностью и взаимной ответственностью; первичная институционализируемая социальная форма совместной жизни людей.
2. Семейная груп­па— это ?
Ответ: две или более семей, члены которых состоят в род­стве или свойстве, проживающие совместно или раздельно, связанные общностью материальных интересов, морально-психологических и эмоциональных отношений, заинтересо­ванностью во взаимной помощи, информации и общении, но ведущие раздельные хозяйства.
3.Какова тенденция изменения семьи в России?
Ответ: Долговременная тенденция изменения семьи в России (так же, как и в других индустриальных странах)—уменьшение ее размеров и упрощение структуры.
4. Простая семья это?
Ответ: Простая (или нуклеарная) семья состоит из одной брач­ной пары с детьми или без детей, без других родственников или одного из родителей с детьми (ребенком).
5. Сложная семья это ?
Ответ: Сложная семья может состоять из самых различных комбинаций двух или нескольких супружеских пар и родственников.
6. В чем заключаеися первая стадия жизненного цикла семьи?
Ответ: Первая стадия — жизнь одинокого молодого человека, финансово практически самостоятельного, живущего отдельно от своих родителей. Эта стадия была названа “временем монады”. Она очень важна для формирования самостоятельных, независимых от родителей взглядов на жизнь.
7. В чем заключаеися вторая стадия жизненного цикла семьи?
Ответ: Вторая стадия начинается в момент встречи с будущим брачным партнером. Влюбленность, роман, возникновение идеи брачного союза, то есть длительных, стабильных отношений, — все это относится к ней. Если данная стадия жизненного цикла протекает удачно, то партнерам удается обменяться ожиданиями относительно будущей совместной жизни, а иногда даже и согласовать их.
8. В чем заключается третья фаза жизненного цикла семьи?
Ответ: заключение брака, объединение влюбленных под одной крышей, начало ведения совместного хозяйства, общая жизнь. Эта стадия была названа “временем диады”. Это время первого кризиса семьи
9. Что такое семейный кризис?
Ответ: семейный кризис — это состояние в паре, когда нарушается гомеостаз (саморегуляция, направленная на поддержание внутреннего постоянства и динамического равновесия внутри системы), и это приводит к фрустрации (неудовлетворению).
10. В чем заключается первый кризис семьи?
Ответ: Кризис первого года семейной жизни чаще всего связан с рождением ребёнка, которое является тем самым толчком. Супруги не могут больше поддерживать гомеостаз (как раньше, ходить по гостям, ездить в путешествия, просто смотреть вечерами телевизор), т. е. внутреннее равновесие нарушается.
11. Что такое синдром «пустого гнезда» ?
Ответ: Кризис семецной жизни из-за уход детей из семьи.
12. В чем заключается супружество?
Ответ: один из старейших общественных институтов, который упорядочивает межличностные и сексуальные отношения, признаваемый обществом союз между супругами с целью создания семьи, который порождает взаимные права и обязанности брачной пары.
13. В чем выражается нарушение психологического уровни супружества?
Ответ: В семье создается нездоровый климат, проявляющийся в постоянных ссорах, взаимных придирках, раздражительности, которая зачастую вымещается на детях.
14. В чем выражается нарушение психофизического уровни супружества?
Ответ: В нарушении сексуальной жизни. В целом, явление это встречается довольно часто, однако как основную причину решения о разводе его отмечают лишь немногие.
15. В чем выражается нарушение социально-ролевого уровня супружества?
Ответ: В неправильном, неравномерном распределении семейно-бытовой нагрузки, хаотичности семейного уклада.
16. В чем выражается нарушение социокультурного (духовного) уровня супружества?
Ответ: в непонимании супругами друг друга, неуважении, отсутствии интереса или неудовлетворенности общением с партнером, непринятии его жизненных ценностей, идеалов.
17. Какова основная задача брака?
Ответ: создание семьи, содержательным же его компонентом является поддержание семейной общности в период жизни данною союза
18. Каковы основные причины разводов?
Ответ: Пьянство и алкоголизм одного из супругов; несходство характеров и отсутствие взаимопонимания; измена или подозрение в измене; частые ссоры; появление другой семьи; утрата чувства любви; физическая несовместимость; ревность.
19. Что такое семейный сценарий?
Ответ: повторяющиеся из поколения в поколение шаблоны взаимоотношений, поведения, которые поддерживаются всеми членами семьи. Каждый ребенок на бессознательном уровне в какой-то степени повторяет судьбу родителей или ближайших родственников.
20. Каковы принципы счастливой семьи?
Ответ: Наличие Любви. Доверие. Искренность и честность. Верность: Соблюдение своих обещаний. Право извиниться и быть прощенным. Понимание близких.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Влияние типа семейного воспитания на особенности протекания подросткового кризиса.
«Семья», «супружество» и «брак» - сравнительный анализ понятий
Любовь как фактор устойчивости семьи.
«Устойчивость», «успешность», «стабильность» как характеристика семьи. Сравнительный анализ понятий.
Факторы устойчивости и успешности семейного функционирования.
Конфликты в семье: психологические причины возникновения, динамика. Средства профилактики семейного конфликта.
Деформация и распад семьи. Развод.
Влияние развода на отдельных членов семьи. Основные направления психологической помощи членам семьи на стадии развода.
Особенности первой стадии жизненного цикла – стадии формирования семьи.
Особенности диагностики и коррекция семейных конфликтов.
Особенности психологических затруднений при вступлении в брак.
Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга.
Нарушение межличностных коммуникаций в семье.
Нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.
Особенности нарушение семейной коммуникации по В. Сатир.
Влияние семьи на ранний опыт ребенка. Чувство безопасности и защищенности.
Поощрения и наказания методы воздействия на ребенка.
Семья глазами ребенка.
Невроз как проявление нарушений детско-родительских отношений
Влияние семьи на формирования страха у детей.
Влияние семьи на формирование агрессии у детей.
Семейная система психотерапия – основные положения и методы воздействия.
Супружеская психотерапия – один из аспектов работы с семьей.
Воспитательная неуверенность родителя и неразвитость родительских чувств как предмет заботы практического психолога.
Сотрудничество родителей с ребенком как предмет заботы практического психолога
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) Тест размещен в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ в целом:
Для зачета: «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий.

Вопросы к зачету по курсу «Психология семьи»
Семья как малая группа. Понятие семьи. Функции, формы семьи. Социально-психологические особенности семьи.
Семья как система. Понятие семьи. Особенности семьи как системы. Принципы функционирования семейной системы.
Динамика жизненного цикла семьи.
Супружество как основа семьи. Уровни супружества.
Супружество: факторы стабильности, устойчивости. Задачи брака.
Предбрачный период. Функции предбрачного периода. Факторы, определяющие успешность брачного союза.
Теории выбора брачного партнера.
Конфликты в семье: причины возникновения, динамика.
Развод. Причины разводов. Этапы развода. Последствия развода для членов семьи.
Тактики семейного воспитания и типы семейных взаимоотношений.
Депривация – результат отсутствия эмоциональной связи со взрослыми.
Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга: внутренняя картина семьи, семейные сценарии, наивные семейные постулаты и их роль.
Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга: психологические проявления примитивизма семейных представлений. Активизация семейного сценария.
Нарушение представлений членов семьи о семье и личности друг друга: примитивизм семейных представлений и нарушения в семье, пути развития внутреннего образа семьи.
Нарушение межличностных коммуникаций в семье: виды нарушений коммуникационного процесса в семье (концепция «отклоненной коммуникации» в семье, парадоксальная коммуникация, «замаскированная коммуникация»).
Нарушение межличностных коммуникаций в семье: коммуникационная проблема, этапы ее развития.
Нарушение межличностных коммуникаций в семье: причины возникновения.
Семейное нарушение: структура, динамика. Типология трудностей. Факторы, обуславливающие семейное нарушение. Теория латентного нарушения.
Характеристика основных типов нарушения функционирования семейной системы: состояние глобальной семейной неудовлетворенности.
Характеристика основных типов нарушения функционирования семейной системы: семейная тревога.
Характеристика основных типов нарушения функционирования семейной системы: семейно-обусловленное нервно-психическое и физическое напряжение.
Родительское отношение: понятие, структура родительского отношения. Типы неправильного семейного воспитания (Э.Эйдемиллер).

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Суслова Т.Ф., Шаповаленко И.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ С ОСНОВАМИ СЕМЕЙНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Векилова, С. А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата М.: Издательство Юрайт // ЭБС "Юрайт", 2018 www.biblio-online.ru/book/ABC96C93-8353-4F22-B767-8D8B92B5888C.
Л1.3 Колесникова Г. И. Социология и психология семьи: учебник для академического бакалавриата / Г. И. Колесникова. — 2-е изд., испр. и доп. Юрайт, 2018 biblio-online.ru/book/sociologiya-i-psihologiya-semi-414454
Л1.4 Соловьева Е.А. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.5 Прохорова О.Г., Торохтий В.С. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.6 Якимова Т.В. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Векилова С.А. ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.2 Колесникова Г.И. СОЦИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ СЕМЬИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф другой организации М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Мандель Б.Р. Психология семьи: учеб. пособие: учебное пособие Флинта, 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 псижология семьи В МУДЛ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.