МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Социология управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильЦифровые и сетевые технологии работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 66 39 66 39
Итого 108 81 108 81

Программу составил(и):
канд.социол.наук, доцент, Замятина Ольга Николаевна

Рецензент(ы):
канд. социол. наук, доцент, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Социология управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Срок действия программы: 2023-2024 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 26.04.2023 г. № 9
Заведующий кафедрой Нагайцев В.В., канд.социол.наук, доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса «Социология управления» состоит в формировании у студентов представления об основных категориях социологии управления, а также развитие навыков применения социологического инструментария для анализа социально-управленческих процессов, связанных с управленческой деятельностью, и социальных проблем, возникающих в процессе функционирования и развития общества

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен к критическому анализу и содержательному объяснению социальных явлений и процессов на основе научных теорий, концепций, подходов
ОПК-2.1 Умеет анализировать и обобщать профессиональную информацию на основе научных теорий, концепций, подходов
ОПК-2.2 Умеет описывать социальные явления и процессы на основе комплексной информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Умеет анализировать и обобщать профессиональную информацию на основе научных теорий, концепций, подходов
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет описывать социальные явления и процессы на основе комплексной информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в социологию управления
1.1. Социология управления как отрасль научного знания Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.2. Социология управления как отрасль научного знания Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.3. Социология управления как отрасль научного знания Сам. работа 4 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.4. Основные этапы становления социологических и управленческих концепций Лекции 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.5. Основные этапы становления социологических и управленческих концепций Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.6. Основные этапы становления социологических и управленческих концепций Сам. работа 4 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.7. Трудовой коллектив как объекты управления Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.8. Трудовой коллектив как объекты управления Практические 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.9. Трудовой коллектив как объекты управления Сам. работа 4 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.10. Личность в социологии управления Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.11. Личность в социологии управления Практические 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.12. Личность в социологии управления Сам. работа 4 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.13. Модели социального управления и социальные методы принятия управленческих решений Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.14. Модели социального управления и социальные методы принятия управленческих решений Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.15. Модели социального управления и социальные методы принятия управленческих решений Сам. работа 4 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.16. Социальная среда управления Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.17. Социальная среда управления Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.18. Социальная среда управления Сам. работа 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.19. Организация как социальная система Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.20. Организация как социальная система Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.21. Организация как социальная система Сам. работа 4 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.22. Государство как институт управления Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.23. Государство как институт управления Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.24. Государство как институт управления Сам. работа 4 0 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.25. Социальные коммуникации в управлении Лекции 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.26. Социальные коммуникации в управлении Практические 4 2 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1
1.27. Социальные коммуникации в управлении Сам. работа 4 1 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Тестовые задания (выбор одного из вариантов)
1. Парадигмы познания, общие способы и принципы исследований, проводимых в рамках науки:
a) закон;
b) методология;
c) метод.
2. Исходные категории, идей, положения, допущения и принципы научного мышления, позволяющие давать непротиворечивое объяснение изучаемым явления, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования:
a) парадигма;
b) методика;
c) система.
3. Набор действий, с помощью которых осуществляется управление процессом:
a) процедура;
b) функция;
c) метод.
4. Основатель научной школы управления:
a) Ф. Тейлор;
b) М. Вебер;
c) Э. Мэйо
5. Автор административной теории управления, который административные операции разделил на планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию:
a) Г. Форд;
b) О. Конт;
c) А. Файоль.
6. Представители теории «человеческих отношений» считали, что на производительность труда влияют в большей степени:
a) экономические факторы;
b) политико-правовые факторы;
c) социально-психологические факторы.
7. Целенаправленное информационное воздействие одной системы на другую с целью изменения ее поведения в определенном направлении называется:
a) управлением;
b) обществом;
c) мобильностью.
8. Социальный процесс – это:
a) последовательная смена явлений, состояний, изменений в обществе;
b) естественный постепенный объективный процесс изменения системы, преобразующий ее элементы;
c) комплекс спланированных мероприятий, направленных на частичное усовершенствование, преобразование какой - либо сферы общества.
9. Социальное явление по П. Сорокину – это:
a) взаимодействие двух или большего числа индивидов, обуславливающих переживания и поведение друг друга; наличие актов, посредством которых они обусловливают взаимные переживания и поступки; наличие проводников, передающих действие или влияние от одного индивида к другому;
b) взаимодействие с окружающей средой, которое конкретизируется как в субъект-субъектных, так и в субъект-объектных отношениях;
c) система взаимосвязанных актов и поступков, ориентированных на прошлое, настоящее или ожидаемое в будущем поведение других людей и воздействующих на них.
10. В теории управления Ф. Тейлора особое место занимает концепция:
a) «человеческих отношений»;
b) «достигающего работника»;
c) «социологического воображения».
11. Управление как процесс воздействия субъекта управления на объект является основой принципа:
a) научной обоснованности управления;
b) плановости;
c) органической целостности объекта и субъекта управления.
Ключ к ответам
№ Ответ
1 В
2 А
3 А
4 А
5 С
6 С
7 А
8 А
9 А
10 В
11 С
Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.
Открытые вопросы
1. Способ познания, основанный на допущении возможности осмысления общественных явлений в качестве реалий, не имеющих жестко детерминированных постоянно действующих законов, переживающих такие процессы, которые предопределяют появление качественно новых признаков, смену векторов и закономерностей дальнейших трансформаций называется _______(диатропический)
2. Э. Дюркгейм предложил основной метод социологического анализа и назвал его _________(социологизмом)
3. Основоположником административной школы управления является ________(А. Файоль)
4. Основоположником социологии является________(О. Конт)
5. Письменная форма опроса, осуществляющаяся без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом _______(анкетирование)
6. Метод научного познания, состоящий в мысленном разложении предмета социологического исследования как целого на составные части с целью изучения их конкретного содержания и взаимодействия – это социологический _______(анализ)
7. Метод сбора количественных данных об изучаемом явлении или процессе, содержащихся в документах называют ________(контент-анализом)
8. Важное значение в своей теории А. Файоль уделяет ______(принципам управления)
9. Процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения математического метода формальным символам, выражениям, отношением называется _______(интерпретация эмпирических данных)
10. Основы научной школы управления были заложены _______(Ф. Тейлором)
11. Совокупность статистических и документальных данных, социологических показателей и индикаторов развития изучаемых явлений и процессов характеризует _________социальную информацию (эмпирическую)
12. Совокупность социальных позиций с пронизывающей ее сетью социальных отношений, направленная на совместную реализацию какой-либо существенной социальной цели – это___________(социальная организация)
13. По М. Веберу социальные организации с высокой степенью формализации имеют тенденцию превращаться в _______систему (бюрократическую)
14. Основоположником школы человеческих отношений является _______(Э. Мэйо)
15. Функция, позволяющая оптимальным образом согласовать индивидуальные усилия членов организации и ее подразделений для достижения ее целей – это функция ______(планирования)
16. Функция ______- это процесс, включающий наблюдение и регулирование разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения управленческих задач (контроля)
17. Теории мотивации, основанные на поведении людей и причинах их поведения – это___________теории (процессуальные)
18. Зарегистрированные в государственных органах в установленном порядке все организации бизнеса, общества и товарищества – это _____социальные организации (формальные)
19. В основе управленческой деятельности лежит процесс ________(принятия решений)

Критерии оценки открытых вопросов.
Отлично (зачтено) Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
Хорошо (зачтено) Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
Удовлетворительно (зачтено) Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
Неудовлетворительно (не зачтено) Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.





5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.
ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. «Школа научного управления»: основные положения и принципы.
2. Административная (классическая) теория управления.
3. Концепция «человеческих отношений».
4. Основные содержательные мотивационные теории.
5. Процессуальные теории мотивации.
6. Бюрократический тип структуры управления, его характер¬ные черты.
7. Роль руководителя. Разновидности стиля руководства.
8. Природа лидерства. Типы лидеров.
9. Организация и виды организационных структур.
10. Трудовой коллектив как объект управления.
11. Организация и ее культура.
12. Стили руководства: основные характеристики.
13. Целеполагание в процессе управления: понятие цели, классификация целей.
14. Конфликты в управлении. Виды и причины их возникновения.
15. Стратегии преодоления конфликтов в коллективе.
ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА
1. Вам поручили собрать информацию для разработки проекта программы содействия социальной адаптации молодых специалистов. Какие источники информации вы предпочтете, и какие социологические исследования порекомендуете провести для более полного объема информации.
2. В организации складывается критическая ситуация с текучестью кадров – необходимо принудительно провожать на пенсию старшее поколение сотрудников, но молодежь тоже почему-то не задерживается надолго. Как социолог, какие исследовательские мероприятия вы бы рекомендовали провести и какие управленческие решения, на Ваш взгляд, необходимо реализовать руководству, чтобы стабилизировать ситуацию?
3. Исходя из концепций управления, перечислите основные функции руководителя учебного подразделения (школы) и принципы управления этим учебным заведением.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Зачтено»: студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Не зачтено»: студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Башмаков В.И. - под ред., Леньков Р.В. - под ред. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Тощенко Ж.Т. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 ЭБС "Юрайт" biblio-online.ru
Э2 ЭБС "Университетская библиотека online" biblioclub.ru
Э3 Электронная библиотека – социология, психология, управление soc.lib.ru
Э4 Курс в moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)
2.Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ)(http://wciom.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

1. Для успешного освоения содержания дисциплины необходимо посещать лекции, принимать активное участие в работе на семинаре, практическом занятии, а также выполнять задания, предлагаемые преподавателем для самостоятельного изучения.
2. Лекция.
-На лекцию приходите не опаздывая, так как это неэтично.
- На лекционных занятиях необходимо конспектировать изучаемый материал.
- Для систематизации лекционного материала, который будет полезен при подготовке к итоговому контролю знаний, записывайте на каждой лекции тему, вопросы для изучения, рекомендуемую литературу.
- В каждом вопросе выделяйте главное, обязательно запишите ключевые моменты (определение, факты, законы, правила и т.д.), подчеркните их.
- Если по содержанию материала возникают вопросы, не нужно выкрикивать, запишите их и задайте по окончании лекции или на семинарском занятии.
- Перед следующей лекцией обязательно прочитайте предыдущую, чтобы актуализировать знания и осознанно приступить к освоению нового содержания.
3.Семинарское (практическое) занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы.
- Самостоятельную подготовку к семинарскому занятию необходимо начинать с изучения понятийного аппарата темы. Рекомендуем использовать справочную литературу (словари, справочники, энциклопедии), целесообразно создать и вести свой словарь терминов.
- На семинар выносится обсуждение не одного вопроса, поэтому важно просматривать и изучать все вопросы семинара, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно). Не нужно пересказывать лекцию.
- Важно запомнить, что любой источник должен нести достоверную информацию, особенно это относится к Internet-ресурсам. При использовании Internet - ресурсов в процессе подготовки не нужно их автоматически «скачивать», они должны быть проанализированы. Не нужно «скачивать» готовые рефераты, так как их однообразие преподаватель сразу выявляет, кроме того, они могут быть сомнительного качества.
- В процессе изучения темы анализируйте несколько источников. Используйте периодическую печать - специальные журналы.
- Полезным будет работа с электронными учебниками и учебными пособиями в Internet-библиотеках. Зарегистрируйтесь: университетская библиотека Онлайн (http://www.biblioclub.ru/).
- В процессе подготовки и построения ответов при выступлении не просто пересказывайте текст учебника, но и выражайте свою личностно-профессиональную оценку прочитанного.
- Принимайте участие в дискуссиях, круглых столах, так как они развивают ваши навыки коммуникативного общения.
- Если к семинарским занятиям предлагаются задания практического характера, продумайте план их выполнения или решения при подготовке к семинару.
- При возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействуйте с преподавателем, консультируйтесь по самостоятельному изучению темы.
4. Самостоятельная работа.
- При изучении дисциплины не все вопросы рассматриваются на лекциях и семинарских занятиях, часть вопросов рекомендуется преподавателем для самостоятельного изучения.
- Поиск ответов на вопросы и выполнение заданий для самостоятельной работы позволит вам расширить и углубить свои знания по курсу, применить теоретические знания в решении задач практического содержания, закрепить изученное ранее.
- Эти задания следует выполнять не «наскоком», а постепенно, планомерно, следуя порядку изучения тем курса.
- При возникновении вопросов обратитесь к преподавателю в день консультаций на кафедру.
- Выполнив их, проанализируйте качество их выполнения. Это поможет вам развивать умения самоконтроля и оценочные компетенции.
5. Итоговый контроль.
- Для подготовки к зачету/экзамену возьмите перечень примерных вопросов в РПД.
- В списке вопросов выделите те, которые были рассмотрены на лекции, семинарских занятиях. Обратитесь к своим записям, выделите существенное. Для более детального изучения изучите рекомендуемую литературу.
- Если в списке вопросов есть те, которые не рассматривались на лекции, семинарском занятии, изучите их самостоятельно. Если есть сомнения, задайте вопросы на консультации перед экзаменом.
- Продумайте свой ответ на экзамене, его логику. Помните, что ваш ответ украсит ссылка на источник литературы, иллюстрация практики применения теоретического знания, а также уверенность и наличие авторской аргументированной позиции как будущего субъекта профессиональной деятельности.