МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Теория и практика управления в сфере молодежной политики

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра социальной и молодежной политики
Направление подготовки39.03.03. Организация работы с молодежью
ПрофильЦифровые и сетевые технологии работы с молодежью
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный план39_03_03_Организация работы с молодежью_ЦСТ-2021
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 70
самостоятельная работа 119
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 12
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 28 28 28 28
Практические 42 42 42 42
Сам. работа 119 119 119 119
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):
кандидат социологчиеских наук, доцент, Сиротина Татьяна Викторовна

Рецензент(ы):
доктор социологических наук, доцент, Черепанова Мария Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Теория и практика управления в сфере молодежной политики

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 39.03.03 Организация работы с молодежью (приказ Минобрнауки России от 05.02.2018 г. № 77)

составлена на основании учебного плана:
39.03.03 Организация работы с молодежью
утвержденного учёным советом вуза от 27.04.2021 протокол № 6.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Срок действия программы: 2020-2025 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.с.н., профессор Максимова С.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2023-2024 учебном году на заседании кафедры

Кафедра социальной и молодежной политики

Протокол от 28.08.2020 г. № 1
Заведующий кафедрой д.с.н., профессор Максимова С.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1. - формирование у студентов навыков практического использования наиболее эффективных методов измерения в социологических исследованиях
- овладение первичными навыками использования компьютерных программ в процессе применения сложных методов измерения
- привитие навыков выбора наилучшего подхода к измерению и адаптации известных методов к ситуации конкретной социологической задачи

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1Способен применять социальные технологии (в том числе инновационные) в работе с молодежью и при организации мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-1.1 Знает основные социальные технологии (в том числе инновационные) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики
ПК-1.2 Использует инновационные социальные технологии и методы предоставления социальных услуг в сфере организации досуга и отдыха детей, подростков и молодежи, профилактики асоциальных явлений в молодежной среде
ПК-1.3 Владеет навыками работы по продвижению и популяризации позитивного опыта реализации социальных услуг в сфере молодежной политики
ПК-3Способен разрабатывать, внедрять, прогнозировать и проектировать программы в молодежной среде на основе цифровых и сетевых технологий
ПК-3.1 Знает технологии прогнозирования, проектирования и моделирования работы с молодежью
ПК-3.2 Умеет собирать и анализировать информацию по проекту, анализировать и разрабатывать план-график проведения мероприятия
ПК-3.3 Владеет навыками планирования работ по реализации социального проекта, координации работ по достижению целей проекта, оценки социальной значимости проекта, способами распределения ответственности за результаты проекта на основе цифровых и сетевых технологий
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.Знает социальные технологии (в том числе инновационные) в сфере молодежной политики, основные приемы и методы применения этих технологий, типологию мероприятий в молодежной среде
Знает принципы, методы и виды планирования; содержание функций координации и контроля; тенденции развития системы контроля мероприятий в сфере молодежной политики
3.2.Уметь:
3.2.1.Умеет составлять план мероприятий в молодежной среде с использованием социальных технологий (в том числе инновационных)
Умеет ставить цели и формулировать задачи, связанные с реализацией функций планирования, координации и контроля проведения мероприятий в сфере молодежной политики
Умеет разрабатывать план координации мероприятий в сфере молодежной политики
Умеет планировать процедуру контроля проведения мероприятий в сфере молодежной политики
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.Владеет навыками отбора социальных технологий при планировании мероприятий в молодежной сфере
Составляет план проведения мероприятий в сфере молодежной политики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория измерений общественных отношений
1.1. Понятие измерения в социологии Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.2. Надежность социологического измерения Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.3. Измерительные процедуры Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.4. Шкалирование Лекции 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.5. Основные типы и виды шкал Лекции 7 4 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.6. Индексы и ранжирование в социологическом измерении Лекции 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.7. Понятие измерения в социологии Практические 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.8. Надежность социологического измерения Практические 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.9. Измерительные процедуры Практические 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.10. Шкалирование Практические 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.11. Основные типы и виды шкал Практические 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.12. Индексы и ранжирование в социологическом измерении Практические 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.13. Теория измерений общественных отношений Практические 7 6 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.14. Шкала Терстоуна Сам. работа 7 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.15. Метод парных сравнений Сам. работа 7 25 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.16. Тестовая традиция. Проблема построения индексов для измерения установки Сам. работа 7 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.17. Латентно-структурный анализ. Одномерное развертывание Сам. работа 7 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.18. Одномерное развертывание Сам. работа 7 17 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.19. Многомерное шкалирование Сам. работа 7 17 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1
1.20. Психосемантические методы в социологии Сам. работа 7 15 ПК-1.1, ПК-1.2, ПК-1.3, ПК-3.1, ПК-3.2, ПК-3.3 Л1.2, Л2.1, Л1.3, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Оценочные материалы для текущего контроля по разделам и темам дисциплины в полном объеме размещены в онлайн-курсе на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ» https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10436

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ ПК-1: Способен применять социальные технологии (в том числе инновационные) по работе с молодежью и при осуществлении работы по организации мероприятий в сфере молодежной политики

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ЗАКРЫТОГО ТИПА
1. Основателем школы научного управления является:
a. Ф. Тейлор
b. А. Файоль
c. Э. Мэйо
Ответ: а

2. Представители школы «человеческих отношений» считали, что на производительность труда влияют в большей степени:
a. экономические факторы
b. политические факторы
c. социально-психологические факторы
Ответ: с

3. Основателем классической административной школы управления является:
a. Ф. Тейлор
b. А. Файоль
c. Э. Мэйо
Ответ: b

4. С какой функцией управления (PAEI-код) соотносятся задачи «повышение уровня жизни клиентов организации»:
a. производство результатов
b. администрирование
c. интеграция
Ответ: а

5. О какой стадии жизненного цикла организации идет речь? «На этой стадии развиты практически все функции менеджмента. На данном этапе организация имеет прописанные функции и четкую структуру, эффективна в своей деятельности, ее сотрудники слаженно работают. При этом она много внимания уделяет развитию и улучшениям. На этой стадии успешная организация иногда начинает тиражировать свои программы в другие регионы или осваивать новые для себя сферы деятельности».
a. ухаживание
b. расцвет
c. старение
Ответ: b

6. Что из представленного нужно планировать?
a. личное время
b. рабочее время
c. оба варианта верны
Ответ: с

7. К ловушкам или поглотителям времени относят?
a. разговоры на частные темы
b. отсутствие приоритетов
c. оба варианта верны
Ответ: с

8. Набор действий, с помощью которых осуществляется управление процессом:
a. процедура
b. функция
c. принцип
Ответ: а

9. Методы управления, в основе которых лежат убеждения, моральное стимулирование, сознательность, воздействие на неэкономические интересы:
a. экономические
b. административные
c. социально-психологические
Ответ: с

10. Задача поставлена правильно, если она:
a. сформулирована с использованием глагола действия
b. описывает, что Не надо делать
c. содержит санкции в случае невыполнения
Ответ: а

11. Как называются задачи, привязанные к определенному времени?
a. жесткие
b. гибкие
c. мягкие
Ответ: а

12. Название подхода к постановке цели – это аббревиатура на английском, которая расшифровывается как конкретная, измеримая, достижимая, релевантная, ограниченная по срокам:
a. Смарт
b. Свот
c. Помидоро
Ответ: а

13. Метод исследования разных сфер жизни - визуальный инструмент, который помогает человеку быстро понять, насколько он удовлетворен своей жизнью, насколько сбалансирована его жизнь:
a. Бостонская матрица
b. Матрица Эйзенхауэра
c. Колесо баланса
Ответ: с

14. Метод управления временем, направленный на увеличение эффективности работы при меньших временных затратах за счёт глубокой концентрации и коротких перерывов (как правило, 25 минут работы и 5 минут отдыха), называется:
a. Смарт
b. Свот
c. Помидоро
Ответ: с

15. Измерение, запись и анализ затрат времени в тайм-менеджменте называют:
a. определение
b. описание
c. хронометраж
Ответ: с

Критерии оценивания:
Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ:
«зачтено» – верно выполнено более 60% заданий.
«не зачтено» – верно выполнено менее 60% заданий.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ: Каждое задание оценивается 1 баллом. Оценивание КИМ теоретического характера в целом:
• «зачтено» – верно выполнено более 50% заданий; «не зачтено» – верно выполнено 50% и менее 50% заданий;
• «отлично» – верно выполнено 85-100% заданий; «хорошо» – верно выполнено 70-84% заданий; «удовлетворительно» – верно выполнено 51-69% заданий; «неудовлетворительно» – верно выполнено 50% или менее 50% заданий.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ ОТКРЫТОГО ТИПА
1. _________ - это процесс прогнозирования, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, направленный на формулировку и достижение цели (вставьте существительное).
Ответ: управление или менеджмент.

2. Следующие задачи «обучение и развитие людей в команде, создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе» соотносятся с функцией менеджмента (PAEI-код), а именно: функцией ________ (вставьте существительное).
Ответ: интеграции.

3. Следующие задачи «исследование ситуаций клиентов в динамике, поиск новых источников финансирования» соотносятся с функцией менеджмента (PAEI-код), а именно: функцией ________ (вставьте существительное).
Ответ: предприимчивость, развитие.
4. _________ управления – лицо, группа людей или организация, принимающая решения и управляющая объектами, процессами или отношениями путём воздействия на управляемую систему для достижения поставленных целей (вставьте существительное).
Ответ: субъект.

5. ________ управления – это то, кем или чем управляют (вставьте существительное).
Ответ: объект.

6. _______ управления — это набор способов, приемов, средств воздействия на управляемый объект (вставьте существительное).
Ответ: метод.

7. _______ государственной молодежной политики является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие потенциала молодежи и его использование в интересах инновационного развития страны (вставьте существительное).
Ответ: целью.

8. ______ молодежную политику следует рассматривать как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодежными организациями (вставьте прилагательное).
Ответ: государственную.

9. _______ - это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно (вставьте существительное).
Ответ: молодежь.

10. ______ семья – это лица, состоящие в заключенном в установленном законодательством Российской Федерации порядке браке, в том числе воспитывающие ребенка (детей), либо лицо, являющееся единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей), в возрасте до 35 лет включительно (вставьте прилагательное).
Ответ: молодая.

11. _______ по работе с молодежью – это гражданин, имеющий соответствующую профессиональную квалификацию, осуществляющий трудовую деятельность в инфраструктуре молодежной политики (вставьте существительное).
Ответ: специалист.

12. _______ специалист - гражданин в возрасте до 35 лет включительно, завершивший обучение по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессионального обучения, впервые устраивающийся на работу в соответствии с полученной квалификацией (вставьте прилагательное).
Ответ: молодой.

13. ________ молодежи – это применение молодыми гражданами имеющихся у них способностей и приобретенных ими знаний, умений, навыков, компетенций и опыта в целях удовлетворения их потребностей в профессиональном, социальном и личном развитии (вставьте существительное).
Ответ: самореализация.

14. _________ молодежной политики – это система государственных, муниципальных организаций, индивидуальных предпринимателей и общественных объединений, обеспечивающих возможность оказания услуг и проведения мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения и развитие молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений (вставьте существительное).
Ответ: инфраструктура.

15. Одним из принципов молодежной политики является ________ участия молодежи, молодых семей, молодежных общественных объединений в формировании и реализации молодежной политики (вставьте существительное).
Ответ: обязательность

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ.
«Отлично» (зачтено): Ответ полный, развернутый. Вопрос точно и исчерпывающе передан, терминология сохранена, студент превосходно владеет основной и дополнительной литературой, ошибок нет.
«Хорошо» (зачтено): Ответ полный, хотя краток, терминологически правильный, нет существенных недочетов. Студент хорошо владеет пройденным программным материалом; владеет основной литературой, суждения правильны.
«Удовлетворительно» (зачтено): Ответ неполный. В терминологии имеются недостатки. Студент владеет программным материалом, но имеются недочеты. Суждения фрагментарны.
«Неудовлетворительно» (не зачтено): Не использована специальная терминология. Ответ в сущности неверен. Переданы лишь отдельные фрагменты соответствующего материала вопроса. Ответ не соответствует вопросу или вовсе не дан.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см. приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация заключается в проведении в конце семестра зачета по всему изученному курсу. Вопросы и задания размещены в разделе «Промежуточная аттестация по дисциплине» онлайн-курса на образовательном портале «Цифровой университет АлтГУ».

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Кравченко А.И. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 А. И. Кравченко Социология: , М. : Издательство Юрайт, 2018. — 384 с www.biblio-online.ru/book/271CD108-E337-49B4-95F8-FF0BA69B7C6D
Л1.3 Кравченко А.И. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ионин, Л. Г. Философия и методология эмпирической социологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт // ЭБС «Юрайт», 2017 www.biblio-online.ru/book/F3786359-9CB8-4855-8839-DA5D5773DAEB.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 курс в Мудл https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=10436
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office 2010 (Office 2010 Professional, № 4065231 от 08.12.2010), (бессрочно);
Microsoft Windows 7 (Windows 7 Professional, № 61834699 от 22.04.2013), (бессрочно);
Chrome (http://www.chromium.org/chromium-os/licenses ), (бессрочно);
7-Zip (http://www.7-zip.org/license.txt ), (бессрочно);
AcrobatReader (http://wwwimages.adobe.com/content/dam/Adobe/en/legal/servicetou/Acrobat_com_Additional_TOU-en_US-20140618_1200.pdf), (бессрочно);
ASTRA LINUX SPECIAL EDITION (https://astralinux.ru/products/astra-linux-special-edition/), (бессрочно);
LibreOffice (https://ru.libreoffice.org/), (бессрочно);
Веб-браузер Chromium (https://www.chromium.org/Home/), (бессрочно);
Антивирус Касперский (https://www.kaspersky.ru/), (до 23 июня 2024);
Архиватор Ark (https://apps.kde.org/ark/), (бессрочно);
Okular (https://okular.kde.org/ru/download/), (бессрочно);
Редактор изображений Gimp (https://www.gimp.org/), (бессрочно)
6.4. Перечень информационных справочных систем
Электронная база данных «Scopus» (https://www.scopus.com/)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU (https://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Рекомендации по освоению лекционных занятий
При работе с конспектом лекций необходимо учитывать тот фактор, что одни лекции дают ответы на конкретные вопросы темы, другие – лишь выявляют взаимосвязи между явлениями, помогая студенту понять глубинные процессы развития изучаемого предмета, как в истории, так и в настоящее время.

Студентам необходимо:
- на отдельные лекции приносить требуемый преподавателем дополнительный материал в бумажном или электронном виде(таблицы, графики, схемы). Этот материал будет прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
- перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если и в этом случае разобраться в материале не удалось, то нужно обратиться к лектору или к преподавателю на практических занятиях.

Рекомендации по подготовке к семинарским (практическим) занятиям

Подготовку к каждому семинарскому (практическому) занятию студенты должны начать с ознакомления с планом данного занятия, который отражает содержание предложенной темы. Тщательное продумывание и изучение вопросов плана основывается на проработке текущего материала лекции, а затем изучения обязательной и дополнительной литературы, рекомендованной к данной теме.
Студентам следует:
- приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
- до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
- при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно - правовые акты (если этого требует освоение темы), материалы периодических изданий, справочную литературу, что позволит значительно активизировать процесс овладения информацией, а также будет способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
- в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
- в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
- на занятии демонстрировать понимание темы. В случае затруднений обращаться к преподавателю.