МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Проекты в современном социологическом познании

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социологии и конфликтологии
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильЦифровые и сетевые технологии работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 117
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
курсовой проект: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 17
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 72 72 72 72
Сам. работа 117 117 117 117
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
к.с.н., Доцент, Артюхина В.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., Зав каф, Нагайцев В.В.

Рабочая программа дисциплины
Проекты в современном социологическом познании

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Срок действия программы: 2023-2027 уч. г.

Заведующий кафедрой
Нагайцев Виктор Валентинович


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социологии и конфликтологии

Протокол от 31.08.2023 г. № 1
Заведующий кафедрой Нагайцев Виктор Валентинович


1. Цели освоения дисциплины

1.1.получение студентами теоретических знаний и практического опыта в области командной работы над авторскими проектами в современной социологии

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.О.02.ДВ.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2Способен к критическому анализу и содержательному объяснению социальных явлений и процессов на основе научных теорий, концепций, подходов
ОПК-2.1 Умеет анализировать и обобщать профессиональную информацию на основе научных теорий, концепций, подходов
ОПК-2.2 Умеет описывать социальные явления и процессы на основе комплексной информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОПК-2.1. Умеет анализировать и обобщать профессиональную информацию на основе научных теорий, концепций, подходов
3.2.Уметь:
3.2.1.ОПК-2.2. Умеет описывать социальные явления и процессы на основе комплексной информации
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОПК-2.2. Умеет описывать социальные явления и процессы на основе комплексной информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретико-методологические основы проектной деятельности
1.1. Сущность и специфика проектной деятельности Практические 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.2. Сущность и специфика проектной деятельности Сам. работа 4 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.3. Жизненный цикл проекта Практические 4 4 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.4. Жизненный цикл проекта Сам. работа 4 6 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.5. Концепция проекта: понятие и структурные элементы Практические 4 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л2.2, Л1.4
1.6. Концепция проекта: понятие и структурные элементы Сам. работа 4 15 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л2.2, Л1.4
Раздел 2. Социологическое обеспечение проектной деятельности
2.1. Анализ вторичных данных на подготовительном этапе проектирования Практические 4 8 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.1
2.2. Анализ вторичных данных на подготовительном этапе проектирования Сам. работа 4 18 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.1
2.3. Методический арсенал эмпирической социологии для анализа проблемной ситуации и оценки эффективности проекта Практические 4 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.1
2.4. Методический арсенал эмпирической социологии для анализа проблемной ситуации и оценки эффективности проекта Сам. работа 4 18 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.4, Л1.3, Л1.2, Л1.1, Л2.5, Л2.1
Раздел 3. Командная работа над авторскими проектами
3.1. Социологический анализ проблемной ситуации Практические 4 10 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.2. Социологический анализ проблемной ситуации Сам. работа 4 18 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.3. Разработка концепции проекта Практические 4 14 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.4. Разработка концепции проекта Сам. работа 4 18 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.5. Презентация концепции проекта Практические 4 14 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л2.2, Л1.4
3.6. Презентация концепции проекта Сам. работа 4 18 ОПК-2.1, ОПК-2.2 Л2.3, Л2.2, Л1.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень заданий /вопросов
Теоретические вопросы
1. Понятие социального проекта.
2. Философские аспекты социального проектирования.
3. Основные подходы к социальному проектированию.
4. Основные сферы реализации социальных проектов.
5. Подготовка проекта к реализации: основные принципы и инструменты.
6. Реализация проекта
7. Завершение проекта, методы оценки эффективности.
8. Понятие концепции социального проекта.
9. Актуальность, цель и задачи социального проекта.
10. Основное содержание социального проекта.
11. Целевая группа, источники финансирования социального проекта.
12. Критерии эффективности социального проекта.
13. Сущность и предназначение вторичных данных.
14. Основные источники вторичных данных.
15. Методы анализа вторичных данных.
16. Методы визуализации анализа вторичных данных.
17. Количественные и качественные социологические методы
18. Опросные методики анализа проблемной ситуации и оценки эффективности проекта.
19. Отдельные социологические методы для анализа проблемной ситуации и оценки эффективности проекта: фокус-группа, контент-анализ, глубинное интервью, социометрия и т.д.

Практические задания
1. Оценка значимости реализации социальных проектов в различных сферах для развития общества.
2. Графическое изображение жизненного цикла социального проекта.
3. Описание необычного способа привлечения спонсоров к реализации социального проекта.
4. Формулировка критических суждений о принятых критериях оценки эффективности социальных проектов.
5. Экспертиза социального проекта.
6. Разработка плана коллективной работы над социальным проектом.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Миграционное поведение как стратегия реализации жизненных планов молодежи Алтайского края
2. Ценность здоровья в представлениях студентов АГУ
3. Участие лиц пенсионного возраста в общественной жизни г. Барнаула
4. Современные формы социального протеста студенческой молодежи г. Барнаула
5. Региональная идентичность населения Алтайского края
6. Доверие населения города Барнаула социальным институтам как фактор развития гражданского общества
7. Политическое поведение населения Алтайского края
8. Профессиональные ориентации молодежи Алтайского края
9. Ценностные ориентации и образ жизни среднего класса в Алтайском крае
10. Образ современной городской семьи в представлениях молодежи г. Барнаула
11. Формы и мотивы экопотребления в Алтайском крае
12. Социально-политическая активность студенческой молодежи г. Барнаула
13. Особенности организации досуговой деятельности в разных возрастных группах населения г. Барнаула
14. Современные представления молодежи Алтайского края о феминизме
15. Визуальная среда современного города в представлениях студенческой молодежи
16. Профессиональная самореализация выпускников вузов города Барнаула
17. Образ России и русских в представлениях современной молодежи г. Барнаула
18. Социальные факторы противоправного поведения молодежи в Алтайском крае
19. Местное самоуправление как институт развития социальной активности населения Алтайского края
20. Представления молодежи Алтайского края о здоровом образе жизни в городской среде
21. Состояние и перспективы развития образовательной миграции в Алтайском крае
22. Современное состояние и перспективы развития молодежного рынка труда в Алтайском крае
23. Справедливость российского общества в оценках студентов г. Барнаула
24. Социальная реклама в оценках студенческой молодежи (на примере города Барнаула)
25. Оценка уровня коррупции жителями г. Барнаула
26. Отношение населения г. Барнаула к избирательной системе РФ
27. Феномен сексуальных меньшинств в оценках студентов
28. Критерии негативного девиантного поведения в представлениях сельских жителей
29. Российский средний класс в представлениях студенческой молодежи г. Барнаула
30. Характер вовлеченности студентов факультета социологии АлтГУ в научно-исследовательскую деятельность
31. Мотивы миграции сельской молодежи в города
32. Отношение студенческой молодежи к внешней политике России
33. Отношение студенческой молодежи к социальному феномену чайлдфри
34. Жизненные ценности и цели современной студенческой молодежи
35. Феномен дауншифтинга в оценках студенческой молодежи г. Барнаула
36. Содержание жизненных ценностей современной студенческой молодежи
37. Соотношение традиционных и инновационных форм социальной коммуникации у молодежи и пожилых людей в г. Барнауле
38. Уровень доверия студенческой молодежи г. Барнаула к средствам массовой информации
39. Критерии выбора места отдыха трудоспособными гражданами г. Барнаула
40. Представления о феномене нравственности у современной студенческой молодежи г. Барнаул
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Перечень заданий /вопросов
Теоретические вопросы
1. Понятие социального проекта.
2. Философские аспекты социального проектирования.
3. Основные подходы к социальному проектированию.
4. Основные сферы реализации социальных проектов.
5. Подготовка проекта к реализации: основные принципы и инструменты.
6. Реализация проекта
7. Завершение проекта, методы оценки эффективности.
8. Понятие концепции социального проекта.
9. Актуальность, цель и задачи социального проекта.
10. Основное содержание социального проекта.
11. Целевая группа, источники финансирования социального проекта.
12. Критерии эффективности социального проекта.
13. Сущность и предназначение вторичных данных.
14. Основные источники вторичных данных.
15. Методы анализа вторичных данных.
16. Методы визуализации анализа вторичных данных.
17. Количественные и качественные социологические методы
18. Опросные методики анализа проблемной ситуации и оценки эффективности проекта.
19. Отдельные социологические методы для анализа проблемной ситуации и оценки эффективности проекта: фокус-группа, контент-анализ, глубинное интервью, социометрия и т.д.

Практические задания
1. Оценка значимости реализации социальных проектов в различных сферах для развития общества.
2. Графическое изображение жизненного цикла социального проекта.
3. Описание необычного способа привлечения спонсоров к реализации социального проекта.
4. Формулировка критических суждений о принятых критериях оценки эффективности социальных проектов.
5. Экспертиза социального проекта.
6. Разработка плана коллективной работы над социальным проектом.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований в 2 ч. Часть 2: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2020 URL: https://urait.ru/bcode/453517
Л1.2 Кравченко, А. И. Методология и методы социологических исследований в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2020 URL: https://urait.ru/bcode/453516
Л1.3 Оганян, К. М. Методология и методы социологического исследования: учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/490694
Л1.4 Стегний, В. Н. Социальное прогнозирование и проектирование : учебник для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/492995
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Горшков, М. К. Прикладная социология + практикум в ЭБС: учебник и практикум для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/489924
Л2.2 Зуб, Анатолий Тимофеевич Управление проектами: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт,, 2022 urait.ru
Л2.3 Балашов А. И., Рогова Е. М., Тихонова М. В., Ткаченко Е. А Управление проектами: Учебник и практикум для вузов Москва : Юрайт,, 2024 urait.ru
Л2.4 Могильчак, Е. Л. Методика социологического исследования. Выборочный метод: учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/492151
Л2.5 под общей редакцией В. А. Семенова, В. Г. Зарубина Методика и техника социологических исследований: учебное пособие для вузов Москва : Издательство Юрайт, 2022 URL: https://urait.ru/bcode/495114
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office, Exel
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReaderMicrosoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses), (бессрочно); 7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий всех видов (дисциплинарной, междисциплинарной и модульной подготовки), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проекта (работы), проведения практики Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Практическое занятие – это форма работы, где студенты максимально активно участвуют в обсуждении темы. Для того, что практические занятия проходили эффективно и продуктивно, необходимо:
 ознакомиться с планом практического занятия;
 самостоятельную подготовку к практическому занятию начинать с изучения понятийного аппарата темы;
 просматривать и изучать все вопросы практического занятия, но один из вопросов исследовать наиболее глубоко, с использованием дополнительных источников (в том числе тех, которые вы нашли самостоятельно);
 проверять достоверность источников информации, особенно это относится к Internet-ресурсам;
 при выступлении не просто пересказывать текст учебника, но и выражать свою личностно-профессиональную оценку прочитанного;
 при возникновении трудностей в процессе подготовки взаимодействовать с преподавателем.
При оценивании ответа на теоретический вопрос практического занятия преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Практическое задание
Выполнение практического задания возможно как на практическом занятии, так и в процессе самостоятельной работы студента. При оценивании практического задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Творческое задание
Творческое задание предполагает групповую работу и публичное представление подготовленных проектов с дальнейшим их обсуждением, на основе которого оценивается задание. При оценивании творческого задания преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа.

Экзамен
Студент на экзамене отвечает на два теоретических вопроса и выполняет одно практическое задание, предложенных преподавателем из списка (см. пункт 3 ФОСа), соответствующих содержанию формируемых компетенций. Экзамен проводится в устной форме. На подготовку и ответ студенту отводится 35 минут. При оценивании ответа преподаватель исходит из критериев, приведенных в пункте 2 ФОСа. Общая оценка за экзамен выставляется на основании определения среднего арифметического баллов, полученных за ответ на каждый вопрос.