МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Психология цифровых и оффлайн коммуникаций

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильЦифровые и сетевые технологии работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 39
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 22 22 22 22
Сам. работа 39 39 39 39
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.с.н., доцент, Черепанова М.И.;ст.преподаватель, Великжанина К.А.

Рецензент(ы):
к.с.н., доцент, Чуканова Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Психология цифровых и оффлайн коммуникаций

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2021 г. № №1
Срок действия программы: 20212025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н. Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 31.08.2021 г. № №1
Заведующий кафедрой д.с.н. Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Изучить теоретические основы психологии коммуникаций, как базы формирования эффективных навыков успешных коммуникаций в будущей профессиональной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен применять социальные технологии (в том числе инновационные) в работе с молодежью и при организации мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-1.1 Знает основные социальные технологии (в том числе инновационные) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-1.2 Использует инновационные социальные технологии и методы предоставления социальных услуг в сфере организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи, профилактики асоциальных явлений в молодежной среде
ПК-1.3 Владеет навыками работы по продвижению и популяризации позитивного опыта реализации социальных услуг в сфере молодежной политики
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-1.1: Знает основные социальные технологии (в том числе инновационные) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-1.2: Использует инновационные социальные технологии и методы предоставления социальных услуг в сфере организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи, профилактики асоциальных явлений в молодежной среде
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-1.3: Владеет навыками работы по продвижению и популяризации позитивного опыта реализации социальных услуг в сфере молодежной политики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы психологии коммуникаций
1.1. Предмет, методы и задачи курса «Психология коммуникации Лекции 5 6 Л1.1, Л2.1
1.2. Общение и социальные отношения Лекции 5 6 Л1.1, Л2.1
1.3. Специфика межличностной коммуникации Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1
1.4. Психические процессы в коммуникациях Лекции 5 4 Л1.1, Л2.1
1.5. Потребности, мотивы интересы в коммуникациях Практические 5 4 Л1.1, Л2.1
1.6. Массовая коммуникация как социально-психологическое явление Практические 5 6 Л1.1, Л2.1
1.7. Психология процесса коммуникации Практические 5 6 Л1.1, Л2.1
1.8. Психологические модели убеждающего воздействия Практические 5 6 Л1.1, Л2.1
1.9. Психологические эффекты массовых коммуникаций Сам. работа 5 13 Л1.1, Л2.1
1.10. Психология рекламы Сам. работа 5 15 Л1.1, Л2.1
1.11. Психология слухов и предрассудков Сам. работа 5 11 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» – https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=11468

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен применять социальные технологии (в том числе инновационные) в работе с молодежью и при организации мероприятий в сфере молодежной политики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА

1. Какое качественное изменение процесса общения в Сети по сравнению с реальной ситуацией происходит?
а) увеличивается объем воспринимаемой информации
б) упрощение информации
в) большая смысловая усвояемость
2. Распространение угрожающих сообщений, слухов, раскрытие персональной информации или демонстрацию изображений щекотливого содержания, исключение из общения - это:
а) травля
б) игнорирование
в) кибербуллинг
3. Способ поведения не вызывает негативной эмоциональной реакции, становится приемлемой стратегией действия; соответственно, порог чувствительности к насилию возрастает - называют:
а) нормализации насилия
б) легализация насилия
в) объективизация насилия
4. Межличностная коммуникация осуществляется в присутствии других, которые не принимают непосредственного участия в процессе обсуждения- это:
а) культурная коммуникация
б) межличностная коммуникация
в) коммуникация публичных дебатов
5. Неформальная коммуникация, происходящая в реальном времени, характеризуется особенностями, присущими межличностному общению:
а) культурная коммуникация
б) межличностная коммуникация
в) коммуникация публичных дебатов
6. Широкая передача информации, опирающаяся на дистанциированный, интеллектуальный стиль - это:
а) распространение
б) передача
в) воспроизведение
7. Информирование групп, имеющих сходные взгляды о некотором явлении, здесь используются указания на нормы и ценности, разделяемые в группе - это:
а) распространение
б) передача
в) воспроизведение
8. Что означает «закон духовного единства толпы»?
а) общая культура и язык
б) коллективный разум доминирует над индивидуальным
в) сопричастность к какому-либо явлению или ситуации
9. Верно ли, что добровольность и желательность контактов – пользователь Интернета добровольно завязывает всевозможные контакты или уходит от них, а также может прервать их в любой момент?
а) верно
б) неверно
10. С точки зрения какой теории на процессы обработки и интерпретации информации людьми оказывают влияние предшествующие структуры значений или схемы?
а) теория научения
б) теория фрейминга
в) теория психоанализа
11. К какой стратегии обработки информации относится данная характеристика: индивид ищет дополнительные источники информации, так как информация всегда неполная?
а) активная обработка
б) рефлексивное интегрирование
в) селективное сканирование
12. К какой стратегии обработки информации относится данная характеристика: из всего содержания сообщений индивид воспринимает только то, что согласуется с существующими у него представлениями?
а) активная обработка
б) рефлексивное интегрирование
в) селективное сканирование
13. Обыденное представление о типичной последовательности действий в определенной коммуникативной ситуации - это:
а) план коммуникации
б) стратегия коммуникации
в) скрипт коммуникации
14. Помехи, препятствующие адекватной передаче сообщения от коммуникатора к реципиенту называются:
а) ошибки коммуникации
б) коммуникативные барьеры
в) искажение в коммуникации
15. Восприятие Интернета как способа проявления и развития собственных способностей и возможностей - это:
а) мотивация сотрудничества
б) мотивация самореализации
в) мотивация самоутверждения

Ответы:

1. б
2. в
3. а
4. в
5. б
6. а
7. в
8. б
9. а
10. б
11. а
12. в
13. в
14. б
15. б

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
«зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено менее 50% заданий;
«отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА

1. В подростково-молодежной среде социальные сети превратились в средство совершения актов насилия, направленных как на сверстников, (____________), так и на самого себя (киберсамоубийство).
Ответ: кибербуллинг
2. Перечислите минимум 2 последствия наблюдения насилия и агрессии на примере телевидения.
Ответ: у зрителей снижается запрет на совершение агрессивных и жестоких действий, наблюдение жестоких действий, совершаемы героями на экране, дает зрителям образец для подражания, снижается сочувствие к жертве, увиденные действия не воспринимаются как ужасные, в результате зрителям теперь легче совершать агрессивные действия
3. Перечислите уровни коммуникаций.
Ответ: межличностной уровень, уровень публичных дебатов, уровень культурной коммуникации
4. Как называется новая система коммуникации, при которой участники коммуникации обладают эквивалентными статусами, их позиции власти в процессе коммуникации взаимозаменяемы, асимметрия статуса, характерная для всех остальных систем, отсутствует?
Ответ: эффузия
5. Состояние, возникающее, когда человек «погружен в группу»; в результате этого индивиды не рассматриваются как индивиды и не рассматривают других как индивидов, т. е. снижаются самоконтроль и самоограничения, человек утрачивает свою индивидуальность - это ________________
Ответ: Деиндивидуализация
6. Одна из особенностей Интернет- коммуникации заключается в отсутствии полной и достоверной информации о собеседнике.
Ответ: анонимность
7. Навязчивое (компульсивное) желание выйти в Интернет, находясь off-line, и неспособность выйти из сети Интернет, будучи on-line называется _____________
Ответ: Интернет зависимостью
8. Передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; это процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом - это _____________
Ответ: социальная коммуникация
9. В контексте __________________ (науки о поведении) основой коммуникации является не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитывать человека любого склада.
Ответ: бихевиоризма
10. Какие четыре основные формы общения выделяет В.И. Кабрин?
Ответ: 1. Интракоммуникация (контакт), 2. Экстракоммуникация (беседа), Интеркоммуникация (дискуссия), Транскоммуникация (отношения: дружба, любовь)
11. Укажите основные элементы коммуникативной ситуации (коммуникативные позиции).
Ответ: коммуникатор (тот, кто создает сообщение) и реципиент (тот, кто его получает)
12. ______________ нагрузка определяется объемом информации, который человек вынужден анализировать одновременно.
Ответ: Когнитивная
13. Укажите не менее трех последствий Интернет зависимости.
Ответ: уменьшение физической активности; депривация сна; ухудшение здоровья; потеря работы; потеря друзей, семьи; отказ от времяпровождения вне Интернета
14. Какая стадия Интернет зависимости описана: Фактором, свидетельствующим о переходе человека на эту стадию, является появление новой потребности — игры в компьютерные игры. Игра на этом этапе принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, т.е. удовлетворение потребности блокируется, возможны достаточно активные действия по устранению блокирующих обстоятельств.
Ответ: Стадия увлеченности.
15. Отношения, возникающие и складывающиеся на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу - это ____________
Ответ: Межличностные отношения
16. Способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому называются __________
Ответ: Средства общения
17. Какие каналы коммуникации выделяют?
Ответ: естественные и искусственные или технические каналы
18. Согласно какой теории люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты?
Ответ: теории обмена Джорджа Хоманса или теория обмена
19.Согласно какой теории межличностное взаимодействие, в основном, определяется представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни.
Ответ: психоанализа З. Фрейда или психоанализа
20. Форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему, т.е. возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого называется ______
Ответ: Аттракция (привлечение)

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрено
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета (для обучающихся, не получивших зачет по результатам текущей успеваемости) по всему изученному курсу. Зачет проводится в устной форме по билетам. В билет входит 2 вопроса: 1 вопрос теоретического характера и 1 вопрос практико-ориентированного характера.

ВОПРОСЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА
1. Знаки, символы и эмблемы в онлайн и офлайн коммуникационных процессах: место, роль, функции..
2 . Интерес как фактор коммуникации.
3. Внимание, восприятие понимание и запоминание в процессе коммуникации.
3. Массовая коммуникация: понятие, особенности, место и роль в обществе.
4. Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии.
5. Особенности протекания психических процессов в массовой коммуникации.
6. Опыт и воображение в МК.
7. Внушение и убеждение в МК.
8. Социально-психологические особенности отдельных видов МК.
9. Механизм («цепь») массовой коммуникации.
10. Особенности познавательных психических процессов в МК.
11. Особенности эмоционально-волевых процессов в МК.
12. Структура личности как база восприятия и обработки информации и главный барьер на пути влияния массовой коммуникации.
13. Роль установок и стереотипов в процессе массовой коммуникации.
14. Роль СМИ в формировании и управлении массовым сознанием.
15. Мотивация и ожидания в механизме обращения аудитории к СМИ.
16. Нормальные и анормальные психические состояния в МК.
17. Психологические, языковые и социальные барьеры в МК.
18. Теории медиаэффектов
19. Эффекты массовой коммуникации на индивидуальном уровне.
20. Эффекты массовой коммуникации на общественном уровне.
21. Подражание, заражение, внушение. Симптомы огруппления мышления.
22. Психологические модели убеждающего воздействия.
23. ПР и пропаганда: сходство и различия (психологический и социально- психологический аспекты).
24. Способы влияния пропаганды на индивида и социальные группы.
25. Объективные и субъективные факторы, влияющие на ход и результаты пропаганды.
26. Манипулирование: природа, формы и механизмы.
27. Роль СМИ в пропаганде и агитации.

ВОПРОСЫ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА:

1. Приведите примеры символики и эмблематики в корпоративном имидже АлтГУ.
2. Приведите примеры типология аудитории, cегментации аудитории

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ:
«Отлично» (зачтено): студентом дан полный, в логической последовательности развернутый ответ на поставленные вопросы, где он продемонстрировал знания предмета в полном объеме учебной программы, достаточно глубоко осмысливает дисциплину, самостоятельно, и исчерпывающе отвечает на дополнительные вопросы, приводит собственные примеры по проблематике поставленного вопроса, решил предложенные практические задания без ошибок.
«Хорошо» (зачтено): студентом дан развернутый ответ на поставленный вопрос, где студент демонстрирует знания, приобретенные на лекционных и семинарских занятиях, а также полученные посредством изучения обязательных учебных материалов по курсу, дает аргументированные ответы, приводит примеры, в ответе присутствует свободное владение монологической речью, логичность и последовательность ответа. Однако допускаются неточности в ответе. Решил предложенные практические задания с небольшими неточностями.
«Удовлетворительно» (зачтено): студентом дан ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой дисциплины, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы, знанием основных вопросов теории, слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры, недостаточно свободным владением монологической речью, логичностью и последовательностью ответа. Допускается несколько ошибок в содержании ответа и решении практических заданий.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): студентом дан ответ, который содержит ряд серьезных неточностей, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы, незнанием основных вопросов теории, неумением давать аргументированные ответы. Выводы поверхностны. Решение практических заданий не выполнено. Студент не способен ответить на вопросы даже при дополнительных наводящих вопросах преподавателя.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Болотова А.К., Жуков Ю.М. Психология коммуникаций: монография М. : Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Болотова А. К., Жуков Ю. М. Психология коммуникаций: Научные монографии Издательский дом Высшей школы экономики, 2015 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.
Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, поэтому пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.
При конспектировании лекций целесообразно вначале понять основную мысль, излагаемую лектором, а затем записать ее. Желательно запись осуществлять на одной странице листа или оставляя поля, на которых позднее, при самостоятельной работе с конспектом, можно сделать дополнительные записи, отметить непонятные места.
Студентам необходимо:
- перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал на бумажных носителях (таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.

Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельных заданий

Самостоятельная работа студента является основным средством овладения учебным материалом во время, свободное от обязательных учебных занятий. Она включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.
К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и
представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.
Студентам следует:
- руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
- выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях
неясные вопросы;
- при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на консультации с преподавателем.